Учет расчетов по оплате труда в организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2015 в 21:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию расчетов с персоналом по оплате труда на основе оценки современного состояния учета расчетов с персоналом в организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- исследовать оплату труда, как объект учета;
-изучить организацию учета расчетов по оплате труда в ОАО «Бетон»;
- разработать мероприятия по совершенствованию учета расчетов по оплате труда.
Объектом исследования является ОАО «Бетон».

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 219.26 Кб (Скачать файл)

Основным нормативным документом, регулирующим трудовые отношения в РФ, является Трудовой кодекс РФ, принятый Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ, в редакции от 25.11.2014 г. Трудовой Кодекс РФ состоит из шести частей. Он призван устанавливать уровень условий труда и всемерную охрану трудовых прав работников. Нарушение любой статьи ТК является серьёзным противозаконным действием и карается в административном или уголовном порядке, поэтому выполнение установленных в его статьях правил является обязательным для всех руководителей и работников.

К документам первого уровня, регулирующим исчисление заработной платы, также необходимо отнести Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от 25.11.2014г.), который регламентирует порядок начисления и удержания алиментов.

Так же к данному уровню нормативного регулирования относится Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2012 г. № 402-ФЗ, в редакции от 02.11.2014 г. Этот закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность. В Законе представлены основные требования к содержанию первичных документов и регистров бухгалтерского учета по учету труда и заработной платы, а также порядок проведения инвентаризации расчетов.

Второй уровень – федеральные стандарты. К данному уровню относятся федеральные стандарты, которые на сегодняшний день не разработаны. До момента их утверждения организации руководствуются ПБУ. Отдельного положения по бухгалтерскому учету посвященному вопросам учета оплаты труда на сегодняшний день не существует.

Так же к данному уровню нормативного регулирования Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению», который регламентирует порядок  отражения операций с основными средствами на счетах бухгалтерского учета.

Кроме того к данному уровню относится Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н (ред. от 04.12.2012) «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Данный приказ регламентирует особенности  формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности, а основные средства отражаются как минимум в двух формах отчетности с бухгалтерском балансе и пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Третий уровень. Включает отраслевые стандарты, устанавливающие особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности. Отраслевые стандарты бухгалтерского учета обязательны для применения. Главной их функцией является адаптация бухгалтерского законодательства под ведение бухгалтерского учета в каждой отдельно взятой отрасли хозяйственной деятельности.

Четвертый уровень. Включает рекомендации в области бухгалтерского учета. Они представлены методическими указаниями, инструкциями разъяснительного, уточняющего, рекомендательного характера по отдельным вопросам бухгалтерского учета и отчетности, утвержденными Минфином России, Банком России, Федеральной службой государственной статистики, другими министерствами и ведомствами.

Рекомендации в области бухгалтерского учета могут приниматься в отношении порядка применения федеральных и отраслевых стандартов, форм документов бухгалтерского учета, за исключением установленных федеральными и отраслевыми стандартами, организационных форм ведения бухгалтерского учета, организации бухгалтерских служб экономических субъектов, технологии ведения бухгалтерского учета, порядка организации и осуществления внутреннего контроля их деятельности и ведения бухгалтерского учета, а также порядка разработки этими лицами стандартов.

Рекомендации призваны помочь бухгалтеру организовать учетный процесс, составить для предприятия внутренние инструкции и другие локальные нормативные документы по ведению первичной документации, бухгалтерской регистрации и обобщению данных.

Указанные документы не имеют самостоятельного значения, а обязательность их исполнения определена нормативными правовыми актами. Рекомендации в области бухгалтерского учета не должны вступать в противоречие с федеральными и отраслевыми стандартами.

Рекомендации в области бухгалтерского учета можно разделить на три группы:

1) урегулированные федеральными  стандартами – приняты по вопросам, разработанным и утвержденным ранее приказами уполномоченного федерального органа (например, Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств);

2) не урегулированные федеральными  стандартами – приняты по вопросам, ранее не разработанным и не утвержденным приказами уполномоченного федерального органа (например, Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств);

3) отраслевых министерств и ведомств, регулирующие специфические участки  бухгалтерского учета (например, Методические  рекомендации по бухгалтерскому  учету затрат на производство и калькуляцию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях, утвержденные Минсельхозом России).

Пятый уровень. Его составляют стандарты экономического субъекта, предназначенные для упорядочения и организации и ведения им бухгалтерского учета. Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно. Документы этого уровня формируются непосредственно в организациях и составляют систему внутренних норм и инструкций, отражающих специфику данной организации. Назначение документов этого уровня иное – определить правила рациональной организации бухгалтерского учета с применением прогрессивных форм и способов ведения учета для выбора каждой организацией приемлемых для нее вариантов.

Наиболее значимым внутренним документом является приказ организации по учетной политике на отчетный производственно-финансовый год.

К нему прилагаются:  учетная политика организации;  рабочий план счетов;  формы первичных документов;  график документооборота;  учетные регистры.

Кроме того, каждая организация разрабатывает свои внутренние документы, регламентирующие составление внутренней (управленческой) отчетности. Эти документы учитывают специализацию и производственное направление организации, ее размеры, организационную структуру управления, местное, муниципальное законодательство и т.п.

Все уровни нормативно-правового регулирования взаимосвязаны и дополняют друг друга, находятся в логической и методологической зависимости.

Таким образом, подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что учет расчетов  по оплате труда регулируется  на всех пяти уровнях нормативного регулирования бухгалтерского учета, однако  отдельного документа регламентирующего  именно учеты расчетов с персоналом по оплате труда на сегодняшний день не разработано, при этом отметим, что в 2012 году был опубликован проект нового положения о бухгалтерском учете «Учет вознаграждений работникам», однако до сегодняшнего дня он так и не принят. 

 

 

1.3 Характеристика  форм, систем и видов оплаты  труда

 

 

Заработная плата делится на два вида: основная и дополнительная (рисунок 1). Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ст.135 ТК РФ).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 - Виды заработной платы

 

Существуют различные формы и системы оплаты труда, которые отечественные и зарубежные ученые-экономисты классифицируют по-разному. Формы и системы оплаты труда призваны обеспечить учет в заработной плате количественных и качественных результатов труда, создавать у работников материальную заинтересованность в улучшении непосредственных результатов своей работы и общих итогов деятельности организации. Они различаются порядком начисления заработной платы в зависимости от его результативности.

Наиболее распространенными системами оплаты труда в практике работы коммерческих организаций являются сдельная и повременная, которые находят отражение в разновидностях систем оплаты труда. Все разновидности форм и систем оплаты труда базируются на тарифной системе и нормировании труда.

Выделяют две основные формы оплаты труда: сдельную и повременную (рисунок 2) [23, 20-29].

                     ┌────────────────────────────────┐

                     │Формы и системы заработной  платы│

                     └───────────────┬────────────────┘

                 ┌───────────────────┴───────────────────┐

      ┌──────────┴─────────────┐             ┌───────────┴────────────┐

  ┌───┤  Сдельная  оплата труда │             │Повременная оплата труда├─┐

  │   └────────────────────────┘             └────────────────────────┘  │

  │   ┌────────────────────────┐             ┌────────────────────────┐  │

  ├───┤    Простая  сдельная    │             │   Простая повременная  ├─┼─┐

  │   └────────────────────────┘             └────────────────────────┘  │ │

  │   ┌────────────────────────┐             ┌────────────────────────┐  │ │

  ├───┤   Сдельно-премиальная  │             │ Повременно-премиальная ├─┘  │

  │   └────────────────────────┘             └────────────────────────┘   │

  │   ┌────────────────────────┐             ┌────────────────────────┐   │

  ├───┤    Косвенно-сдельная   │             │        Почасовая       ├───┤

  │   └────────────────────────┘             └────────────────────────┘   │

  │   ┌────────────────────────┐             ┌────────────────────────┐   │

  ├───┤        Аккордная       │             │        Поденная        ├───┤

  │   └────────────────────────┘             └────────────────────────┘   │

  │   ┌────────────────────────┐             ┌────────────────────────┐   │

  └───┤  Сдельно-прогрессивная  │             │       Понедельная      ├───┤

      └┬──────────────────────┬┘             └────────────────────────┘   │

       │                      │                                           │

┌──────┴───────┐┌─────────────┴───────┐      ┌─────────────────────────┐  │

│Индивидуальная││Коллективно-подрядная│      │        Помесячная       ├──┘

└──────────────┘└─────────────────────┘      └─────────────────────────┘

 

Рисунок 2 - Формы и системы оплаты труда

 

Традиционно в организациях используется сдельная и повременная формы заработной платы. Содержание и сфера распространения каждой из них зависит от многих конкретных условий производства: технической оснащенности, характера трудовых функций, возможности влияние на изменение результатов производства [26, с. 83-85].

Повременная оплата труда –  это величина заработка работника за фактически отработанное им время и его тарифной ставки (оклада). Для рабочих промышленных организаций чаще всего устанавливаются часовые ставки. Дневные тарифные ставки применяются в тех отраслях промышленности, где основой нормирования труда выступают сменные нормы выработки (например, в угольной промышленности). Труд рабочих — повременщиков может оплачиваться по среднегодовым месячным тарифным ставкам, рассчитанным на основе часовых ставок. Необходимость применения часовой или месячной тарифной ставки, рассчитанной на основе часовой, определяется администрацией организации по согласованию с соответствующим профсоюзным органом, исходя из конкретных производственных условий. Введение месячных тарифных ставок должно быть тесно связано с разработкой месячных нормированных заданий.

При сдельной оплате труда заработок рабочего зависит, по общему правилу, от количества фактически изготовленной продукции и затрат времени на ее изготовление. Он исчисляется с помощью сдельных расценок, норм выработки, норм времени. При решении вопроса о введении сдельной оплаты труда необходимо реально оценить, имеется ли возможность установить количественные показатели выработки (выполняемых работ) и их учет, обеспечить должное нормирование труда, увеличить выработку продукции без изменения технологического процесса, контролировать качество продукции [26, с. 150].

Каждая из форм оплаты труда имеет несколько разновидностей, называемых системами заработной платы.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права [25, с. 64].

Системы заработной платы различаются способом начисления заработка.

Конкретные условия применения той или иной системы оплаты определяются тем, какие задачи ставит перед собой работодатель. Например, если его цель – наращивать объемы производства и обеспечивать высокие количественные достижения в труде, то наиболее рациональны прямая сдельная и сдельно – премиальная системы. В том случае, когда важно стимулировать работника повышать квалификацию и отрабатывать в полной мере предусмотренные графиком рабочие часы, целесообразно применение повременно–премиальной системы оплаты труда [31, с. 256-258].

Информация о работе Учет расчетов по оплате труда в организациях