Учет оплаты труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 19:27, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью данной курсовой работы является определить значение фонда оплаты труда и выплат социального характера для целей управления.
В соответствии с поставленной целью определяются следующие задачи курсовой работы:
1) раскрыть формы и системы оплаты труда на предприятии;
2) рассмотреть документальное оформление учета личного состава и использования рабочего времени;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Заработная плата как объект учета 5
1.1 Законодательные и нормативные документы, регулирующие оплату труда\ 5
1.2 Состав и структура фонда оплаты труда 12
Глава 2. Учет фонда оплаты труда 17
2.1. Формы и системы оплаты труда 17
2.2 Документальное оформление учета труда и его оплаты 19
2.3 Расчет выплат социального характера 27
2.4 Синтетический учет расчетов по оплате труда 31
Заключение 35
Список использованной литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВИК.docx

— 97.16 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Заработная плата  как объект учета 5

1.1 Законодательные и нормативные документы, регулирующие оплату труда\ 5

1.2 Состав и структура фонда оплаты труда 12

Глава 2. Учет фонда  оплаты труда 17

2.1. Формы и системы  оплаты труда 17

2.2 Документальное  оформление учета труда и его  оплаты 19

2.3 Расчет выплат  социального характера 27

2.4 Синтетический учет  расчетов по оплате труда 31

Заключение 35

Список  использованной  литературы 36

 

 

 

Введение

 

Среди всех ресурсов, используемых в процессе деятельности организации, исключительное место принадлежит  труду. Значимость и актуальность данной темы заключается в том, что только труд, как целесообразная деятельность человека, способен создавать прибавочную  стоимость и обеспечивать получение  финансовых результатов.

В условиях перехода к рыночной экономике меняется политика в области  оплаты труда, социальной защите и поддержке  работников. Предприятия самостоятельно устанавливают формы, системы и  размер оплаты труда, материального  стимулирования и его результатов. В настоящее время понятие "заработная плата" наполнилось новым содержанием  и охватывает все виды заработков (премии, доплаты, надбавки), начисленных  в денежной и натуральной формах, включая денежные суммы, начисленные  работникам в соответствии с законодательством  за не проработанное время (ежегодный  отпуск, праздничные и выходные дни  и др.). Также выявлены новые источники  получения доходов в виде сумм, начисленных к выплате по акциям и вкладам членам трудового коллектива в имущество предприятия (дивиденды, проценты).

С организацией заработной платы на предприятиях связаны решения  важнейших задач учета труда  и заработной платы: своевременно производить  расчеты с персоналом по оплате труда, своевременно и правильно относить на себестоимость продукции суммы  начисленной заработной платы, собирать и группировать показатели по труду  и заработной плате для целей  оперативного руководства и составления  необходимых расчетов.

Главной целью данной курсовой работы является определить значение фонда оплаты труда и выплат социального характера для целей управления.

В соответствии с поставленной целью определяются следующие задачи курсовой работы:

1) раскрыть формы и системы оплаты труда на предприятии;

2) рассмотреть документальное оформление учета личного состава и использования рабочего времени;

3) ознакомиться с учетом начисления основной и дополнительной заработной платы;

4) уделить внимание организации учета заработной платы и выплат социального характера;

5) рассмотреть синтетический учет расчетов по оплате труда;

Предметом исследования является оплата труда и выплаты социального характера.

Объектом исследования курсовой работы является учет оплаты труда.

При написании курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ, сравнение, классификация, отбор, подсчет, вывод.

Методологической и теоретической  основой курсовой работы явились:

Трудовой кодекс РФ, закон  РФ "О бухгалтерском учете", ПБУ 10/99 "Расходы организации", план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности организации и инструкция по его применению, Конституция РФ.

 

Глава 1. Заработная плата  как объект учета

    1. Законодательные и нормативные документы, регулирующие оплату труда\

 

"Каждый имеет право:  на вознаграждение за труд, без  какой бы то ни было дискриминации  и не ниже установленного федеральным  законом минимального размера  оплаты труда, а также право  на защиту от безработицы". "Принудительный труд запрещен" (ст. 37 Конституции РФ).[1]

Регулирование трудовых отношений, в том числе отношений в  сфере оплаты труда, в соответствии с Конституцией РФ осуществляется трудовым законодательством и рядом иных нормативных правовых актов: Трудовым кодексом РФ, федеральными законами, указами  Президента РФ, постановлениями Правительства  РФ, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми  актами субъектов РФ, актами органов  местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы  трудового права.

Среди федеральных законов  в сфере труда основополагающее место отводится Трудовому кодексу  РФ, который введен в действие с 1 февраля 2002 г. ТК РФ имеет бесспорный приоритет перед иными федеральными законами, содержащими нормы трудового  права. Это означает, что нормы  трудового права, содержащиеся в  иных федеральных законах, должны соответствовать  ТК РФ. Все иные нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления  Правительства РФ и т.д.) не должны противоречить ТК РФ. В случае возникновения  противоречий, соответственно, применяются  нормы ТК РФ. Ряд документов советского периода продолжают действовать  и сегодня, однако в части, не противоречащей ТК РФ. Соответствующая норма содержится в ст. 423 ТК РФ. [2]

В соответствии с Конституцией РФ нормы международного права являются составной частью правовой системы  Российской Федерации. То есть также "участвуют" в регулировании трудовых отношений. Так, например, в Российской Федерации  действует Конвенция относительно защиты заработной платы от 1 июля 1949 г. N 95 (в ред. от 1 сентября 2001 г.), принятая Генеральной Конвенцией Международной  Организации Труда. Причем, если международным  договором Российской Федерации  установлены другие правила, чем  предусмотренные законами и иными  нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.

Внутриорганизационные документы, регулирующие вопросы оплаты труда.

        Вопросы оплаты труда регулируются в организации следующими документами:

- коллективными договорами  или соглашениями;

- локальными нормативными  актами;

- трудовыми договорами (ст. 135 ТК РФ).

Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и  заключаемый работниками и работодателем  в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ).[2]

Коллективный договор  заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня  подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором.

 Стороны имеют право  продлить действие коллективного  договора на срок не более  трех лет.

Действие коллективного  договора распространяется на всех работников данной организации, ее филиала, представительства  и иного обособленного структурного подразделения.

В коллективный договор в  числе иных включаются такие вопросы, как:

       1) формы,  системы и размер оплаты труда;

       2) выплата  пособий, компенсаций;

       3) механизм  регулирования оплаты труда с  учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных  коллективным договором.

Уровень прав и гарантий, предусматриваемых коллективным договором, как правило, выше минимальных трудовых стандартов, установленных ТК РФ, иными  актами трудового законодательства. Льготы и преимущества, более благоприятные  по сравнению с установленными законами условия труда, предусматриваются  в коллективных договорах исходя из финансово-экономического положения  работодателя.

Коллективные договоры не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством. Если такие условия включены в коллективный договор, то они не могут применяться.

Соглашение - правовой акт, устанавливающий  общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый  между полномочными представителями  работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в  пределах их компетенции (ст. 45 ТК РФ).[2]

В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по ряду вопросов, в том числе и по оплате труда.

В зависимости от сферы  регулируемых социально-трудовых отношений  могут заключаться соглашения: генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные.

Генеральное соглашение устанавливает  общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне (например, Генеральное соглашение от 29 декабря 2004 года между общероссийскими  объединениями профсоюзов, общероссийскими  объединениями работодателей и  Правительством Российской Федерации  на 2005-2007 годы).

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования  социально-трудовых отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение определяет общие условия  оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей).

 Территориальное соглашение  устанавливает общие условия  труда, трудовые гарантии и  льготы работникам на территории  соответствующего муниципального  образования.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, региональном, территориальном  уровнях социального партнерства.

Срок действия соглашения не может превышать трех лет. Стороны  имеют право продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

Действие соглашения распространяется на работников и работодателей, которые  уполномочили соответствующих представителей сторон на коллективных переговорах  разработать и заключить его  от их имени, на органы государственной  власти и органы местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств, а также на работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после  его заключения.

Соглашение распространяется также на всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Причем прекращение  членства в объединении работодателей  не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей  в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные  этим соглашением.

В тех случаях, когда на работников в установленном порядке  одновременно распространяется действие нескольких соглашений, действуют наиболее благоприятные для них условия  соглашений.

В тех случаях, когда на федеральном уровне заключено отраслевое соглашение, руководитель федерального органа исполнительной власти по труду  имеет право предложить работодателям, не участвовавшим в заключение  данного соглашения, присоединиться к этому соглашению.

Если работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о  присоединении к соглашению не представили  в федеральный орган исполнительной власти по труду письменный мотивированный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.

Правовые основы разработки, заключения и выполнения коллективных договоров и соглашений установлены  также Федеральным законом от 11.03.1992 N 2490-1 "О коллективных договорах  и соглашениях".

Локальный нормативный акт - это документ, содержащий нормы  трудового права, разрабатываемый  работодателем в пределах своей  компетенции в соответствии с  законами и иными нормативными правовыми  актами, коллективным договором, соглашениями и действующий "внутри" организации.

Локальными нормативными актами могут быть правила внутреннего  трудового распорядка, положение  об оплате труда работников, положение  о премировании (материальном стимулировании) и иные подобные документы.

Локальный акт принимается  работодателем самостоятельно, а  в случаях, установленных законодательством (или коллективным договором), с учетом мнения представительного органа работников. Так, работодатель обязан учесть мнение выборного профсоюзного органа при  установлении системы оплаты и стимулирования труда, в том числе повышения  оплаты за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях (статья 372 ТК РФ).[2]

Более общим, по содержанию локальным актом, действующим в  организации, являются правила внутреннего  трудового распорядка. Этот документ регламентирует в соответствии с  ТК РФ и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность  субъектов трудовых отношений, режим  работы, время отдыха, применяемые  к работникам меры поощрения и  взыскания, а также иные вопросы  регулирования трудовых отношений  в организации. Основой для их разработки является Постановление  Госкомтруда СССР от 20.07.1984 N 213 "Об утверждении типовых правил внутреннего  трудового распорядка для рабочих  и служащих предприятий, учреждений, организаций", "адаптированное", разумеется, к требованиям действующего Трудового кодекса РФ. В Правилах могут отражаться следующие вопросы:

Информация о работе Учет оплаты труда