Формы бухгалтерского учёта и способы их применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследование форм и регистров бухгалтерского учёта, а также их эволюцию и применение.
Задачами работы является:
использование нормативных и инструктивных документов, учебно-методической литературы, материалов практических занятий, лекций, а также дополнительных источников информации;
разработка плана выполнения теоретической части работы;
сбор, изучение, систематизация информации по теоретическим вопросам, рассматриваемы

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………………….3
Глава 1 Формы бухгалтерского учёта и порядок их применения……………………..4
Понятие о формах бухгалтерского учёта и их виды……………………….............4
1.2 Порядок применения форм бухгалтерского учёта………………………………….10
Глава 2 Учётные регистры и их эволюция………………………………………………14
2.1 Содержание и виды учётных регистров…………………………………………….14
2.2 Эволюция учётных регистров……………………………………………………….17
Глава 3 Практическая часть……………………………………………………………..18
3.1 Журнал регистрации хозяйственных операций…………………………………….19
3.2 Счета синтетического учёта…………………………………………………………22
3.3 Аналитические счета к синтетическим счетам………………………………….....27
3.4 Оборотные ведомости по синтетическим счетам………………………………….30
3.5 Оборотные ведомости по счетам аналитического учёта………………………….32
3.6 Бухгалтерский баланс………………………………………………………………..34
Заключение………………………………………………………………………………..37
Список литературы………………………………………………………………………38
Приложение А……………………………………………………………………………40
Приложение Б………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральное Агентство Железнодорожного Транспорта.doc

— 501.00 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Порядок применения форм бухгалтерского учёта.

Формы бухгалтерского учёта классифицируются и применяются по-разному. По данным первичных учетных документов составляются мемориальные ордера, в которых указывается корреспонденция счетов по данным операциям, что позволяет упорядочить записи в синтетическом учете.                              

Мемориальный  ордер может также составляться на основе сводного документа, объединяющего  данные однородных первичных документов, или на основании итоговых показателей накопительной ведомости, в которой эти данные группируются по корреспондирующим счетам. Документы, на основании которых составлен мемориальный ордер, обязательно к нему прилагаются. В настоящее время за каждым мемориальным ордером закрепляют постоянный номер, что дает возможность составлять на каждую группу однородных операций (кассовых, по расчетным счетам, заработной плате и так далее) лишь один ордер в месяц. По операциям, не поддающимся систематизации, и по сторнировочным операциям составляются мемориальные ордера, которые нумеруются за каждый месяц в отдельности.

Мемориальные  ордера подписываются главным бухгалтером  либо его заместителем, а также  исполнителем. Ордера регистрируются в регистрационном журнале, который  является хронологическим регистром синтетического учета. Регистрационный журнал предназначен для порядковой нумерации мемориальных ордеров и контроля их сохранности вместе с подшитыми к ним документами, а также для последующей проверки полноты охвата хозяйственных операций системным регистром синтетического учета. Эта проверка осуществляется сличением в конце месяца итогов регистрационного журнала (по кредиту) с итогами оборотов по дебиту и отдельно - по кредиту всех синтетических счетов, выводимых в оборотной ведомости по синтетическим счетам.После регистрации мемориальные ордера используются для записи операций в Главной книге. Главная книга или контрольная ведомость строится с разбивкой каждого счета на колонки, отводимые для записи оборотов по каждому корреспондирующему счету в отдельности, то есть по шахматному принципу. В ней регистрируются только текущие обороты. Сальдо по счетам в ней не выводится.

