Эффект финансового рычага

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 10:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность модели эффекта финансового рычага обоснована тем, что результаты позволяют диагностировать показатели финансового состояния предприятия, в том числе его экономическую рентабельность, платежеспособность, дать оценку имущественного положения, как на конкретный момент деятельности, так и в динамике.
Вследствие того, что в экономике России происходят трансформации экономических отношений, возникают проблемы особенностей названных экономических отношений предприятий. Особое внимание при анализе автор будет уделять особенностям модели эффекта финансового рычага.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТА ФИНАНСОВОГО РЫЧАГА ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………6
Содержание, формы, принципы эффекта финансового рычага предприятия………………………………………………………………….6
Особенности эффекта финансового рычага предприятия……………...12
Выбор альтернативной методики оценки показателей эффекта финансового рычага фирмы………………………………………………19
2. ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА ЭФФЕКТА ФИНАНСОВОГО РЫЧАГА НА КИРСАНОВСКОМ УЧАСТКЕ ФИЛИАЛА ОАО «МРСК ЦЕНТРА» «ТАМБОВЭНЕРГО»…………………………………………………………..30
Расчет показателей финансового рычага предприятия.............................30
Анализ тенденции показателей финансового рычага предприятия……36
3. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ФИНАНСОВОГО РЫЧАГА ДЛЯ КИРСАНОВСКОГО УЧАСТКА ФИЛИАЛА ОАО «МРСК ЦЕНТРА» «ТАМБОВЭНЕРГО»………………….41
3.1 Технология разработки управленческого решения по финансовому рычагу предприятия……………………………………………………………41
3.2 Прогнозная оценка результатов реализации решений по использованию финансового рычага фирмы на 2012-2013 г…………………………..……….53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………....57

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………...….….61

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 500.21 Кб (Скачать файл)

Льготы  и санкции применяются и при  организации финансирования и кредитования производственной деятельности (например, они могут быть применены за нецелевое  использование средств).

Второй  метод - наделение форм финансовых отношений (финансовых рычагов) нормативами.

Финансовые  нормативы – весомость, размер финансового  рычага. Таким образом, финансовые нормативы  обеспечивают реальность и результативность финансовых рычагов.

Важное  значение имеет и разработка количественных параметров каждого элемента финансового механизма, то есть определение ставок, норм, нормативов выделения и изъятия средств, объема отдельных фондов, уровня расходования финансовых ресурсов и др. [4, с.129].

Одним из основополагающих принципов деятельности законодательных и исполнительных органов, связанных с применением  финансовых рычагов и стимулов разработкой  норм и нормативов, является оперативный  учёт изменений хозяйственных процессов  и своевременное воздействие  на них, направленное на повышение эффективности  экономического развития государства.

 Можно сделать вывод  что под финансовым рычагом  понимается некая характеристика  финансовых условно-постоянных расходов  в общей сумме текущих расходов  фирмы как фактор колеблемости ее финансового результата. Варьирование уровнем этого показателя означает большее или меньшее замещение собственных источников финансирования средствами, привлекаемыми от сторонних лиц на долгосрочной платной основе. Т.е. управление уровнем финансового рычага - это стратегическое (долгосрочное) планирование на предприятиях.4

В общем виде финансовый рычаг (леверидж) - это финансовый механизм управления рентабельностью собственного капитала за счет оптимизации соотношения используемых собственных и заемных финансовых средств. А эффект финансового рычага - это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего. Эффект финансового рычага возникает из-за расхождения между экономической рентабельностью и "ценой" заемных средств. Экономическая рентабельность активов представляет собой отношение величины эффекта производства (т.е. прибыли до уплаты процентов за кредиты и налога на прибыль) к суммарной величине совокупного капитала предприятия (т.е. всех активов или пассивов).5

 

 

 

1.2 Особенности эффекта  финансового рычага предприятия

Эффект финансового рычага имеет  определённые общие особенности  применимые ко всем предприятиям.

На структуру  и стоимость капитала можно влиять путем применения эффекта финансового  рычага. При этом необходимо определить оптимальное соотношение между  размерами собственного и заемного капитала. Задача финансового менеджера, в данном случае, будет заключаться  в выборе альтернативы наиболее эффективного соотношения. Но, при выборе такой альтернативы, финансовому менеджеру необходимо учесть множество факторов, которые напрямую не будут влиять на стоимость и структуру капитала, но возможно будут оказывать существенное влияние косвенным путем: при повышении доли заемного капитала повышается риск банкротства компании; превышение доли заемного капитала над долей собственного в структуре капитала может привести к недоверию контрагентов и кредитных организаций к предприятию; повышение доли заемного капитала означает повышение риска потери платежеспособности предприятием. А значит, держатели облигаций и акции компании будут требовать большей доходности от этих ценных бумаг; привлечение заемного капитала потребует дополнительных транзакционных расходов, возможно создания резервного фонда для погашения обязательств; на структуру капитала будет влиять не только изменение доли заемного капитала, но и доля собственного капитала. Если собственный капитал велик, то незначительное увеличение доли заемного капитала не приведет к значительному изменению эффекта финансового рычага, но, опять же, может повлечь дополнительные расходы [10, с.211].

Использование финансового рычага может быть одним  из путей увеличения доходности акционеров, т.е. использование заемного капитала. Эффект финансового рычага показывает возможность компании увеличивать  свои активы за счет заимствований. Финансовый рычаг может служить мощным инструментом, увеличивающим доходность акционеров, но его эффективность напрямую связана  с разницей между стоимостью получения  займов и доходностью, которую компания получает на эти заемные средства. При снижении этой разницы возможности финансового рычага в увеличении доходности акционерного капитала снижаются. Возможность финансового рычага по увеличению доходности акционеров может рассматриваться как функция стоимости заемного капитала компании и его доходности. Более того, стоимость заемного капитала напрямую связана с возможностью обслуживания текущего долга компании, что обычно называется финансовым риском. Следовательно, один из способов определения эффективности финансового рычага — оценка текущего уровня финансового риска компании. Анализ финансового рычага обычно сосредоточен на двух аспектах финансового риска — краткосрочный риск, или ликвидность, и долгосрочный риск, или платежеспособность. Для оценки финансовых рисков большинства компаний используются следующие коэффициенты.

С помощью  эффекта финансового рычага можно  и нужно влиять на структуру и  стоимость капитала фирмы. При этом нужно определить оптимальную величину заемного капитала в структуре капитала предприятия. Привлечение заемного капитала повысит рентабельность активов  предприятия, если эффект финансового  рычага будет применяться комплексно вместе с оценкой структуры предприятия  и различных рисков, которые повлияют на эффект финансового рычага.

Величина  силы воздействия финансового рычага достаточно точно показывает степень  финансового риска, связанного с  фирмой. Чем больше доля затрат в  налогооблагаемой прибыли (до выплаты  процентов на обслуживание заемного капитала), тем больше сила воздействия  финансового рычага и выше риск невозврата кредита.6

Финансовый  риск, порождаемый финансовым рычагом, складывается из риска падения рентабельности активов компании ниже стоимости  заемного капитала (дифференциал становится отрицательным) и риска достижения такого значения плеча, когда компания уже не в состоянии обслуживать заемный капитал (происходит дефолт заемщика).

Среди параметров, влияющих на эффект финансового рычага (ЭФР), выделим те, которыми компании в какой-то мере могут управлять, и неуправляемые, относящиеся к  внешним факторам. К управляемым, хотя и не в полной мере, может быть отнесен параметр рентабельности активов, поскольку его значение определяется квалификацией менеджмента, умением управленцев с выгодой для компании использовать благоприятную рыночную конъюнктуру не только при сбыте продукции, но и привлекая внешний капитал. Средняя стоимость заемного капитала также относится к управляемым факторам, хотя и опосредованно: цена и другие параметры доступности кредитов для компании во многом определяются ее кредитным рейтингом, кредитной историей, динамикой роста, иногда - масштабами и отраслевой принадлежностью. Наконец, плечо финансового рычага, то есть соотношение заемного и собственного капитала (его структура) определяется самой компанией.7

К не управляемым  компаниями параметрам эффекта финансового  рычага относится ставка налога на прибыль [3, с.279].

К специфическим особенностям эффекта  финансового рычага фирмы можно  отнести зависимость от масштабов  бизнеса компании ее возможности  по управлению, например, рентабельностью  активов.

Очевидно, что рентабельность активов компаний, поставляющих продукцию на экспорт, при благоприятной рыночной конъюнктуре далеко не всегда является результатом одного только управляющего воздействия. Сегодня компании, занимающиеся добычей топливно-энергетических и иных полезных ископаемых, производством кокса, нефтепродуктов, химическим, металлургическим производством и производством готовых металлических изделий или оказывающие услуги связи, в условиях благоприятной рыночной конъюнктуры получают и потребляют ренту. Практически весь бизнес в указанных сферах деятельности представлен крупными и крупнейшими корпорациями, часто с солидным государственным участием.

Сложившаяся на мировых рынках исключительно  благоприятная рыночная конъюнктура  способствует повышению рентабельности компаний-экспортеров не только при  сбыте продукции, но и при привлечении  недорогого капитала на внешних финансовых рынках. Действительно, еще недавно  этим корпорациям были доступны внешние  долгосрочные кредиты по ставке 6-7%, тогда как в российских банках стоимость кредитов в 2-2,5 раза выше. Крупнейшим российским компаниям зачастую было просто трудно отказываться от кредитов, так как их преподносили им, можно  сказать, на блюдечке с голубой каемочкой: «Иностранцы буквально бегали за российскими банками, в первую очередь  с государственным капиталом, предлагая  им деньги... В мире много свободных  денег, а Россия остается привлекательной  страной для вложений - солидное положительное торговое сальдо, бюджетный профицит, огромные резервы, не слишком высокая инфляция»

Наконец, возможности крупнейших корпораций по управлению структурой капитала максимальны, поскольку благоприятная рыночная конъюнктура, дешевый заемный капитал  до некоторого времени существенно снижали для них не только финансовый, но и общий рыночный риск

Но вернемся к расчету эффекта финансового  рычага: последним из перечисленных  выше параметров, определяющих эффект и силу воздействия финансового  рычага, является налог на прибыль - не управляемый бизнесом фактор. Он «работает» в пользу отечественных  корпораций, поскольку, как показывает формула, чем выше ставка налога, тем  ниже эффект финансового рычага. Россия может похвастать одним из самых  низких в мире налогов на прибыль, ставка которого - 24%. Получив доступ к дешевым западным кредитам, отечественный  крупный бизнес «снимал сливки»  еще и по этому направлению.8

Ну, а  средний и малый бизнес, поневоле оставшись верным отечественному финансовому  рынку, вынужден был довольствоваться теми источниками, которые этот рынок  предлагал. Надо признать, что поток  «горячих» западных денег, выплеснувшийся на рынок России, способствовал постепенному снижению стоимости внутренних кредитов для корпораций. Банковская маржа, достигшая  максимума в 2004 г., когда крупнейшие банки получили выход на внешний  рынок долгового капитала, постепенно сокращалась, в результате и на внутреннем рынке цена кредитов заметно снижалась. Именно в тот период росли масштабы ипотечного кредитования населения, жилищного  строительства. Подешевевшие, хотя все  равно дорогие по сравнению с западными, отечественные кредиты все-таки находили себе применение, работая на Россию.

Средний бизнес искал и находил новые  пути к более дешевому долговому  капиталу. Так, начиная с 2003 г., заметно  расширяются масштабы заимствования  через выпуск корпоративных облигаций  средними по размеру компаниями. Причем размещались облигации часто  по закрытой подписке, что, как известно, существенно снижает затраты  эмитента на выпуск. Действительно, закрытый способ размещения облигаций, практикуемый при относительно небольшом (но достаточном  для среднего бизнеса) масштабе эмиссии, с одной стороны, обеспечивает эмитента не только капиталом, но и хорошей кредитной историей для будущих возможных IPO, а с другой - позволяет ему получить заемный капитал по стоимости ниже банковского.

Почему  участники закрытой подписки соглашаются  на низкую доходность? Дело в том, что  к закрытой подписке привлекаются те, кто заинтересован в реализации инвестируемого проекта, - поставщики оборудования, сырья, покупатели продукции, местные органы, которым важно  появление новых рабочих мест и инвестиционная привлекательность  своего города, района. В конечном итоге, помимо доходности, участники подписки получают иные выгоды: поставщики сырья - надежный рынок сбыта, покупатели - надежного поставщика, а местная власть - новые рабочие места, рост налоговых поступлений и т. п.

Малому  бизнесу подобные источники заемного капитала практически недоступны. Тем  компаниям, которые не включились в  государственные программы поддержки  малого бизнеса и не получили через  них доступ к дешевым кредитам, приходилось привлекать дорогие  банковские кредиты, искать партнеров  с капиталом, превращая их в совладельцев, теряя самостоятельность, или уходить  в тень и развиваться за счет сокращения налоговых и внебюджетных выплат.

Влияет  ли (и в какой степени) финансовый риск на формирование финансовых стратегий  разных по масштабу субъектов российского  бизнеса? Минимальный финансовый риск в условиях благоприятной рыночной конъюнктуры несли крупнейшие корпорации-экспортеры сырья и продукции низкого  передела, которые получили выход  к дешевым западным долговым рынкам. А вот компании среднего и малого бизнеса, осуществлявшие заимствования  на отечественном, более дорогом  рынке, сталкивались и с более  высоким финансовым риском.

Та же ситуация наблюдается и в отношении  отечественных банков, не сумевших получить доступ к дешевым западным кредитам. Поскольку ставки по межбанковским кредитам хотя и снижались, но в меньшей степени, чем для банков первого (6-7%) и второго круга (7-8%), средним и малым отечественным банкам пришлось довольствоваться более низкой маржой, установившейся на уровне 8-9%. Под влиянием кризиса ликвидности к концу 2007 г. ставки по межбанковским кредитам вновь выросли на 1,5-2%, причем меньше для банков первого и больше - для третьего круга.

Не менее  значимы для субъектов отечественного бизнеса другие внутренние факторы, по-разному воздействующие на финансовые стратегии. Не рассматривая здесь подробно, все же их перечислим: уровень требуемой нормы прибыли, доходности («аппетиты» компаний неодинаковы, соответственно, различаются их финансовые стратегии и риски); структура затрат (уровень операционного рычага коррелирует с отраслевой принадлежностью и зависит от капиталоемкости используемых технологий); отраслевая принадлежность компании, ее организационно-правовая форма, стадия жизненного цикла, возраст, место на рынке и пр.

Информация о работе Эффект финансового рычага