Характеристика учета и анализа финансовых результатов от обычных видов деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение учета и анализа результата от обычной деятельности.
Достижению поставленной цели были подчинены следующие взаимосвязанные задачи:
1) изучить теоретические основы повышения прибыли и рентабельности предприятия;
2) провести анализ управления прибылью на предприятии;
3) разработать мероприятия по увеличению прибыли и рентабельности предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

1 ЧАСТЬ.docx

— 122.72 Кб (Скачать файл)

транспортно-экспедиционным и погрузочно-разгрузочным операциям;

предоставлению за уплату во временное пользование своих  активов по договору аренды, предоставлению за уплату прав возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы  и других видов интеллектуальной собственности, участию в уставных капиталах других организаций и  т. п.              

  Сумма выручки от продажи продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг и др. отражается по кредиту счета 90 “Продажи” и дебету счета 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”. Одновременно себестоимость проданных продукции, товаров, работ, услуг и др. списывается с кредита счетов 43 “Готовая продукция”, 41 “Товары”, 44 “Расходы на продажу”, 20 “Основное производство” и др. в дебет счета 90 “Продажи”.

В организациях, занятых производством  сельскохозяйственной продукции, по кредиту  счета 90 “Продажи” отражается выручка  от продажи продукции в корреспонденции  со счетом 62 Расчеты с покупателями и заказчиками”.

В дебет счета 90 списывают  фактическую себестоимость продукции с кредита счетов учета затрат на производство продукции. В тех отраслях, где фактическую себестоимость продукции определяют в конце года (растениеводство и т.п.), в течение года на счет 90 списывают плановую себестоимость продукции. По окончании года определяют отклонение фактической себестоимости продукции от плановой и выявленное отклонение списывают в дебет счета 90 с кредита счетов учета затрат на производство продукции (дополнительной проводкой или способом “красное сторно”).

В организациях, осуществляющих розничную торговлю и ведущих  учеттоваров по продажным ценам, по кредиту счета 90 “Продажи” отражается продажная стоимость проданных товаров (в корреспонденции со счетами учета денежных средств и расчетов), а по дебету — их учетная стоимость (в корреспонденции со счетом 41 “Товары”) с одновременным сторнированием сумм скидок (накидок), относящихся к проданным товарам (в корреспонденции со счетом 42 “Торговая наценка”).

К счету 90 “Продажи могут  быть открыты субсчета:

90-1 “Выручка”;

90-2 “Себестоимость продаж”;

90-3 “Налог на добавленную  стоимость”;

90-4 “Акцизы”;

90-9 “Прибыль/убыток от  продаж”.

На субсчетах 90-1, 90-2,90-3, 90-4 учитываются соответственно поступившая  выручка от продажи продукции, себестоимость  проданной продукции, начисленные НДС и акцизы.

Организации — плательщики  экспортных пошлин могут открывать к счету 90 субсчет 90-5 “Экспортные пошлины” для учета сумм экспортных пошлин.

Субсчет 90-9 “Прибыль/убыток от продаж” предназначен для выявления финансового результата от продаж за отчетный месяц.

Записи по субсчетам 90-1,90-2,90-3, 90-4,90-5 производят накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2,90-3,90-4 и 90-5 и кредитового оборота по субсчету 90-1 определяют финансовый результат от продаж за отчетный месяц. Выявленную прибыль или убыток ежемесячно заключительными проводками списывают с субсчета 90-9 па счет 99 Прибыли и убытки”. Таким образом, синтетический счет 90 “Продажи” ежемесячно закрывается и сальдо на отчетную дату ite имеет.

По окончании отчетного  года все субсчета, открытые к счету 90 
Продажи” (кроме субсчета 90-9), закрываются внутренними записями па субсчет 90-9 “Прибыль/убыток от продаж”.  

Аналитический учет по счету 90 “Продажи” ведут по каждому  виду проданной продукции, товаров, выполненных работ и оказанных  услуг, а при необходимости и по другим направлениям (по регионам продаж и т.п.).

2.3 Анализ динамики  производства и реализации продукции  (работ, услуг)

 

Проведем анализ показателей финансовых результатов в таблице 2.2.

Таблица 2.2 - Показатели финансовых результатов, тыс. руб.

Наименование показателя

Источники информации

за 2007 год

за 2008 год

за 2009 год

Отклонение 2009-2007

Отклонение 2009-2008

1

2

3

4

5

6

7

Выручка от реализации продукции (без  НДС и акцизов).

