Бюджетный контроль, осуществляемый органами местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 05:52, контрольная работа

Краткое описание

Создание системы финансового контроля местных бюджетов, включающей в себя как муниципальный, так и государственный финансовый контроль, разработка соответствующего методического, информационного обеспечения и стандартов финансового контроля местных бюджетов направлены на решение задачи повышения эффективности межбюджетных отношений и в целом бюджетного процесса в муниципальных образованиях. Это определяет актуальность темы исследования.

Содержание

Введение……………………………………………………………. 3
1. Формы бюджетного контроля…………………………………….. 5
2. Методы бюджетного контроля……………………………………. 11
3. Документальный и фактический контроль………………………. 14
4. Вопросы бюджетного контроля на уровне местного
самоуправления……………………………………………………..
20
Заключение…………………………………………………………. 23
Список литературы………………………………………………… 24

Вложенные файлы: 1 файл

КонтрБюджетПраво.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

К методам  бюджетного контроля в первую очередь  относят формальные и арифметические проверки, при которых соответственно выясняют точность заполнения бланков  и регистров учета, наличие на них всех необходимых реквизитов, а также подсчитываются суммы  и итоги, т. е. определяется правильность самих документов и отражаемых ими финансово-хозяйственных операций.

Нормативная проверка - один из основных приемов бюджетного контроля16. Суть ее заключается в сопоставлении фактических расходов с нормативными (плановыми). Этот прием используют для проверки правильности применения материальных и денежных норм и нормативов при составлении сметы расходов бюджетных учреждений и при сметно-бюджетном финансировании, обоснованности составления расчетов к смете и расходной части бюджета на основе сводных отраслевых смет, правильности списания расходов по статьям затрат.

Обратный  счет как метод бюджетного контроля основан на экспертной оценке материальных и финансовых затрат с целью последующего определения величины необоснованных списаний в расход средств, которые ко времени ревизии имеются в наличии.

Кроме того, выделяются инициативная и обязательная, внутренняя и внешняя, а также  встречная проверки.

Инициативные  проверки осуществляются органами бюджетного контроля в тех случаях, когда возникает такая необходимость. Например, в соответствии со ст. 138 БК РФ уполномоченный орган государственной власти Российской Федерации вправе провести проверку бюджета субъекта Федерации — получателя финансовой помощи из федерального бюджета. Однако при получении таким субъектом финансовой помощи в объеме, превышающем 50% расходов его консолидированного бюджета, проверка его бюджета субъекта РФ проводится в обязательном порядке17.

Внутренние  проверки осуществляются органами исполнительной власти, в первую очередь финансовыми. В соответствии со ст. 271 БК РФ при рассмотрении отчета об исполнении бюджета в органе исполнительной власти субъекта Федерации или органе местного самоуправления может быть назначена внутренняя проверка указанного отчета. Эта проверка осуществляется органами Минфина России в соответствии с заключенным им соглашением с органом исполнительной власти субъекта Федерации или органом местного самоуправления18.

Внешние проверки осуществляются контрольными органами представительной власти. Согласно ст. 272 БК РФ до начала рассмотрения отчета об исполнении бюджета представительным органом его контрольным органом проводится его внешняя проверка.

Встречные проверки предполагают сличение имеющихся  в ревизуемой организации записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или которыми выданы денежные средства, материальные ценности и документы.

К методам  бюджетного контроля также относятся: инвентаризация, обследование, контрольный обмер выполненных объемов работ, экспертиза и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Документальный и фактический контроль.

В зависимости от вида информационного обеспечения контроля различают документальный контроль и фактический контроль.

Документальный  контроль проводится на основании первичных  документов, реестров бухгалтерского учета, сметы расходов бюджетных  организаций и расчетов к ним, а также иной документации.

Основные приемы документального  контроля19:

- Формальная и арифметическая проверка документов;

- Встречная проверка документов или записей;

- Юридическая, экономическая и финансовая  оценка  совершенных хозяйственных операций;

- Нормативная проверка;

- Сплошное и выборочное наблюдение;

- Приемы экономического анализа;

- Технико-экономические расчеты.

 

Фактический контроль предполагает проверку контролируемых объектов в  натуре путем инвентаризации, осмотра  материальных объектов, контрольного завеса и т.д.

Основные приемы фактического контроля20:

- Инвентаризация  материальных ценностей и денежных  средств;

- Обследование;

- Экспертная оценка специалистами  фактического объема и качества  выполненных работ и услуг,  правильности списания сырья,  материалов и денежных средств,  полноты оприходования материальных  и денежных средств;

- Визуальное наблюдение (контрольные обмеры, взвешивания);

- Проверка соблюдения трудовой  и финансовой дисциплины.

 

Классификация контроля является основой деления методов контроля на документальные и фактические. Наиболее эффективно сочетание двух видов контроля, но в некоторых случаях невозможен либо фактический контроль (имущество территориально удалено или утрачено), либо документальный (например, документы уничтожены при пожаре). Поэтому иногда осуществляется только один вид контроля. На выбор вида контроля может влиять оценка вероятности искажения данных, недобросовестности проверяемой организации, целесообразности и экономичности осуществления контрольного мероприятия.

Разграничение контроля на камеральный  и выездной наиболее характерно для  государственных органов финансового  контроля.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения контрольного органа, и как правило, является документальной. Выездная проверка проводится по месту нахождения проверяемой организации и может быть как документальной, так и фактической.

Аудиторские проверки, как правило, выездные. Но небольшие организации, не имеющие существенных остатков основных средств, запасов, могут предоставлять документы непосредственно в аудиторскую организацию, что не противоречит Закону «Об аудиторской деятельности».

Судебно-бухгалтерская экспертиза, как правило, является камеральной и документальной, если рассматриваемые вопросы не требуют изучения состояния имущества и т.п.

Законодательство предусматривает  два вида проверок: плановые и внеплановые.

Под плановой выездной проверкой  понимается проверка деятельности организации, проводимая группой инспекторов по месту нахождения и/или ведения деятельности организации, включенная в план выездных проверок контрольной службы. Плановая выездная проверка проводится с предварительным уведомлением организации21.

Уведомление организации  о проведении плановой выездной проверки осуществляется посредством телефонной, факсимильной или электронной связи не позднее чем за пять рабочих дней до даты начала проверки. К письменному уведомлению может быть приложен список документов, которые организация обязана представить инспекторам в указанный в уведомлении срок.

Проверка организации, не включенная в план выездных проверок, является внеплановой; она проводится группой инспекторов по месту нахождения и/или ведения деятельности организации и назначается с целью проверки исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, исполнения требования законодательства и в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента и Правительства Российской Федерации22.

В зависимости от охвата операций управляемого субъекта в ходе осуществления контроля различают  следующие виды контроля: тематический (частичный); комплексный (полный)23.

Комплексные ревизии  и тематические проверки проводятся по месту расположения проверяемых  объектов. Сроки, объемы и способы  их проведения устанавливаются Счетной  палатой.

В ходе проведения ревизий  и проверок на основе документального подтверждения законности производственно-хозяйственной деятельности, достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяется своевременность и полнота взаимных платежей проверяемого объекта и федерального бюджета.

По итогам проведения ревизии или проверки составляется отчет, за достоверность которого соответствующие  должностные лица Счетной палаты несут персональную ответственность24.

 

Для проведения комплексной  ревизии создается ревизионная  группа во главе с руководящим должностным лицом. В состав группы включаются специалисты, способные глубоко проверить и дать объективную оценку производственной и финансово-хозяйственной деятельности.

Тематические контрольные  проверки — это форма текущего финансового контроля однородных хозяйственных операций, выполняемых объединениями, предприятиями, например использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечения сохранности государственной собственности. Тематические проверки имеют сходство с текущими проверками, но проводятся по более широкому кругу показателей конкретной темы с применением методов экономического анализа, вычислительной техники и привлечением специалистов различного профиля. Если в процессе текущего обследования применяются в основном методы фактического контроля, то при тематических проверках используются планово-нормативная и договорная информация, данные бухгалтерского учета, хронометражные наблюдения, проводятся выборочные инвентаризации ценностей.

