Учет кассовых операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 22:43, сочинение

Краткое описание

Денежные средства предприятия представляют собой совокупность денег, находящихся в кассе, на банковских расчетных, валютных и специальных счетах, в выставленных аккредитивах, чековых книжках, переводах в пути и денежных документах. Денежные средства характеризуют начальную и конечную стадии кругооборота хозяйственных средств. Скоростью их движения во многом определяется эффективность всей предпринимательской деятельности организации. Объемом имеющихся у них денег, как важнейшего средства платежа по обязательствам, определяется её платежеспособность - одна из важнейших характеристик финансового положения. Абсолютно платежеспособными считаются организации, обладающие достаточным количеством денежных средств для расчетов по имеющимся у них текущим обязательствам.

Вложенные файлы: 1 файл

эссе. учет кассовых операций.docx

— 35.25 Кб (Скачать файл)

Министерство  науки и образования РФ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Самарский  Государственный Университет»

Факультет экономики и управления

 

 

 

Кафедра общего и стратегического менеджмента

Направление «менеджмент»

 

 

 

 

 

 

 

Эссе

по  дисциплине « Учет и анализ »

«Учет кассовых операций»

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

3 курса, группа 14301.15

Черкасова К.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

2013

Учет кассовых операций

 

Денежные  средства предприятия представляют собой совокупность денег, находящихся  в кассе, на банковских расчетных, валютных и специальных счетах, в выставленных аккредитивах, чековых книжках, переводах  в пути и денежных документах. Денежные средства характеризуют начальную  и конечную стадии кругооборота хозяйственных  средств. Скоростью их движения во многом определяется эффективность всей предпринимательской  деятельности организации. Объемом  имеющихся у них денег, как  важнейшего средства платежа по обязательствам, определяется её платежеспособность - одна из важнейших характеристик  финансового положения. Абсолютно  платежеспособными считаются организации, обладающие достаточным количеством  денежных средств для расчетов по имеющимся у них текущим обязательствам.

Для осуществления  расчетов наличными деньгами каждая организация должна иметь кассу  и вести кассовую книгу по установленной  форме.

Касса - это специально оборудованное помещение, которое обеспечивает сохранность  денег. Во время совершения операций двери запираются с внутренней стороны, ключи от сейфа или железного шкафа хранятся у кассира, а дубликаты ключей в опечатанном пакете - у руководителя предприятия.

Касса принимает  наличные деньги по приходным кассовым ордерам. Выдача наличных денег производится по расходным кассовым ордерам или  другим, надлежащим оформленным документам (платежным ведомостям, заявлениям на выдачу денег, счетам и др.), на которые  ставится специальный штамп, имеющий  реквизиты расходного кассового  ордера.

Ведение кассовых операций возложено на кассира, который несет полную материальную ответственность за сохранность  принятых ценностей. В кассе можно  хранить небольшие денежные суммы  в пределах установленного банком лимита для оплаты мелких хозяйственных  расходов, выдачи авансов на командировки и других небольших платежей. Превышение установленных лимитов в кассе допускается лишь в течение трех рабочих дней в период выплаты заработной платы работникам организации, пособий по временной нетрудоспособности, стипендий, пенсий и премий.

Для учета  кассовых операций применяются следующие  типовые межведомственные формы  первичных документов и учетных  регистров; приходный кассовый ордер (ф. № КО-1), расходный кассовый ордер (ф. КО-2), Журнал регистрации приходных  и расходных кассовых ордеров (ф. КО-3), Кассовая книга (ф. КО-4), Книга учета  принятых и выданных кассиром денежных средств (ф. КО-5).

Поступление денег в кассу и выдачу из кассы  оформляют приходными и расходными кассовыми ордерами. Суммы операций записывают в ордерах не только цифрами, но и прописью. Приходные ордера подписывает главный бухгалтер  или лицо, им уполномоченное, а расходные - руководитель организации и главный  бухгалтер или лица, ими уполномоченные. В тех случаях, когда на прилагаемых  к расходным кассовым ордерам  документах, заявлениях имеется разрешительная подпись руководителя организации, подпись руководителя на расходных  кассовых ордерах не обязательна. Прием  и выдача денег по кассовым ордерам  могут производиться только в  день их составления.

Все операции по поступлению и расходованию денежных средств кассир записывает в кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной  или мастичной печатью. Количество листов в ней должно быть заверено подписями руководителей организации  и главного бухгалтера. В конце  рабочего дня кассир подсчитывает в  кассовой книге итоги операций за день и выводит остаток денег  в кассе на следующий день. Записи в кассовой книге ведут шариковой  ручкой или чернилами через копировальную  бумагу на двух листах. Один лист книги  отрывной, его сдают в конце  дня со всеми приходными и расходными документами в качестве отчета по кассовым операциям под расписку в кассовой книге. Подчистки и не оговоренные исправления в кассовой книге запрещаются. Сделанные исправления заверяются подписями кассира и главного бухгалтера организации.

Денежные  средства, хранящиеся в кассе, учитывают  на активном синтетическом счете 1100 «Денежные средства в кассе». В  дебет его записывают поступление  денежных средств в кассу, а в  кредит - выбытие денежных средств  из кассы.

 

Проведение инвентаризации кассы

 

В осуществления  контроля за состоянием денежных средств  и обеспечения надлежащего контроля за их сохранностью в кассе целесообразно  проводить инвентаризацию кассы  ежемесячно перед составлением текущей  бухгалтерской отчетности. До начала проверки фактического наличия имущества  инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы  или отчеты о движении денежных средств. Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации  подлежит утверждению одновременно с принятием учетной политики на следующий финансовый год (или  ряд лет).

Порядок проведения инвентаризации определяется организацией самостоятельно, за исключением  случаев, когда ее проведение является обязательным: при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия; перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; при смене материально ответственных лиц; при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества; в случае стихийного бедствия, пожара и других чрезвычайных ситуаций; при реорганизации или ликвидации организации; в других случаях, предусмотренных законодательством.

Проверка  фактического наличия имущества  производится при обязательном участии  материально ответственного лица. При  этом не допускается вносить в  описи данные об остатках ценностей  со слов материально ответственных  лиц или по данным учета без  проверки их фактического наличия.

По окончании  инвентаризации составляется акт, производится сравнение фактических остатков денежных средств, выявленных при проверке, с остатками, учтенными на счетах бухгалтерского учета. Результатом  такого сравнения является составление  сличительных ведомостей. В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, т.е. расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и  данными инвентаризационных описей.

Инвентаризация  кассы проводится с полным полистным  пересчетом всех денежных купюр, ценных бумаг, денежных документов, бланков  строгой отчетности по видам с  указанием в акте названия, номера, серии и номинальной цены и  проверкой других ценностей, находящихся  в кассе. В акте инвентаризации наличия  денежных средств остатки, находящиеся в кассе сверяются с данными учета на день инвентаризации и определяется результат. При обнаружении инвентаризацией недостачи или излишков в акте указывается сумма.

На сумму  недостачи денег, если вина не установлена, на счетах бухгалтерского учета делается следующая запись:

Дебет: «Прочие производственные расходы», «Прочие неоперационные расходы»

Кредит: «Денежные средства в кассе», «Денежные средства в банке», «Товарно-материальные запасы» и другие активы

если вина установлена:

Дебет счета: «Дебиторская задолженность сотрудников и директоров» субсчет «Дебиторская задолженность сотрудников и директоров по недостаче»

Кредит  соответствующих счетов: «Денежные средства в кассе», «Денежные средства в банке», «Товарно-материальные запасы» и другие активы

Возврат - (погашение недостачи  виновным лицом) добровольно:

Дебет соответствующих  счетов: «Денежные средства в кассе», «Денежные средства в банке», «Товарно-материальные запасы» и другие активы

Кредит  счета: «Дебиторская задолженность сотрудников и директоров» субсчет «Дебиторская задолженность сотрудников и директоров по недостаче»

Возврат – недобровольно:

Дебет счета: «Начисленная заработная плата»

Кредит счета: «Дебиторская задолженность сотрудников и директоров» субсчет «Дебиторская задолженность сотрудников и директоров по недостаче»

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена  инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.

 

Учет операций по расчетному счет

 

Денежные  средства за исключением переходящих  остатков в кассе должны храниться  на счетах в банке. Для открытия счета  предприятие предоставляет в  учреждение банка следующие документы:

  • Заявление об открытии счета;
  • Документ, удостоверяющий фактическое создание предприятия;
  • Нотариально заверенная копия устава;
  • Справка о регистрации предприятия в Пенсионном Фонде;
  • Справка из налоговых органов о том, что предприятие является налогоплательщиком;
  • Карточка с образцами подписей и оттисков печати, заверенная нотариусом.

Выдача  наличных денег производится в соответствии с заявкой предприятия - так называемым квартальным кассовым планом, который  сдается в банк до начала квартала и позволяет ему спланировать выдачу наличных средств. Для определения ежедневной нормы выдачи средств на неотложные нужды на каждый квартал предприятие представляет в свой банк сведения (до 10 числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом) о поступлении на этот счет средств от реализации продукции за истекший квартал.

Выдача  денег и все безналичные перечисления с расчетного счета банк производит на основании приказов владельца  счета или при его согласии на оплату, которое в банковском деле называется акцептом. Акцепт- это  разрешение владельца счета на проведение банком денежных операций со средствами, лежащими на счете предприятия.

В исключительных случаях банк производит принудительное списание денежных средств с расчетного счета - это касается просроченных налогов, внебюджетных платежей и сборов. Банк за все свои услуги берет плату  в процентах от сумм операций, и  эти средства списываются со счета  предприятия без особого разрешения предприятия, так же, как и проценты за выданный предприятию банком кредит.

Расчеты платежными поручениями являются наиболее распространенной формой расчетов. Платежным  поручением является распоряжение владельца  счета (плательщика) обслуживающему его  банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств. Перечисление денежных средств с расчетного счета  организации осуществляется на основании  представленных ею платежных поручений, а получение с расчетного счета наличных денежных средств - по предъявляемому в обслуживающий банк чека из получаемой в этом банке чековой книжке.

Предприятие периодически (ежедневно или в  установленные банком сроки) получает от «своего» банка, в котором оно  имеет расчетный счет, выписку  из расчетного счета, т.е. перечень произведенных  им за отчетный период операций. К выписке  прилагаются документы, полученные от других предприятий и организаций, на основании которых зачислены  или списаны средства, а также  документы, выписанные предприятием. Эта  выписка является вторым экземпляром  лицевого счета предприятия, открытого  в данном банке. Это чрезвычайно  важный документ для бухгалтерии  предприятия.

Синтетический учет операций по расчетному счету ведется на счете 1210 ”Денежные средства в банке”. Это активный счет, по дебету которого записываются остаток свободных денежных средств предприятия на начало месяца, поступления наличных денег из кассы предприятия, денежные средства, зачисленные от покупателей продукции, заказчиков, дебиторов, полученные ссуды. По кредиту этого счета отражаются денежные средства в погашение задолженности предприятия поставщикам материальных ценностей (услуг), подрядчикам за выполненные работы, бюджету, банку за полученные ссуды, органам социального страхования и прочим кредиторам, а также суммы, выданные предприятию наличными в кассу.

Для отражения  оборотов по кредиту счету 1210 служит журнал-ордер №2. