Бюджетный процесс на федеральном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 00:07, реферат

Краткое описание

Цель работы - изучить законодательные акты и научные источники, характеризующие роль бюджетного процесса в Российской Федерации.

Содержание

Введение
1.Сущность бюджетного процесса в Российской Федерации
2. Стадии бюджетного процесса
Заключение
Словарь терминов
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Бюджетный процесс на федеральном уровне.docx

— 38.47 Кб (Скачать файл)

Бюджетный процесс на федеральном  уровне

Содержание  
Введение   
1.Сущность  бюджетного процесса в Российской  Федерации  
2. Стадии  бюджетного процесса  
Заключение  
Словарь терминов  
Список  использованных источников  
 

Введение

       Активные процессы интеграции  Российской Федерации в мировое  экономическое пространство в  качестве равноправного партнера  развитых стран определяют необходимость  соответствия всех экономических  сфер деятельности государства  рыночным стандартам. В первую  очередь это относится непосредственно  к системе управления государственными  финансовыми потоками, от которой  напрямую зависит успешное выполнение  задач и функций общегосударственной  важности. Эта система должна  быть максимально прозрачной. Механизм  её функционирования должен быть  чётко отлажен. Функции её участников  должны быть строго распределены  и сбалансированы. Скорость прохождения  финансовых ресурсов должна быть  оптимальной. Этим обусловлена  актуальность темы.

        Цель работы  -  изучить законодательные акты и научные источники,  характеризующие роль бюджетного процесса в Российской Федерации.

В соответствии с   целью исследования ставятся следующие задачи:

1) изучить   понятия бюджетного процесса, его  стадии в современном бюджетном процессе Российской Федерации;

3) изучить  принципы бюджетного процесса;

4) изучить  состав участников бюджетного  процесса.

        Исследования в области бюджета,  бюджетного процесса нашли отражение  в трудах отечественных учёных, известных в области финансов, бюджета,   государственного финансового контроля, таких как: Л.И. Абалкин, И.Г. Акперов, Л.В. Белоусова, В.В. Бурцев, О.В. Врублевская, СП. Головач, Л.А. Дробозина, А.А. Ермоленко, Е.Ф. Жуков, Л.П. Павлова, В.Г. Пансков, А.Ю. Пантелеев, Т.А. Позднякова, Г.Б. Поляк, В.М. Родионова, Б.М. Сабанти,  Э.А. Уткин, Е.Г. Ясин, и др.

        Информационной базой  исследования послужили законодательные акты РФ, Постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные документы Счетной палаты РФ, Министерства финансов РФ, материалы российской и зарубежной печати, ресурсы сети Интернет. 

1.Сущность  бюджетного процесса  в Российской Федерации

       Предпосылки  формирования и развития бюджета зародились в Европе, где   бюджет как общегосударственный финансовый план появляется   не ранее XVII века, а во Франции — накануне революции. В конце XVIII — начале XIX в. практически все государства Европы имели свои бюджеты, в которых были предусмотрены доходы и расходы казны на текущий год. Бюджет является необходимым атрибутом любого государства. Бюджет существует там, где существует государство, где существуют и развиваются товарно-денежные отношения. В России он также появился в XVIII веке со времен Петра I.

Ученые XIX — начала XX века подчеркивали, что  бюджет это не только план государственных  доходов и расходов, но и акт  законодательной власти.

     В современном понимании бюджет — это источник информации социально-экономического развития государства, поскольку может сигнализировать о том, как поступают финансовые ресурсы в распоряжение государства, соответствует ли размер централизованных средств государства объему потребностей. Если не в полном объеме аккумулируются доходы в бюджете, то в качестве сигналов обратной связи отрицательный результат свидетельствует о недостаточном финансировании расходов. Таким образом, финансы — лучший информационный источник. В зависимости от того, как они будут функционировать в государстве, а именно в бюджете - зависит состояние материального производства и нематериальной сферы экономики, уровень жизни населения.

        В  правовом смысле бюджет (в  соответствии со ст. ст. 84, 104, 105, 106, 114 Конституции Российской Федерации;  ст. 11 БК РФ) - это, прежде всего  Закон, разработанный Правительством  в соответствии с законодательством  Российской Федерации, рассмотренный  и утвержденный Государственной  Думой, одобренный Советом Федерации  и подписанный Президентом РФ. В ст. 11 БК РФ нашло отражение  понятие «правовая форма бюджета», где закреплено, что федеральный  бюджет разрабатывается и утверждается  в форме федерального закона, бюджеты субъектов Российской  Федерации в форме законов  субъектов Российской Федерации,  местные бюджеты разрабатываются  и утверждаются в форме муниципальных  правовых актов представительных  органов муниципальных образований.

