Этапы составления бухгалтерской отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 16:38, реферат

Краткое описание

Составлению бухгалтерской отчетности должна предшествовать значительная подготовительная работа. При этом объем работы перед составлением годовой бухгалтерской отчетности значительно выше объема работы, проводимой перед составлением промежуточной отчетности. Промежуточный баланс составляется обычно на основе книжных записей. Формированию годового бухгалтерского баланса обязательно предшествуют следующие основные этапы подготовительной работы

Содержание

1. Этапы подготовительной работы, предшествующие составлению бухгалтерской отчетности 3
2. Трансформация бухгалтерской отчетности российских организаций в соответствии с МСФО 7
Практическое задание 12
Список использованной литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

Бух фин отчетность 1000.docx

— 126.55 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

1. Этапы подготовительной работы, предшествующие составлению бухгалтерской отчетности 3

2. Трансформация бухгалтерской  отчетности российских организаций  в соответствии с МСФО 7

Практическое задание 12

Список использованной литературы 30

 

1. Этапы подготовительной работы, предшествующие составлению бухгалтерской отчетности

Составлению бухгалтерской  отчетности должна предшествовать значительная подготовительная работа. При этом объем работы перед составлением годовой бухгалтерской отчетности значительно выше объема работы, проводимой перед составлением промежуточной  отчетности. Промежуточный баланс составляется обычно на основе книжных записей. Формированию годового бухгалтерского баланса обязательно  предшествуют следующие основные этапы  подготовительной работы:

    • проверка соответствия данных первичных учетных документов данным бухгалтерского учета;
    • проведение инвентаризации имущества и финансовых обязательств;
    • уточнение оценки имущественных статей баланса;
    • проверка записей на счетах бухгалтерского учета;
    • закрытие счетов, проведение реформации баланса;
    • составление оборотной ведомости по счетам Главной книги, которая охватывает все исправительные, корректирующие и дополнительные записи, вызванные предшествующими действиями.

При подготовке к составлению  бухгалтерской отчетности необходимо проверить соответствие данных бухгалтерского учета имеющимся первичным учетным  документам. Одновременно проверяется, все ли имеющиеся первичные документы  нашли свое отражение в бухгалтерском  учете. В случае необходимости первичные  учетные документы должны быть восстановлены  до составления отчетности.

Целесообразно перед окончанием года предупредить ответственных лиц  о необходимости представления  в бухгалтерию первичных документов по всем завершенным хозяйственным  операциям (например, авансовые отчеты подотчетных лиц).

Все обработанные бухгалтерией первичные документы перед составлением отчетности должны быть проверены на их соответствие утвержденным формам. Документы, по которым не предусмотрены типовые формы, должны быть утверждены приказом об учетной политике организации.

Перед составлением годовой  отчетности для обеспечения достоверности  данных бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности необходимо провести инвентаризацию. Инвентаризации подлежат все имущество  организации независимо от местонахождения  и все виды финансовых обязательств. В ходе инвентаризации выявляется фактическое  наличие имущества, которое сопоставляется с данными бухгалтерского учета, а также проверяется полнота  отражения в учете обязательств.

Инвентаризацию проводят с той периодичностью, которая  указана в учетной политике организации. Но в любом случае перед составлением годового баланса ее проведение необходимо.

Для обеспечения реальности бухгалтерского баланса оценка его  имущественных статей должна быть максимально  приближена к уровню рыночных цен  на аналогичные объекты. Однако на счетах бухгалтерского учета, по которым формируется  баланс, активы отражаются в своей  «исторической» оценке, то есть по первоначальной стоимости или себестоимости.

Цикл учетной работы за любой месяц (в межотчетном периоде) можно разделить на три этапа: составление бухгалтерских записей (проводок) на основании первичных  документов, накопительных и группировочных ведомостей; перенос всех фактов хозяйственной  деятельности организации за месяц  из первичных документов в регистры бухгалтерского учета; формирование информации об объектах бухгалтерского учета на счетах Главной книги на основании  итоговых данных учетных регистров.

В конце отчетного периода  по всем счетам Главной книги подсчитываются дебетовые и кредитовые обороты, по большинству выводится конечное сальдо.

Показатели Главной книги (остатки и обороты по счетам) используются для составления отчетности. Чтобы убедиться в точности и  полноте этих показателей, необходимо периодически проверять записи по счетам.

Для проверки полноты и  правильности записей по счетам используются различные приемы, которые зависят  от применяемой в организации  формы бухгалтерского учета.

Обычно проверку записей  по счетам Главной книги проводят по следующим направлениям:

    • сличают обороты по каждому синтетическому счету с итогами документов, послуживших основанием для записей;
    • сравнивают между собой обороты и остатки по всем счетам бухучета;
    • сверяют обороты и остатки или только остатки по каждому синтетическому счету с соответствующими показателями аналитического учета.

Для сверки данных аналитического и синтетического учета составляют оборотно–сальдовые ведомости отдельно по всем синтетическим счетам и отдельно по аналитическим, объединяемым одним  синтетическим счетом. То есть составляется несколько оборотно–сальдовых ведомостей по аналитическим счетам и одна –  по синтетическим. Равенство остатков и оборотов свидетельствует о  правильности записей на счетах бухгалтерского учета. Составлению промежуточной  и годовой бухгалтерской отчетности предшествует процедура закрытия счетов, причем при формировании годовой  отчетности она является более сложной.

Для обобщения и сверки данных на счетах бухгалтерского учета  составляется оборотная ведомость, которая является основанием для  формирования баланса, отчета о прибылях и убытках и других форм отчетности.

Оборотные ведомости составляются по счетам синтетического и аналитического учета. Особенностью оборотной ведомости  по синтетическим счетам является наличие  трех пар равных итого:

    • 1 пара: равны между собой суммы дебетовых и кредитовых сальдо на начало месяца. Это равенство вытекает из того, что на их основе был составлен баланс. В активных счетах сальдо дебетовое, а в пассивных – кредитовое. Следовательно, сумма этих сальдо на начало будет равна;
    • 2 пара: равны суммы дебетового и кредитового оборотов за месяц. Это равенство вытекает из отражения хозяйственных операций на счетах способом двойной записи, т.е. операция записывается в дебет одного счета и в кредит другого в одинаковой сумме. Сумма операций на счетах является оборотом. Следовательно, суммы дебетового и кредитового оборотов будут равны;
    • 3 пара: равенство конечных сальдо по дебету и кредиту. Это равенство обусловлено равенством двух первых пар. Кроме того, эти сальдо используются для составления нового баланса. Если при составлении оборотной ведомости не будет этого равенство, это значит, что допущены ошибки при записи операций на счета или при подсчете итогов.

Оборотные ведомости составляются и по счетам аналитического учета. Если на аналитических счетах ведется  учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами, то оборотная ведомость  составляется по такой же форме, как  по синтетическим счетам но, в этой ведомости не будет трех пар равных итогов.

Оборотные ведомости по аналитическим  счетам имеют большое информационное и контрольное значение:

    • позволяют наблюдать за наличием и движением конкретных видов хозяйственных средств и источников их образования;
    • способствуют сохранности имущества;
    • служат основой для проверки правильности записей по синтетическим счетам.

 

2. Трансформация бухгалтерской  отчетности российских организаций  в соответствии с МСФО

В условиях рыночной экономики, зачастую появляется потребность представлять данные о компании оформленные в соответствии с Международными Стандартами Финансовой Отчетности (МСФО).

В связи с этим многие компании стали переходить на стандарты МСФО самостоятельно, не дожидаясь их обязательного введения Министерством финансов.

Трансформации бухгалтерской (финансовой) отчетности – это процесс составления отчетности по стандартам МСФО путем перегруппировки учетной информации и корректировки статей отчетности, подготовленной по правилам российской системы бухгалтерского учета.

Следует сказать, что  единого алгоритма трансформации  не существует, и в каждом случае требуется индивидуальный подход. По этой причине на сегодняшний день существует ряд подходов к трансформации. Любой специалист, трансформирующий отчетность, имеет право самостоятельно определять методику и этапы трансформации  применительно к отчетности каждой конкретной организации.

