Учет фондов и резервов предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 18:40, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – раскрыть понятие, сущность собственных средств предприятия, исследовать структуру собственного капитала, разобраться в вопросах назначения фондов и резервов предприятия, ознакомиться с их видами, а также источниками формирования. Задачами исследования явились рассмотрение структуры собственного капитала предприятия, включая уставный, добавочный и резервный капиталы организации, собственные акции(доли в уставном капитале), нераспределенную прибыль (непокрытый убыток) и целевое финансирование, а также рассмотрение вопросов формирования и назначения фондов и резервов предприятия; нормативно-правового регулирования учета фондов и резервов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
1.Теоретические основы учета фондов и резервов предприятия ………...……5
1.1.Понятие собственного капитала и его структура.…………………………. 5
1.2.Назначение фондов и резервов. Виды резервов..……………………...….11
2.Нормативно-правовое регулирование образования, использования и учета фондов и резервов предприятия………………………………………………...16
3.Обзор литературы……………………………………………………………...24
Заключение…………………………………………………………………….…28
Список использованной литературы……………………….…………………..30

Вложенные файлы: 1 файл

НИРС.docx

— 72.72 Кб (Скачать файл)

 

Несмотря на то, что согласно новому плану счетов субсчета к данной группе счетов отсутствуют, организации могут открывать к ним соответствующие субсчета, в зависимости от специфики своей хозяйственной деятельности. [20]

  1. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 05.12. 2008 г. № 183 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету хозяйственных операций, связанных с приватизацией объектов, находящихся в государственной собственности». Инструкция определяет порядок отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций по формированию уставного фонда открытого акционерного общества, по расчетам за акции, по продаже по конкурсу или на аукционе предприятия как имущественного комплекса. Определение стоимости государственного предприятия как имущественного комплекса, размера уставного фонда открытого акционерного общества, создаваемого в процессе преобразования государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, производится в установленном законодательством порядке. [16]
  2. Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 14 декабря 1990г. №463-XII введен в действие Закон Республики Беларусь «О предприятиях в Республике Беларусь» (с последующими изменениями и дополнениями). Настоящий Закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы организации предприятия. Закон направлен на обеспечение самостоятельности предприятия, определяет его права, регулирует отношения предприятия с другими предприятиями и организациями, Советами депутатов, органами государственного управления, действует в сочетании с другими законами Республики Беларусь. Настоящий Закон распространяется на все предприятия, расположенные на территории Республики Беларусь. [23]
  3. Закон Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. N 2020-XII «О хозяйственных обществах» (ред. Законов Республики Беларусь от 10.01.2006 № 100-З от 08.07.2008 N 372-З) направлен на определение правового положения, порядка создания, деятельности, реорганизации, ликвидации хозяйственных обществ, прав и обязанностей их учредителей (участников), компетенции органов хозяйственных обществ, а также на обеспечение защиты прав и интересов учредителей хозяйственных обществ и самих хозяйственных обществ. [17]
  4. Постановление «Об утверждении инструкции о порядке расчета стоимости чистых активов и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь» (Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 27 июня 2008 г. N 107(в ред. постановлений Минфина от 11.01.2010 N 2, от 08.04.2010 N 45, от 19.10.2010 N 113, от 30.11.2010 N 143)). [18]

Инструкция о порядке  расчета стоимости чистых активов  устанавливает порядок расчета  стоимости чистых активов коммерческими  организациями (кроме банков), индивидуальными  предпринимателями, осуществляющими  предпринимательскую деятельность и ведущими бухгалтерский учет, а  также состав активов и пассивов, принимаемых к расчету стоимости  чистых активов, с учетом особенностей осуществляемой организациями деятельности. Стоимость чистых активов определяется на 1 января организациями (кроме страховых организаций и профессиональных участников рынка ценных бумаг) на основании данных бухгалтерского баланса, как разница между стоимостью активов и пассивов, принимаемых к расчету. [18]

  1. Закон Республики Беларусь от 18.02.1991 N 611-XII «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1991 г., № 12, ст. 125) (с учетом изменений, внесенных Законами Республики Беларусь от 01.07.2010 № 154-З, рег. № 2/1709 от 06.07.2010): настоящий Закон определяет правовое положение, условия создания, деятельности, реорганизации и ликвидации крестьянского (фермерского) хозяйства, права и обязанности его членов. [19]
  2. Декрет президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 года №11 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (в редакции Декрета Президента  Республики Беларусь 01.03.2010 № 3). Настоящим Декретом устанавливаются порядок государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования, права и обязанности государственных органов и иных государственных организаций, осуществляющих государственную регистрацию субъектов хозяйствования, а также минимальные размеры уставного фонда. [21]
  3. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 31 октября 2011 г. № 111 «Об установлении форм бухгалтерской отчетности, утверждении Инструкции о порядке составления бухгалтерской отчетности и признании утратившими силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 14 февраля 2008 г. № 19 и отдельного структурного элемента постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 11 декабря 2008 г. № 187». [22]

Постановлением установлены формы бухгалтерской отчетности и порядок составления бухгалтерской отчетности начиная с I квартала 2012 года. Также постановлением утверждена Инструкция о порядке составления бухгалтерской отчетности. [22]

  1. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 26 декабря 2003 г. № 181 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (с изм. и доп. от 31 марта 2008  г. №  49  (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/18614 от 14.04.2008 г.)). Пунктом   7   данной Инструкции   установлено,  что при образовании в соответствии с правилами бухгалтерского учета резервов сомнительных долгов величина выручки не изменяется. [15]
  2.   Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 28 декабря 2005 г. № 168 Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету "Резервы, условные обязательства и условные активы". [24]

Данная Инструкция  является элементом  государственного  регулирования  бухгалтерским  учетом  и отчетностью  в  Республике  Беларусь  и  применяется  при признании, оценке и раскрытии информации в бухгалтерском учете и отчетности для резервов,  условных обязательств и условных активов в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Установленные  настоящей Инструкцией требования обязательны для   исполнения   юридическими  лицами,  являющимися  коммерческими организациями, исключая банки и небанковские кредитно-финансовые организации Республики Беларусь.  Цель  настоящей Инструкции состоит в определении подходов к признанию  и  оценке  резервов,  условных  обязательств  и  условных активов   и   их   отражении  в  бухгалтерском  учете  и  отчетности организации. [24]

  1. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 ноября 2007 г. № 180 Об утверждении Инструкции по инвентаризации активов и обязательств и признании утратившим силу нормативного правового акта Министерства финансов Республики Беларусь. [25]

Данная Инструкция устанавливает  единый порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организаций, ведущих в соответствии с законодательством  бухгалтерский учет, оформления результатов  инвентаризации и отражения их в  бухгалтерском учете. [25]

  1. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от                       17 апреля 2002 г. № 62 Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (с измен. и  доп. от 26 мая 2008 г.  № 85). [26]

Данная Инструкция устанавливает основы формирования (выбора  и обоснования)  и раскрытия (придания гласности) учетной политики  организации.

 Инструкция   является    элементом    системы   нормативного регулирования  бухгалтерского  учета  в Республике Беларусь и должна применяться    с   учетом  других  нормативных  правовых  актов   по бухгалтерскому учету.

Учетная  политика,  утвержденная  организацией, обязательна для применения  всеми  структурными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от месторасположения.

Филиалы    и    представительства    иностранных   организаций, находящиеся  на  территории  Республики  Беларусь, могут формировать свою  учетную  политику  исходя  из  правил,  установленных в стране нахождения  этих  организаций,  если  эти  правила  не  противоречат международным  стандартам бухгалтерского учета и отчетности, а также законодательству Республики Беларусь. [26]

  1. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 10 ноября 2004 г. № 162 Об утверждении Инструкции о порядке отражения в бухгалтерском учете операций по приобретению предприятий как имущественных комплексов убыточных сельскохозяйственных организаций.[27]

Настоящая Инструкция устанавливает  единую методику отражения

в бухгалтерском учете  операций:

  • по оценке  имущества  и   обязательств,   закрытию   финансовых результатов   деятельности   и   источников  собственных  средств  в убыточных сельскохозяйственных организациях;
  • по приобретению    имущественных    комплексов   в   результате реорганизации в форме  присоединения,  купли-продажи, безвозмездной передачи. [27]
  1. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 марта 2011 г. № 360 «Об утверждении перечня первичных учетных документов», Указ Президента Республики Беларусь от 15 марта 2011 г. № 114 «О некоторых вопросах применения первичных учетных документов» и Постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 31 мая 2004 г. № 41 Об утверждении перечня регистров журнально-ордерной формы учета в организациях агропромышленного комплекса и Инструкции по применению регистров журнально-ордерной формы учета в организациях агропромышленного комплекса. [28, 29, 30]

Данные нормативно-правовые акты определяют перечень первичных документов, несущих информацию о состоянии фондов и резервов предприятия и учетных регистров, предназначенных для ведения учета фондов и резервов предприятия, а также порядок их оформления. [28, 29, 30]

Все вышеназванные нормативные документы ориентированы на переход бухгалтерского учёта Республики Беларусь на международные стандарты учёта и отчётности.

Именно поэтому, при организации учета фондов и резервов предприятия должны руководствоваться основными нормативными документами, которые действуют в данном государстве, для построения единообразного, соответствующего международным стандартам бухгалтерского учета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Для осуществления своей  деятельности предприятие должно располагать  определенным набором экономических  ресурсов, или факторов производства. Особое значение для успеха производственной деятельности имеет наличие определенного  запаса ресурсов длительного пользования, или капитала. Уровень эффективности  хозяйственной деятельности предприятия  во многом определяется целенаправленным формированием его капитала. Основной целью формирования капитала предприятия  является удовлетворение потребности  в приобретении необходимых активов  и оптимизация его структуры  с позиций обеспечения условий  эффективного его использования.

Источниками средств организации  являются собственный и заемный  капитал. К собственному относятся  фонды: уставный, добавочный, резервный  и нераспределенная прибыль. Порядок  формирования уставного фонда при  образовании организации регулируется законодательством Республики Беларусь и учредительными документами.

 Уставный капитал занимает важное место в связи с тем, что за ним закреплено выполнение важнейших функций. Он представляет первоначальную сумму средств учредителей, необходимую для функционирования предприятия.

Размер уставного фонда  в бухгалтерском учете может  изменяться лишь в случаях и порядке, предусмотренных законодательством  Республики Беларусь или учредительными документами. [6]

Взносы в уставный капитал могут осуществляться не только в виде денежных средств, но и в имущественной форме, а также объектов интеллектуальной собственности (патентов, лицензий, проектов).

Уставный фонд организации  может пополняться, за счет: дополнительного внесения имущества и (или) денежных средств учредителями предприятия; источников собственных средств предприятия.[13]

При ведении бухгалтерского учёта уставного фонда могут  возникать некоторые проблемные вопросы, связанные с выбором  метода учёта фонда и его отражением в документации.

Так, Лемеш С. считает [11], что увеличить уставный фонд можно внесением как денежного, так и имущественного вклада. Последнее, прежде  чем принадлежать предприятию как юридическому  лицу, должно быть приобретено в его личную  собственность,  что возможно  за  счет собственных средств, начисленных дивидендов, оформления безвозмездной передачи. Однако при  этом,  констатирует  автор,  у организации появляется множество расходов  и  проблем,  связанных  с  перерегистрацией  имущества  на несколько  новых собственников. Другой   вариант   увеличения   уставного  фонда может быть осуществлен за счет внесения в него переоценки имеющегося имущества, но  в  разъяснениях  Министерства такая возможность отсутствует. Автор особенно акцентирует внимание на том, что  нарабатываемое  в  процессе  деятельности предприятия имущество вполне  может  пополнить уставный  фонд.

Галич В. и Латышев И. считают [8], что уставный фонд можно наполнить либо за счет не денежного вклада, который подлежит оценке, либо за счет внесения денежных средств на специальный временный счет, открываемый в белорусском банке. Для иностранных учредителей оба этих способа нельзя назвать удобными. Трудность заключается в том, что имущество учредителя-нерезидента, вносимое в уставный фонд, должно находиться на территории Республики Беларусь.

Информация о работе Учет фондов и резервов предприятия