         В Бюджетном Кодексе Российской Федерации(далее, БК РФ)  установлены общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определены  основы бюджетного процесса и межбюджетных правоотношений.

       В основе бюджетного процесса  лежат принципы построения бюджетной  системы Российской Федерации.   Важные    принципы, характеризующие  бюджетный процесс в Российской  Федерации- это принципы: законности, облечения бюджета в форму нормативного правового акта, разграничения компетенции между представительными и исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления в бюджетном процессе, специализации бюджетных показателей, непрерывности (цикличности) бюджетного процесса, гласности и публичности бюджетного процесса, плановости бюджетного процесса, организации финансового контроля на всех стадиях бюджетного процесса.

Основные  направления в бюджетном процессе: 

— формирование бюджетов на трехлетний период;

— четкая структура состава и полномочий участников бюджетного процесса; 
— формирование бюджетов на основе единых принципов организации бюджетного процесса;

— четкая увязка бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг  с выполнением государственных (муниципальных) заданий; 
— планирование расходов на реализацию долгосрочных целевых программ и осуществление бюджетных инвестиций на основе разделения обязательств; 
—  стимулирование органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по эффективному распоряжению и управлению региональными и муниципальными финансами;

 —  отражение каждой программы и  видов средств в составе ведомственной структуры расходов соответствующего бюджета, детальная классификация средств отдельных бюджетов;

—использование  основных принципов и позиций  бюджетной классификации РФ.

       Для всех уровней бюджетной системы используются  общие нормы, устанавливающие: требования к содержанию среднесрочного финансового плана, к прогнозам социально-экономического развития, порядок утверждения и реализации долгосрочных целевых программ, условия прогнозирования доходов и планирования расходов бюджета, состав показателей, утверждаемых в проекте закона о бюджете, его этапы и сроки составления.

Бюджетный процесс России происходит в 4 этапа:

  • составление проектов бюджетов – подготовка экономического обоснования доходов и расходов бюджета;
  • утверждение проектов бюджетов – принятие нормативно—правовых актов о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год;
  • исполнение бюджетов – получение доходов бюджета и распределение бюджетных средств в соответствии с нормативно—правовым актом о бюджете;
  • контроль за исполнением бюджетов и отчет об исполнении бюджетов – текущий контроль за использованием бюджетных средств в процессе исполнения бюджета и подведение итогов исполнения бюджета по окончании финансового года.

         Участниками бюджетного процесса на федеральном уровне являются:

 Президент Российской Федерации;

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

Правительство Российской Федерации;

Министерство  финансов Российской Федерации;

Федеральное казначейство;

 Центральный банк Российской Федерации;

 Счетная палата Российской Федерации;

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

органы  управления государственными внебюджетными  фондами Российской Федерации;

главные распорядители, распорядители и  получатели средств федерального бюджета;

 главные распорядители, распорядители и получатели средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

 главные администраторы (администраторы) доходов федерального бюджета;

главные администраторы (администраторы) доходов  бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита федерального бюджета;

главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

 Особенности  бюджетных полномочий участников  бюджетного процесса, являющихся  федеральными органами государственной  власти (государственными органами), Бюджетным  Кодексом и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Основы  составления проектов бюджетов

        Первым моментом бюджетной деятельности является бюджетная инициатива, устанавливающая социально- экономическую направленность бюджетной политики.

    Проект  бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в  целях финансового обеспечения  расходных обязательств.

    Составление проекта бюджета начинается с  приказа Президента РФ Правительству  РФ о начале разработки бюджета.

      Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с положениями Бюджетного Кодекса, прогнозов и планов развития страны.

    Проект  федерального бюджета и проекты  бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период.

       На начальном этапе осуществляется  анализ основных положений в  социально- экономической сфере,  определяется баланс финансовых  ресурсов, устанавливаются основные  направления бюджетной политики, затем рассчитываются контрольные  цифры бюджетного проекта.

         На втором этапе территориальные  органы государственного управления  осуществляют проработку контрольных  цифр, после чего ведется их  согласование.

Программно-целевое бюджетное планирование исходит из необходимости направления бюджетных ресурсов на достижение общественно значимых и, как правило, количественно измеримых результатов деятельности получателей бюджетных средств с одновременным мониторингом и контролем за достижением намеченных целей и результатов.

Расширение  сферы применения и повышение  качества программно-целевых методов  бюджетного плакирования предполагается осуществить путем:

Информация о работе Бюджетный процесс на федеральном уровне