 В зависимости от  уровня организации финансового контроля различают финансовый контроль на уровне25:

•    государства;

•   субъекта Федерации;

•    муниципалитета;

•   отрасли;

•   отдельного предприятия;

•    структурного подразделения (цеха, участка и т.д.) организации.

В зависимости от нормативной базы осуществления контроля различают финансовый контроль, осуществляемый на основании26:

•    Конституции  РФ, конституционных федеральных  законов;

•   федеральных  законов Российской Федерации;

•   законов субъектов  Российской Федерации;

•   нормативных актов федеральных органов исполнительной власти;

•    нормативных  актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

•   локальных нормативных  актов организаций;

В зависимости от сферы  осуществления финансового контроля различают следующие его виды:

•    валютный;

•    налоговый;

•   таможенный;

•    наличного  денежного оборота и др.

В связи с тем, что  названные сферы существенно  различаются, для их проверки могут  создаваться специальные контрольные  органы (например, соблюдение налогового законодательства Российской Федерации проверяет Федеральная налоговая служба27).

В зависимости от источника  финансирования различают следующие виды финансового контроля:

•   за счет проверяемого субъекта;

•   а счет управляющего субъекта;

•   за счет третьих лиц.

Средства проверяемого субъекта являются источником финансирования коммерческого финансового контроля, оплаты услуг внешних аудиторских организаций. За счет проверяемого субъекта организуется также и внутренний контроль, формой оплаты которого является оплата труда внутренних ревизоров28.

Государственный контроль осуществляется, как правило, за счет средств управляющего субъекта, т.е. соответствующей статьи государственного бюджета. Поскольку организации  формируют доходную часть бюджета в форме уплаты налогов, фактически та же налоговая проверка косвенно финансируется за счет самих же налогоплательщиков. Но при проверке бюджетных организаций источником финансирования является управляющий субъект29.

Финансовый контроль за счет третьих лиц осуществляется крайне редко. Примером может быть общественный контроль, осуществление которого ведется за счет собранных инициаторами средств.

 

4. Вопросы бюджетного контроля на уровне местного самоуправления.

Согласно установленным законодательством  нормам финансовый контроль в стране осуществляет вся система органов государственной власти и местного самоуправления. Государственный финансовый контроль осуществляют федеральные органы законодательной и исполнительной власти. Муниципальный финансовый контроль осуществляется органами местного самоуправления. При этом все органы финансового контроля должны действовать не разрозненно, а представлять собой механизм централизованного управления финансовыми ресурсами страны.

Осуществляя финансовый контроль по соблюдению финансовой дисциплины, органы финансового контроля и их должностные лица сами подпадают под требования соблюдения установленных предписаний и порядка образования, распределения и использования денежных фондов государства. Органы государственного финансового контроля действуют на федеральном и региональном уровнях, органы же муниципального финансового контроля - только на региональном уровне30. Отсюда и возникают проблемы взаимодействия органов финансового контроля - государственных и муниципальных.

Взаимодействие органов государственного и муниципального финансового контроля должно решать ряд задач31:

- обеспечение достоверности данных по учету и отчетности доходов, поступающих в бюджетную систему;

- устранение диспропорций  зачисления доходов в различные уровни бюджетов, связанных с применением всех форм расчетов, с учетом льгот и отсрочек, предоставленных отдельным налогоплательщикам;

- правильное распределение  федеральных регулирующих налогов  по различным уровням бюджетов;

- устранение расхождений  отчетных данных и приведение в сопоставимый вид учета и отчетности налогов и обязательных платежей, зачисляемых в бюджетную систему;

- усиление контрольных  функций в целях увеличения  собираемости налогов и других  обязательных платежей;

Информация о работе Бюджетный контроль, осуществляемый органами местного самоуправления