Учет операций, связанных с арендой и лизингом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 12:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучение и обобщение опыта организации учета текущей и лизинговой аренды, выявление положительных и отрицательных сторон
существующей методологии бухгалтерского учета текущей и лизинговой аренды.
При рассмотрении особенностей бухгалтерского учета текущей и лизинговой
аренды в работе поставлены следующие задачи, необходимые для достижения цели: раскрыть специфику бухгалтерского учета арендных отношений, их
основных участников: арендатора и арендодателя; лизингодателя и
лизингополучателя.

Содержание

Введение
Понятие и функции аренды
Виды и формы аренды
Задачи и принципы учета арендных операций
Организация бухгалтерского учета текущей аренды
Понятие и формы лизинга
Лизинговые платежи.
Классификации лизинговых сделок
Преимущества и недостатки лизинга.
Особенности учета лизинговых операций
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

бУ КУРСАВУХА.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

7

аренды могут дифференцироваться и по различным отраслям и сферам производства.
    Арендная деятельность допускается в любой сфере предпринимательства, не запрещенной законом, с использованием недвижимого имущества всех форм собственности: земельных участков и других обособленных природных объектов; предприятий и других имущественных комплексов; отдельных зданий, сооружений и многолетних насаждений.   
    Запрещается сдавать в аренду недвижимое имущество, изъятое из оборота или оборотоспособность которого ограничена (ст. 129 ГК РФ) – атомные электростанции, объекты вооружения, железные дороги и др.
    Установлены ограничения и для сдачи в аренду природных объектов. Так, пользование участками недр, водными объектами и аренда лесного фонда допускаются только на основании лицензий, выдаваемых уполномоченными государственными органами (Закон РФ «О недрах» (ст. 11), Водный кодекс РФ (ст. 46-53), Основы лесного законодательства РФ (ст. 28)).

ЗАДАЧИ УЧЕТА АРЕНДНЫХ ОПЕРАЦИЙ.

   Арендные операции оказывают прямое влияние на имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации и косвенное – на сумму уплачиваемых ею в бюджет и внебюджетные фонды налоговых платежей. В связи с этим возникает необходимость в получении достоверных сведений о величине и структуре арендных операций, что предполагает решение следующих учетных задач:

· формирование достоверной информации о собственном и арендованном имуществе;

·   проверка правильности документального оформления арендных операций;

·   полное и своевременное отражение арендных обязательств;

·   своевременное осуществление расчетов по арендным обязательствам;

·   правильный расчет, возмещение и налогообложение арендной платы;

·  правильное возмещение расходов, связанных с содержанием арендованного имущества;

·   выявление финансового результата о арендных операций;

·   точное определение себестоимости ремонта арендованного имущества;

· формирование достоверной информации о капитальных вложениях в арендованное имущество;

·  обеспечение контроля за сохранностью и соблюдением правового режима использования арендованного имущества;

·    полное и достоверное раскрытие информации об арендованном имуществе

и арендных обязательствах в бухгалтерской отчетности.

8

Необходимым условием правильной организации бухгалтерского учета арендных операций является соблюдение общеметодологических учетных принципов. К ним относятся: имущественная обособленность организации, существенность информации, временная определенность фактов хозяйственной деятельности, приоритет содержание перед формой, непрерывность деятельности организации, полнота отражения фактов хозяйственной деятельности, последовательность применения учетной политики, разграничение в учете текущих затрат и капитальных вложений, рациональность учета, непротиворечивость учетной и отчетной информации.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ТЕКУЩЕЙ АРЕНДЫ.

Бухгалтерский учет у арендодателя

Учет договора аренды у арендодателя при передаче арендованного имущества арендатору происходит следующим образом - арендодатель переводит его в состав основных средств переданных в аренду для этого к счету 01 «Основные средства», открывается субсчет, на котором хранятся данные о сданном в аренду имуществе, при этом делаются следующие записи:
Дебет 01 с/сч «Имущество переданное в аренду» Кредит 01 – Имущество передано арендатору.

Учет договора аренды зависит от того, является ли аренда предметом деятельности арендодателя. В этом случае будет использоваться счет 90 «Продажи», если же аренда не является обычным видом деятельности и доходы, полученные по этому договору, не оказывают существенного влияния на общий финансовый результат арендодателя, то используется счет 91 «Прочие доходы и расходы».

а) Учет договора аренды в случае, когда аренда является предметом деятельности предприятия

Дебет 62 Кредит 90 – Отражена задолженность арендатора по арендной плате;

Дебет 20 Кредит 02 (70, 69, 71, 76) – Отражены расходы арендодателя по имуществу, переданному в аренду;

Дебет 90 Кредит 20 (26, 44) – Списаны расходы арендодателя;

Дебет 90 Кредит 68 – Начислен НДС по арендной плате;

Дебет 51 Кредит 62 – Поступила на расчетный счет арендная плата от арендатора.

