Хозяйственный учет, его виды и место в системе управления экономическими субъектами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 12:12, реферат

Краткое описание

Информационные потребности большинства предприятий с целью управления хозяйственными процессами одинаковы — количественная и качественная информация. Количественная информация выражена в конкретных числах, а качественная — представлена визуальными впечатлениями, разговорами, телевизионными программами и газетными сообщениями. В свою очередь количественная информация подразделяется на учетную и неучетную. Первую получают на предприятии с помощью учета. Под учетом понимаются процессы наблюдения, сбора, идентификации, оценки, классификации, обработки и передачи информации о фактическом состоянии и изменениях экономического субъекта.

Вложенные файлы: 1 файл

Хозяйственный учет.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

На данном этапе работа по совершенствованию  законодательной базы российского  учета проводится на качественно новом уровне: к разработке национальных стандартов, инструкций и методических рекомендаций подключаются объединения профессиональных бухгалтеров и аудиторов. В 1997 г. в России создан Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ), собравший специалистов-профессионалов и ученых в области учета, анализа и аудита.

Основной целью законодательства Российской Федерации о бухгалтерском  учете, как отмечено в Федеральном  законе «О бухгалтерском учете» [1], выступает обеспечение единообразного формирования полной и достоверной информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации.

Общее методологическое руководство  бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется федеральным  органом исполнительной власти, определяемым Правительством Российской Федерации.

Основными функциями федерального органа определены:

а) подготовка нормативных актов, регулирующих ведение

бухгалтерского учета;

б) организация аттестации и проверки качества работы профессиональных бухгалтеров в Российской Федерации.

Федеральный орган разрабатывает  критерии и порядок аккредитации профессиональных объединений бухгалтеров.

Законодательство Российской Федерации  о бухгалтерском учете состоит  из Федерального закона, раскрывающего  правовые и методологические основы порядка ведения бухгалтерского учета в организациях Российской Федерации, а также документов, излагающих правила представления полной и достоверной информации применительно к конкретным объектам бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в целом. Законодательство о бухгалтерском учете находится в ведении Правительства Российской Федерации.

Федеральный закон распространяется на все организации, находящиеся  на территории Российской Федерации, зарегистрированные в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лица, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым  законодательством Российской Федерации. Они могут также вести учет в соответствии с Федеральным законом.

Нормы, содержащиеся в других федеральных  законах и затрагивающие вопросы  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности, должны соответствовать  Федеральному закону [1]. В случае возникновения  противоречий с содержанием других федеральных законов нормы права, выступающие предметом Федерального закона, имеют приоритет.

Система нормативного регулирования  бухгалтерского учета в Российской Федерации включает следующие уровни документов по бухгалтерскому учету (таблица 3.1):

а) первый уровень — Федеральный  закон «О бухгалтерском учете», другие федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации и постановления  Правительства Российской Федерации  по вопросам бухгалтерского учета;

б) второй уровень — положения по бухгалтерскому учету;

в) третий уровень — методические указания, инструкции, рекомендации и  иные аналогичные им документы;

г) четвертый уровень — рабочие  документы конкретной организации.

На первом уровне кроме Федерального закона [1] отдельные аспекты бухгалтерского учета регулируются Гражданским кодексом РФ [3] и другими федеральными законами. Например, в Гражданском кодексе РФ установлены сроки исковой давности по просроченной задолженности, определен момент перехода права собственности при осуществлении сделок купли-продажи и т.д. В Законе об акционерных обществах [11] указан порядок образования и использования резервного капитала.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации [2] также  относится к документам первого уровня, так как этот документ устанавливает общие принципы ведения бухгалтерского учета, представления бухгалтерской отчетности, взаимоотношения организации с внешними потребителями информации и др.

Документы второго уровня включают положения по бухгалтерскому учету и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, определяемым Правительством Российской Федерации, в основном Министерством финансов РФ. Такие положения регламентируют принципы и правила учета отдельных объектов бухгалтерского наблюдения, которые составляют систему национальных стандартов, ориентированную на Международные стандарты финансовой отчетности [12]. В настоящее время система национальных стандартов — положений по бухгалтерскому учету включает 19 ПБУ.

Документы третьего уровня подготавливаются и утверждаются федеральными органами, министерствами и иными органами исполнительной власти, которым федеральными законами предоставлено право регулирования  бухгалтерского учета, профессиональным объединением бухгалтеров на основе и в развитие документов первого и второго уровня. К документам третьего уровня относятся планы счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по их применению, которые составляют основу организации учета на всех предприятиях независимо от подчиненности, форм собственности, организационно-правовой формы. План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете и содержит наименования и коды счетов. В Инструкции по применению плана счетов приведена краткая характеристика счетов, раскрыта их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов, порядок учета наиболее распространенных операций.

К третьему уровню относятся инструкции и методические указания, разрабатываемые и вводимые в действие в разрезе отдельных Положений по бухгалтерскому учету. Так например, в развитие ПБУ 6/97 «Учет основных средств» [13],  Министерством финансов РФ дополнительно вводились Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств [14], устанавливающие правила приобретения, оценки, выбытия основных средств, особенности погашения их стоимости и другие технические аспекты по организации их учета.

Система нормативного регулирования  бухгалтерского учета также содержит положения и рекомендации, касающиеся особенностей учета затрат на производство и реализацию продукции, ведения учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, методики проведения инвентаризации, заполнения форм финансовой отчетности и прочие.

Документы четвертого уровня утверждаются руководителем организации. Они  содержат, с учетом специфики условий  хозяйствования, отраслевой принадлежности, структуры и размеров организации  и других факторов, внутренние регламентирующие документы бухгалтерского учета организации, носящие обязательный характер для системы внутреннего регламентирования хозяйственной деятельности организации и формирующие учетную политику организации.

Согласно действующему законодательству организации на основе принципов и методов, закрепленных в нормативных актах по бухгалтерскому учету, исходя из вариантности методик формирования бухгалтерских данных, уровня автоматизации учета и прочих особенностей, самостоятельно (на базе единого Плана) разрабатывают рабочий план счетов экономического субъекта, утверждают документооборот, выбирают методы оценки имущества и т. д.

Название документов, их статус, принципы построения и взаимодействия между  собой, а также порядок подготовки и утверждения определяет руководитель организации.

Сведения, полученные в ходе ведения  бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности, могут  служить исходными данными для  налоговых расчетов. Вместе с тем  законодательные и иные нормативные  акты, регулирующие порядок налогообложения, не могут содержать положения, регламентирующие порядок ведения бухгалтерского учета.

Контрольные вопросы к главе

Укажите номер правильного ответа.

1. Какую функцию выполняет  учет в системе управления  организациями

а) информационного обеспечения  управления;

б) выбора и принятия управленческих решений;

в) контроля и оперативного регулирования.

2. Какой из перечисленных  ниже видов учета выполняет  организующую роль

а) оперативный;

б) бухгалтерский;

в) статистика.

3. Быстрота получения  информации — одна из отличительных черт учета

а) оперативного;

б) бухгалтерского;

в) статистики.

4. Какая информация  составляет основу бухгалтерского  учета

а) плановая;

б) нормативная;

в) о фактически свершившихся фактах хозяйственной жизни;

г) прогнозная.

5. В бухгалтерском учете производственно<хозяйственные и финансовые процессы отражаются

а) по состоянию на 1-е число месяца;

б) непрерывно;

в) прерывно.

6. Обеспечение сохранности  имущества достигается

а) организацией усиленной охраны складских помещений;

б) персонификацией ответственности материально ответственных лиц;

в) увеличением заработной платы  сторожей.

7. При какой модели  организации бухгалтерский и  налоговый учет существуют параллельно

а) континентальная;

б) южноамериканская;

в) англосаксонская (британо-американская).

8. В части связи  с налогообложением российский  бухгалтерский учет ориентируется  на модель

а) континентальную;

б) южноамериканскую;

в) англосаксонскую (британо-американскую).

9. Какие условия необходимы  для решения четвертой (рыночной) задачи бухгалтерского учета

а) большой пакет акций у предприятий;

б) открытость (публичность) финансовой отчетности и развитый рынок ценных бумаг;

в) унифицированные формы отчетности и дополнительная эмиссия ценных бумаг.

10. Какие органы оказывают  доминирующее влияние на регулирование учета в РФ

а) органы законодательной и исполнительной власти;

б) Институт профессиональных бухгалтеров;

в) Международные профессиональные бухгалтерские организации.

11. Какие нормативные  документы регулируют учет на  высшем уровне

а) ФЗ «О бухгалтерском учете»;

б) система российских стандартов (ПБУ);

в) единый План счетов.

12. Что выступает объектом  регулирования в ФЗ «О бухгалтерском  учете»

а) организация и методология  ведения учета и отчетности;

б) методология формирования отдельных  объектов бухгалтерского наблюдения;

в) группировки объектов бухгалтерского наблюдения.

13. При существенном  пересмотре нормативных документов  низшего уровня (например, Плана  счетов) необходимо вносить коррективы  в нормативные документы высших  уровней (Закон РФ «О бухгалтерском учете», ПБУ и т. п.)

а) обязательно полностью пересматривать;

б) вообще не обязательно;

в) обязательно в части положений, изменяемых в документах

низшего уровня и содержащихся в  документах высших уровней;

г) на усмотрение компетентного органа Правительства РФ.

14. В каком порядке  должны пересматриваться нормативные  документы

а) не имеет значения;

б) сначала высших уровней, далее  низших;

в) сначала низших уровней, затем  высших;

г) на усмотрение компетентного органа Правительства РФ.

Ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

в

а

в

б

б

в

в

б

а

11

12

13

14

           

а

а

в

б

           

 

Литература

 

1. О бухгалтерском учете. Федеральный закон от 21.11.96 г. №129-ФЗ. — М., 1996.

2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. №34н.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1. Федеральный закон от 30 ноября 1994 г.

4. Бир Ст. Кибернетика и управление производством. — М., 1965.

5. Королев М.А. Обработка экономической информации на электронных машинах. — М., 1965.

6. Экономическая информация / Авт. колл. под рук. Е.Г. Ясина. — М., 1974.

7. Нидлз Б., Андерсон Х., Колдуэлл Д. Принципы бухгалтерского учета. — М.: Финансы и статистика, 1993.— 496 с.

8. Хендриксен Э.С., Ван Бреда М.Ф. Теория бухгалтерского учета. — М.: Финансы и статистика, 1997. — 576 с.

9. О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Федеральный закон от 06.08.01 г. №110-ФЗ.

10. Соколов Я.В. Теория бухгалтерского учета: необходимость и особенность // Бухгалтерский учет. — 1996. — №1. С.33—36.

11. Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26.12.95 г. №208-ФЗ — М., 1995.

12. Международные стандарты финансовой отчетности. Комитет по международным стандартам финансовой отчетности: Пер. Тарусина В.И. / Ред. коллегия: А.С. Бакаев, Л.В. Горбатова, Т.Б. Крылова, М.В. Мельник, В.Ф. Палий, Л.З. Шнейдман. — М.: Аскери, 1999. — 1135 с.

13. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01). Утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.01 г. №26н.

14. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств. Утверждены приказом Минфина России от 20.07.98 г. №33н.


Информация о работе Хозяйственный учет, его виды и место в системе управления экономическими субъектами