Формирование бухгалтерского баланса на примере "Барнаульского дорожного ремонтно-строительного управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2015 в 09:12, курсовая работа

Краткое описание

Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему показателей об имущественном и финансовом положении организации и о результатах её хозяйственной деятельности, составляемую на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Бухгалтерская отчетность является основой информационной базы как внутреннего, так и внешнего финансового анализа.

Содержание

Введение 3
1. Основы бухгалтерской отчетности 5
1.1 Состав и общие требования к бухгалтерской отчетности 5
1.2 Баланс как ступень обобщения учетных данных 7
1.3 Содержание и строение бухгалтерского баланса 10
2. Формирование бухгалтерского баланса на примере «Барнаульского дорожного ремонтно-строительного управления» 27
2.1 Общая характеристика «Барнаульского дорожного ремонтно-строительного управления» 27
2.2 Процедуры, предшествующие формированию форм бухгалтерской отчетности 30
2.3 Формирование бухгалтерского баланса в организации 33
Заключение 42

Вложенные файлы: 1 файл

основы Бухгалтерской отчетности.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

 

Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему показателей об имущественном и финансовом положении организации и о результатах её хозяйственной деятельности, составляемую на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Бухгалтерская отчетность является основой информационной базы как внутреннего, так и внешнего финансового анализа.

Тщательное изучение бухгалтерских отчетов является первой ступенью к раскрытию причин сложившейся финансовой ситуации; основой экономически обоснованной оценки финансовых результатов и уровня финансовой устойчивости и платежеспособности конкретной организации, выявления основных путей финансового оздоровления.

В условиях рыночной экономики предприятие – самостоятельный элемент экономической системы – взаимодействует с партерами по бизнесу, бюджетами различных уровней, собственниками капитала и другими субъектами, в процессе чего с ними возникают финансовые отношения. В связи с этим появляется необходимость финансового управления фирмы, т.е. разработки определенной системы принципов, методов и приемов регулирования финансовых ресурсов, обеспечивающих достижение тактических и стратегических целей организации. Объектом управления являются финансовые ресурсы предприятия, в частности их размеры, источники их формирования, и отношения, складывающиеся  в процессе формирования и использования финансовых ресурсов фирмы. Результаты управления проявляются в денежных потоках (величине и сроках), протекающих между предприятием и бюджетами, собственниками капитала, партнерами по бизнесу и другими агентами рынка.

Основная цель курсовой работы – изучение процедуры, предшествующей формированию и порядок формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия.

Актуальность данной темы заключается в том, что тщательное изучение бухгалтерской отчетности является первой ступенью к раскрытию причин сложившейся финансовой ситуации, основой экономически обоснованной оценки финансовых результатов и уровня финансовой устойчивости и платежеспособности конкретной организации, а также выявления основных путей финансового оздоровления.

При выполнении работы использовались следующие приемы и методы: горизонтальный и вертикальный анализ, анализ коэффициентов (абсолютных и относительных показателей), сравнительный анализ, а также социологические методы сбора первичной информации.

При написании курсовой работы были использованы работы российских и зарубежных авторов, таких как Е.Е. Балабайченко, В.Д. Глотова, П.И. Камышанов, Н.П. Кондраков, А.П. Шишкин  и др., а также законодательные и нормативные материалы и документы. 

В первой главе рассмотрены основы бухгалтерской отчетности, состав и общей требования, а также бухгалтерский баланс, его содержание, строение и структура, а также отчет о прибылях и убытках, приложений и пояснений к ним.

Во второй главе рассмотрено формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности на примере Барнаульского дорожного ремонтно-строительного управления.

 

1. Основы бухгалтерской отчетности

1.1 Состав и общие требования  к бухгалтерской отчетности

Системность и комплексность сведений, содержащихся в бухгалтерской отчетности, являются следствием определенных требований, предъявляемых к её составлению.

Основными из них являются:

- достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах её деятельности и об их изменениях. Соблюдение указанного требования достигается за счет сплошного документального отражения всех хозяйственных операций и последующего обобщения данных  в соответствии с правилами, установленными нормативными актами по бухгалтерскому учету,  и результатов инвентаризации имущества и обязательств;

- реальность, т.е. соответствие оценок статей бухгалтерской отчетности объективной действительности;

- нейтральность, т.е. исключение одностороннего удовлетворения интересов одних групп заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности перед другими. Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки заинтересованных пользователей  с целью достижения предопределенных результатов или их последствий. Требование “нейтральности” при формировании бухгалтерской отчетности взято из международных стандартов финансовой отчетности;

- последовательность (преемственность), т.е. использование принятых  в установленном порядке содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним последовательно от одного отчетного периода к другому.  Вместе с тем при изменении  вида деятельности возможны изменения принятых в организации содержания и форм отчетности, которые должны быть раскрыты в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках с указанием причин, вызвавших эти изменения;

- сопоставимость, т.е. отражение в отчетности по каждому числовому показателю данных минимум за два года (максимум не ограничен) – отчетный и предшествующий отчетному. Если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, первые подлежат корректировке с помощью индексного метода.

Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях в бухгалтерской отчетности отражаются обособленно в случае их существенности (не менее 5 % к общему числу соответствующих данных) и если без них невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности заинтересованными пользователями; либо приводятся общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями.[16, с.165]

Состав бухгалтерской отчетности организаций определен ст.13 Федерального закона “О бухгалтерской учете”. В нее включаются:

- Бухгалтерский баланс – форма № 1;

- Отчет о прибылях  и убытках – форма № 2;

- Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках.

- Аудиторской заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

- Пояснительная записка.

В соответствии  с Приказом Минфина РФ от 22.07.2003 г. № 67н “О бухгалтерской отчетности организаций” в настоящее время в качестве пояснения к основным формам бухгалтерской отчетности выступают:

- “Отчет об изменениях капитала” - форма № 3;

- “Отчет о движении денежных средств” - форма № 4;

- Приложение к бухгалтерскому балансу – форма № 5.

Организации, занимающиеся некоммерческой деятельностью, в качестве приложения к основной отчетности представляют “Отчет о целевом использовании полученных средств” - форма № 6.

Бухгалтерская отчетность всеми организациями, кроме бюджетных, представляется в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, территориальным органам государственной налоговой инспекции и статистики, банкам. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.

 Бухгалтерская отчетность подразделяется  на промежуточную (квартальную) и  годовую. Годовая отчетность содержит  полный набор форм отчетности и сопутствующих документов, описанных выше, а промежуточная – как правило, только основные формы бухгалтерской отчетности. Организация может по своему усмотрению представлять в составе промежуточной отчетности и иные отчетные формы (“Отчет о движении денежных средств” и др.),  а также  пояснительную записку.[28, с.96]

В соответствии со ст.15 ФЗ “О бухгалтерском учете” промежуточная отчетность представляется в течение 30 дней по окончании квартала, а годовая – в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ. [28, с.124]

1.2 Баланс как ступень обобщения учетных данных

Конечным выражением процесса учета хозяйственных операций предприятия является бухгалтерская отчетность, в которой представлены данные, отражающие имущественное положение организации, состояние ее финансов, результаты ее деятельности. Учетные данные двигаются в процессе учета от хозяйственных операций непосредственно к формам бухгалтерской отчетности, проходя при этом несколько ступеней учета, в каждой последующей из которых более высок уровень обобщения информации. В процессе этого движения стоимостные и натуральные показатели приобретают черты наглядности и удобства в использовании.

На нижней ступени учетного процесса информация вносится и группируется в виде различного рода первичных документов. После соответствующей группировки данные попадают  в регистры аналитического учета, причем распределение данных здесь может осуществляться по самым разным признакам, в зависимости от вида аналитического регистра. Следующей стадией обобщения информации являются регистры синтетического учета. Если в рамках этой стадии необходимо выделить более или менее обобщенные регистры, то наиболее наглядным следует признать Главную книгу и Оборотный баланс. Затем следуют формы отчетности, о которых нужно сказать особо.

Состав бухгалтерской отчетности определен Законом «О бухгалтерском учете», ее содержание, Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации». В соответствии с этими нормативными актами в состав отчетных форм организации входит бухгалтерский баланс - №1.