Ф.№2 стр.010

521 353

438 969

405 990

-32 979

-115 363

Затраты на производство и реализацию продукции

Ф.№2 стр.020+стр.030+стр.040

460 453

380 599

375 118

-5 481

-85 335

Прибыль от реализации продукции

Ф.№2 стр.050

60 900

58 370

30 872

-27 498

-30 028

Результат от прочей реализации (прибыль (+) или убыток (-))

Ф.№2 стр.060-стр.070+стр.090-стр. 100

-8 367

-5 278

-6 857

-1 579

1 510

Результат от внереализационных операций (прибыль (+) или убыток (-))

Ф.№2 стр 120-стр 130

-13 243

-4 769

-14 124

-9 355

-881

Балансовая прибыль

Ф№2 стр 140

39 290

48 323

9 891

-38 432

-29 399


Из таблицы 2.1 видно, что выручка, себестоимость и прибыль от реализации в рассматриваемом периоде уменьшились. Уменьшение связано с уменьшением  масштабов бизнеса (спад в отрасли). Результат от прочей реализации и  результат от внереализационных операций отрицательный во всех рассматриваемых периодах. Балансовая прибыль резко сократилась с 39290 до 9891 тыс. руб.

Управление формированием прибылью от реализации продукции можно разделить  на четыре основные группы:

- управление ценами;

- управление объемом продаж;

- управление затратами;

- управление ассортиментом продукции.

В приложении 3 приведены таблицы  по анализу прибыли. Из таблицы 1 видно, что Сумма выручки уменьшается, на этом фоне видим уменьшение прибыли  от продаж с 60900 до 30872 тыс. руб. Операционный и внереализационный результат отрицательные и по модулю увеличиваются, т.е. уменьшают к концу рассматриваемого периода прибыль предприятия на большую сумму.

Прибыль до налогообложения резко  сократилась с 39290 до 9891 тыс. руб. Это  вызвано увеличение затратоемкости и снижением выручки на предприятии.

В таблице 2 приведен анализ операционных доходов и расходов. Прочие операционные доходы не значительны, однако расходы  составляют внушительную сумму.

В таблице 3 приведен анализ внереализационных доходов и расходов. Штрафы и пени составляют 100% внереализационных расходов. Внереализационных доходов не хватает для погашения внереализационных расходов и остаток компенсируется за счет прибыли от продаж. Необходимы мероприятия, направленные на уменьшение внереализационных расходов.

В таблице 4 приведен анализ распределения  и использования прибыли. Сумма  прибыли, реинвестируемой на производственные цели существенно уменьшилась с 26734,4 до 1809,6 тыс. руб.

Резервный капитал, образованный в  соответствии с учредительными документами  не менялся за рассматриваемый период и находится на уровне 735 тыс. руб.

На предприятии не выявлено образованных фондов. Т.о. образование фондов прописано, но не реализуется на практике.

В 2008 году нераспределенная прибыль  увеличивалась, но в связи с падением выручки и увеличением себестоимости  – нераспределенная прибыль уменьшилась  на конец 2009 года.

Итак, прибыль предприятия уменьшилась  из-за двух факторов: уменьшение выручки  и увеличение отрицательного внереализационного результата.

 

 

2.4 Анализ финансовых  результатов от обычной деятельности

 

Показатели рентабельности позволяют  соизмерять величину прибыли с масштабом  производства, а также с общей  суммой затраченных и использованных ресурсов. Все показатели рентабельности делятся на две группы: первая характеризует  эффективность деятельности, а вторая – эффективность использования  ресурсов предприятия.

I группа – основные показатели  рентабельности, характеризующие эффективность  основной деятельности предприятия.

II группа – показатели, характеризующие  эффективность использования ресурсов  предприятия.

В таблице 10 приложения 4 приведена  сводная таблица оценки финансового  состояния предприятия. Из таблицы 10 видно, что показатели эффективности  хозяйственной деятельности улучшились, показатели деловой активности ухудшились,

Показатели ликвидности и рыночной устойчивости улучшились. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов  и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную  доходность предприятия, измеряемую в  процентах к затратам средств  или капитала с различных позиций. В таблице 2.20 приведены показатели рентабельности.

Из таблицы 11 видно, что все показатели рентабельности ухудшились в 2009 году по сравнению с 2007 годом и 2008 годом.

Рентабельность продаж. Показывает прибыль на одну денежную единицу  продаж. На предприятии рентабельность продаж на конец периода составляют 0,06 и 0,01 пункта соответственно в связи  с уменьшением прибыли от реализации продукции в 2007-2009 года.

Рентабельность активов (общая  рентабельность капитала, основной коэффициент  доходности активов). Показывает способность  активов генерировать доходы. Показатель уменьшился с 0,12 до 0,03 пунктов.

Рентабельность собственного капитала (финансовая рентабельность) по чистой прибыли. Показывает доходность вложений собственников предприятия. Рентабельность уменьшилась с 0,25 до 0,01 пункта. Помимо потенциальных и реальных собственников  уровень коэффициента важен и  для кредиторов, т.к. отражает в некоторой  степени возможности фирмы по погашению ссуд.

 
Можно сказать, что показатель общей рентабельности уменьшился за рассматриваемый период с 0,08 до 0,02 пунктов. На рисунке 2.2 изображена динамика изменения рентабельности всей реализованной продукции.

Далее проведем факторный анализ влияния  различных финансовых компонент  на показатели рентабельности за 2007-2009 годы в таблице 2.2.

Таблица 2.3 - Анализ влияния факторов на отклонение рентабельности активов

Показатель

2007

2008

2009

Отклонения 2008-2007

Отклонения 2009-2008

1. Выручка (нетто) от продаж, тыс.  р.

521 353

438 969

405 990

-82 384

-32 979

2. Чистая прибыль, тыс. р.

33 418

27 476

2 262

-5 942

-25 214

3. Средняя величина активов (баланса  – нетто), тыс. р.

321661,00

349193,50

312579,50

27 533

-36 614

4. Рентабельность активов (стр 2/стр 3)

0,104

0,079

0,007

-0,025

-0,071

5. Норма прибыли (стр 2/стр 1)

0,064

0,063

0,006

-0,002

-0,057

6. Оборачиваемость активов (в  разах) (1/3)

1,621

1,257

1,299

-0,364

0,042

7. Влияние факторов на абсолютное  отклонение рентабельности активов:

Х

Х

     

нормы прибыли

Х

Х

 

-0,0024

-0,0717

оборачиваемости активов

Х

Х

 

-0,0228

0,0002


 

Из таблицы 2.2 видно, что рентабельность активов резко уменьшилась в  связи с уменьшением нормы  прибыли с 0,064 до 0,006 пунктов, а также  в связи с уменьшением оборачиваемости  с 1,621 до 1,299 оборотов. Из таблицы 2.2 видно, что показатели рентабельности и  оборачиваемости взаимосвязаны, и  отрицательные значения одних, влияют отрицательно на другие показатели.

В таблице 2.4 рассмотрен анализ влияния  факторов на отклонения рентабельности собственного капитала.

Таблица 2.4 - Анализ влияния факторов на отклонения рентабельности собственного капитала

Показатель

2007

2008

2009

Отклонения 2008-2007

Отклонения 2009-2008

1. Выручка (нетто) от продаж, тыс.  р.

521 353

438 969

405 990

-82 384

-32 979

2. Чистая прибыль, тыс. р.

33 418

27 476

2 262

-5 942

-25 214

3. Средняя величина активов (баланса  – нетто) тыс. р.

321661,00

349193,50

312579,50

27 533

-36 614

4. Средняя величина собственного  капитала, тыс. р.

135150,00

135151,00

135152,00

1

1

5. Норма прибыли

0,064

0,063

0,006

-0,002

-0,057

6. Оборачиваемость активов (в  разах)

1,621

1,257

1,299

-0,364

0,042

7. Коэффициент финансовой зависимости

2,380

2,584

2,313

0,204

-0,271

8. Рентабельность собственного  капитала

0,247

0,203

0,017

-0,044

-0,187

9. Влияние факторов на абсолютное  отклонение рентабельности собственного  капитала:

         

нормы прибыли

х

х

 

-0,006

-0,185

оборачиваемости активов

х

х

 

-0,054

0,001

коэффициента финансовой зависимости

х

х

 

0,016

-0,002


 

Из таблицы 2.4 видно, что на уменьшение рентабельности собственного также  отрицательно повлиял коэффициент  финансовой зависимости, уменьшившись с 2,38 до 1,97 пунктов.

Подведем итоги. Общая стоимость  капитала за 2007 - 2009 года практически  не изменилась, темп роста в 2009 году по сравнению с началом 2007 года составил 100,63%. Однако в 2008 году стоимость имущества  уменьшилась и на 01.01.2009 составила 84,3%.

Выручка за рассматриваемый период уменьшается с 521353 тыс. руб. в 2007 году до 405990 тыс. руб. в 2009 году. Темп роста  за весь анализируемый период составляет 77,87%.

Структура актива баланса изменилась: удельный вес внеоборотных активов увеличился с 22,65 до 39,24%, а удельный вес оборотных активов уменьшился с 77,35 до 60,76%. Структура актива баланса стала более «тяжелой». Валюта баланса за 3 года увеличилась на 1802 тыс. руб. (темп роста 100,63%). На основании этих данных, даже без детального рассмотрения можно сделать вывод о проблемах в производстве и отсутствии расширения бизнеса. 

Информация о работе Характеристика учета и анализа финансовых результатов от обычных видов деятельности