Эффект финансового рычага

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 10:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность модели эффекта финансового рычага обоснована тем, что результаты позволяют диагностировать показатели финансового состояния предприятия, в том числе его экономическую рентабельность, платежеспособность, дать оценку имущественного положения, как на конкретный момент деятельности, так и в динамике.
Вследствие того, что в экономике России происходят трансформации экономических отношений, возникают проблемы особенностей названных экономических отношений предприятий. Особое внимание при анализе автор будет уделять особенностям модели эффекта финансового рычага.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТА ФИНАНСОВОГО РЫЧАГА ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………6
Содержание, формы, принципы эффекта финансового рычага предприятия………………………………………………………………….6
Особенности эффекта финансового рычага предприятия……………...12
Выбор альтернативной методики оценки показателей эффекта финансового рычага фирмы………………………………………………19
2. ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА ЭФФЕКТА ФИНАНСОВОГО РЫЧАГА НА КИРСАНОВСКОМ УЧАСТКЕ ФИЛИАЛА ОАО «МРСК ЦЕНТРА» «ТАМБОВЭНЕРГО»…………………………………………………………..30
Расчет показателей финансового рычага предприятия.............................30
Анализ тенденции показателей финансового рычага предприятия……36
3. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ФИНАНСОВОГО РЫЧАГА ДЛЯ КИРСАНОВСКОГО УЧАСТКА ФИЛИАЛА ОАО «МРСК ЦЕНТРА» «ТАМБОВЭНЕРГО»………………….41
3.1 Технология разработки управленческого решения по финансовому рычагу предприятия……………………………………………………………41
3.2 Прогнозная оценка результатов реализации решений по использованию финансового рычага фирмы на 2012-2013 г…………………………..……….53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………....57

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………...….….61

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 500.21 Кб (Скачать файл)



 

Продолжение Таблицы 3.1

5.2.1

Контролируемые индикаторы исполнения решения и периодичность контроля

п/п

Название индикатора (показателя)

Минимально допустимое значение

Оптимальное значение

Максимально допустимое значение

Периодичность контроля

1.

Привлечение покупателей

20%

50 %

100%

Ежемесячно 

2.

Выполнение планов

50%

90%

100%

Ежеквартально

3.

Анализ кредиторской  задолженности 

10%

50%

100%

Ежемесячно 

           




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Прогнозная оценка результатов реализации решений по использованию финансового рычага фирмы на 2012-2013 г

Рациональная  заемная политика может дать предприятию  неожиданный для большинства  руководителей и бухгалтеров "эффект финансового рычага", который  состоит в том, что дает дополнительное приращение к рентабельности собственных  средств, получаемое благодаря использованию  кредита, несмотря на платность последнего. Это значит, что предприятие, использующее только собственные средства ограничивает их рентабельность, по оценке некоторых специалистов, примерно 2\3 экономической рентабельности. Предприятие же, использующее кредит, увеличивает либо уменьшает рентабельность собственных средств в зависимости от соотношения собственных и заемных средств в пассиве и от величины процентной ставки. Но надо помнить, что этот эффект возникает из-за расхождения между экономической рентабельностью и ценой заемных средств, а это значит, что предприятие должно наработать такую экономическую рентабельность, что бы как минимум хватило для уплаты процентов за кредит.

Разработать данную политику можно при помощи эффекта финансового рычага в  комплексе с иными показателями структуры капитала и платежеспособности предприятия. Необходимость комплексного подхода для регулирования стоимости  капитала объясняется тем, что при  повышении доли заемного капитала, т.е. при увеличении эффекта финансового  рычага, повышается финансовый риск предприятия. Т.е. повышается вероятность банкротства, а это, в свою очередь, влечет за собой  тоже ряд негативным последствий. Например, таких как недоверие покупателей  и кредитных организаций к  данному предприятию.

Также нужно  помнить о том, что повышение  доли заемного капитала увеличивает  транзакционные расходы и требования акционеров в повышении доходности.

Также влияние  на эффект финансового рычага будут  оказывать и внешнеэкономические, политические, законодательные и  социальные риски.

На основе досконального анализа этих рисков и издержек, финансовый менеджер, применив эффект финансового рычага, должен определить, нужно ли финансировать  предприятие за счет заемного капитала.

             Проведем расчет показателей эффекта финансового рычага с использованием разработанных мероприятий, при которых прибыль увеличится  на 50%.   1. Рентабельность продаж:

За 2012 год:

За 2013 год:

Графически это выглядит так:

Рис.3.1 Прогнозное значение показателей рентабельности продаж

за 2012-2013 г.*

*Источник: рассчитано  и составлено автором самостоятельно  на основе данных финансовой  отчетности на Кирсановском участке Филиала ОАО «МРСК Центра»  «Тамбовэнерго»

 

 

По графику  видно, что  степень зависимости  общества  от результатов продаж и внешних источников очень велика, и улучшение показателя рентабельности продаж положительно отразится на прибыльности фирмы в целом.

Проведем  расчет показателей коэффициента оборачиваемости  с использованием разработанных мероприятий, при которых выручка от продаж возрастёт на 50%.

2. Коэффициент оборачиваемости  капитала:                                                   

За 2012 год:

За 2013 год:

Графически это выглядит так:

Рис.3.1 Прогнозное значение коэффициента оборачиваемости  капитала  за 2012-2013 г.*

*Источник: рассчитано  и составлено автором самостоятельно  на основе данных финансовой  отчетности на Кирсановском участке Филиала ОАО «МРСК Центра»  «Тамбовэнерго»

 

Из графика  видно, что коэффициент оборачиваемости  целенаправленно растёт, что является положительным результатом и подтверждает правильность принятого решения.

Результаты  проведенных расчетов показывают, что, изменяя параметры финансовой стратегии  и принимая правильное управленческое решение, можно соответствующим  образом изменять эффект финансового  рычага фирмы. В процессе анализа  выявлено, что наиболее доступным  для общества  способом улучшения  финансового рычага  и повышения  рентабельности  является применение мероприятий по дополнительному  привлечению покупателей, реструктуризации кредиторской задолженности, снижения издержек на расходы не связанные  с производством и на расходы  связанные с производством за счет увеличения объема закупаемого  товара.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении можно сделать выводы:

Эффект  финансового рычага – это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию  кредита, несмотря на платность последнего.

Плечо финансового  рычага – характеризует силу воздействия  финансового рычага - это соотношение  между заемными и собственными средствами.

Если  новое заимствование приносит предприятию  увеличение уровня эффекта финансового  рычага, то такое заимствование выгодно. Но при этом необходимо внимательнейшим  образом следить за состоянием дифференциала: при наращивании плеча финансового  рычага банкир склонен компенсировать возрастание своего риска повышением цены кредита.

Эффект  финансового рычага оптимально должен быть равен одной трети – половине уровня экономической рентабельности активов.

Чем больше проценты и чем меньше прибыль, тем  больше сила финансового рычага и  тем выше финансовый риск, связанный с предприятием, так как возрастает риск невозмещения кредита с процентами для банкира.

В целом  сказанное позволяет сделать  следующие выводы.

 Во первых внешние и внутренние по отношению к бизнесу факторы влияют на эффект финансового рычага и силу его воздействия, и это по-разному отражается на финансовом поведении отечественных компаний и банков разного масштаба.

Во вторых внешние факторы, связанные с государственным регулированием некоторых сфер деятельности бизнеса (налогообложение, динамика стоимости банковских кредитов, государственное финансирование программ поддержки бизнеса и др.), а также с воздействием рынка (доходность облигаций и акций, динамика цен на мировом рынке, динамика курсов валют и т. д.), оказывают на эффект финансового рычага более сильное влияние, чем внутренние факторы, управляемые самим бизнесом.

В третьих  оценка степени влияния внешних факторов, прежде всего государственного регулирования, на финансовое поведение субъектов бизнеса разного масштаба показывает, что оно ориентировано на поддержку, в первую очередь, банков и крупного бизнеса, подчас в ущерб интересам среднего и малого бизнеса.

В четвертых  особенность крупного российского бизнеса, максимально использующего эффект финансового рычага в своих финансовых стратегиях, состоит в значительном участии государства в этих крупнейших корпорациях и банках. Таким образом, для последних госрегулирование не является абсолютно внешним фактором.

В пятых  реально занимается управлением структурой капитала в условиях меняющейся внешней среды и в силу своих возможностей лишь бизнес, в котором государство не участвует, то есть средние и малые компании. За крупный бизнес это делает государство, создавая ему режим наибольшего благоприятствования.

В шестых управление структурой капитала и формирование соответствующих финансовых стратегий компаниями среднего и малого бизнеса выталкивает их за пределы правового поля, поскольку финансовый рынок России сегодня выстроен и отрегулирован под интересы крупного бизнеса с государственным участием.

В седьмых  глобальный кризис ликвидности, в который через масштабные кредиты крупного бизнеса на внешнем финансовом рынке вовлечена и российская экономика, может еще больше ослабить финансовые возможности среднего и малого бизнеса и привести к массовым банкротствам предприятий данных категорий, в то время как крупный бизнес будет защищен государством.

Подводя итоги нужно отметить, что такому понятию как кредиторская задолженность  нельзя дать однозначную оценку. Заемные  средства необходимы для развития предприятия. Однако, неграмотное управление может привести к увеличению задолженности и невозможности рассчитаться по долгам. С другой стороны при умелом руководстве, с помощью заемных средств можно сохранить и приумножить собственные средства. Поэтому деньги в долг могут принести как пользу так и вред.

В сложившиеся  ситуации на Кирсановском участке Филиала ОАО «МРСК Центра»  «Тамбовэнерго» невыгодно использует заёмные средства в обороте предприятия, так как в результате наблюдается понижение суммы собственный капитал  от 16822,45-159445,92 тыс. рублей., за исключением 2010 г. где наблюдается  повышение на 36446,43 тыс. рублей.

Однако нужно иметь в виду, что эти расчеты полностью  абстрагируются от влияния инфляции. Если сравнивать эффект финансового рычага без учёта инфляции и с учетом, то сразу заметно что эффект в 2010 г. увеличился с 62,73% до 71,33%, а в остальных годах уменьшается, допустим в 2011г. без учёта инфляции он составлял 134,25% и с учётом инфляции уменьшился до 131,17%. Можно сделать вывод, что даже при отрицательном дифференциале в условиях инфляции предприятие имеет положительный эффект от использования заёмного капитала.

Отсюда следует, что  предприятие может получить дополнительный эффект финансового рычага за счет неиндексации долговых обязательств, что создает дополнительный доход от применения заемных средств и увеличивает сумму собственного капитала.

Но при этом нужно учитывать, что оно ведёт более рисковый бизнес, поскольку повышение доходности собственного капитала обеспечивается исключительно за счёт высокой доли заёмного капитала. По мнению западных экономистов, эффект от использования заёмного капитала должен составлять 30-50%, то есть ЭФР должен быть равен одной трети — половине уровня рентабельности активов. Тогда ЭФР способен компенсировать налоговые платежи и обеспечить желаемую отдачу собственным средствам.

Следовательно, предприятию необходимо пересмотреть выбранную тактику формирования финансовых ресурсов, чтобы понизить риск неплатёжеспособности и повысить финансовую устойчивость предприятия.

Нами были предложены рекомендации, следуя которых предприятие может  улучшить своё финансовое состояние.

В настоящее время анализируемому предприятию для улучшения структуры  капитала необходимо повысить долю собственных  средств в источниках финансирования за счет рационального распределения  прибыли, рассмотреть все возможные  варианты получения долгосрочных кредитов для усовершенствования производства, а так же сократить отток собственных  средств в дебиторскую задолженность посредством комплексного подхода изучения заказчика.

Увеличение чистой прибыли, возможно, за счет повышения эффективности  использования собственного капитала – увеличения оборотности и повышения  рентабельности собственного капитала, нужно снижать себестоимость  продукции. Налоговый менеджер должен по-максимому учитывать и применять все льготы, предусмотренные НК РФ к торговому предприятию, потому что именно налоговая политика предприятия влияет на величину получаемой чистой прибыли предприятия. Использовать обратный лизинг, чтобы получить дополнительные финансовый ресурсы. Необходимо продать неиспользуемое имущество с целью извлечения дополнительной прибыли.

Предприятию следует оптимизировать структуру  капитала предприятия и обеспечить финансовую устойчивость предприятию. Менеджерам предприятия необходимо грамотно формировать кредитную  политику, а именно тщательно рассчитывать потребность в заёмных источниках финансирования, должны обосновывать экономическую целесообразность приобретения кредита, так же просчитывать какую  выгоду принесёт приобретённый кредит. Таким образом, рациональное и эффективное  использования капитала позволит предприятию  расширить объёмы деятельности.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Акулов В.Б. Финансовый менеджмент: М.: 2006 г.
  2. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия/ Фролова Т.А., Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. – 370с.
  3. Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент. М. – ИНФРА-М. - 2008
  4. Буренин А.Н. Рынки производных финансовых инструментов. - М: ИНФРА-М, 2006.
  5. Бендиков М.А., Джамай Е.В. Совершенствование диагностики финансового состояния промышленного предприятия// Менеджмент в России и за рубежом – 2006, №5 с.25 – 28.
  6. Галицкая С.В. Финансовый менеджмент. Финансовый анализ. Финансы предприятий : / С.В. Галицкая. - М. : Эксмо, 2008. - 651 с. - (Высшее экономическое образование)
  7. Епифанов В.А., Паньковский А.А. Финансовый менеджмент: понятие, направления и практика реализации. – М. – 2007 г.
  8. Иванов А.П. Стоимость чистых активов как критерий финансовой устойчивости компаний// Финансы – 2006, №1, с.62 – 64.
  9. Лапуста М. Г. «Финансы фирмы», 2009.
  10. Каратуев А.Г. Финансовый менеджмент.  –М. – 2006.
  11. Керимов В.Э., Батурин В.М. Финансовый леверидж как эффективный инструмент управления финансовой деятельностью предприятия.
  12. Ковалева А. М. «Финансы фирмы». – М: ИНФРА-М, 2008.
  13. Кондрашова А.В. Финансы предприятия в вопросах и ответах: М.: ТК Велби, 2010. – 216с.
  14. Королькевич В.А. Дилинг и ценные бумаги. Англо-русский словарь терминов и определений. - М: Ось-89, 2006.
  15. Кубышкин И. Использование финансового анализа для управления компанией// Финансовый директор – 2010, №4, с.14 – 19.
  16. Лиференко Г.Н. Финансовый анализ предприятия: М: Издательство «Экзамен», 2010. — 160 с.
  17. Мазурина Т.Ю. Об оценке финансовой устойчивости предприятий// Финансы – 2010, №10, с.70 – 71.
  18. Никитина Н.В. Финансовый менеджмент :  Н.В. Никитина. - М. : КноРус, 2009. - 336 с.
  19. Пястолов С.М. Экономический анализ деятельности предприятий: С.М.Пястолов. - М.: Академический Проект, 2007. - 572 с.
  20. Роуз П.С. Банковский менеджмент. - М: ДЕЛО Лтд, 2009.
  21. Румянцева Е.Е. Финансовый менеджмент : Е.Е. Румянцева. - М. : РАГС, 2009. - 304 с.
  22. Рэдхэд К., Хьюз С. «Управление финансовыми рисками» – М: ИНФРА-М, 2007.
  23. Самсонов Н.Ф. Финансовый менеджмент.– Москва. – ЮНИТИ. – 2006.
  24. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : Г.В. Савицкая. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 536 с. - (Высшее образование)
  25. Семушкина  Н.В.  Руководство по  изучению  дисциплины “Финансовый анализ” /  Московский  государственный университет экономики, статистики и информатики, М., 2006 – 23 с.
  26. Свиридова Н.В. Оценка финансового состояния организации в условиях применения МСФО// Финансы – 2007, №2, с.67 – 69.
  27. Свиридова Н.В. Рейтинговый анализ в исследовании финансового состояния организаций// Финансы – 2007, №12, с.62 – 64.
  28. Сироткин В.Б. Финансовый менеджмент компаний: СПб.: ГУАП, 2011.
  29. Солодухин Д.Н. Финансовая стратегия восстановления платежеспособности предприятия// Финансы – 2008, №4, с.65 – 67.
  30. Степанов Дм. Эффект финансового левериджа и специфика его расчета в российских условиях. М.: Финансы и статистика, 2009.
  31. Суровцев М.Е. Финансовый менеджмент : практикум ; / М.Е. Суровцев, Л.В. Воронова. - М.: Эксмо, 2009. - 140 с. - (Высшее экономическое образование)
  32. Теплова Т.В. Финансовый менеджмент: управление капиталом и инвестициями: М.: ГУВШЭ, 2010.
  33. Финансы организаций (предприятий): Н.В. Колчина и др. под ред. Н.В. Колчиной. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 383с.
  34. Финансы организаций (предприятий): А.Н. Гаврилова, А.А. Попов. – М.: КНОРУС, 2010. – 576с.
  35. Финансовый менеджмент: теория и практика: под ред. Е.С. Стояновой – М.: Изд-во «Перспектива», 2008 – 656с.
  36. Финансовый менеджмент : А.Н. Гаврилова [и др.]. - 5-е изд., стер. - М. : КноРус, 2008. - 432 с.
  37. Черемисина Т.П. Сила финансового рычага в современной России / Т.П. Черемисина // ЭКО. - 2008. - № 5. - С. 27-41.
  38. Хлыстова О.В. Финансовый менеджмент:. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2011.
  39. Шатунов А. Постановка финансового менеджмента на предприятии: предмет и цели управления. / Рынок ценных бумаг. - 2009.
  40. Шарп У.Ф., Александер Г.Дж., Бэйли Д.В. Инвестиции. - М: ИНФРА-М, 2007.
  41. Шуляк «Финансы предприятия» - М.: Перспектива, 2007.
  42. Щетинин, Е.Ю. К анализу эффективности бизнеса в условиях высокой изменчивости его финансовых активов / Е.Ю. Щетинин // Финансы и кредит. – 2011. - №14. – С. 39-41.
  43. Административно-управленческий портал, http://www.aup.ru/.
  44. Краткий анализ финансового состояния предприятия в оценке бизнеса// Информационное агентство РОСЭК: http://www.rosec.ru/.
  45. Максимов О., Воронов К. Финансовый анализ. Некоторые положения методики.// Портал Iteam. Технологии корпоративного управления: http://www.iteam.ru/.
  46. Применение методов статистики для оценивания финансового состояния предприятия на основе балансовых данных// http://www.statsoft.ru/.
  47. Электронная энциклопедия «Википедия» на http://ru.wikipedia.org
  48. Электронный справочник терминов для бухгалтера, финансового директора на http://msu.com.ua/terminu/spravochnik-terminov-dlja-buhgaltera-findirektora.html
  49. Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия на http://slovari.yandex.ru/dict/lukash/article/luk/luk-0465.htm.
  50. Электронный глоссарий на http://www.glossary.ru/cgiin/gl_des2.cgiqqxcidf.

Информация о работе Эффект финансового рычага