Государственный бюджет и проблема его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 13:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение сущности, функций и структуры государственного бюджета в целом и его составляющих, а именно доходы и расходы государства; а также рассмотрение государственного бюджета Республики Беларусь, проблемы его сбалансированности и анализ доходов и расходов белорусского государства.
При написании курсовой работы использовались:
• законодательные и нормативные материалы, относящиеся к изучаемой теме;
• учебники, учебные пособия, освещающие понятие бюджета, основные характеристики доходов и расходов государства;
• периодическая литература, статьи, публикации из периодических изданий, освещающие изучаемую тему.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3-4
1.Государственный бюджет – главный финансовый план страны………..5-16
1.1 Понятие, функции и структура государственного бюджета…………..5-7
1.2 Бюджетный процесс и его этапы………………………………………8-16

2. Доходы и расходы государства…………………………………………17-27
2.1 Характеристика и структура доходов государственного бюджета…..17-19
2.2 Классификация доходов государственного бюджета…………………19-21
2.3 Характеристика и структура расходов государственного бюджета ...21-23
2.4 Классификация расходов государственного бюджета……………….23-27
2.5 Проблема сбалансированности бюджета Республики Беларусь…….27-29

3. Государственный бюджет РБ……………………………………………30-33
3.1 Анализ доходов государственного бюджета Республики Беларусь....33-34
3.2 Анализ расходов государственного бюджета Республики Беларусь..34-36

Заключение………………………………………………………………...37-38
Литература…………

Вложенные файлы: 1 файл

Государственный бюджет и проблема его сбалансированности.docx

— 48.54 Кб (Скачать файл)

Государственный бюджет и проблема его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь.

 
МИНСК 2009  
 
Содержание  
Введение………………………………………………………………………3-4  
1.Государственный бюджет – главный финансовый план страны………..5-16  
1.1 Понятие, функции и структура государственного бюджета…………..5-7  
1.2 Бюджетный процесс и его этапы………………………………………8-16  
 
2. Доходы и расходы государства…………………………………………17-27  
2.1 Характеристика и структура доходов государственного бюджета…..17-19  
2.2 Классификация доходов государственного бюджета…………………19-21  
2.3 Характеристика и структура расходов государственного бюджета ...21-23  
2.4 Классификация расходов государственного бюджета……………….23-27  
2.5 Проблема сбалансированности бюджета Республики Беларусь…….27-29  
 
3. Государственный бюджет РБ……………………………………………30-33  
3.1 Анализ доходов государственного бюджета Республики Беларусь....33-34  
3.2 Анализ расходов государственного бюджета Республики Беларусь..34-36  
 
Заключение………………………………………………………………...37-38  
Литература…………………………………………………………………39  
Приложения  
 
ВВЕДЕНИЕ  
 
Бюджет как особая система общественных отношений исторически возникает и действует там, где существует государство с развитыми товарно-денежными отношениями.  
Прежде всего, государственный бюджет – это главный финансовый план страны, в котором отражаются основные доходы и расходы государства. Кроме того, отдельные регионы, административные единицы для выполнения своих функций формируют свои бюджеты, которыми распоряжаются соответствующие органы местных властей.  
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность для осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта на удовлетворение общегосударственных потребностей: содержание социальной сферы, аппарата управления, внутренней и внешней безопасности, поддержки некоторых отраслей хозяйства и другие нужды, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.  
Бюджет играет большую роль в государственном устройстве страны. Во-первых, он создает финансовую базу функционирования государства. Средства, которые содержатся в бюджете, направляются на содержание государственного аппарата, на социально-культурные мероприятия, на финансирование административно-политической деятельности (армия и правоохранительные органы), т.е. именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития.  
Во-вторых, роль бюджета заключается в том, что он является централь-ным звеном финансовой системы государства, в непосредственной взаимосвязи с бюджетом функционируют все другие звенья финансовой системы. Наличие бюджета создает определенные возможности всем звеньям финансовой системы совершать определенные маневры при использовании денежных средств, с учетом определенных приоритетов для общества, с учетом чрезвычайных ситуаций, с учетом непредвиденных расходов.  
В-третьих, бюджет позволяет решать государственные задачи, связанные с особенностями того или иного государства и особенностями государственного устройства, а именно задачи национальной политики государства, региональной политики и другие специфические задачи.  
Поэтому выбранная тема курсовой работы является актуальной.  
Целью данной курсовой работы является изучение сущности, функций и структуры государственного бюджета в целом и его составляющих, а именно доходы и расходы государства; а также рассмотрение государственного бюджета Республики Беларусь, проблемы его сбалансированности и анализ доходов и расходов белорусского государства.  
При написании курсовой работы использовались:  
• законодательные и нормативные материалы, относящиеся к изучаемой теме;  
• учебники, учебные пособия, освещающие понятие бюджета, основные характеристики доходов и расходов государства;  
• периодическая литература, статьи, публикации из периодических изданий, освещающие изучаемую тему. 
 
 
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ – ГЛАВНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН СТРАНЫ  
1.1 Понятие, функции и структура государственного бюджета  
Ведущим звеном финансовой системы любой страны является государст-венный бюджет.  
Понятие бюджета многогранно. Это объясняется тем, что бюджет рассматривается как экономическая категория, основной финансовый план страны, в котором отражается движение централизованных финансовых ресурсов государства, инструмент государственного регулирования, наконец, как закон, обязательный для выполнения участниками бюджетных отношений.  
Бюджет ( от древнефранцузского слова «бужетт» - кожаная сумка, мешок) – это фонд финансовых ресурсов, который существует в виде баланса денежных доходов и расходов государства, республики, штата, области, района, города, отдельной организации, населения на определенный период времени.  
Его возникновение и развитие связано с зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в качестве одного из инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики.  
Что же касается государственного бюджета, то в самом общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, со-ставленный в форме баланса и имеющий силу закона. Если же исходить из его экономической сущности, то государственный бюджет – это совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и юридическими, физическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственного фонда финансовых средств.  
Бюджет выполняет следующие функции:  
а) распределительную, т.е. через госбюджет перераспределяется от 20 до 60% национального дохода  
б) контрольную, т.е. движение бюджетных ресурсов сообщает о финансо-вом состоянии экономики и позволяет его контролировать  
в) регулирующую, т.е. изменение доходов и расходов госбюджета позволяет смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, темпы инфляции, т.е. стабилизировать экономику  
г) финансирование социальных программ  
Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создавае-мом государством бюджетном механизме, который является конкретным вы-ражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.  
Содержание и структура бюджета зависят от ряда объективных и субъективных факторов. Среди объективных факторов выделяют преобладающую форму собственности, порядок распределения валового продукта, природные, экономические, социальные, национальные особенности страны; к объективным относятся государственное устройство, политика правительства, внешняя экономическая ситуация и др.  
Бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность бюджетов, построение которой соответствует государственному устройству и конституции данной страны.  
Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от формы государственного устройства. Так, бюджетная система унитарных государств (Франции, Великобритании) централизована и состоит из двух звеньев – государственного и местных бюджетов. Бюджетная система федеративных государств включает три звена: наряду с государственным и местными выделяются бюджеты штатов (США), кантонов (Швейцарии), земель (германия) и т.п.  
В государствах с развитой рыночной экономикой функционируют многоуровневые бюджетные системы, специфика формирования которых заключается в самостоятельном формировании бюджетов различных уровней власти: центрального, регионального и местного. Они образуют базу для консолидированного бюджета страны, представляющего собой свод бюджетов нижестоящих территориальных уровней и бюджета соответствующего административно-территориального образования. Он не имеет юридической силы и используется для расчетов и анализа.  
Консолидированный бюджет включает: центральный бюджет (федераль-ный, республиканский), бюджет государственного социального страхования, региональные бюджеты территорий ( штатов, кантонов, земель, провинций), местные, муниципальные бюджеты административных групп – областей, районов, округов, городов)  
Государственный бюджет составляет заблаговременно, и вноситься на утверждение правительству. В случае, если правительственные расходы рав-ны доходам, бюджет считается сбалансированным; если правительственные расходы превышают доходы – имеет место дефицит государственного бюд-жета.  
 
1.2 Бюджетный процесс и его этапы  
Финансово-кредитный словарь под редакцией В.Ф. Гарбузова бюджетный процесс определяет как "регламентированный законодательством порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения государственного и местных бюджетов ".  
Первым показателем существования бюджетного процесса является еже-годная работа финансовых органов над составлением, утверждением, исполнением и заключением бюджета. Вторым показателем наличия бюджетного процесса служит участие в нем всех органов государственной власти (законодательных, исполнительных, судебных, контрольных). Третьим показателем является ежегодная работа над существующими правовыми нормами, определяющими управление, и создание новых. Четвертый - работа над разными нормами, позволяющими привлечь средства для государственной деятельности (доходы от государственной собственности, налоги и сборы). Пятым показателем служит работа над нормативами бюджетных расходов. Шестым является работа над ис-торически обусловленным распределением прав, полномочий и обязанностей всех органов государства. Седьмой показатель наличия бюджетного процесса - работа над бюджетными методами.  
Приведенный перечень показывает, что действительный бюджетный про-цесс намного содержательнее словарного.  
Организующая, направляющая и налаживающая деятельность государст-венных органов не ограничивается составлением правительством проекта бюджета, утверждением законодательным органом бюджета, ежеквартальными разассигнованиями.  
Привлекаемые в бюджет средства сами по себе не работают. Без деятель-ности государственных служащих они не приобретают организующей, направляющей, побуждающей силы. Выбор объектов финансирования, опре-деление величины назначений, исполнение бюджета путем текущего уточнения есть действие политического субъекта – государства. Финансовые решения государства играют главную роль в политической жизни любой развитой страны. Поэтому финансы - материальное отражение государства, а бюджет - главная, основная область финансовых отношений, выражающая прямое материальное опосредование деятельности государства. Лишь косвенные воздействия (цены, ссуды, торговые ограничения, выпуск в обращение) остаются в стороне от бюджета.  
Бюджетные этапы складываются из последовательных, взаимозависимых действий органов власти по разработке и использованию росписи доходов и расходов государства. Различают крупные и мелкие этапы. Крупных выделя-ют четыре: составление, утверждение, исполнение и заключение. Некоторые указывают иную четверку, исключая заключение и выделяя рассмотрение. Хотя рассмотрение проекта бюджета в законодательном органе занимает больше времени и сил, чем сам акт утверждения, все же принято считать, что его направляют туда именно для утверждения. Поэтому прохождение проекта бюджета через парламент в большинстве стран принято именовать этапом утверждения. Контроль происходит на всех указанных этапах. При составлении служащие бюджетного ведомства проверяют правильность представленных расчетов. На этапе утверждения бюджетные комиссии парламента высылают своих представителей в отраслевые ведомства для проверки обоснованности заявок. При исполнении утвержденного бюджета проводят как предварительный, так и текущий контроль. На последнем этапе особенно важен парламентский контроль.  
Так же нет отдельного этапа бюджетного анализа, т.к. анализы делаются постоянно и по мере надобности используются в управлении бюджетом. И само собой разумеется, что они широко проводятся на этапе составления бюджета Ели рассмотреть американское деление бюджетного процесса на следующие этапы: 1) правительственное составление и представление проекта бюджета, 2) законодательное разрешение и назначение средств, 3) исполнение и контроль, 4)составление отчета и ревизия, то можно заметить не эффективность такого разделения: правительственному составлению предшествует никем не оспариваемое составление заявок в ведомствах, разрешение расходов происходит всегда, пока заседает парламент, к тому же контроль и ревизия никак не могут быть на разных, притом лишь двух, эта-пах.  
Указанные нами четыре этапа бюджетного процесса своим содержанием и действиями взаимно обусловлены и связаны. Поэтому можно говорить о беспрерывной разработке бюджета, ибо на этапе исполнения утвержденного бюджета правительство и его бюджетное ведомство беспрерывно управляют его доходами и расходами и все новое, ценное, подсказанное практикой используют, а старое, отжившее отбрасывают.  
Крупные этапы бюджетного процесса состоят из множества последовательных мелких этапов. Всего по расходам их насчитывается более пятидесяти, по капиталовложениям - около сотни. Они охватывают действия органов власти: от зарождения потребности в расходах, их предвидения и программной оценки до утверждения в парламенте отчета правительства об исполнении бюджета. Совокупность последовательных бюджетных этапов составляет бюджетный кругооборот. Подобно обороту капитала в производстве бюджетный кругооборот возобновляется и повторяется, но в отличие от первого возобновляется ежегодно и продолжается в среднем в течение трех лет.  
Важнейшим условием успешного прохождения бюджетного процесса считается соблюдение бюджетного календаря. Оно требует от участников процесса постижения сути этого понятия, его исторической устойчивости, технологической последовательности, оптимальных и критических сроков разработки и утверждения бюджета, познания особенностей календаря разных расходов и бюджетов.  
Бюджетный календарь - это совокупность последовательных периодов прохождения бюджетного кругооборота, обусловленная ежегодностью и своевременностью бюджета.  
Во всех развитых странах бюджет исполняется в течение года, но работа по его разработке и заключению охватывает еще примерно два года. В одном году один бюджет составляется, другой исполняется, третий заключается. Следовательно, бюджетный календарь длится около трех лет. Из развитых стран только США имеют более продолжительный календарь.  
По своей сути бюджетный календарь имеет историческую устойчивость. Объекты, субъекты и даже функции бюджета меняются, а сроки прохождения этапов бюджетного кругооборота остаются почти без изменений. Лишь этапы разработки несколько удлиняются по мере усложнения управления бюдже-том.  
Ныне почти во всех развитых странах начало бюджетного календаря относится ко времени составления перспективного бюджета.  
Перспективный бюджет - это первоначальный черновой набросок бюдже-та на предстоящий финансовый год, составляемый в бюджетном ведомстве правительства. Как правило, в его составлении участвует узкий круг самых высших служащих и основывается он в большей мере на их интуиции, нежели на расчетах специалистов. Этот набросок составляется по самым крупным разделам доходов и расходов, которых насчитывается в бюджетах развитых стран от 12 до 20. Расходы по каждому разделу делятся на два вида: текущие и капитальные. Обычно такой набросок умещается на одной странице и со-держит не твердые, а примерные показатели.  
Перспективный бюджет учитывает показатели 5-летнего бюджета, но не придерживается их. В общих чертах он подлежит одобрению правительством или президентом и выступает как основа бюджетной директивы и контроль-ных показателей. В США его составляют за 12 месяцев до начала финансово-го года, во Франции - 11, Японии - 9, Англии - за 8 месяцев, а общая директива рассылается через месяц после его составления. Следовательно, работа над составлением нового бюджета в этих странах начинается задолго до начала финансового года.  
Конституционные бюджетные права парламента, положения закона о бюджетном процессе, парламентский регламент, порядок и количество чтений бюджетного законопроекта, классовое разделение депутатов, их партийное расслоение по фракциям и ряд других причин определяют сроки поступления проекта бюджета в парламент, длительность его обсуждения и сроки утвер-ждения бюджетного закона.  
Из этого большого круга вопросов прохождения бюджетного процесса через парламент рассмотрим лишь календарную часть. Время пребывания проекта бюджета в парламенте разных стран - от 2 до 10 месяцев. Причем эта продолжительность зависит, как от умения депутатов рассматривать бюджетные вопросы, так и от уровня владения высшими чиновниками финансового управления знаниями организационной науки.  
Если в большинстве развитых стран (США, Франция, Италия, Япония и др.) бюджетный календарь предусматривает утверждение бюджета к началу финансового года, то в некоторых он рассчитан на рассмотрение и его утвер-ждение в первые месяцы начавшегося финансового года. Так, в Англии и в странах Содружества утверждение бюджета происходит в течение первых че-тырех месяцев начавшегося финансового года.  
Общий срок прохождения бюджетного законопроекта в английском парламенте равен по расходам 6 месяцам, по доходам - паре недель. Во Франции нормативный срок прохождения проекта бюджета через парламент составляет 70 дней , начиная с первого вторника октября; предельный срок голосования бюджетного закона - 16 декабря. Если к этому дню парламент не принял решение по бюджету, он лишается права его принятия и бюджет вводится указом президента республики. В Италии проект бюджета поступает в парламент в конце июля - перед парламентскими каникулами, и парламент обязан принять закон о бюджете до 16 декабря.  
Бюджетный процесс в Республике Беларусь.  
Бюджетный процесс - регламентированная Конституцией Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, настоящим Законом и другими нормативными актами деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов  
Министерство финансов Республики Беларусь и местные финансовые органы ежегодно составляют консолидированные бюджеты соответственно Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц.  
Республиканский бюджет утверждается законом Республики Беларусь, местные бюджеты - решениями местных Советов депутатов.  
Финансовый (бюджетный) год на территории Республики Беларусь уста-навливается с 1 января по 31 декабря календарного года.  
Счетный период включает финансовый (бюджетный) год и льготный период после его окончания, составляющий один месяц, в течение которого завершаются операции по обязательствам, принятым в период исполнения бюджета за прошедший финансовый (бюджетный) год.  
Исполнение республиканского и местных бюджетов осуществляется на основании закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, иных нормативных актов Республики Беларусь и решений местных Советов депутатов в соответствии с бюджетной росписью республи-канского и местных бюджетов, утвержденных в порядке, установленном зако-нодательством Республики Беларусь.  
Контроль за исполнением республиканского бюджета осуществляется Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь и Комитетом государственного контроля Республики Беларусь. Оперативный контроль за своевременным поступлением доходов и расходованием средств по целевому назначению возлагается на Министерство финансов, Государственный налоговый комитет, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, местные финансовые, налоговые и таможенные органы.  
В течение финансового (бюджетного) года исполнение республиканского бюджета контролируется Правительством Республики Беларусь и Комитетом государственного контроля Республики Беларусь. Итоги исполнения доходов и расходов бюджета докладываются Правительством Республики Беларусь Президенту Республики Беларусь и Парламенту Республики Беларусь.  
В целях осуществления контроля Правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы вышестоящего территориального уровня вправе в процессе исполнения бюджета потребовать от местных исполнительных и распорядительных органов нижестоящего территориального уровня, государственных налоговых органов, других органов управления, юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, любую информацию, связанную с исполнением бюджета и использованием бюджетных средств.  
Государственная отчетность по исполнению республиканского бюджета представляется в статистические органы в установленные сроки.  
Правительство Республики Беларусь разрабатывает и представляет Президенту Республики Беларусь для внесения в Парламент Республики Беларусь отчет об исполнении республиканского бюджета, который представляется на рассмотрение Парламента Республики Беларусь не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового (бюджетного) года по такой же структуре, что и утвержденный бюджет за соответствующий год.  
Отчет об исполнении республиканского бюджета утверждается законом Республики Беларусь.  
Проект закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за предшествующий финансовый (бюджетный) год рассматривается Парламентом Республики Беларусь до рассмотрения проекта закона о бюд-жете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.  
Отчет об исполнении республиканского бюджета в объеме показателей, принятых при утверждении бюджета, публикуется в печати.  
Составление, рассмотрение и утверждение местных бюджетов  
Каждый местный Совет депутатов самостоятельно формирует свой бюд-жет, базируясь на:  
• закрепленных источниках доходов;  
• нормативах отчислений от республиканских налогов, других обязательных платежей, установленных законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год и решениями местных Советов депутатов для соответствующих бюджетов;  
• дополнительных источниках, установленных местными Советами депута-тов;  
• суммах дотаций, субвенций и субсидий, получаемых из вышестоящих бюд-жетов;  
• потребности в расходах на финансирование мероприятий по экономиче-скому и социальному развитию.  
Порядок и сроки составления местных бюджетов устанавливаются мест-ными исполнительными и распорядительными органами. Составление мест-ных бюджетов производится местными финансовыми органами (бюджетов го-родов районного подчинения, поселков городского типа и сельсоветов - исполнительными и распорядительными органами) на основании прогнозных показателей по доходам и расходам местных бюджетов и получаемых соответственно от Министерства финансов или вышестоящих исполнительных и распорядительных органов прогнозных расчетных показателей, принятых для определения нормативов отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в эти бюджеты, сумм дотаций.  
Составленные проекты местных бюджетов вносятся для рассмотрения в соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы. Одновременно представляются предложения о нормативах отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в нижестоящие бюджеты.  
Исполнительные и распорядительные органы рассматривают проекты местных бюджетов (областного, районного, городского бюджета, бюджета поселка городского типа и сельсовета) и нормативы отчислений от республиканских налогов, других обязательных платежей в нижестоящие бюджеты и представляют соответствующим местным Советам депутатов.  
Контроль за исполнением местных бюджетов осуществляется органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь и соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами вышестоящего уровня. Оперативный контроль за своевременным поступлением доходов и расходованием средств по целевому назначению производится местными финансовыми и налоговыми органами.  
Отчет об исполнении областного бюджета, бюджета города Минска, районного, городского (города областного подчинения) бюджета составляется местными финансовыми органами и представляется соответствующему местному исполнительному и распорядительному органу. Отчет об исполнении бюджета города районного подчинения, поселка городского типа и сельсовета составляется соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом. Отчеты об исполнении местных бюджетов представляются соответствующему вышестоящему финансовому органу.  
Отчеты об исполнении местных бюджетов представляются на рассмотрение соответствующих Советов депутатов в установленные ими сроки. Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении местного бюджета производятся местным Советом депутатов в установленном порядке.  
 