б) Учет договора аренды в случае, когда аренда является отдельной хозяйственной операцией

Дебет 76 Кредит 91 – Отражена задолженность арендатора по арендной плате;

Дебет 91 Кредит 02 (70, 69, 71, 76) – Списаны расходы арендодателя по имуществу, переданному в аренду;

Дебет 91 Кредит 68 – Начислен НДС по арендной плате;

Дебет 51 Кредит 76 – Поступила на расчетный счет арендная плата от

9

арендатора.

Бухгалтерский учет у арендатора

Учет договор аренды у арендатора происходит следующим образом - арендованные основные средства учитываются за балансом на счете 001 «Арендованные основные средства». При поступлении основных средств делается запись:
Дебет 001 – Получены основные средства от арендодателя/

После окончания сроков договора или при досрочном его расторжении при передаче арендованного имущества арендодателю при учете договора арендыделается обратная запись:
Кредит 001 – Арендованные основные средства возвращены арендодателю.

Арендованное имущество может использоваться как для производственных, так и для непроизводственных целей, в зависимости от этого в учете договора аренды расходы по арендной плате включаются в состав себестоимости либо отражаются как прочие расходы. Но необходимо помнить, что арендованное имущество для вспомогательного производства и на общепроизводственные цели отраженные на счетах 23 "Вспомогательное производство" и 25 "Общепроизводственные расходы" и в конце месяца будут закрываться на счет 20 "Основное производство".

а) Учет договора аренды в случае, когда арендованное имущество используется в производственных целях

Дебет 60 (76) Кредит 51 – Перечислена арендная плата арендатору;

Дебет 20 (23, 25, 26, 44) Кредит 60 (76) – Начислена арендная плата за текущий месяц (без НДС);

Дебет 19 Кредит 60 (76) – Начислен НДС по арендной плате;

Дебет 68 Кредит 19 – Принят к вычету НДС по арендной плате;

Дебет 90 Кредит 20 (26, 44) – Расходы по арендной плате включены в состав себестоимости.

б)Учет договора аренды в случае, когда арендованное имущество используется в непроизводственных целях

Дебет 60 (76) Кредит 51 – Перечислена арендная плата арендатору;

Дебет 91 Кредит 60 (76) – Начислена арендная плата за текущий месяц (без НДС);

Дебет 19 Кредит 60 (76) – Начислен НДС по арендной плате;

Дебет 91 Кредит 19 –Возмещен НДС по арендной плате за счет собственных средств.

Если договор аренды нежилого помещения заключается на срок более года, право на аренду регистрируется.

В бухгалтерском учете сбор за регистрацию договора аренды учитывается в составе расходов будущих периодов на счете 97 и списывается в течение всего

10

срока действия договора аренды. Для целей исчисления налога на прибыль расходы признаются в том отчетном периоде, к которому они относятся (п. 1 ст. 272 НК РФ).

Дебет 60 Кредит 51 – Оплачен регистрационный сбор;

Дебет 97 Кредит 60 – Отражена сумма регистрационного сбора в составе расходов будущих периодов;

Дебет 44 Кредит 97 – Ежемесячно в течение срока действия договора аренды списываются расходы по регистрационному сбору.

При аренде транспортного средства у физического лица необходимо помнить, что арендатор является налоговым агентом по НДФЛ, поэтому в учете договора аренды с суммы арендного платежа удерживается НДФЛ. Если транспортное средство арендуется с экипажем, то на плату за управление и обслуживание начисляется ЕСН (кроме взносов в ФСС) и взносы в ПФР.

В бухгалтерском учете сумма НДФЛ будет отражаться следующей записью:

Дебет 60 (76) Кредит 68 - отражается сумма удержанного НДФЛ с суммы арендного платежа

Дебет 68 Кредит 51 - отражается перечисление в ИФНС суммы удержанного НДФЛ

Если транспортное средство арендуется с экипажем, то в учете договора аренды на плату за управление и обслуживание нужно начислить ЕСН (в том числе взносы в ПФ), кроме взносов в ФСС.

В бухгалтерском учете сумма начисленного ЕСН будет отражаться следующей записью:

Дебет 20 (26, 44) Кредит 69 - начислен ЕСН

 

ОСОБЕННОСТИ  УЧЕТА АРЕНДОВАННЫХ И СДАННЫХ В АРЕНДУ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ.

  Передача в аренду имущества производится по договору аренды и оформляется актом приема-передачи. В договоре аренды предусматриваются состав и стоимость передаваемого в аренду имущества, сроки аренды, распределение обязанностей сторон по поддержанию имущества в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению имущества, оговаривается их срок эксплуатации, рассчитанный изсходя из оценки имущества с учетом его фактического износа и действующих норм амортизационных отчислений, и величина арендной платы. Арендная плата за имущество включает в себя , как правило, средства, предусмотренные нормами отчислений на полное восстановление и сметами затрат на ремонт основных средств и часть прибыли, устанавливаемую договором на уровне не ниже банковского процента (арендный процент).

    В соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 доходы и расходы от передачи

11

имущества в аренду могут учитываться в составе доходов и расходов от обычных видов деятельности или в составе операционных доходов и расходов.

       При первом варианте сдача имущества в аренду признается обычным видом деятельности. Расходы по этой деятельности учитывают на счетах учета производственных затрат (20, 26, 44 и др.),  а доходы — на счете учета выручки от продажи (90).

   При втором варианте сдача имущества в аренду не является предметом деятельности организации и поэтому доходы и расходы от сдачи имущества в аренду учитывают на счете 91 в составе операционных доходов и расходов.

   Произведенные затраты на ремонт сданных в текущую аренду основных средств арендодатель списывает в дебет счета 91 с кредита счетов 10, 70, 69 и др.

     Начисление  амортизационных отчисленний по сданным в аренду  основным средствам арендодатель относит на уменьшение прибыли: Д-т 91 «Прочие доходы и расходы» - К-т 02 «Амортизация основных средств».

      Начисление арендной платы за отчетный период отражается по дебету счета 76 и крелиту счета 91. Выручка от услуг по сдаче в аренду имущества , в том числе по лизингу , облагается НДС. Начисление НДС отражают по дебету счета 91 и кредиту счета 68. Арендная плата, начисленная авансом за будущие периоды, отражаются по дебету счета 76 и кредиту счета 98 «Доходы будующих периодов». Поступившие арендные платежи  отражают по дебету счетов счетов 51 или 52 в корреспонденции с кредитом счета 76. При начислении авансовых платежей а сумму арендной платы, начисленной в виде текущего платежа, дебетуют счет 98 и кредитуют счет 91.

  На стоимость произведенных арендатором капитальных вложений в арендованные основные средства производится дооценка основных средств, которая отражается по дебету счета 01 с кредита счета 08.

    Арендатор учитывает арендованные основные средства на звбвлансовом счете 001 «Арендованные основные средства» по первоначальной стоимости, указанной в договоре аренды. Аналитический учет ведется по объектам, принятым в аренду, и арендодателям.

       На сумму начисляемой арендной платы арендатор дебетует счета издержек производства и обращения (25  и др.) и кредетует счет 76. Перечисленные суммы арендной платы отражают по дебету счета 76 и кредиту счета 51 или 52.

       Начисление арендной платы за будущие периоды отражают по дебету счета 97 и кредиту счета 76. Текущие начисления арендной платы списывают с кредита счета 97 в дебет счетов издержек производства и обращения.

       Если по условиям договора аренды капитальный ремонт основных средств производится арендатором за его счет, то соответствующие затраты списывают с кредита соответствующих материальных и расчетных счетов в дебет счетов

12

издержек производства или счета 97. Со счета 97 затраты частями списывают на счета издержек производства.

        Если капитальный ремонт осуществляет арендатор за счет арендодателя, то затраты по его осуществлению относят в дебет счета 76 с кредита счета 97 или соответствующих материальных и расчетных счетов (23, 60 и др.).

ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ЛИЗИНГА.

Лизинг представляет собой долгосрочную аренду движимого и недвижимого имущества. Он является косвенной формой финансирования деятельности и применяется в том случае, когда предприятие не желает приобретать данный вид основных средств или не имеет финансовых возможностей сделать это.

Различают три формы лизинга:

· прямой

· возвратный

    · смешанный

Прямой лизинг предусматривает по окончании срока аренды переход права собственности на объект лизинга к арендатору.

Сущность возвратного лизинга заключается в том, что предприятие продает свое имущество лизинговой фирме и сразу же берет обратно в долгосрочную аренду. По окончании лизингового контракта право собственности на имущество вновь переходит предприятию-арендатору. Такая ситуация может возникнуть в случае, когда предприятие испытывает временный недостаток в оборотных средствах.

Смешанный лизинг предусматривает долевое участие арендатора и лизинговой фирмы в затратах по приобретению объекта лизинга. Эта форма аренды применяется обычно в отношении дорогостоящего имущества и является весьма распространенной формой финансирования деятельности предприятий в период их становления. Долевые расходы арендатора по приобретению имущества составляют, как правило, до 20% стоимости имущества. По окончании срока аренды право собственности на имущество переходит арендатору.

Информация о работе Учет операций, связанных с арендой и лизингом