Главная книга является основой для составления  оборотной ведомости по счетам синтетического учета. При этом структура Главной книги облегчает составление шахматной оборотной ведомости, последняя непосредственно заполняется итогами каждого счета. Значительно облегчает здесь подготовку записей в учетные регистры, особенно регистры синтетического учета, использование накопительных и группировочных ведомостей. Записи в регистры аналитического учета ведутся непосредственно с документов, подшитых к мемориальным ордерам. Проверка правильности аналитического и синтетического учета осуществляется путем составления оборотной ведомости по счетам аналитического учета и сверки их итогов с соответствующими суммами оборотной ведомости по синтетическим счетам. Регистрационный журнал - учетный регистр, применяемый при мемориально-ордерной форме учета для регистрации мемориальных ордеров. Он является регистром хронологической записи. В нем записывается дата, номер и сумма каждого мемориального ордера. Проводки из мемориальных ордеров разносят по счетам Главной книги (синтетический регистр систематического учета). Главная книга содержит на отдельных листах только синтетические счета, здесь отражаются только обороты по синтетическим счетам; сальдо не выводится. Записи в Главную книгу фиксируются на основании мемориальных ордеров и приложенных к ним оправдательных документов, данные ее сверяются с данными регистров аналитического учета.Записи проводятся по шахматному принципу с указанием корреспонденции счетов. На основании итогов Главной книги составляется оборотная ведомость по синтетическим счетам или шахматная оборотная ведомость. Для контроля итоги ее оборотов по дебету и кредиту сверяются с итогами журнала регистрации мемориальных ордеров. При использовании журнально-ордерной формы данные первичных документов систематически накапливаются в журналах-ордерах и вспомогательных ведомостях. Журналы-ордера, составленные по кредитовому принципу, открываются на отчетный период на отдельный синтетический счет или на группу их. Записи в журналы-ордера производят на основании первичных документов в хронологическом порядке либо со вспомогательных ведомостей. После подведения итогов по журналу-ордеру его кредитовый оборот переносится в Главную книгу по соответствующему счету, куда также записываются обороты по дебету его, но из других журналов-ордеров. Основой для использования другой формы является принцип применения накопительных регистров (накапливания данных), которые обеспечивают синтетический и аналитический учет средств и хозяйственных операций. Накопительные учетные записи производятся в разрезе корреспондирующих счетов, что исключает необходимость составления мемориальных ордеров. Обычно в одном регистре совмещаются хронологическая запись, синтетический и аналитический учет. Книги (карточки) аналитического учета ведутся как исключение по некоторым объектам. Автоматизированная форм бухгалтерского учета. Таблично-автоматизированная форма учета ведется с использованием компьютерной техники. С помощью специальных программ данные первичных документов группируются и обобщаются непосредственно на компьютере, в результате чего пользователь получает информацию, эквивалентную по содержанию регистрам синтетического и аналитического учета. Использование электронно-вычислительных машин позволяет автоматизировать процесс измерения и регистрации хозяйственных операций.  Упрощенная форма бухгалтерского учета. При упрощенной (простой) форме бухгалтерского учета, используемой на небольших предприятиях, применяется Книга учета хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности), в которой каждая операция в хронологическом порядке с указанием номера, суммы и содержания сразу отражается на счетах бухгалтерского учета.По окончании месяца подсчитываются итоговые суммы оборотов по дебету и по кредиту всех счетов учета средств и их источников, которые должны быть равны итогу средств, показанному по графе «Сумма». После подсчета итоговых дебетовых и кредитовых оборотов средств и их источников (бухгалтерских счетов) за месяц выводится сальдо по каждому их виду (счету) на 1-е число следующего месяца.Форма с использованием регистров малого предприятия применяется организациями, у которых есть собственные основные средства и другие товарно-материальные ценности, а также ведущими расчеты с последующей или предварительной оплатой.При этом в учете используются лишь несколько бухгалтерских счетов, объединяющих отдельные группы счетов. Применяются в качестве учетных регистров для учета имущества и источников его образования ведомости, которые составляются для учета операций по одной группе используемых бухгалтерских счетов на основании первичных документов: В-1 - В-8, также применяется для обобщения данных ведомостей и проверки шахматная ведомость (форма В-9).Сумма по любой операции записывается в двух ведомостях одновременно: в одной - по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета (в графе «Корреспондирующий счет»), в другой - по кредиту корреспондирующего счета и аналогичной записью номера дебетуемого счета. В обеих ведомостях в графе «Содержание операции» делается запись на основании форм первичной учетной документации о сути совершенной операции. Остатки средств в отдельных ведомостях должны сверяться с соответствующими данными первичных документов, на основании которых были произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков и др.).Обобщение месячных итогов финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия, отраженных в ведомостях, производится в ведомости (шахматной) по форме В-9, с использованием которой составляется оборотная ведомость, являющаяся основанием для составления бухгалтерского баланса предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2 УЧЁТНЫЕ РЕГИСТРЫ И ИХ ЭВОЛЮЦИЯ

2.1 Содержание и виды учётных регистров.

