Учет расчетов по налогам и сборам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 15:51, курсовая работа

Краткое описание

Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого минимальный размер налогового бремени определяется, суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Содержание

Введение………………………………………………………………...…. 4
1.Теоретические и методологические аспекты бухгалтерского учета расчетов
организаций по налогам и сборам.
Экономическая сущность налогообложения, функции, классификация и система налогов и сборов в России, субъекты налоговых отношений ………………………………………………………………………….….... 5
1.2 Задачи учета и нормативно-правовое регулирование учета расчетов
с организаций по налогам и сборам………………………………………………………………………….... 19
1.3 Влияние особенностей деятельности и учетной политики хозяйствующего субъекта на содержание и организацию бухгалтерского учета расчетов по налогам и сборам ………………………..………………21
2.Учет расчетов организаций по налогам и сборам.
2.1 Учет расчетов по налогам и сборам, возмещаемых за счет издержек
и прочих расходов организации ………………………………………………23
2.2 Учет расчетов по налогам и сборам, возмещаемых из выручки…………………………………………………………………………..26
2.3 Учет расчетов по налогам и сборам уплачиваемых за счет чистой прибыли…………………………………………………………………………. 30
2.4 Учет расчетов по налогу на доходы физических лиц……………………………………………………………………………….. 34
3. Контроль расчетов по налогам и сборам.
3.1 Осуществление контроля организации расчетов по налогам и сборам…………………………………………………………………………… 40
Заключение……………………………………………………………………… 43
Список использованных источников…………………………………………………………………….... 45

Вложенные файлы: 1 файл

Образец титульного листа.docx

— 118.53 Кб (Скачать файл)

Первым законодательным актом, положившим начало системному формированию налоговой системы в условиях российской экономики, был Закон РФ от 27.12.91 года № 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ" [2], который содержал официальное определение понятия налоговой системы как совокупности налогов, сборов и других платежей, взимаемых в установленном порядке. Этот закон, за некоторыми исключениями, утратил силу. Принятый вместо него Налоговый Кодекс РФ [1] не содержит определения налоговой системы. В экономической и юридической литературе происходит смешение двух понятий: "система налогов" и "налоговая система".

Система налогов ― более узкое понятие, предполагающее определенные правила систематизации различных видов налогов, их рациональное количество и соотношение между собой, объединение их в завершенной форме в определенные группы. Система налогов представляет собой обособленный элемент налоговой системы любого государства.

Организационно-правовое единство системы налогов выражается в централизованном порядке установления видов налогов и основных элементов их юридического состава. Оно обусловлено общими для любых налогов конституционными принципами налогообложения. Системность позволяет сгруппировать налоги по признакам, существенным с правовой точки зрения.

Экономическое единство системы налогов в Российской Федерации выражается в том, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Кроме того, недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

<  
>

Схема 1.1. Принципы построения налоговой системы РФ.

Принцип справедливости

Эффективное с точки зрения сохранения и лучшей адаптации существующего в стране социально-экономического строя налогообложения - это, прежде всего, налогообложение, справедливое в глазах общественного мнения. При этом речь идет не о рекламе, убеждении населения перед выборами или в критической политической ситуации, которые в долгосрочной перспективе без реального подтверждения могут, вызвать реакцию населения, обратную желаемой. Перечислим основополагающие принципы справедливости, без которых невозможно эффективное налогообложение:

  • равномерность и прогрессивность распределения налогового бремени;
  • глобальность и всеобъемлемость налогообложения;
  • целенаправленность налоговых поступлений.

Налогообложение должно быть справедливым и равным для всех субъектов, в полной мере обеспечивать поступления средств в бюджет, содействовать социально-культурному развитию общества в целом.

Следует руководствоваться также следующими основополагающими правилами, обеспечивающими справедливость системы:

  • один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения;
  • обязательна регистрация всех субъектов налогообложения в контролирующих налоговых органах;
  • льготы по всем налогам применяются только в соответствии с законодательством;
  • запрещается предоставление индивидуальных льгот отдельным физическим и юридическим лицам;
  • штрафы за нарушение налогового законодательства взыскиваются с налогоплательщиков контролирующими органами в бесспорном порядке.

Принцип простоты

Создаваемая налоговая система должна быть максимально проста и, в то же время, обеспечивать средствами бюджет страны, бюджеты субъектов, местные бюджеты. Для каждого бюджета должен существовать конкретный набор налогов, определяющий его регулярное пополнение. Налоги должны делиться на косвенные и прямые, причем прямые должны преобладать ввиду ясности базы налогообложения и относительной простоты взимания.

Принцип установления налогов

На протяжении всей истории человечества во всех государствах правительства всех ориентаций не могли существовать без налогов.

Как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

Изучение механизма налогообложения предполагает определение основных участников налоговых отношений, к которым относятся субъекты хозяйственной деятельности и государственные органы.

Субъекты хозяйственной деятельности как участники налоговых отношений выступают, прежде всего, в качестве налогоплательщиков, представителей налогоплательщиков (законных или уполномоченных), налоговых агентов. Кроме того, участниками налоговых отношений являются банки как юридические лица, выполняющие ряд возложенных на них функций, связанных с налогообложением. Участниками налоговых отношений являются также лица, предоставляющие необходимые данные (нотариусы, регистрационные палаты, органы лицензирования).

Государственные органы как участники налоговых отношений можно подразделить на структуры, реализующие свои основные функции в налоговой сфере, и структуры, наделенные отдельными полномочиями в отношении налогообложения (финансовые органы, сборщики налогов и сборов).

Специальные правоохранительными органами, выполняющими функции предупреждения, пресечения и расследования нарушений законодательства о налогах и сборах, являются федеральные органы налоговой полиции.

Кроме того, лицами, участвующие в мероприятиях налогового контроля являются судьи, процессуальные лица и др.

Налогоплательщик (субъект налогообложения) ― это лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств.

В соответствии со ст. 19 части первой Налогового кодекса РФ [1] налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом [1] возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы.

При этом следует иметь в виду, что в порядке, предусмотренном налоговым законодательством, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

В соответствии со ст. 24 части первой НК РФ [1] налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Налоговым Кодексом РФ [1].

Налоговыми органами в Российской Федерации в соответствии со ст. 30 части первой НК РФ [1] являются Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) и его подразделения в Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом [1], полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов.

Налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов и таможенные органы осуществляют свои функции и взаимодействуют посредством реализации полномочий и исполнения обязанностей, установленных Налоговым Кодексом [1] и иными федеральными законами, определяющими порядок организации и деятельности налоговых органов.

<  
>

Схема 1.2. Участники налоговых правоотношений.

В соответствии с Налоговым Кодексом РФ [1], Положением о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 № 783 [3], МНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей налогоплательщиками, участвующим в выработке налоговой политики и осуществляющим ее с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов, сборов и других обязательных платежей, обеспечивающим межотраслевую координацию, государственный контроль и регулирование в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также осуществляющим в установленном порядке валютный контроль.

<  
>

Схема 1.3. Система налоговых органов Российской Федерации

Функции налоговых органов ― центрального, региональных и местных ― несколько различаются. Однако поскольку основные задачи всех звеньев едины, то налоговым органам всех уровней присущи общие функции: учет налогоплательщиков; контроль за соблюдением налогового законодательства участниками налоговых правоотношений; определение в установленных случаях суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет налогоплательщиками; ведение оперативно-бухгалтерского учета сумм налогов; возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов; разъяснительная работа и информирование налогоплательщиков о порядке применения налогового законодательства; применение мер ответственности к нарушителям налогового законодательства; взыскание недоимок, пеней и штрафов с нарушителей налогового законодательства; контроль за соблюдением законодательства о наличном денежном обращении.

Центральный аппарат МНС России и его управления по субъектам федерации выполняют, наряду с перечисленными, следующие функции: организация, координация и контроль за деятельностью нижестоящих управлений и инспекций; аналитическая и статистическая работа; разработка и издание инструктивных и методических указаний и иных документов по применению налогового законодательства; участие в выработке налоговой политики, подготовке проектов законодательных актов и международных договоров о налогообложении, сотрудничество с зарубежными и международными налоговыми организациями.

Для выполнения своих функций налоговые органы наделены соответствующими правами и несут определенные обязанности. Основные права и обязанности налоговых органов, предусмотренные НК РФ [1], Федеральным законом "О налоговых органах в Российской Федерации" [4] и другими законодательными актами приведены в схеме 1.4.<  
>

Схема 1.4. Органы налогового контроля РФ.

1.2 Задачи учета и нормативно-правовое  регулирование учета расчетов  организацией по налогам и  сборам.

Порядок учета расчетов организаций по налогам и сборам регламентируется рядом законодательных нормативных актов и документов. Главным законодательным документом является Налоговый кодекс РФ [1]. В Налоговом Кодекс устанавливаются виды налогов, их функции и классификация, а также объекты и субъекты налоговых отношений. В данном кодексе предоставляются порядок, расчеты и сроки уплаты налогов и сборов.

А также в письме ФНС России от 24.01.2007 № ЩТ-6-23/35 [5] определяется порядок представления налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших, всех налоговых деклараций (расчетов), которые они обязаны представлять с 2008 года в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронном виде.

Кроме того, письмо Госналогслужбы России от 19.11.1998 № ВК-6-09/843 [6]. Госналогслужба России сообщает, что согласно пункту 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации [1] (часть первая), утвержденного 31.07.98 N 146-ФЗ, с 1 января 1999 года обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации, тое есть в рублях.

Это положение распространяется на все категории налогоплательщиков, в том числе и на нерезидентов Российской Федерации. Иностранные юридические лица должны осуществлять уплату налогов в общеустановленном порядке, то есть в рублях через уполномоченные банки Российской Федерации.

В связи с этим проведена соответствующая работа с налогоплательщиками, уплачивающими налоги и другие обязательные платежи в валюте, с тем чтобы, начиная с 1 января 1999 года, налоговые платежи уплачивались только в рублях.

Также письмо МНС РФ от 19 апреля 2004 г. N 01-2-03/555 "О налогообложении транспортных услуг" [7]. Услуги по доставке собственным транспортом товаров подлежат обложению НДС по ставке 18% и в том случае, если перевозимые товары облагаются НДС по ставке 10%. При этом налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемым по разным ставкам.

Кроме того, письмо от 9 ноября 1999 г. N ФС-6-09/899 "О Зачислении налогов и сборов в иностранной валюте" [8]. В соответствии со статьей 45 части первой Налогового кодекса Российской Федерации [1] иностранными организациями, а также физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.

А также письмо МНС России — № ФС-6-10/352 от 27.03.2003 "О приказе МНС России, ГТК России и Минфина России" N БГ-3-10/98 / 197 / 22н [9].

В целях сокращения до минимума объема невыясненных платежей, устранения неоправданного ручного труда и дополнительных материальных затрат на доопределение типа и назначения платежа, а также обеспечения полной автоматизации процесса ввода данных о поступлениях в лицевые счета налогоплательщиков, МНС России поручает руководителям налоговых органов принять все меры по проведению на регулярной основе разъяснительной работы с налогоплательщиками по вопросу правильности заполнения платежных документов.

    1.    Влияние особенностей деятельности и учетной политики

хозяйствующего субъекта на содержание и организацию бухгалтерского

учета по налогам и сборам.

Основной деятельностью ИП "ПАК СЛАВА" является производство пищевых продуктов и заготовок для их изготовления, не включенные в другие группировки.

В настоящее время на предприятии применяется упрощенная Система Налогообложения (УСН). На основании НК РФ (ст. 346.11. п.3) уплачивается Единый налог в связи с применением УСН, исчисляемый по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. Уплата единого налога предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога с доходов, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц.

Информация о работе Учет расчетов по налогам и сборам