Бюджетно-правовые нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 10:25, контрольная работа

Краткое описание

Понятие нормы права относится к числу важнейших категорий теории государства и права.
Нет в правовой системе другого составного элемента, который был бы связан с иными столь тесно и непосредственно, как нормы права. Любое правовое явление раскрывает и проявляет себя определенным образом только во взаимоотношении и взаимодействии с правовыми нормами. Прежде всего, через них, на их основе происходит воздействие государства на правовую систему общества в целом и на составляющие ее элементы в отдельности.

Содержание

1. Бюджетно-правовые нормы……………………………………………….3
1.1. Понятие нормы права……………………………………………………3
1.2. Классификация норм права……………………………………………..8
1.3. Структура правовой нормы…………………………………………….11
2. Практическое задание…………………………………………………….17
Список литературы…………………………………………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

Бюджетное право вар 4.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

     Существуют  и другие классификации структурных элементов нормы, связанные с классификацией самих норм. Например, у Алексеева С.С. есть классификация норм на абсолютно и относительно-определенные, что зависит от сложности элементов нормы. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта с внешней стороны нормы предписания и логические нормы получают словесно-документальное, языково-логическое изложение в тексте нормативного юридического акта: его статьях и иных структурных подразделениях (части, пункты, абзацы и даже отдельные фразы или предложения). Главное, что необходимо понять, - это различие между нормой права и статьей нормативно-правового акта. Соотношение нормы и статьи зависит от того, рассматривается ли оно применительно к логической норме или к норме предписанию. Логическая норма в большинстве случаев содержится в нескольких статьях нормативно-правового акта. Специализация права приводит к тому, что элементы логической нормы все более рассредоточиваются по различным статьям нормативных актов. Норма предписание, как правило, соответствует какой-либо части текста нормативного акта (статье, пункту, части статьи, отдельной фразе). Дробление нормы предписания вообще невозможно, норма предписание - это цельное, логически завершенное и формально закрепленное государственно-властное веление. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Практическое задание

  1. Выписать  из Конституции все  нормы, которые касаются сферы экономических  отношений. Оформить результат в виде таблицы.
Группы  экономических норм Конституции Содержание  экономических основ (краткое изложение соответствующей статьи) Для проверки преподавателем (графа студентом не заполняется)
1. Экономические  основы конституционного строя 

(гл. 1)

п. 1 ст. 8 Конституции  гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.  
-правовые  нормы     П. 1 ст. 34 гарантирует каждому гражданину право на свободное использование  своих способностей и имущества  для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а п. 2 ст. 34 не допускает экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.  
3. Экономические  основы федеративного устройства (включая разделение полномочий) (гл. 3) П. 2 ст. 67 Конституции  РФ утверждает, что Российская Федерация  обладает суверенными правами и  осуществляет юрисдикцию на континентальном  шельфе и в исключительной экономической  зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом  и нормами международного права  
4. Полномочия  Президента в сфере экономики  (гл. 4)     Согласно  пп. г, д, е п. 1 ст. 84 Президент Российской Федерации имеет право вносить  законопроекты в сфере экономики  в Государственную Думу; подписывает  и обнародует федеральные законы в сфере экономики; обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.  
5. Полномочия  Федерального  Собрания в сфере  экономики (гл. 7) Согласно пп. а, б, в п. 1 ст. 106 в полномочия Федерального Собрания в сфере экономики подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии.  
6. Полномочия  Правительства в сфере экономики  (гл. 6) Пп. а, б п. 1 ст. 114 определяет полномочия Правительства  Российской Федерации в сфере  разрабатывания и представления  Государственной Думе федеральный  бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой; обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики  
7. Экономические  основы деятельности судов (гл. 7)     Ст. 137 определяет то, что Высший Арбитражный  Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики  
8. Экономические  основы местного самоуправления (гл.8) П. 1 ст. 132 определяет то, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной  собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают  местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения  
 
     
  1. Найти в Бюджетном кодексе  и Конституции  и выписать в виде следующей таблицы  примеры различных  видов правовых норм:

 

Виды норм Бюджетный кодекс Конституция
1-й  пример 2-й пример пример
1. Типичные
а) управомочивающие П. 1 ст. 145

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются органами управления указанных фондов на очередной финансовый год и  плановый период и представляются в  федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, для внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации с проектом федерального закона о тарифах страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и другими документами и материалами, представляемыми одновременно с проектами соответствующих бюджетов

П. 1 ст. 130

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

П. 1 ст. 81 Президент  Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного  и прямого избирательного права  при тайном голосовании
б) обязывающие Ст. 29 Принцип  единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Ст. 37 Принцип  достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов  и расходов бюджета.     П.1 ст. 82 При вступлении в должность  Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:

    «Клянусь  при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и  охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

в) запрещающие П. 1 ст. 83 Если принимается  закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. П. 2 ст. 83 Выделение  бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета. П. 4 ст. 3 Никто  не может присваивать власть в  Российской Федерации. Захват власти или  присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
2. Нетипичные
а) дефинитивные П. 1 ст. 1 К бюджетным  правоотношениям относятся:

отношения, возникающие между субъектами бюджетных  правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных  и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

отношения, возникающие между субъектами бюджетных  правоотношений в процессе составления  и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации, утверждения  и исполнения бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Ст. 6 … бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления;

консолидированный бюджет - свод бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации на соответствующей  территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами …

    П. 1 ст. 1 Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской  формой правления.
б) коллизионные П. 1 ст. 4 Если международным  договором Российской Федерации  установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены бюджетным законодательством Российской Федерации, применяются правила международного договора. П. 2 ст. Международные  договоры Российской Федерации применяются  к бюджетным правоотношениям, указанным  в статье 1 настоящего Кодекса, непосредственно, за исключением случаев, когда из международных договоров следует, что для их применения требуется издание внутригосударственных актов.     П. 4 ст. 5 Общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
в) оперативные Статья 16. Утратила силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 26.04.2007 №63-ФЗ. Статья 43. Утратила силу с 1 января 2008 года. - Федеральный  закон от 26.04.2007 №63-ФЗ. П. 2 ст. 4 Ограничения  перемещения товаров и услуг  могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей
г) обеспечительные Ст. 39 Доходы бюджетов формируются в соответствии с  бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах. П. 1 ст. 41 К доходам  бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные  поступления. П. 3 ст. 4 Российская Федерация обеспечивает целостность  и неприкосновенность своей территории.
3. По методу регулирования
а) императивные П. 1 ст. 40 Доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Органы  Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством  финансов Российской Федерации порядке  учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им поручению (уведомлению).

Органы  Федерального казначейства не позднее  следующего рабочего дня после дня  получения от учреждения Центрального банка Российской Федерации выписки со своих счетов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, осуществляют перечисление указанных доходов на единые счета соответствующих бюджетов.

С. 65 Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов. П. 1 ст. 6 Гражданство  Российской Федерации приобретается  и прекращается в соответствии с  федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований  приобретения
б) диспозитивные П. 2 ст. 74.1 Социальное обеспечение населения может осуществляться посредством принятия публичных нормативных обязательств.

Бюджетные ассигнования на исполнение указанных  публичных нормативных обязательств предусматриваются отдельно по каждому  виду обязательств в виде пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также осуществления мер социальной поддержки населения.

П. 7 ст. 79 Законом  о бюджете субъекта Российской Федерации  может быть предусмотрено предоставление субсидий местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов. П. 2 ст. 40 Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
4. По предмету регулирования
а) материальные Ст. 70 оплату труда  работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами; П. 2 ст. 84 Расходные  обязательства Российской Федерации  исполняются за счет собственных  доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета. П.2 ст. 35 Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
б) процессуальные Ст. 38.1 Принцип  подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных  средств вправе получать бюджетные  ассигнования и лимиты бюджетных  обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Главные распорядители (распорядители) бюджетных  средств не вправе распределять бюджетные  ассигнования и лимиты бюджетных  обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со статьей 158 настоящего Кодекса.

Распорядитель и получатель бюджетных средств  могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.

Подведомственность  получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных  средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

П. 2 ст. 40 Денежные средства считаются поступившими в  доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета. П. 1 ст. 92 Президент  Российской Федерации приступает к  исполнению полномочий с момента  принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

 

  1. В Бюджетном кодексе, Кодексе об административных правонарушениях, Уголовном  кодексе найти  правонарушения, которые  могут иметь место  в бюджетной сфере, проанализировать их состав и оформить анализ в виде следующей таблицы:

 

№ статьи, пункт статьи Бюджетного кодекса, кодекса  об административных правонарушениях, Уголовного кодекса Содержания  правонарушения Субъект правонарушения 
 
 
Субъективная сторона правонарушения Объект правонарушения Объективная сторона  правонарушения
Статья 289. Нецелевое использование бюджетных  средств Нецелевое использование  бюджетных средств, выразившееся в  направлении и использовании  их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств Должностное лицо Умысел, неосторожность Денежные средства Действие, посягающее на денежные средства
Статья 15.15. Нарушение срока возврата бюджетных  средств, полученных на возвратной основе Нарушение получателем  бюджетных средств срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до ста тысяч рублей Должностное лицо Умысел, неосторожность Денежные средства Действие, посягающее на денежные средства
Статья 185. Злоупотребления при эмиссии  ценных бумаг Внесение в  проспект ценных бумаг заведомо недостоверной  информации, утверждение либо подтверждение  содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта или отчета (уведомления) об итогах выпуска ценных бумаг, а равно размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, за исключением случаев, когда законодательством Российской Федерации о ценных бумагах не предусмотрена государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству Должностное лицо Умысел Ценные бумаги Действие, посягающее на ценные бумаги

 

     

     Список  использованной литературы:

  1. Конституция РФ от 12.12.1993 г.
  2. Бюджетный кодекс РФ. Текст с изменениями и дополнениями 2011 г.
  3. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
  4. Годин, А. М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов / А. М. Годин, Н.С. Максимова, И.В. Подпорина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Дашков и К, 2006. – 567 с.
  5. Годин А.М., Горенляд В.П., Подпорина И.В. Бюджетная система РФ: Учебник. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. – 628 с.
  6. Грачева Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С.Г. Финансовое право России. – М.: ТЕИС, 2005. – 232 с.
  7. Колпакова Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебное пособие для вузов / Г. М. Колпакова. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006. – 544 с.

Информация о работе Бюджетно-правовые нормы