Прежде всего необходимо определиться с планом, этапами и процедурами трансформации.

В российских компаниях наиболее распространенным способом подготовки отчетности по западным стандартам является трансформация российской отчетности. Рассмотрим преимущества и недостатки этого метода, а также основные этапы трансформации и типичные корректировки, производимые при трансформации  отчетности, в соответствии с МСФО.

Как правило, когда  говорят о международных стандартах, подразумевают либо IAS (International Accounting Standards) - европейские стандарты, либо GAAP (Generally Accepted Accounting Principles) - американские. Основное концептуальное отличие между этими двумя системами состоит в том, что IAS представляют из себя принципы составления бухгалтерской отчетности, а GAAP – правила ведения бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет обладает свойством универсальности, поэтому, по сути, переход на МСФО не всегда представляет такой серьезной проблематики как иногда можно прочесть в периодических изданиях. Главная технологическая идея бухгалтерского учета в МСФО и в РСБУ незыблема - принцип двойной записи. Различия в методах учета и представлении информации.

Почему многие фирмы  переходят на Международные стандарты  бухучета? В каких случаях это  может потребоваться, и какие  проблемы подстерегают предприятия, которые  берутся решать подобные задачи?

Вот одни из наиболее часто встречающихся случаев, когда  Российскому предприятию может  потребоваться отчетность, оформленная  по МСФО :

  1. Необходимость в представлении информации западному инвестору, с целью выразить на понятном всему миру языке данные бухгалтерского учета, тем самым добиться инвестиций.
  2. По собственной инициативе администрации предприятия, когда возникает потребность получать всю полноту информации о финансах, которую не дает РСБУ.

Существует несколько  подходов к решению вопроса о  переводе финансовой отчетности на МСФО.

  1. Трансформация бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с принципами РСБУ на отчетность в стандартах МСФО.
  2. Создание и ведение параллельно с РСБУ управленческого учета в соответствии с принципами и стандартами МСФО.

Одни компании выбирают первый путь, в том случае, когда  требуется периодически, раз в  квартал, раз год получать отчетность в стандартах МСФО. Другие, идут вторым путем, который позволяет оперативно получать отчетность сразу в двух стандартах.

 

Трансформация и параллельный учет

Существуют два  основных метода подготовки отчетности по западным стандартам: корректировка (трансформация) российской отчетности и ведение параллельного учета и составление отчетности на основе его данных.

Проанализируем  основные недостатки и преимущества трансформации по сравнению с  параллельным учетом.

Недостатки трансформации

Трансформация —  это разовая процедура, которая  проводится по состоянию на отчетную дату. В связи с этим компания, в которой не налажен параллельный учет по МСФО, не имеет возможности  получать оперативную информацию за промежуточные между отчетными  датами периоды. К тому же трансформация  возможна только после того, как  составлена российская отчетность, что  увеличивает время, необходимое  для получения отчетности по МСФО. При ведении же параллельного  учета процесс составления международной  отчетности не зависит от подготовки российской отчетности.

При трансформации  точность данных отчетности по МСФО часто  снижается, поскольку корректируются только существенные статьи и используется много оценочных суждений. Например, при составлении отчетности в иностранной валюте в процессе трансформации обычно вместо исторических курсов на дату каждой операции применяют средние курсы.

Преимущества трансформации

Трансформация обходится  значительно дешевле, чем постановка параллельного учета, так как  не требует внедрения специализированной бухгалтерской программы (трансформация  проводится обычно в электронных  таблицах, таких как Excel, Access или Lotus) и большого штата квалифицированных  сотрудников, знающих МСФО.

В целом считается, что риск ошибок при трансформации  выше, чем при ведении параллельного  учета. Однако многие компании считают  трансформацию вполне приемлемым методом  подготовки международной отчетности. К тому же на внедрение параллельного  учета по МСФО уходит довольно продолжительное время, в течение которого компаниям все равно приходится составлять отчетность по МСФО путем трансформации.

Информация о работе Этапы составления бухгалтерской отчетности