Учетные регистры - отдельные листы, ведомости, журналы, книги, машинограммы, а также машинные ленты, диски, дискеты и другие машинные носители, в которых осуществляется группировка однородных данных для отражения на бухгалтерских счетах. В учетных регистрах информация, содержащаяся в принятых к бухгалтерскому учету первичных документах, фиксируется, оценивается, накапливается и обобщается (систематизируется). Отражение хозяйственных фактов в учетных регистрах является очень ответственным этапом учетной работы.В условиях автоматизации бухгалтерского учета результатная информация может формироваться в виде выходных документов на машинных носителях. Формы учетных регистров и методика записей в них регламентируется соответствующими нормативными документами по ведению бухгалтерского учета. Информация о хозяйственных фактах, имевших место в определенном отчетном периоде (месяц, квартал, полугодие, год), из учетных регистров переносится в сгруппированном виде в бухгалтерские отчеты.

Учетные регистры - документы для регистрации  и группировки данных бухгалтерского учета о наличии средств и  операциях с ними. Они классифицируются (разделяются) по внешнему виду, по объему содержания операций, по назначению (характеру записей) и по строению (форме).

 По  внешнему виду учетные регистры  делятся на бухгалтерские книги,  карточки и свободные листы: 

  1. бухгалтерские книги - вид учетных регистров синтетического (Главная книга, книга "Журнал-Главная") и аналитического учета (книги учета основных средств, затрат производства, реализации продукции и др.). Представляют собой сброшюрованные и пронумерованные одноформатные листы бумаги, заверенные подписью главного бухгалтера и имеющие двустороннее строение: одна сторона для дебетовых, другая - для кредитовых записей;
  2. картонки - отдельные листы (бланки), разграфленные для нужд учета, изготовленные из картона или бумаги определенного размера, что дает возможность организовать картотеки. При этом разделителями карточки разбиваются на разделы с соответствующими указателями (индикаторами) для обеспечения быстроты нахождения в картотеке требующейся карточки. В карточках обычно ведут аналитический учет. Они очень удобны для копировальных записей и группировок учетных данных. В зависимости от формы и назначения карточки бывают контокоррентные (предназначены для учета таких объектов, показатели которых дают в общей сумме, например, о состоянии дебиторской задолженности, расчетов с подотчетными лицами и других расчетов), многографные (применяются для учета объектов, где требуется детализация показателей по дебету или кредиту счета, например, производственных расходов по статьям и т. д.), инвентарные (для учета объектов основных средств), количественно-суммового учета (для учета товарно-материальных ценностей по их количеству и сумме; в них указываются: дата и номер бухгалтерской проводки, содержание записи, приход, расход и остаток по количеству и сумме), складского учета (для количественного учета товарно-материальных ценностей на складах).
  3. свободные листы - применяются в качестве учетных регистров для всех видов учетных записей и составляют основу современного учета. Каждый лист имеет соответствующее название (журнал-ордер, ведомость) и указание периода его действия (месяц, квартал).

3. По  характеру записей учетные регистры делятся на хронологические, систематические и комбинированные:

  1. хронологические регистры используют для записей хозяйственных операций по мере их совершения и поступления документов в бухгалтерию без определенной группировки по счетам. Такие регистры обеспечивают контроль за полнотой бухгалтерских записей и сохранностью поступающих документов. Виды хронологического регистра: регистрационный журнал, книга учета хозяйственных операций, книги покупок и продаж;
  2. систематические регистры - регистры, в которых документы регистрируются в определенной системе (группировке); они используются для отражения однородных по экономическому содержанию хозяйственных операций (например, инвентаризационная опись ценностей) и подразделяются на систематические регистры синтетического учета и систематические регистры аналитического учета;
  3. комбинированные регистры сочетают хронологические и систематические записи. Например, в журналах-ордерах записи ведут в разрезе синтетических счетов в хронологическом порядке.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Эволюция  учётных регистров. 

В настоящее  время внешний вид и материальная основа учетных регистров весьма разнообразны: книги, журналы, карточки, свободные листы, машинограммы, видеограммы, магнитные ленты, магнитные диски и дискеты, оперативная память ЭВМ и т.п. Как справедливо утверждают исследователи: история развития бухгалтерского учета - это, прежде всего эволюция учетных регистров. Первые сведения об учетных регистрах мы встречаем в Древнем Египте. Здесь записи регистрировались на свитках папируса (свободных листах). На таком листе чаще встречаются данные инвентаризации. Здесь же фиксировались данные по поступлению и отпуску ценностей. Так, первый человек на папирусе обозначал какое количество ценностей подлежит отпуску, второй отмечал, какое количество ценностей было отпущено фактически, а третий сравнивал числа и делал отметки об отклонениях. В Вавилоне учет производился на карточках. Подобная карточка делалась из мягкой и влажной глины в виде пластинки или, как еще ее называли, таблетки. Величина найденных таблеток от 2-х см, до больших глыб размером 30Ч40 см. на влажной поверхности такой пластинки тростниковой палочкой писали данные, ошибочные записи попросту стирались, никакого понятия исправления ошибочных записей не существовало. Далее пластинки сушились на солнце или в печах (позднее). Хранили документы в конвертах. Часто делали два экземпляра документов. Пластинки складывались в глиняный кувшин, закрывались крышкой и кувшин обвязывали веревкой, на конце которой находился кусок глины, где отмечали содержание хранящихся документов. Ненужные документы уничтожали, бросая их на пол. В Древней Греции имелись специальные журналы, где в хронологическом порядке регистрировались квитанции (антисимбомы), по которым выдавались деньги в банках. В Риме учетные регистры велись на лыке, на деревянных табличках, покрытых воском, медных досках, коже, холстах, пергаментах. Здесь впервые появляется взаимосвязанная система учетных регистров. Первой учетной книгой была Adversaria, где фиксировались ежедневные факты хозяйственной жизни. Далее эта книга называлась памятной, или мемориалом. Позднее появились кодексы Codex accepti et expenci и Codex rationum domesticorum. Среди ученных до сих пор нет согласия в вопросе о назначении этих кодексов. Одни считают, что первая книга была журналом, а вторая - Главной книгой. Другая группа ученных полагает, что первый кодекс был кассовой книгой, а второй - книгой систематических записей. Здесь впервые появляется двухсторонняя схема заполнения. Каждых факт четко фиксировался «от - к (кому)». В отдельных провинциях использовалась книга - бревариум, где отражались сметные ассигнования и их исполнения. В средние века до IX века все хозяйственные записи довольно хаотичны и, в основном, представлены различными перечнями имущества. Далее записи становятся более упорядоченными. В XIII веке в Западной Европе существовали приходно-расходные книги, которые велись в двух экземплярах, один хранился у кассира, другой - у бухгалтера. Образцовым был учет в Англии. В его основе лежала Книга Страшного Суда. Здесь же зародились учетные регистры шахматной формы. Кроме того, существовала так называемая, простая бухгалтерия. Она была представлена хронологическими записями текущих оборотов в записных книжках купцов. Однако следует отметить, что порой это были не столько учетные регистры, сколько семейные повествования. Дальнейшее совершенствование материальной основы, структуры и форм учетных регистров происходило под влиянием таких факторов, как рост масштабов производства, усложнение хозяйственного механизма, увеличение количества совершаемых и учитываемых фактов хозяйственной жизни, возрастание объемов собираемой и перерабатываемой информации, разделение труда учетных работников и их специализация, применяемые средства вычислительной и организационной техники, позволяющие не только обрабатывать бухгалтерские данные, но и накапливать, и хранить их. 
 
 
 
 

ГЛАВА 3 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    Таблица 1

    Журнал регистрации хозяйственных операций

 
 
Содержание  хозяйственной операции Сумма, руб. Коррес-пондирующие счета Подтверждающий  документ
частная общая Дт Кт
 
 
 
 
 
 
1.
Поступили на склад  от поставщиков  материалы:

а) от ЗАО «Металлист» - лента стальная, 4 т

б) от ООО «Черметпрокат» -  чугун литейный, 3 т

в) прочие материалы  от прочих поставщиков – прочие материалы, 47,5 т

 
 
 
20000 
 

12000 
 

9500

 
 
 
 
 
 
 
 
 
41500
 
 
 
10.1 
 

10.1 
 

10.9

 
 
