Бюджетная политика в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 21:51, доклад

Краткое описание

К июню 1999 года экономика находилась в ситуации сбалансирования своих параметров -- в условиях уменьшения спроса на белорусском и внешнем рынках. В центре внимания находились вопросы сельского хозяйства, хотя внешнеполитическая ситуация сказалась на самоощущении белорусских лидеров.

Вложенные файлы: 1 файл

RB-Budget.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

 

Итоги бюджета в 2000 году

(на 24.01.2001г.)

По предварительным данным в консолидированный бюджет республики за 2000 год поступило доходов в сумме 3168,3 млрд. BYB, что составляет 101,7% от плана. Республиканский бюджет исполнен по доходам в сумме 1648,2 млрд. BYB (101,1 от плана). Обеспечено выполнение плана по основным источникам, составляющим более половины доходов от всех поступлений в бюджет: по НДС - на 101,8% (539,6%), доходам от внешней торговли и внешнеэкономических операций - на 104,8% (141,8 млрд. BYB), налогам на доходы и прибыль - на 101,5% (293,2 млн. BYB). Несколько отстали от запланированных показателей поступления в бюджет акцизов. За последние три года их удельный вес снизился с 15,2% до 11,3%. В 2000 году сумма поступивших в бюджет акцизов составила 185,4 млрд. BYB или 99,4% годового плана.

В 2000 году продолжалось сокращение валютных поступлений в бюджет до 71,9 млн. USD в 1999, до 69,6 млн. USD в прошедшем году.

Результаты экономико-статистического анализа эластичности бюджета от индекса потребительских цен показывают, что за 2000 год по сравнению с 1999 годом коэффициент эластичности инфляционной части доходов бюджета от уровня потребительских цен увеличился на 0,29%, а расходов уменьшился на 0,32%. Следовательно, правительством проводилась более реалистичная, взвешенная и жесткая бюджетная политика.

 

Бюджет  2001

Доходы = 3223,2 млрд. р. (возросли в 2,1 раза)

Расходы = 3471 млрд. р. (в 2,1 раз выше прошлогоднего)

Дефецит =  247,8 млрд. р. (1,5% от ВВП)

 

Уровень финансовых средств в бюджетной системе Беларуси в 2001 г. не претерпел значительных изменений. Исходя из прогнозов, удельный вес доходов бюджета в объеме валового внутреннего продукта составит 34,5% против 33,4% в 2000 г., заявил Министр финансов Республики Беларусь Н.Корбут. Покрытие дефицита намечается осуществлять, в основном, за счет внутренних источников.

  Основной финансовый документ имел еще больший социальный подтекст потому,что за чертой бедности в Беларуси оказалось уже около 40% населения. Так, правительство намерено приступить к разработке "Программы против бедности". Расходы на социальную политику увеличиваются в 2,6 раза и составляют 270,7 млрд. рублей. Приоритетными направлениями бюджетно-финансовой политики также являются госприоритеты:

сфера услуг, мероприятия по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, образование, наука, здравоохранение, культура, поддержка реального сектора экономики и сельхозпроизводства, строительство жилья и стимулирование экспорта.

В частности, 73,1 млрд. рублей будет направлено на реализацию программы по преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС, а 112,2 млрд. - на выплату льгот и компенсаций пострадавшим от этой аварии. На финансирование АПК предполагается выделить 83 млрд. рублей, в т.ч. 0,6 млрд. - на поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств и 1,6 млрд. - на хранение резерва зерна.

Бюджет имел несколько особенностей и составлялся исходя из того, что практически по большинству цен на свою продукцию Беларусь вышла на уровень цен сопредельных регионов. Кроме того, с середины сентября текущего года экономика страны существует в условиях единого курса, что накладывает на правительство и Нацбанк дополнительные обязанности по поддержанию стабильного курса. В будущем году индекс роста потребительских цен планируется в среднем по 2,5 -- 3,5% в месяц (по прогнозам, в этом году он должен был составить 4 -- 5%, а ожидается на уровне 7%). Рост ВВП году прогнозируется на уровне 3 -- 4%, причем в промышленности -- на 4,5 -- 5,5%, в сельхозпроизводстве -- на 5%. Инвестиции намечено нарастить точно так же, как и доходы населения -- на 3,5 -- 4,5%.

Бюджет-2001 ждало еще одно потрясение: пришлось как-то выполнять указание А.Лукашенко о доведении средней зарплаты до 100 долларов. Хотя первоначально Минэкономики представило главе государства более скромные прогнозы, согласно которым в среднем по народному хозяйству зарплата вырисовывалась лишь на уровне 70 -- 75 USD, по реальному сектору -- 80 USD.