 
2. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВА.  
 
2.1 Характеристика и структура доходов государственного бюдже-та  
Государственный бюджет состоит из двух частей: доходная и расходная части.  
Рассмотрим доходную часть, которая представляет собой перечень источников дохода, поступление денежных средств с указанием каналов поступления и общей суммы дохода за определенный период.  
Доходы бюджета представляют собой экономические отношения, возни-кающие в процессе формирования централизованного фонда денежных средств государства.  
К собственным источникам доходов бюджета относятся:  
• источники доходов, закрепленные законодательством Республики Бела-русь за бюджетом каждого уровня;  
• дополнительные источники доходов, устанавливаемые самостоятельно местными Советами депутатов в соответствии с законодательством Рес-публики Беларусь.  
Основными источниками доходов государственного бюджета являются налоги, которые определяются законодательством страны (например, установление на всей территории Республики Беларусь республиканских налогов производится актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь), и займы.  
К каналам поступления относятся:  
1. налоги, 90% за счет:  
a) отчислений на прибыль или налог на доход;  
b) налога на НДС;  
c) подоходного налога с физических лиц;  
2. поступления от штрафов;  
3. доходы от приватизации и аренды государственных учреждений;  
4. платные услуги административных органов.  
Состав и размеры части республиканских налогов и других обязательных платежей, зачисляемых в бюджеты областей и города Минска, устанавливаются ежегодно в законе о бюджете Республики Беларусь на предстоящий финансовый (бюджетный) год.  
Закон Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь» закрепляет за отдельными бюджетами конкретные виды доходов, которые являются для соответствующих бюджетов закрепленными (собственными).  
Доходы, поступившие в республиканский бюджет, называются общегосу-дарственными или общереспубликанскими, а зачисляемые в местные бюд-жеты – местными доходами и налогами.  
Значительная часть доходов и налогов зачисляется в бюджеты по принципу территориальной принадлежности плательщиков. В частности, в местные бюджеты поступает подоходный налог с граждан, проживающих на территории данного Совета депутатов. Одновременно из местных бюджетов финансируются предприятия, организации, относящиеся к коммунальной сфере (школы, детские дошкольные учреждения, больницы, поликлиники и т.д.), расположенные на территории данного местного Совета.  
В соответствии с принципом подчиненности (подведомственности) налог на прибыль предприятий республиканского подчинения поступает в доход республиканского бюджета, соответственно налог на прибыль, плата за при-родные ресурсы предприятий, относящихся к коммунальной собственности административно – территориального образования, зачисляются в доходы местного бюджета. Для укрепления финансовой базы местных бюджетов часть прибыли предприятий республиканского значения поступает в их фонды. Аналогично из республиканского бюджета финансируются предприятия, учреждения республиканского подчинения, из местных бюджетов – находящиеся в ведении местных Советов депутатов.  
В бюджет могут поступать дотации, субвенции, субсидии. Доходы, зачис-ляемые в местные бюджеты, распределяются между областными, районными, городскими бюджетами, бюджетами поселков городского типа и сельсоветов в зависимости от территориального уровня местных Советов депутатов в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь.  
Распределение части республиканских налогов и других обязательных платежей между областными бюджетами и бюджетами районов и городов областного подчинения осуществляется областными Советами депутатов.  
 
2.2 Классификация доходов государственного бюджета  
Классификация доходов является систематизированной группировкой доходов республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций, основывающейся на нормативных правовых актах Республики Беларусь, определяющих источники их формирования.  
Классификация доходов состоит из групп, подгрупп, видов, разделов и подразделов доходов.  
Классификация доходов по группам включает:  
ü налоговые доходы;  
ü взносы на государственное социальное страхование;  
ü неналоговые доходы;  
ü безвозмездные поступления.  
Классификация доходов по подразделам применяется для детализации доходов в пределах разделов.  
Классификация доходов по подгруппам, видам, разделам и подразделам утверждается Министерством финансов Республики Беларусь.  
В общем виде доходы классифицируются по следующим признакам:  
a) источники (форма изъятия платежа, субъект уплаты, объект обложения, отрасль);  
b) виды (налоги, доходы от государственных предприятий);  
c) способы взимания (налоги и штрафы, плата за услуги и добровольные взносы)  
d) форма, методы изъятия и содержание (налоговые и неналоговые)  
e) порядок и условия зачисления:  
• закрепленные – доходы, которые направляются в конкретный бюджет в зависимости от принципа подчиненности с учетом территориального признака поступлений средств;  
• регулирующие - доходы, которые в соответствии с решениями выше-стоящих органов представительной власти делятся между выше- и нижестоящими бюджетами, обеспечивают сбалансированность местных бюджетов, т.е. если для сбалансирования бюджетов собственных средств не хватает, то для покрытия их расходов предусматривается передача части средств из вышестоящих бюджетов в виде отчислений от доходов и налогов в порядке бюджетного регулирования. Как правило, в качестве регулирующих доходов выступают общереспубликанские государственные доходы и налоги;  
• собственные – заработанные доходы;  
• заемные – доходы, привлекаемые в случае временной недостаточности собственных средств для покрытия запланированных расходов, включающие процентные и беспроцентные ссуды от других бюджетов, займы у коммерче-ских банков, государственные и муниципальные займы  
Как было уже сказано выше, существуют общегосударственные (обще-республиканские) доходы и местные доходы.  
В общегосударственные доходы включаются:  
1) регулирующие доходы, за вычетом отчислений бюджетам областей и города Минска;  
2) доходы от внешнеэкономической деятельности;  
3) поступления от разбронирования государственных запасов и резер-вов;  
4) доходы государственных целевых бюджетных фондов;  
5) трансферты, получаемые от других государств в соответствии с заключенными договорами;  
6) доходы свободных экономических зон;  
7) другие доходы в соответствии с законодательством Республики Бела-русь.  
Что же касается доходов местных бюджетов, то местные Советы депута-тов вправе устанавливать зачисляемые в их бюджеты местные налоги и другие обязательные платежи в соответствии с законодательством Республики Беларусь. В настоящее время доходы местных бюджетов формируются из следующих каналов поступлений: собственных (муниципальных) доходов, налогов и сборов; закрепленных за местными бюджетами налогов и доходов; отчислений от общереспубликанских налогов и доходов. Дополнительно в республиканском бюджете предусматриваются средства, безвозмездно передаваемые местным бюджетам, с целью оказания им финансовой помощи.  
 
2.3 Характеристика и структура расходов государственного бюджета  
В расходах Государственного бюджета, как в зеркале, отражается экономическая и социальная политика государства, его методы управления общественными процессами. Поэтому при внешнем сходстве бюджетов разных стран (в одной формации и периоде) их структура расходов и содержание существенно отличается. 
Структура расходов государственного бюджета, их содержание формируются под воздействием множества факторов. Важнейшими из них выступают уровень развития производительных сил и производственных отношений, конкретная экономическая и социальная ситуация. Существенное влияние оказывает финансовая политика правительства, выбранные приоритеты развития общества и методы реализации намечаемых задач. Общим для расходов бюджетов всех стран является их главное назначение - обеспечить выполнение го¬сударством его внутренних и внешних функций.  
Рассмотрим, куда же направляются средства республиканского и мест-ных бюджетов.  
Из республиканского бюджета финансируются:  
• капитальные вложения в объекты, относящиеся к республиканской собственности;  
• природоохранные мероприятия, осуществляемые в соответствии с общегосударственными программами;  
• мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыль-ской АЭС;  
• общегосударственные программы по социальной защите населения;  
• другие общегосударственные целевые программы;  
• затраты, связанные с внешнеэкономической деятельностью;  
• государственные учреждения и организации образования, подготовки кадров, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения  
• затраты по закладке и обновлению государственных запасов и резер-вов;  
• расходы на содержание республиканских государственных органов, в том числе судов, правоохранительных органов, органов государственной безопасности;  
• национальная оборона, пограничные войска, таможенные органы;  
• погашение кредитов Национального банка Республики Беларусь, выданных для покрытия расходов республиканского бюджета, государственного долга, а также уплата процентов по ним и погашение других долговых обязательств Правительства Республики Беларусь;  
• погашение внешнего долга и уплата процентов по кредитам, получен-ным от иностранных государств и банков, международных финансовых орга-низаций;  
• образование резервных и государственных целевых бюджетных фон-дов;  
• выдача займов, ссуд, дотаций, субвенций, субсидий юридическим и физическим лицам, областным бюджетам и бюджету города Минска;  
• расходы свободных экономических зон;  
• расходы на развитие рыночной инфраструктуры;  
• другие расходы, предусматриваемые в республиканском бюджете на соответствующий финансовый (бюджетный) год.  
Основные направления расходования средств местных бюджетов:  
• капитальные вложения по объектам, относящимся к коммунальной собственности, экономические мероприятия по региональным и межрегиональным программам;  
• региональные мероприятия по социальной защите населения;  
• учреждения социально – культурной сферы местного подчинения  
• содержание местных органов государственной власти и государственно-го управления;  
• содержание правоохранительных органов, находящихся в подчинении местных Советов депутатов;  
• возврат ссуд, полученных из вышестоящих бюджетов;  
• другие мероприятия и программы регионального и межрегионального значения.  
В составе местных бюджетов образуются резервные и целевые бюджет-ные фонды, размеры которых определяются соответствующими местными Советами депутатов.  
Местные Советы депутатов самостоятельно в пределах своих полномо-чий определяют направления использования средств местных бюджетов, за исключением переданных им из вышестоящего бюджета финансовых ресурсов, имеющих целевое назначение.  
 
2.4 Классификация расходов государственного бюджета  
Государственные расходы распределяются в соответствии с бюджетной классификацией.  
Выделяют следующие классификации расходов:  
• ведомственная  
Ведомственная классификация расходов является группировкой расходов республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций, отражающей распределение средств по государственным органам и организациям, являющимся распорядителями средств, в соответствии с законодательством Республики Беларусь, т.е. расходы распределяются в зависимости от министерства и ведомств. Ведомственная классификация расходов утверждается Министерством финансов Республики Беларусь.  
• функциональная  
Функциональная классификация расходов является группировкой расхо-дов республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюд-жетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций, отражающей направление средств на выполнение основных функций государства, т.е. распределение происходит в соответствии с функциональным назначением (государственное управление, международная деятельность, наука и др.). Функциональная классификация расходов состоит из четырех уровней.  
Первым уровнем функциональной классификации расходов являются разделы, определяющие расходование средств на выполнение функций государства.  
Вторым уровнем функциональной классификации расходов являются подразделы, конкретизирующие в пределах разделов направление средств на осуществление деятельности государства в определенной области.  
Третьим уровнем функциональной классификации расходов являются виды расходов, детализирующие расходование средств на осуществление деятельности государства в определенной области в пределах подразделов.  
Четвертый уровень функциональной классификации расходов образует классификация по параграфам, которая применяется для детализации расходования средств на конкретные мероприятия и направления деятельности.  
• экономическая (предметная)  
Экономическая классификация расходов является группировкой расходов республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций по их экономическому содержанию, т.е. отражает расходы по целевому назначению (капиталовложения, оплата труда, кредиты и др.)  
Экономическая классификация расходов утверждается Министерством финансов Республики Беларусь.  
• программная  
Программная классификация расходов является группировкой расходов республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджет-ных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организа-ций по утвержденным в установленном порядке программам и подпрограммам (мероприятиям).  
Программная классификация расходов утверждается Министерством финансов Республики Беларусь и применяется в случае составления бюджетов по программно-целевому методу.  
• смешанная – расходы распределяются по министерствам, а внутри их - по предметам.  
До недавнего времени расходы бюджета объединялись в четыре основные группы: народное хозяйство; социально-культурные мероприятия; оборона; управление. Внутри этих групп они различались по отраслевому, ведомственному и предметному признаку. Такой подход весьма удобен, однако не дает полного представления об экономической природе отдельных видов расходов, их социальной направленности и значимости.  
Для более глубокого анализа эффективности использования бюджетных ресурсов, их влияния на общественные процессы целесообразно расходы бюджета классифицировать следующим образом:  
1. Сфера расходования бюджетных ресурсов: материальная или непроиз-водственная. Расходы на материальную сферу объединяются по своей принадлежности к первому подразделению (производство средств производства) или второму (производство средств потребления), что позволяет определять их влияние на структуру обществен¬ного производства и потребления. В их пределах более четкий адрес расходов дает отрасль, ведомство, группа однотипных предприятий или мероприятий, конкретный объект вложения.  
Расходы бюджета на содержание и развитие непроизводственной сферы, прежде всего, различаются по их главному назначению, т. е. на социально-культурные мероприятия, бытовое обслуживание населения и общегосударственные расходы.  
Каждая из этих групп включает множество видов расходов, которые в свою очередь объединяются также по отраслевому, ведомствен¬ному признаку, затем более конкретно по своему содержанию и специфике деятельности отдельных учреждений и организаций. Например, расходы на социально-культурные мероприятия включа¬ют расходы на просвещение, здравоохранение, на физическую культуру и социальное обеспечение. Бытовое обслуживание — это расходы на развитие коммунального, жилищного, дорожного хозяйствах, благоустройство административных единиц и т. п. Общегосударственные расходы включают ассигнования на управление, содержание правоохранительных органов, оборону, закладку государственных резервов, обслуживание государственного долга и др.  
2. Субъекты финансирования, к которым в наиболее общем виде относят-ся юридические и физические лица. Для первых (звеньев хозяйства и культуры) классификация осуществляется по отраслевому ведомственному признаку, формам собственности (государственная, акционерная, частная), видам деятельности (производственная, на¬учная, коммерческая и т. п.), типам предприятий (крупное, среднее малое, концерны и т. п.), а также методам хозяйствования (хозрасчетное, бюджетное).  
Расходы бюджета на повышение (или поддержание) материального и культурного уровня населения бывают прямые или косвенные. Прямые - это бюджетные ассигнования, которые непосредственно передаются отдельным гражданам. Их можно группировать по слоям населения, их социальной принадлежности, а также формам передачи (пенсии, пособия, индексация доходов, субсидии частным пред¬принимателям, фермерам и т. п.). Косвенное финансирование граждан происходит через дотирование отдельных товаров первой необходимости для сохранения определенного уровня фиксированных розничных цен, тарифов на коммунальные услуги. К ним можно отнести и расходы государства на обеспечение определенного уровня здравоохранения, образования, предоставления на этой основе бесплатных медицинских и образовательных услуг, содержание домов престарелых, инвалидов и т. д. Общая сумма бюджетных ресурсов, направляемая на удовлетворение материальных и социальных нужд населения, их доля во всех расходах бюджета позволяет судить о со¬циальной направленности бюджета.  
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
 
Ведущим звеном финансовой системы любой страны является государст-венный бюджет.  
Понятие бюджета многогранно. Это объясняется тем, что бюджет рассматривается как экономическая категория, основной финансовый план страны, в котором отражается движение централизованных финансовых ресурсов государства, инструмент государственного регулирования, наконец, как закон, обязательный для выполнения участниками бюджетных отношений.  
Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, пере-распределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.  
В общем виде государственный бюджет представляет собой ежегодную смету доходов и расходов государства, т.е. государственный бюджет состоит из двух частей: доходная и расходная.  
Доходная часть представляет собой перечень источников дохода, поступление денежных средств с указанием каналов поступления и общей суммы дохода за определенный период.  
Доходы республиканского и местных бюджетов при их утверждении предусматриваются по группам, подгруппам, видам и разделам классификации доходов.  
В расходах государственного бюджета, как в зеркале, отражается экономическая и социальная политика государства, его методы управления общественными процессами. Поэтому при внешнем сходстве бюджетов разных стран (в одной формации и периоде) их структура расходов и содержание существенно отличается. 
Расходы республиканского и местных бюджетов предусматриваются при их утверждении по ведомственной классификации расходов в разрезе функ-циональной классификации расходов по разделам, подразделам и видам.  
Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансированности. Для финансирования всех прогнозируемых в государственном бюджете расходов необходимо, чтобы они покрывались доходами, т.е. имел место профицит. Однако очень часто расходы превышают прогнозируемые поступления и затем мобилизированные доходы. В таком случае возникает дефицит бюджета.  
Что касается Республики Беларусь, то ее бюджетное устройство основывается на принципах единства бюджетной системы, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему Республики Беларусь, и определяется административно-территориальным делением Республики Беларусь.  
 
 
ЛИТЕРАТУРА  
 
1 Нормативные документы по финансам, налогам и бухгалтерскому учету/ « О бюджете Республики Беларусь на 2007 год»//Минск, 2007  
2 Макроэкономика, под редакцией М.И. Плотницкого, Москва 2002  
3 Курс экономической теории, под редакцией М.И. Плотницкого, Минск 2005  
4 Тарасов В., Чернявская О.Государственный бюджет и механизм дотаций в переходный период к рынку // Финансы, учет, аудит. – 1994. --№7.—С. 62 - 70.  
5 Государственный бюджет. Учеб. пособие / Заяц Н.Е, Ханкевич Л.А, Со-рокина Т.В и др. Под общ. Ред. М.и Ткачук. – Мн. Выш. Шк., 1995г  
6 Костюк В.Н. «Макроэкономика», курс лекций. – М.: «Центр», 2004.  
7 Закон о бюджете Республике Беларусь на 2004, 2005 и 2006 год.  
8 Бюджетный процесс в Республике Беларусь/ Сорокина Т. В. – Мн.: БГЭУ, 2000. – 298 с.  
9 Государственные финансы: Учебное пособие/ Под ред. Г.К. Мультана. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 166 с. – Библиогр.:  
10 Образкова т./ Государственные расходы и бюджетная система// Национальная экономика газета – 2003. – 25ноября - №9. – с. 1,4.  
11 Сорокина Т.В. Государственный бюджет: Учеб. пособие. – Мн.: БГЭУ, 2003. – 289 с.  
12 Сорокина Т.В.Бюджетный процесс в Республике Беларусь. - Мн.: БГЭУ, 2000. – 298 С.  
13 Базылев Н. И., Гурко С. П. Экономическая теория. – Мн.: БГЭУ.1997.


 
 
Read more:http://dfk-dfr.com/load/gosudarstvennyj_bjudzhet_i_problema_ego_sbalansirovanno_sti_bjudzhetnaja_politika_respubliki_belarus/34-1-0-5679#ixzz2vpqVU0VS


Информация о работе Государственный бюджет и проблема его сбалансированности. Бюджетная политика Республики Беларусь