Данную форму отчетности следует признать наиболее универсальной, поскольку наглядность и уровень обобщения учетных данных находятся в ней на качественно более высоком уровне.

По своей сущности бухгалтерский баланс это источник информации об имущественном состоянии организации и его структуре, включая и стоимость  вновь  созданную в виде приращения собственного капитала.

 Другие формы отчетности  характеризуют какую-либо часть  представленной в балансе информации  – денежные средства, прибыль, состав  и финансы собственного капитала. Баланс характеризует деятельность предприятия в целом, это главная и универсальная форма отчетности, все другие формы дополняют его, хотя в силу идентичности учетных данных все формы отчетности необходимо понимать как единое целое.

Таким образом, в современном составе отчетности организации форма №1 выполняет роль своеобразного стержня вокруг которого группируются представленные в наглядной форме данные о деятельности предприятия за определенный период времени (отчетный период).

Следует добавить, что процесс обобщения данных не заканчивается составлением бухгалтерского баланса отдельного предприятия. Информация, двигаясь по пути обобщения, может попасть в сводный или консолидируемый баланс. Но если в предыдущих стадиях принципы обобщения данных определяются формой регистров учета, то здесь обобщение происходит путем сложения количественной стоимостной информации. Сводный баланс представляет собой ни что иное, как свод сумм постатейных показателей различных балансов. Такая форма группировки данных удобна для характеристики имущественного состояния какой-либо отрасли. Составляют его различные министерства и ведомства. Консолидируемый баланс это разновидности сводного, в нем объединяются балансы организаций юридически самостоятельных, но экономически связанных между собой, причем эти организации могут принадлежать к разным отраслям хозяйства. Разумеется, внутренний приток капитала не влияет на общие итоги актива и пассива.

Бухгалтерский баланс представляет имущественную массу предприятия в двух разрезах  -  с точки зрения состава имущества, и с точки зрения источников его приобретения, причем последнее понимается не как местонахождение или адрес источника приобретения, а как обязательство за полученные ценности. Этот факт имеет важное значение для понимания структуры этой формы отчетности, т.к. некоторые ресурсы предприятия по юридической принадлежности могут являться собственными, но экономически представлять собой долговое обязательство. [23, с.58]

В силу двоякого отражения имущества организации баланс имеет присущую только ему особенность, которая состоит в сопоставлении имущества и обязательств. В силу этого в современном бухгалтерском учете слово «баланс» имеет два значения.

1. Равенство стоимостных и количественных характеристик, т.е. сбалансированность.

2.   Форма отчетности.

Необходимо сказать, что принцип бухгалтерского баланса или сопоставление двух взаимосвязанных равновеликих величин существует не только в форме №1. Балансы используют в планировании и анализе, они могут быть материальными и трудовыми. Принцип сбалансированности удобно использовать в факторном анализе, где влияние всех факторов сопоставляется и общим изменением какой-либо величины (прибыли, рентабельности и т.д.)

Необходимо оговориться: балансовый принцип в современной экономической теории выходит за рамки равенства сопоставляемых показателей. В торговых балансах величины экспорта и импорта, обычно, не бывают равны, здесь почти всегда существует активное или пассивное сальдо. Принципа баланса вообще, это скорее не принцип сбалансированности, а сопоставление величин.

1.3 Содержание и строение бухгалтерского баланса

Бухгалтерский баланс - это таблица, в которой имущество организации сгруппировано по составу и функциональной роли (актив) и по источникам образования и целевому назначению (пассив). Итог актива должен быть обязательно равен итогу пассива, так как в активе и пассиве сгруппируется одно и то же имущество по разным направлениям. Схема бухгалтерского баланса приведена ниже.

Баланс

Актив

Пассив

Группировка имущества

по составу и функциональной роли

Сумма

Группировка имущества

по источникам образования и целевому назначению

Сумма

Баланс (итог актива)

 

Баланс (итог пассива)

 

Информация о работе Формирование бухгалтерского баланса на примере "Барнаульского дорожного ремонтно-строительного управления"