 
60 
 

60 
 

60

 
 
 
Счет-фактура, товарная накладная
 
 
 
2.
Отпущены со склада в производство материалы:

а) чугун литейный, 1,5 т

б) лента стальная, 2 т

в) прочие материалы, 9,8 т

 
 
6000

10000

1960

 
 
 
 
17960
 
 
20

20

20

 
 
10.1

10.1

10.9

 
Накладная - требование 
 
 
 
 
3.
Начислена заработная плата персоналу организации, в т.ч.:

- основным производственным рабочим

- обслуживающему  персоналу цехов

- управленческому  персоналу

 
 
 
 
10000 

6000 

9000 

 
 
 
 
 
 
 
 
25000
 
 
 
 
20 

25 

26

 
 
 
 
70 

70 

70

 
 
Расчетно-платежная  ведомость
 
 
 
 
 
4.
Начислена задолженность  государственным фондам социального страхования и обеспечения 26%:

- основным производственным рабочим

- обслуживающему  персоналу цехов

- управленческому  персоналу

 
 
 
 
 
2600 

1560 

2340

 
 
 
 
 
 
 
 
 
6500
 
 
 
 
 
20 

25 

26

 
 
 
 
 
69 

69 

69

 
 
 
 
Карточка  начисления страховых взносов
 
5.
 
Удержан налог с доходов физических лиц (13%)
 
 

3250

 
 
3250
 
 
70
 
 
68
Расчетно-платежная  ведомость, карточка НДФЛ
 
6.
Зачислены на расчетный  счет платежи от покупателей, в т.ч. НДС (18%)  
 
150000
 
 
150000
 
 
51
 
 
62
 
Выписка банка, платежное поручение
 
 
 
 
7.
Получены в кассу с расчетного счета наличные деньги для выплаты заработной платы персоналу организации и на хозяйственные нужды  
 
 
22880 

23000

 
 
 
 
 
45880
 
 
 
 
 
50
 
 
 
 
 
51
 
 
Приходный кассовый ордер, денежный чек
 
 
 
8.
Выдана из кассы:

- заработная  плата персоналу организации

- под отчет  на хозяйственные расходы менеджеру Петрову В.Н.

 
 
 
21780 

3000

 
 
 
 
 
24780
 
 
 
70 

71

 
 
 
50 

50

 
 
Расходный кассовый ордер, платежная ведомость
 
9.
Зачислен на расчетный счет краткосрочный кредит банка  
 
12500
 
 
12500
 
 
51
 
 
66
 
Выписка банка
 
 
 
 
10.
С расчетного счета  перечислено в погашение задолженности:

- финансовым  органам (налоги)

- фонд социального  страхования и обеспечения

 
 
 
 
3460 

9875

 
 
 
 
 
 
13335
 
 
 
 
68 

69

 
 
 
 
51 

51

 
 
Платежное поручение, выписка банка, налоговые декларации
 
 
 
 
11.
Выпущена из производства готовая продукция:

- станки токарные, 3 шт.

- станки фрезерные, 3 шт.

- прочие металлорежущие  станки, 4 шт.

 
 
45000

37200 

34400

 
 
 
 
 
116600
 
 
43

43 

43

 
 
20

20 

20

 
 
 
Требование-накладная
 
12.
Поступили на склад инструменты и приспособления от разных поставщиков  
 
 
3500
 
 
 
3500
 
 
 
10.9
 
 
 
60
Счет-фактура, накладная
 
13.
Отпущены в  эксплуатацию инструменты в производственный цех  
 
3500
 
 
3500
 
 
20
 
 
10.9
 
Накладная
 
 
 
 
14.
Отпущена покупателям  готовая продукция по фактической себестоимости:

- станки токарные, 4 шт.

- станки фрезерные, 2 шт.

- прочие металлорежущие  станки, 3 шт.

 
 
 
 
60000

24800 

25800

 
 
 
 
 
 
 
110600
 
 
 
 
90

90 

90

 
 
 
 
43

43 

43

 
 
Счет-фактура, накладная-требование
 
15.
Предъявлены счета  на оплату покупателям за отгруженную продукцию  
 
150000
 
 
150000
 
 
62
 
 
90
 
Счет-фактура

Информация о работе Формы бухгалтерского учёта и способы их применения