Жилья в следующем году прогнозируется построить меньше (2,75 млн. кв.м), чем планируется в этом (3,75 млн. кв.м), однако А.Лукашенко уже обязал правительство поднять планку до 3 млн. кв.м. Снижение темпов связано с попыткой правительства перейти на безэмиссионное кредитование строительства. Предполагается, что основным источником финансирования жилья станут средства населения. В 1999 году они составили 47% от общего объема инвестиций, в этом году, как ожидается, вырастут до 55%. В правительстве считают, что это предельная планка при существующих доходах.

Ни о каком радикальном изменении финансирования науки или других программ говорить не приходится, учитывая, что доходы населения в ВВП составляют от 75% до 78%.

Поддерживать стабильность курса белорусского рубля правительство намерено совместно с Нацбанком с помощью внутренних и внешних источников. Рассчитывает оно также и на технический кредит из России, хотя, по мнению экспертов, выдача его еще не факт. Переговоры с российской стороной идут не так гладко, как хотелось бы.

Правительство декларирует, что денежная политика в будущем году будет жесткой. Национальный банк берет на себя обязательства девальвировать белорусский рубль не более чем на 2,5% в среднем в месяц по отношению к доллару. Одновременно планируется ограничить денежную эмиссию в следующем году суммой 126 млрд. рублей.

Инфляционный прогноз был также очень оптимистичен -- 2,5 -- 3,5% в месяц. В новое тысячелетие страна должна была войти с единым курсом около 1.200 рублей за единицу американской валюты и завершить год с показателем 1.600 рублей за доллар.

Судя по всему, вряд ли государство решится на продажу госсобственности в качестве источника поддержания курса. Не так давно А.Лукашенко заявил, что не допустит ни директорской, ни министерской приватизации.

Стоит обратить внимание еще на одну деталь. Белорусский бюджет верстается без учета беспрецедентных ценовых колебаний на нефть. Беларусь, которая импортирует 80% нефти из России, не может закрывать глаза на трехкратный рост цен на это сырье в течение текущего года. Составители документа считают, что после ценовой вспышки стоимость нефти упадет на привычный уровень. Между тем эксперты предупреждают, что если цена немного и снизится, на прежний уровень она уже не вернется. В таком случае вся построенная бюджетная конструкция будет просто сокрушена.

 

Последние оценки бюджета

 

Бюджетная политика превратилась в перекладывание денег из одного кармана в другой

Мария ЯРОВЕНКО

 

Расходные статьи республиканского бюджета вновь пересмотрены. Последний раз расходы на содержание государственных органов были сокращены в пользу здравоохранения, сейчас глава государства, наоборот, “подрезал” расходы на социальную политику. А правительство тем временем определяется с тем, кому оно будет оказывать социальную поддержку в следующем году.

Указом №323 расходы республиканского бюджета по разделу “Социальная политика” сокращены на Byb 2,8 млрд. Сэкономленные средства будут направлены на финансовую помощь бюджетам других уровней и капитальные вложения.

Эту меру нельзя назвать неожиданной — доходы большинства региональных бюджетов катастрофически отстают от графика. Проблемы с наполнением местных и республиканского бюджетов подтверждаются и тем, что правительство намерено в ближайшее время не только перераспределять, но и просто сокращать расходы по некоторым статьям республиканского бюджета.

Совет Министров на прошлой неделе также занимался проблемами социальной политики. Определен пороговый уровень доходов для категорий граждан, при котором им будет оказываться адресная социальная помощь, которая будет оказываться с января 2001 года. Она предназначена для граждан, совокупный среднедушевой доход которых за три месяца, предшествующих месяцу обращения за помощью, не превышал 50% действующего на дату обращения бюджета прожиточного минимума. Размер помощи составит разницу между суммой, равной половине бюджета прожиточного минимума, и совокупным среднедушевым доходом семьи или одинокого лица. Минсоцзащиты, Минфину и Минтруда до августа поручено разработать порядок и условия оказания адресной социальной помощи и определить категории ее получателей.

Итак, в следующем году адресную социальную помощь решено оказывать лишь людям, получающим меньше половины бюджета прожиточного минимума (БПМ) — как ни парадоксально это звучит. БПМ, как известно, определяет тот минимум доходов, который необходим для удовлетворения физиологических потребностей человека. Если ваш доход меньше БПМ (менее Byb 24 тыс.), вы официально считаетесь бедным человеком. Правительство же посчитало, что оказывать помощь можно лишь тому, кто в два раза беднее бедного. Никто не отрицает, что социальная защита в Беларуси часто безадресна, средства распыляются, льготников слишком много, а среди них немало тех, кто получает льготы необоснованно. Однако гарантирование человеку лишь половины необходимого для физического выживания дохода выглядит как издевательство. Не говоря уже о том, что смысл БПМ как социальной гарантии теряется.

Кстати, в обозримом будущем в Беларуси может измениться и принцип налогообложения доходов населения. Минфин разослал в заинтересованные министерства, ведомства и профсоюзы свежие тексты двух разделов российского налогового кодекса, касающиеся подоходного налога и страховых взносов. Как известно, в России недавно была установлена единая, 13-процентная планка подоходного налога с граждан, а также изменен принцип взимания и распределения страховых взносов. Теперь этим ведает единое казначейство Минфина. Российские профсоюзы подняли вокруг этого нововведения большой шум. По их мнению, специальные страховые фонды могли не только аккумулировать средства и распределять их фактически “с колес”, но и создавать определенный запас. С переводом средств в единое казначейство смысл системы социального страхования теряется — она превращается в систему государственного финансирования социальных расходов. Правда, государственные экономисты объяснили возмущение профсоюзов тем, что их просто лишили голоса в процессе распределения средств.

Вполне возможно, что в преддверии унификации белорусского и российского налогового законодательств Минфин намерен изучить мнение заинтересованных сторон по поводу принятия в Беларуси аналогичной системы взимания подоходного налога и страховых взносов. Белорусские профсоюзы наверняка будут протестовать против этого так же рьяно, как и их российские коллеги. Пока рано говорить о том, как скажется введение единой планки подоходного налога на низкооплачиваемых категориях населения Беларуси. С богатыми все ясно — им единый налог только на руку, поскольку налогооблагаемая база ощутимо сократится. Только вот не увеличится ли она для беднейших слоев населения, с которых сегодня взимается 9-процентный налог? Здесь все зависит от методики исчисления налога. Если она останется прежней (сегодня необлагаемый налогом минимум составляет 2 МЗП плюс 1 МЗП на каждого иждивенца), введение 13-процентного налога существенно отразится на доходах низкооплачиваемых белорусов. Избежать этого можно только в том случае, если необлагаемый минимум будет увеличен.

 

 

 

Мнения экспертов

(От участников научно-практической конференции "Экономика Беларуси:

векторы развития и факторы устойчивого роста")

 

В.ДОЛГОЛЕВ, первый заместитель премьера-министра:

У правительства взвешенный подход. Суть стратегии белорусских реформ -- в построении восприимчивой к научно-техническому прогрессу экономической системы, чутко реагирующей на стимулы к высокоэффективному труду.

Национальная экономическая модель сочетает преимущества рыночного хозяйства и одновременно призвана обеспечивать эффективную социальную защиту. Ее характерными чертами являются:

  • опора на собственные силы в развитии народного хозяйства,
  • многоукладность экономики и равноправное функционирование государственного и частного секторов,
  • активная роль государства в регулировании и реформировании хозяйственной жизни,
  • социальная ориентация, эффективная система защиты уязвимых слоев населения,
  • неуклонный путь к рыночным преобразованиям.

Итоги работы последних лет дают основания считать, что стратегия и методы оздоровления национальной экономики в целом выбраны правильно. Так, за 1996--1997 гг. валовой внутренний продукт возрос на 13,5%, объем промышленного производства -- на 21,7%, объем валовой продукции сельского хозяйства в общественном секторе -- на 4%, выпуск товаров народного потребления -- на 32,1%. За прошлый год ВВП по сравнению с аналогичным периодом 1997 г. увеличился на 8%, объем промышленного производства -- на 11%.

Весь прирост достигнут за счет повышения производительности труда при одновременном снижении энергоемкости производства. Такому успеху способствовала государственная поддержка субъектов хозяйствования.

В целом государственная экономическая политика направлена на развитие реального сектора, совершенствование деятельности госпредприятий. Чрезвычайно важным является обеспечение высоких темпов роста инвестиций в сферу производства товаров и услуг. Объем вложений в основной капитал за прошлый год возрос на 16,2%, в т.ч. в производственной сфере -- на 10%. Этому способствовали опять-таки стабилизация, рост объемов производства промышленности и сельского хозяйства.

Во имя дальнейшего развития реального сектора республике предстоит обеспечить прочную основу для устойчивого роста. Для этого надо будет преодолеть ряд сложнейших проблем. Главные среди них -- снижение инфляции до приемлемого уровня; стабилизация национальной валюты; повышение эффективности производства, сокращение числа убыточных предприятий; структурная перестройка экономики, прежде всего промышленности, на основе новейших технологий; создание современной инфраструктуры транспорта, средств связи и телекоммуникаций, реформирование АПК; расширение выпуска конкурентоспособной продукции; дальнейшая активизация внешнеэкономической деятельности, решение проблемы дефицита торгового баланса. За прошлый год он достиг 1492,8 млн. USD. Правда, надо заметить, что на уровне платежного баланса это не вызывает у государства финансовых трудностей.

Основное, что сдерживает активное проведение структурной перестройки, -- ограниченность инвестиций. Учитывая требования времени, предполагается большую часть собственных и заемных средств предприятий, а также госкапвложений на конкурсной основе направлять на техперевооружение и развитие производств с высокими и наукоемкими технологиями.

Информация о работе Бюджетная политика в Республике Беларусь