Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 13:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам, нормативно-правовой базы, регламентирующий этот участок бухгалтерского учета, изучение отчетности организации, а также внесение предложений и направлений совершенствования налогового законодательства.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1 Рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь
2 Ознакомиться с задачами учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам

Содержание

Введение 4
1 Система налогообложения в Республике Беларусь 6
1.1 Сущность налогов и их виды в Республике Беларусь 6
1.2 Задачи учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам 9
1.3 Нормативно-правовое регулирование учета расчетов с бюджетом
по налогам и сборам 11
2 Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам 16
2.1 Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам, исчисляемым
из выручки организации 16
2.2 Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам, исчисляемым
из прибыли организации 20
2.3 Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам, исчисляемым
из вознаграждения работников и учредителей 21
2.4 Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам, исчисляемым
из себестоимости 24
2.5 Отчетность по расчетам с бюджетом по налогам и сборам 33
2.6 Совершенствование учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам 37
Заключение 41
Список использованных источников 44

Вложенные файлы: 1 файл

МОЕ.docx

— 113.29 Кб (Скачать файл)

Косвенный налог- налог, который включается в цену товара, что увеличивает размер этой цены и в конечном итоге уменьшает доходы конечных плательщиков. Таким образом, налогоплательщики только перечисляют косвенные налоги в бюджет, а фактически их платят потребители товаров.

б) республиканские и местные налоги:

Республиканские налоги устанавливаются высшим органом государственной власти и действуют на всей территории Республики Беларусь. За счет республиканских налогов и сборов могут формироваться доходы как республиканского, так и местных бюджетов.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов и обязательные к уплате на соответствующих территориях. Местные налоги и сборы являются закрепленными доходами местных бюджетов.

в) закрепленные и регулирующие налоги:

Закрепленные налоги представляют собой налоги, которые полностью в твердо фиксированной доле на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены.

Регулирующие налоги - налоги, используемые для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам, утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый год.

г) общие и целевые:

Общие налоги – налоги, которые обезличиваются и поступают в единую кассу государств. Они предназначены для общегосударственных мероприятий.

Специальные целевые налоги – налоги, которые имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования и др.).

Налоговая система Республики Беларусь представляет собой совокупность предусмотренных налоговым законодательством налогов, сборов и пошлин, принципов и порядка их установления, изменения, отмены, исчисления и уплаты, установления прав и обязанностей налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства. Перед Республикой Беларусь стоит задача разработки эффективной налоговой политики и построения налоговой системы, обеспечивающей экономический прогресс[4, с. 130].

Сущность налогов выражается в отношениях между государственной властью, организациями и отдельными гражданами по поводу перераспределения национального дохода на общегосударственные нужды.

Налоги выполняют следующие функции:

- фискальную;

- распределительную;

- регулирующую;

- контрольную.

Фискальная функция обеспечивает формирование доходов государства, создает материальную основу государственной политики. Если налог, сбор, пошлина не выполняет фискальную функцию, то и другие его функции не реализуются.

Распределительная функция налогов связана с последующим распределением государством полученных от налогоплательщиков средств.

Регулирующая функция налогов направлена на достижение конкретных задач фискальной политики государства. С помощью этой функции создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс экономических интересов государства, юридических и физических лиц.

Контрольная функция заключается в контроле государства за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходов. Через эту функцию выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

Основными принципами налогообложения в Республике Беларусь являются:

1 Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.

2 Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), а также обладающие установленными Налоговым Кодексом признаками налогов, сборов (пошлин) иные взносы и платежи, не предусмотренные Налоговым Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией Республики Беларусь, Налоговым Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь.

3 Налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства.

4 Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство Республики Беларусь, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь либо создающих в нарушение Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами.

5 Допускается установление особых видов пошлин (специальных, антидемпинговых и компенсационных) согласно международным договорам Республики Беларусь, формирующим договорно-правовую базу Таможенного союза, либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с Налоговым Кодексом и таможенным законодательством Таможенного союза.

Принцип равенства и справедливости налогов тесно связан с принципами их определенности, однозначности и удобства уплаты. Налоговая система должна быть построена так, чтобы добросовестный налогоплательщик в ней свободно ориентировался и был полностью уверен в правильности своих действий. Такая уверенность дает экономическую свободу и реальные перспективы для развития.

С каждым годом налоговая система совершенствуется путем упрощения порядка исчисления налогов и сборов, а также снижения налоговой нагрузки на налогоплательщиков.

 

 

 

         1.2  Задачи учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам

 

 

Налоговым учетом признается осуществление плательщиками учета объектов налогообложения и определения налоговой базы по налогам и сборам. Цель налогового учета исключительно состоит в полной и достоверной информации об объектах налогообложения, о сумме налоговых платежей в бюджет.

Значительное место в теории налогов занимает проблема их классификации, т.е. системной группировки по определенным признакам. Классификация налогов имеет не только научно-познавательный характер, но и практические цели: например, обоснованное применение налогов, проведение анализа их поступлений, составление отчетности и другие[5, с.110].

