Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 17:35, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение теоретических основ финансового контроля, его видов, основных методов, а так же показать каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации и разработка комплекса мер направленных на его совершенствование.
К основным задачам дипломной работы относятся исследование теоретико-методических основ государственного финансового контроля, его видов и методов реализации, контроль за целевым и эффективным использование государственных средств, а также оценка эффективности государственного финансового контроля и пути его совершенствования.

Содержание

Введение
1. Организация финансового контроля в Российской Федерации
1.1 Сущность финансового контроля, виды и методы
1.2 Система государственного финансового контроля ее институты
1.3 Бюджетный контроль как вид государственного финансового контроля
2. Практика осуществления финансового контроля РФ
2.1 Организация финансового контроля за соблюдением налогового и бюджетного законодательства, оценка его эффективности
2.2 Контроль целевого и эффективного использования средств федерального бюджета
2.3 Практика проверок целевого и эффективного использования средств бюджета Тюменской области, выделенных на реализацию областных целевых программ
3. Пути совершенствования системы государственного финансового контроля
3.1 Проблемы осуществления государственного финансового контроля РФ
3.2 Пути совершенствования государственного финансового контроля РФ
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 109.85 Кб (Скачать файл)

По каждому из вышеуказанных  направлений организации системы  государственного финансового контроля следует определить соответствующий  комплекс работ. Например, в число  основных участков работы по формированию системы кадрового обеспечения  государственного финансового контроля необходимо включить как минимум  следующие:

1.  определение вариантов назначения руководителей тех или иных органов государственного финансового контроля;

2.  определение количества и профессионально – квалификационных характеристик персонала;

3.  разработка механизмов набора и распределения кадров, комплексной оценки работы;

4.  разработка системы профессионального развития кадров (методов определения потребности в доподготовке кадров), программ и технологических процессов их подготовки;

5.  разработка системы должностного развития кадров (ротации и должностного продвижения);

6.  установление соответствующих регламентов взаимоотношений между работниками;

7.  определение механизмов ответственности за несоблюдение дисциплины труда;

8.  разработка системы мотивации труда и т.д.

В связи с вышеуказанным  вопросом стоит отметить, что для  формирования и дальнейшего развития системы кадрового обеспечения  государственного финансового контроля в первую очередь необходимо использовать уже накопленный огромный практический опыт отечественных специалистов в  области экономики и финансов (кадровый резерв), привлекать молодых  специалистов, создав для этого надежную систему мотивации.

В целях формирования и  реализации программ развития государственного финансового контроля целесообразно  создать Временную межведомственную комиссию по организации и развитию системы государственного финансового  контроля (утвердив ее статус специальным  Указом Президента Российской Федерации). Указанная комиссия должна осуществлять координацию действий министерств, ведомств, иных федеральных органов  исполнительной власти, а также органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации по участию в разработке и реализации соответствующих программ. Следует отметить, что особая актуальность проблемы развития и совершенствования  государственного финансового контроля в современных условиях, вышеприведенные  совершенно недопустимые (с точки  зрения необходимости укрепления российской государственности) недостатки государственного финансового контроля, а также  стремительность происходящих в  мире социально-экономических трансформаций (глобализация и т.д.) обуславливают  необходимость начать осуществление  преобразований российского государственного финансового контроля как можно  раньше. По большому счету, реформа  государственного финансового контроля (в направлении организации его  целостной системы) уже начата одновременно с процессами социально-экономических  реформ в нашей стране, реформ составляющих государственное устройство. Реформа  государственного финансового контроля уже идет, и процесс этот может  так и не привести к необходимым  результатам, к образованию целостной  эффективной контрольной системы, так для него характерны недостаточная  целенаправленность и односторонность, а также стихийность, т.е. отсутствие четкой стратегии, основанной на соответствующей  достаточно продуманной концепции. Следует отметить, что в рамках органов государственного финансового  контроля исполнительной ветви власти (в частности, контрольных органов  Минфина России) уже предприняты  попытки разработки Федеральной  целевой программы перспективного развития контрольно – ревизионных  органов Минфина России в 2001–2004 гг. При этом целью данной Программы являлось комплексное развитие системы контрольно – ревизионных органов Минфина России, направленное на усиление контроля за расходованием бюджетных средств и повышением эффективности их деятельности и отдачи для государства в целом, в том числе через предотвращение финансовых нарушений в сфере экономики. В Программе были определены основные направления развития организации и структуры, уровня и форм взаимодействия с другими государственными контролирующими органами, кадрового состава, материально – технического и информационного обеспечения контрольно – ревизионных органов Минфина России.

Проанализировав результаты Программы можно сделать вывод, что все-таки реорганизацию государственного финансового контроля необходимо осуществлять постепенно на протяжении ряда лет. Резкие же шаги в этом плане чреваты остановкой хода достижения целей государственного финансового контроля, а также  утерей государственных ресурсов в  результате незаконных действий различного рода нарушителей, которые могут  воспользоваться слабыми местами  в контрольной системе, возникающими в ходе любой реструктуризации. Иными  словами, реструктуризацию государственного финансового контроля необходимо проводить  синхронно с изменением функций  управленческих звеньев в части  контроля. Например, на период отвлечения работников оргзвеньев государственного финансового контроля в процессе смены их функций целесообразно  создать временную систему поддержки  контрольных функций реструктурируемых  органов. Также следует учредить Временную комиссию по формированию концепции и организации реформирования системы государственного финансового  контроля. В то же время периодически должна производиться оценка достигнутого (анализ действенности системы), а  при необходимости – уточнение  концепции в соответствии с меняющимися  экономическими условиями.

Важным условием эффективности  хода реформ отечественного государственного финансового контроля, направленных на создание его целостной системы, является укрепление государственной  финансовой безопасности.

Вместе с тем, учитывая все вышесказанное, для совершенствования  государственного финансового контроля необходимо:

·  контролировать не только целевой характер государственных расходов, но и оценивать их результативность;

·  усилить прозрачность деятельности организаций, использующих средства налогоплательщиков;

·  внедрять новые технологии проведения контрольных проверок по сравнению с традиционно используемыми проверками законности и целевого использования бюджетных средств;

·  законодательно определить аудит эффективности использования бюджетных средств как разновидность государственного финансового контроля, осуществляемого контрольно – счетными органами в виде проверок эффективности использования бюджетных средств и государственной собственности;

·  разработать единую для контрольно – счетных органов и иных органов финансового контроля методологическую базу проведения аудита эффективности в соответствии с общепринятыми в разных странах принципами и методами;

·  наделить контрольно – счетные органы в субъектах Федерации полномочиями по исполнению принятых ими решений, например, возможность взыскивать нецелевые средства, расходуемые из бюджета;

·  в Бюджетный и Уголовный кодексы Российской Федерации внести статьи об ответственности руководителей учреждений – получателей бюджетных средств за нарушения бюджетного законодательства и Закона о бухучете;

·  более четко координировать деятельность органов, осуществляющих финансовый контроль в целях устранения дублирования функций контролирующими органами;

·  руководителям министерств и ведомств, главам администраций необходимо усилить внутренний финансовый контроль, обеспечить соблюдение периодичности проведения контрольных мероприятий, систематизировать контроль за устранением выявленных нарушений и недостатков;

·  обеспечить соблюдение финансовой дисциплины и свести к минимуму финансовые нарушения, сделать максимально рациональным управление государственными и муниципальными финансами;

·  разработать финансовым органам информационно – аналитическую систему, как основу совершенствования управления бюджетными ресурсами, включающую в себя мониторинг, анализ, прогнозирование, планирование и систему поддержки принятия управленческих решений;

·  определить направления и вопросы, по которым могут проводиться проверки и анализ эффективности законов о бюджете;

·  сформировать систему критериев и показателей эффективности использования государственных средств с учетом функциональности и экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации;

·  объединить усилия контрольных органов законодательной (представительной) и исполнительной власти различных уровней для создания системы аудита эффективности использования бюджетных средств;

·  государственным контрольным комитетам субъектов Федерации совместно с постоянными комиссиями и депутатскими фракциями, представительными органами местного самоуправления и другими заинтересованными лицами и организациями продолжить работу по выработке предложений в области совершенствования законодательной базы государственного финансового контроля, в частности законодательного закрепления аудита эффективности как разновидности государственного финансового контроля, осуществляемого контрольно – счетными органами в виде проверок эффективности использования бюджетных средств и государственной собственностью;

·  в соответствии с принятой Правительством Российской Федерации Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2005–2007 гг. осуществлять постоянное взаимодействие, Минфина Российской Федерации, Государственного контрольного комитета Российской Федерации и других контрольных органов при разработке нормативно – правовой и методической базы в процессе перехода к бюджетированию, ориентированному на результаты;

·  совместно с профильными кафедрами высших учебных заведений проработать вопросы подготовки методических документов, в частности республиканского стандарта (методики) проведения аудита эффективности использования государственных средств, и повышение квалификации специалистов – аудиторов в сфере государственного финансового контроля;

·  совершенствовать кадровое обеспечение контроля посредством повышения квалификации и профессионализма специалистов, осуществляющих контрольно – экономическую работу, создание контрольно – счетной палаты на местах, подготовки аудиторов по аудиту бюджетных показателей местных бюджетов;

·  разработать информационное обеспечение, отвечающее аналитическим целям контроля, гарантирующее полноту и достоверность исходных данных об объекте контроля, широкую гласность принятия решений и исполнения бюджетов различных уровней, посредством регулярного освещения в официальной периодической печати текущего исполнения бюджета и отчетов контрольно – счетной палаты на местах;

·  контролировать вложения, прежде чем пытаться контролировать результаты;

·  создать надежную систему учета, прежде чем внедрять интегрированную систему управления финансовой деятельностью;

·  составлять смету работ, подлежащих выполнению, прежде чем составлять смету будущих результатов;

·  заключать официальные контракты в частном секторе, прежде чем заключать государственные и муниципальные контракты;

·  утвердить и ввести в действие предсказуемый бюджет, прежде чем требовать от руководителей эффективного использования вверенных им ресурсов.

Результатом реализации названных  задач является достижение правопорядка в процессе осуществления финансовой деятельности. Что является необходимым  условием принятия правильных управленческих решений. Правильно поставленный финансовый контроль способствует избежанию ошибок.

Необходимо отметить, что  Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий  для финансовой стабилизации. Это, прежде всего разработка, утверждение и  исполнение бюджетов всех уровней и  внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных  предприятий и учреждений, государственных  банков и корпораций. Финансовый контроль со стороны государства, негосударственной  сферы экономики затрагивает  лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных или бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения  учета и отчетности.

 

Заключение

Сегодня органы государственной  власти уделяют серьезное внимание вопросам совершенствования системы  государственного финансового контроля. Поскольку очевидно, что обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы  страны является наличие развитой системы  контроля.

Предпринят уже ряд  шагов, направленных на ее реформирование. Заметную роль в совершенствовании  финансового контроля призвано сыграть  Бюджетному кодексу Российской Федерации.

В целях наиболее полного  выполнения Указа Президента Российской Федерации от 03.03.1998 г. «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики» был создан департамент государственного финансового контроля и аудита. Создание такого органа вызвано необходимостью организации аудиторской деятельности и соединением в единый блок всех подразделений Министерства финансов России, выполняющих контрольные функции.

В настоящее время в  Минфине Активизирована работа по подготовке проектов федеральных законов о  государственном контроле в Российской Федерации.

Однако по-прежнему острой ля России остается проблема создания всеобъемлющей и надежной системы  государственного финансового контроля. Причин здесь несколько.

В некоторых субъектах  Федерации власти не понимают (или  делают вид что не понимают) значения внешнего государственного финансового  контроля. Исполнительная власть прилагает  все усилия, чтобы не допустить  внешнего контроля за своей деятельностью (или всячески его ограничивать), а органы представительной власти либо устраивает такая бесконтрольность, либо они слабы, чтобы настоять на своих правах.

В других регионах созданные  контрольно-счетной органы не осознали масштаба стоящих перед ними задач, не приобрели соответствующие квалификации для их решении, и поэтому их действия фактически дублируют работу других контрольных органов.

Практически во всех регионах не наложено взаимодействия органов  государственного контроля (прежде всего, информационная), взаимодейственые амбиции  мешают координации их деятельности даже на федеральном уровне такое  взаимодействие еще только налаживается.

Усилия органов власти, которым поручено выполнять функции  контроля, не координируются и осуществляют они его в основном в рамках своего ведомства, что вызывает раздробленность  финансовой системы.

На мой взгляд, еще одним  важным вопросом является отсутствие закона определяющего возможности  государственного финансового контроля в отношении нарушителей финансового  законодательства. Ведь без административных материально-финансовых мер воздействий  на нарушителей финансового законодательства не возможно достичь высоких результатов  в выполнении поставленных перед  органами контроля задач.

Информация о работе Финансовый контроль