Учет финансовых результатов на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 00:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы явилось изучение теоретических и практических аспектов бухгалтерского учета финансовых результатов.
В соответствии с поставленной целью в дипломной работе решены следующие основные задачи:
Рассмотрены законодательно-нормативное регулирование учета финансовых результатов от основных видов деятельности;
исследован состав и классификация объектов учета, формирующих финансовые результаты предприятия
изучены модели учета финансовых результатов и их влияние на показатели эффективности деятельности;
проанализирован порядок формирования доходов и расходов предприятия от основных видов деятельности;
проанализирован порядок выявления финансового результата предприятия в конце отчетного периода.

Вложенные файлы: 1 файл

htvtqr.doc

— 351.50 Кб (Скачать файл)

В целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства организация может создавать резервы на предстоящую оплату отпусков, выплату ежегодного вознаграждения по итогам работы за год, ремонт основных средств, производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства и ряд других резервов, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Наиболее существенным с точки зрения влияния на финансовые результаты является вопрос о создании резерва на ремонт основных средств.

Порядок отнесения затрат на счет «Расходы будущих периодов» или на счет «Резервы предстоящих расходов» обеспечивает равномерное их включение в расходы производства без значительного влияния на финансовые результаты. В то же время порядок отнесения затрат на ремонт основных средств на счета учета затрат на производство в момент проведения ремонта резко увеличивает расходы организации в отчетном периоде и тем самым вызывает снижение величины финансового результата этого отчетного периода.

Резервирование средств может осуществляться и за счет отнесения сумм на уменьшение финансовых результатов. Создание таких резервов может преследовать две цели. Первая цель — уточнение сумм оборотных активов, под которые они создаются, т. е. для формирования у пользователей бухгалтерской информации реального представления о стоимости активов, отраженных в бухгалтерской отчетности. Вторая цель — создание дополнительных (по сравнению с обычным порядком ведения деятельности) финансовых ресурсов. Это обусловлено тем, что то или иное событие может произойти в будущем (неоплата контрагентом поставленной продукции, неожиданные потери от падения ценных бумаг). Все это обусловливает целесообразность, а в некоторых ситуациях и необходимость создания резервов. Такие резервы получили название оценочных резервов.

Наиболее востребованным на практике является резервирование сумм под сомнительные долги, осуществляемое на счете «Резервы по сомнительным долгам». Это объясняется тем, что данный резерв выполняет обе указанные выше цели. Кроме уточнения суммы дебиторской задолженности созданный резерв служит средством погашения невостребованных в срок долгов, а нормы законодательства по налогообложению прибыли в уставленных пределах принимают к учету расходы, послужившие источником созданного резерва, при формировании налогооблагаемой базы.

Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги создаются под потенциальное обесценение собственных вложений в ценные бумаги и учитываются на счете «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги». С помощью данного резерва в бухгалтерском балансе формируется реальная стоимость финансовых вложений в ценные бумаги на основе их учетной стоимости.

Организации могут создавать резервы под снижение стоимости сырья, материалов, топлива, незавершенного производства, готовой продукции, товаров и т. п. Необходимость создания таких резервов диктуется правилами оценки ресурсов в обороте, представляемых в бухгалтерской отчетности. Согласно этому правилу запасы материалов и иных аналогичных средств в обороте подлежат отражению в бухгалтерском балансе по наименьшей из двух оценок: фактической себестоимости приобретения (заготовления) или цене возможной продажи (рыночной). Для обобщения информации о резервах под снижение стоимости средств в обороте применяется счет «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей».

Общим для указанных счетов является то, что резервы, учитываемые на них, создаются за счет отнесения сумм резервов на прочие расходы организации. Тем самым суммы, учтенные на счетах рассматриваемых резервов, уменьшают величину финансовых результатов отчетного периода. Соответственно отказ от использования в учетной политике оценочных резервов увеличивает сумму конечного финансового результата на сумму возможных резервов

Признание расходов с помощью способа «direct-costing» позволяет увеличить расходы отчетного периода и тем самым снизить сумму финансового результата. Соответственно, признание расходов на основе способа формирования полной себестоимости выпускаемой продукции (работ, услуг) увеличивает сумму финансового результата.

Кроме самих способов ведения бухгалтерского учета, влияющих на величину финансовых результатов, существенное значение имеет отчетный период их формирования, за который представляется бухгалтерская отчетность. Очевидно, что в зависимости от периода совершения хозяйственной операции значения финансовых результатов в промежуточной и годовой отчетности будут существенно различаться, Наиболее резкие изменения значений финансовых результатов будут представлены в промежуточной отчетности.

Таким образом, в зависимости от выбора конкретных элементов из каждого способа ведения бухгалтерского учета и периода отражения в бухгалтерской отчетности напрямую зависит величина формируемого финансового результата, исчисленного по правилам ведения бухгалтерского учета. Используя проведенный анализ, можно составить алгоритм сочетаний элементов, выбранных из рассмотренных способов ведения бухгалтерского учета, позволяющих сформировать как максимальную, так и минимальную величину финансового результата первого отчетного года (табл. 5).

Таблица 5 - Сочетание элементов, позволяющих сформировать как максимальную, так и минимальную величину финансового результата12

Способ учетной политики организации

Максимальное значение финансового результата достигается при выборе способов:

Минимальное значение финансового результата достигается при выборе

способов:

I. Способы начисления амортизации основных средств

1.1. Линейный способ

1 2. Способ уменьшаемого остатка или

1.3. Способ списания  стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования

2. Способы начисления амортизации нематериальных активов

2.2. Линейный способ, исходя из норм, исчисленных в расчете на 20 лет.

2.1. Линейный способ, исходя из норм, исчисленных на основе срока их полезного использования

2.4. Способ уменьшаемого  остатка

3 Способы оценки материальных ресурсов, включаемых в затраты производства

3 3. По себестоимости первых во времени приобретений (ФИФО)

3.4. По себестоимости последних по времени приобретений (ЛИФО)

4. Разграничение затрат по времени их осуществления

4.2. На счет 97 «Расходы будущих периодов» 

4.3.На счет 96 «Резервы  предстоящих расходов»

4.1 На счета учета затрат на  производство

5. Создание оценочных резервов за счет отнесения на финансовые результаты

5 4. Не производится

5.1. На счет 14 «Резервы под снижение  стоимости материальных ценностей»

5.2. На счет 59 «Резервы под обесценение вложений  в ценные бумага» 

5 3. На счет 63 «Резервы по сомнительным долгам»

   

               Продолжение таблицы 5.

6. Способы группировки затрат на  производство

6.1 Способ формирования полной себестоимости

6.2. Способ формирования себестоимости  по принципам

«direct-costing»


 

Следовательно, у аппарата управления организации появляется реальная возможность в зависимости от своих целей и задач воздействовать на показатели финансовых результатов, представляемых в бухгалтерской отчетности. Например, организации, активно ищущей инвестора или кредитора, выгодно представить результаты своей финансово-хозяйственной деятельности в наиболее благоприятном свете, т. е. показать в бухгалтерской отчетности, ориентированной на внешнего пользователя, как можно более высокие показатели нераспределенной (чистой) прибыли. В подобной ситуации использование в организации бухгалтерского учета алгоритма максимального значения может оказаться для организации предпочтительным.

Следует отметить, что выбор системы описанных принципов алгоритмов формирования финансовых результатов, как правило, не используется на практике. Однако это не означает, что их знание не понадобится бухгалтеру-практику или потенциальному пользователю бухгалтерской отчетности. Реформирование системы бухгалтерского учета в Российской Федерации ведет к тому, что все это будет необходимо либо в самом ближайшем будущем, либо несколько позже, но не в столь уж отдаленной перспективе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Учет финансовых результатов на предприятии

 

2.1 Анализ порядка формирования доходов и расходов предприятия от основных видов деятельности

 

Правила формирования в бухгалтерском учете организации информации о доходах  определяются в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету 9/99 «Доходы организации», утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 6 мая  1999 г. №32н.

В Плане счетов выделены два счета для обобщения информации о доходах и расходах от основного вида деятельности придприятия: счет 90 «Продажи» - для определения финансового результата по доходам и расходам от обычных видов деятельности и счет 99 «Прибыли и убытки», предназначенный для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности придприятия в отчетном году.

К счету 90 могут быть открыты следующие субсчета:

  • 90/1 «Выручка» - учитывается выручка от основной деятельности;
  • 90/1/1 «Выручка от продаж, не облагаемых ЕНВД» - учитывается выручка от реализации покупных товаров;
  • 90/1/2 «Выручка от продаж, облагаемых ЕНВД» -  учитывается выручка от реализации собственной продукции;
  • 90/2 «Себестоимость продаж» - учитывается себестоимость продукции, списанную на реализацию;
  • 90/2/1 «Себестоимость продаж, не облагаемых ЕНВД» - учитывается себестоимость покупных товаров, списанную на реализацию;
  • 90/2/2 «Себестоимость продаж, облагаемых ЕНВД» - учитывается
  • 90/3 «Налог на добавленную стоимость» - учитываются суммы НДС, причитающиеся к получению от покупателя (заказчика);
  • 90/4 «Акцизы» - учитываются суммы акцизов, включенных в цену проданной продукции (товаров).
  • 90/5 «Экспортные пошлины» - учитываются суммы экспортных пошлин.
  • 90/7 «Расходы на продажу» - отражаются издержки обращения;
  • 90/7/1 «расходы на продажу, не облагаемые ЕНВД»
  • 90/7/2 «расходы на продажу, облагаемые ЕНВД»
  • 90/8 «Управленческие расходы»
  • 90/8/1 «Управленческие расходы, не облагаемые ЕНВД»
  • 90/8/2 «Управленческие расходы, облагаемые ЕНВД»
  • 90/9 «Прибыль/убыток от продаж» - учитывается финансовый результат от реализации.

Аналитический учет по счету 90 организуется по каждому виду проданных товаров, продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг. 

Классификация доходов на доходы от обычных видов деятельности и прочие поступления осуществляется предприятие самостоятельно, т.е. предприятие само устанавливает перечень видов деятельности, осуществление которых является основной задачей предприятия и которые формируют основную доходную часть бюджета предприятия. Данная модель учета соответствует пункту 4 ПБУ 9/99 "Доходы организации" и соответственно является правильной.

Рассмотрим порядок формирования финансового результата от обычной деятельности предприятия.

На первом этапе приведем порядок установления доходов предприятия от обычной деятельности. Для отражения доходов предприятия от обычной деятельности в бухгалтерском учете используется счет 90.1 «Выручка».  Операции по кредиту счета 90.1 отражаются по мере признания в бухгалтерском учете выручки от продажи продукции (работ, услуг). Поступление выручки от реализации осуществляется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (см. табл. 9).

 

 

Таблица 9 – Анализ счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»13

Счет

Расшифровка операции

С кредита счетов

В дебет счетов

Сальдо на начало периода

300 000

 

50

Получены деньги от покупателя

 

1 000 000

51

Авансы полученные (выплаченные)

9 000

112 000 000

58

Учет ценных бумаг, предоставленных в счет оплаты продукции

 

2 500 000

62

Зачет полученных авансов

33 000 000

34 000 000

76

Предъявление и погашение требований

120 000

11 000 000

90

Признана выручка от реализации

130 500 000

 

Обороты за период

163 629 000

160 500 000

Сальдо на конец периода

3 429 000

 

 

Активный счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» предназначен для обобщения информации о расчетах покупателей за отгруженную продукцию и формирования доходов от продаж по мере отгрузки продукции (на основании учетной политики).

Представленная таблица 9 счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» отражает  движение средств, полученных от покупателей товаров прелприятия.

В нашем случае, в течение отчетного периода было получено и зачтено авансов общей суммы 3 429 000 руб. Четвертая операция счета характеризует учет полученных от покупателей авансов в субсчет к счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Так как для целей налогообложения доходы и расходы признаются по методу начисления зачет предварительной оплаты товаров бухгалтеров предприятия производится записью:

Д-т. сч. 62, субсчет «Расчеты по авансам полученным»

К-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»        33 000 000 руб.

Последней операцией по счету 62 стало признание выручки на сумму

130 500 000 руб. В конце рассматриваемого  отчетного периода на счете 62 имеется дебетовое сальдо в размере 3 429 000 руб. показывающее образование дебиторской задолженности покупателей за полученный товар.

При этом записи по субсчету «Выручка» на сч. 90.1 в корреспонденции со сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» примерно будут выглядеть следующем образом. (см. табл. 10).

Таблица 10 – Порядок отражения признания выручки от основной деятельности в бухгалтерском учете.14

Д

 

Счет 90.1 «Выручка от продаж, не облагаемых ЕНВД»

 

К

1

 

2

3

Нач. сальдо

     
   

1.01-31.01

14 000 000

   

1.02-31.02

16 000 000

   

1.03-31.03

12 000 000

   

1.04-31.04

18 000 000

   

1.05-31.05

13 000 000

   

1.06-31.06

10 000 000

   

1.07-31.07

8 000 000

   

1.08-31.08

6 000 000

   

1.09-31.09

12 000 000

Продолжение таблицы 10

1

 

2

3

   

1.10-31.10

7 500 000

   

1.11-31.11

10 000 000

   

1.12-31.12

4 000 000

Об.                                              130 500 000

Об.

130 500 000

Информация о работе Учет финансовых результатов на предприятии