Для бухгалтерского и налогового учета наибольшее значение имеет классификация налогов в зависимости от источников возмещения. По этому критерию налоги делятся на следующие группы:

1) включаемые в себестоимость  продукции, работ, услуг (земельный  налог, экологический налог, отчисления  в инновационные фонды);

2) уплачиваемые из выручки  от реализации продукции (налог  на добавленную стоимость, налог  с продаж, акцизы и другие);

3) уплачиваемые из прибыли  организации (налог на недвижимость, налог на прибыль, налог на  доходы);

4) удерживаемые из заработной  платы работников организации (подоходный  налог);

5) удерживаемые из доходов (дивидендов) физических лиц (отчисления  в пенсионный фонд, подоходный  налог).

Задачами учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам являются:

  1. обеспечение эффективности расчетов с бюджетом по налогам и сборам;
  2. своевременное перечисление платежей в бюджет;
  3. соблюдение правил ведения налоговых деклараций и других документов;
  4. своевременное и правильное отражение расчетов в учете;
  5. своевременное и правильное составление бухгалтерской и статистической отчетности.

Одним из важнейших принципов, построения налоговой системы государства является эффективность налогообложения.

Реализация этого принципа состоит в соблюдении следующих требований:

-    налоги должны оказывать влияние на принятие экономических решений;

- налоговая структура должна содействовать проведению политики стабилизации и развития экономики страны;

-    налоговая система не должна допускать произвольного толкования, должна быть понятной налогоплательщикам и принята большей частью общества;

- административные расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

Налоговые системы, построенные и функционирующие на основе вышеназванных принципов, способны стать мощным стимулом развития экономики.

 

 

          1.3 Нормативно-правовое регулирование учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам

 

 

Налоговое законодательство, как и любая другая отрасль законодательства, представляет собой совокупность нормативных правовых актов, принятых или изданных уполномоченными на то органами, применяемых при регулировании налоговых отношений.

Основным законодательным актом, регулирующим налоговые отношения в Республике Беларусь, является Налоговый Кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 года №166-З, который устанавливает систему налогов, сборов, взимаемых в республиканский и местные бюджеты, а также основные принципы налогообложения в Республике Беларусь.

Как следует из п. 1 статьи 3 Налогового кодекса Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. № 166-З, налоговое законодательство Республики Беларусь – система принятых на основании и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов, которая включает:

настоящий Кодекс и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения;

декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения;

международные договоры Республики Беларусь;

постановления Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение настоящего Кодекса, принятых в соответствии с ним законов, регулирующих вопросы налогообложения, и актов Президента Республики Беларусь;

нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения и издаваемые в случаях и пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, а также принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь[12, интернет-источник].

В настоящее время в Республике Беларусь сложилась двухуровневая система нормативно-правового регулирования вопросов налогообложения.

Первый уровень представлен Налоговым кодексом Республики Беларусь, специальными законами страны по вопросам налогообложения, а также соответствующими декретами и указами Президента Республики Беларусь. Второй уровень нормативно-правового регулирования вопросов налогообложения составляют решения Совета Министров Республики Беларусь, а также нормативные правовые акты уполномоченных органов республиканского и местного управления.

В частности, основой налоговой системы Республики Беларусь является Налоговый кодекс.

Экономические отношения в области налогообложения, уплаты в бюджет сборов, пошлин регулируются Налоговым кодексом, представляющим собой единый систематизированный свод законов, соответствующих Конституции государства.

Структурные элементы Налогового Кодекса объединены в Общую и Особенную части. При этом Общая часть закладывает нормативно-правовой фундамент функционирования всей отечественной налоговой системы. Именно в этой части регламентируются и систематизируются категориальный аппарат в налоговой сфере, декларируются основные принципы налогообложения в Республике Беларусь.

Налоговый кодекс регламентирует порядок введения, изменения, отмены республиканских налогов, процедуру установления местных налогов и сборов, определяет права, обязанности, ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, объекты налогообложения, ставки, льготы, сроки платежей.

На основе категориального и процедурного аппарата, сформулированного в Общей части Налогового кодекса, строится конкретный механизм исчисления и уплаты каждого налога, сбора (пошлины). Кроме того, основные термины и понятия, используемые в Общей части Налогового кодекса, корреспондируются с действующими нормами Гражданского кодекса Республики Беларусь и финансового законодательства Республики Беларусь.

Налоговый кодекс республики декларирует принципы эффективного, равного и справедливого налогообложения объектов экономической деятельности с учетом предельно допустимых норм налоговой нагрузки. Налоги, сборы, пошлины не могут устанавливаться либо различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных, этических или иных подобных критериев.

В частности, Общей частью Налогового кодекса предусматривается следующее:

1 Введение и определение  категориального аппарата, отражающего  экономическое содержание налоговых  отношений и обеспечивающего  единое понимание норм налогового  законодательства, определенность  при рассмотрении вопросов налогообложения.

Информация о работе Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам