Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 13:44, дипломная работа

Краткое описание

Целью написания дипломной работы является исследование состояния первичного, синтетического и аналитического учета, контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками, выявление имеющихся недостатков, внесение предложений по их устранению и совершенствованию.
Для достижения вышеизложенной цели необходимо определить следующие задачи:
- раскрыть сущность и формы расчётов с поставщиками и подрядчиками;
- исследовать порядок документального оформления операций по учёту расчётов с поставщиками и подрядчиками;

Вложенные файлы: 13 файлов

2.аспекты.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ

 

2.1 Основные формы расчетных взаимоотношений с поставщиками и подрядчиками

 

В обеспечении правильного кругооборота хозяйственных средств организаций, его своевременного завершения большую роль играет избранная система расчетов. Рациональная их организация способствует своевременной реализации продукции и бесперебойному возобновлению кругооборота средств. Формы и порядок расчетов в сельском хозяйстве устанавливаются Национальным банком Республики Беларусь. Им определено, что расчеты организаций всех форм собственности по своим обязательствам с другими организациями, а также между юридическими и физическими лицами за товарно-материальные ценности должны производиться, как правило, в безналичном порядке через учреждения банков.

Безналичные расчеты - это расчеты, осуществляемые без использования наличных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных учреждениях и зачетов взаимных требований. Безналичные расчеты имеют важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости средств, сокращении наличных денег, необходимых для обращения, снижении издержек обращения.

Под формой безналичных расчетов понимают законодательно установленный порядок совершения расчетов в безналичном платежном обороте на основе документооборота, определяемого исполнением платежных инструкций. Вид, форма и обязательные реквизиты платежных инструкций устанавливаются Национальным банком. Инструкция о банковском переводе, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 66 (с доп. от 13 августа 2008 г.) [13], определяет порядок осуществления безналичных расчетов в белорусских рублях и иностранной валюте в форме банковского перевода.

Согласно Банковского кодекса Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. № 441-3 (с доп. от 8 июля 2008 г.) [1] безналичные расчеты проводятся посредством:

  • платежных поручений;
  • платежных требований-поручений;
  • платежных требований;
  • чеков;
  • аккредитивов;
  • векселей;
  • банковских пластиковых карточек.

   Основные формы  безналичных расчетов, используемые в республике, следующие: инкассовая (платежное  поручение), акцептная (платежное требование, требование-поручение), расчетными чеками, аккредитивная, вексельная, с использованием банковских пластиковых карточек. факторинговая.

При выборе формы и порядка расчетов организация должна учитывать характер хозяйственных  взаимоотношений в целях обеспечения наибольшего сближения момента получения товара (оказания услуг) и момента совершения платежа, недопущения образования необоснованной дебиторской и кредиторской задолженности. Кроме того, не все формы расчетов одинаково выгодны для плательщика и бенефициара.

При инкассовой форме безналичные расчеты проводятся посредством платежного поручения, которое представляет собой платежную инструкцию, согласно которой банк-отправитель по поручению покупателя осуществляет перевод денежных средств в банк-получатель поставщику. Оно составляется покупателем в количестве экземпляров, которое определяет банк-отправитель, но их число должно быть не менее двух (как правило, в трех) и представляется в банк-отправитель не позднее десяти календарных дней со дня их выписки.

Возможности применения в расчетах платежных поручений многообразны. С их помощью совершаются расчеты в организации, как по товарным, так и по нетоварным операциям. При этом все нетоварные платежи совершаются исключительно платежными поручениями.

Платежное поручение принимается банком к исполнению только при наличии достаточных средств на счете плательщика. Для совершения платежа может использоваться также кредит банка при наличии у хозоргана права на ее получение.

Схема документооборота при расчете платежными поручениями представлена в приложении 4.

При акцептной форме безналичные расчеты проводятся посредством платежного требования-поручения или платежного требования.

Платежное требование-поручение является платежной инструкцией, содержащей требование поставщика к покупателю оплатить стоимость поставленного по договору товара на основании направленных ему (минуя обслуживающий банк) расчетных и иных документов, предусмотренных договором.

Платежное требование-поручение выписывается поставщиком на основании фактической отгрузки продукции или оказания услуг на стандартизированном бланке в трех экземплярах и вместе с отгрузочными документами направляется в банк покупателя для оплаты. Возможен прием требований-поручений и на инкассо (в банке поставщика).

Инкассо - это банковская операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает причитающиеся ему денежные средства от других организаций на основе товарных, расчетных и денежных документов.

Поскольку инициатива в расчетах платежными требованиями-поручениями исходит от поставщика, то оплата этих документов может быть произведена только с согласия (акцепта) покупателя.

Срок, в течение которого покупатель обязан представить в банк акцептованные платежные требования-поручения, определяется сторонами в договоре и банком не контролируется.

Об отказе оплатить платежное требование-поручение (в полной или частичной сумме) покупатель уведомляет непосредственно поставщика в порядке и сроки, определенные договором.

 Схема документооборота при  расчете платежными требованиями-поручениями  представлена в приложении 5.

Платежное требование — это требование поставщика к покупателю об уплате ему определенной суммы денежных средств и зачислении ее на счет получателя средств.

Расчеты платежными требованиями имеют свои особенности:

- они применяются после отгрузки продукции, оказания услуг, выполнения работ;

- оплата платежного требования производится с согласия (акцепта) плательщика;

- в основе расчетов лежит система инкассо, при которой банк поставщика по поручению поставщика востребует (инкассирует) с покупателя причитающиеся ему денежные суммы и зачисляет (в установленном порядке) на его счет.

Акцепт требований может быть предварительным или последующим. Сущность предварительного акцепта состоит в том, что для проверки покупателем выполнения поставщиком условий договора в день поступления платежного требования в банк плательщика (о чем банк извещает покупателя) устанавливается акцепт, срок которого определен в три рабочих дня, не считая дня поступления требования в банк. Если в течение установленного срока в банк не поступит от покупателя отказ от акцепта, производится оплата платежного требования и перевод средств в банк, обслуживающий поставщика.

Схема документооборота при расчетах платежными требованиями с  предварительным акцептом – в приложении 6.

При последующем акцепте платежное требование оплачивается банком в день его поступления. В случае нарушения поставщиком условий договора урегулирование вопросов, возникающих в связи с этим, осуществляется минуя банк.

Схема документооборота при расчетах платежными требованиями с последующим акцептом представлена в приложении 7.

Требование составляется на бланках установленного образца и представляется в обслуживающий банк с приложением товарно-транспортных накладных или заменяющих их документов.

Платежное требование представляется в банк вслед за отгрузкой продукции (оказанием услуг) в сроки, определенные договором.

До наступления срока оплаты платежные требования хранятся в специальной (срочной) картотеке. Покупателю (плательщику) передается экземпляр платежного требования с указанием срока платежа.

В случае несогласия с оплатой требования плательщик представляет в банк заявление об отказе акцепта, однако, требуется, чтобы его мотив был обоснован.

Отказ может быть полным или частичным. Плательщик имеет право полностью отказаться от акцента требования, а банк обязан принять отказ в случаях:

- отсутствия данной формы расчетов в договоре;

- предъявления поставщиком бестоварного требования, т. е. требования оплаты товаров, фактически не отгруженных (не отпущенных) покупателю;

- предъявления поставщиком платежного требования за ранее оплаченный товар (услуги);

- в других случаях, если они предусмотрены в договоре с поставщиком.

При приеме отказов банк обязан проверять договор на наличие в нем или подтверждение представленных мотивов отказа.

Платежные требования, по которым поступил полный отказ от акцепта, в тот же день изымаются из картотеки и отсылаются в тот банк поставщика, откуда они поступили с указанием мотива отказа от оплаты, поступившего от плательщика. При частичном отказе от акцепта та часть суммы платежного требования, с оплатой которой покупатель согласен, находится в картотеке до наступления срока оплаты.  Оплата производиться при появлении средств на расчетном счете плательщика.

При осуществлении безналичных расчетов с поставщиками и подрядчиками также может применятся форма расчетов чеками.

Чек — это безусловное письменное предложение чекодателя плательщику произвести платеж указанной на чеке денежной суммы чекодержателю.

Чекодатель — физическое или юридическое лицо, осуществляющее платеж за товары или услуги посредством чека, которое заполняет и подписывает его.

Чекодержатель — юридическое лицо, являющееся получателем платежа по чеку.

Чеки используются в расчетах за товары и услуги на территории Республики Беларусь как между физическими и юридическими лицами, так и между юридическими лицами.

Расчеты чеками между юридическими лицами производятся с депонированием средств на отдельном счете (по поручению покупателя).

Прежде чем производить расчеты расчетными чеками, организации должна получить в банке чековую книжку.

Для получения чековой книжки покупатель (чекодатель) представляет в банк заявление установленной формы и платежное поручение в двух экземплярах для депонирования средств на сумму чековой книжки на счетах специального режима, с которых производится списание сумм чеков из чековых книжек по мере их оплаты.

 Срок действия чековой книжки  — один год. При наличии неиспользованных чеков и остатка средств на счете этот срок может быть продлен еще на один год.

Чекодатель передает чек чекодержателю в момент приобретения товара (оказания услуг, выполнения работ). Чекодержатель сдает принятые чеки по месту открытия расчетного счета вместе с поручением-реестром (в четырех экземплярах).

Предъявленные чеки оплачиваются с того счета, на котором была забронирована сумма. При отсутствии или недостаточности средств на этом счете банк относит недостающую сумму на счет прочих дебиторов и кредиторов с взиманием с клиента определенного процента от отнесенной на него суммы.

По истечении срока действия чековая книжка должна быть сдана в банк.

Схема документооборота при расчетах чеками представлена в приложении 8.

При аккредитивной форме расчеты осуществляются посредством аккредитива.

Аккредитив –  условное денежное обязательство, принимаемое банком по поручению покупателя, произвести платежи поставщику по предъявлению документов, предусмотренных условиями в аккредитиве.

Расчеты аккредитивами применяются в случаях: а) установления данной формы расчетов договором; б) систематической задержки платежей (независимо от ее длительности).

Могут открываться следующие виды аккредитивов: покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные); отзывные или безотзывные.

При установлении между банками покупателя и поставщика корреспондентских отношений в исполняющем банке может открываться непокрытый (гарантированный) аккредитив путем предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента.

Для открытия аккредитива плательщик предъявляет обслуживающему его банку (банку-эмитенту) заявление установленной формы в 4-х экземплярах.

Срок аккредитива определяется договором между поставщиком и покупателем.

Выплаты по аккредитиву совершаются на основании реестра счетов и товарно-транспортных документов, свидетельствующих об отгрузке продукции, которые представляются поставщиком в обслуживающее учреждение банка в сроки, определенные договором между поставщиком и покупателем. Выплата с аккредитива наличными деньгами не допускается.

Расчеты по аккредитиву могут производиться с акцептом уполномоченного покупателя. В этом случае на реестрах счетов и отгрузочных документах должна стоять подпись уполномоченного об акцепте (которая сверяется в банке с образцом его подписи).

Схема документооборота при расчетах аккредитивами (покрытыми) представлена в приложении 9.

Вексельная форма расчетов представляет собой расчеты между поставщиком и плательщиком за товары или услуги с отсрочкой платежа (коммерческий кредит) на основе специального документа-векселя.

5.ОХРАНА ТРУДА .doc

— 111.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

MH23- план счетов.doc

— 145.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Введение.doc

— 47.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

График документооборота(приложение 3).doc

— 93.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.doc

— 46.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

план счетов.doc

— 145.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ПРИЛОЖЕНИЯ.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Распределение обязанностей бухгалтеров в РУП (приложение 2).doc

— 43.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками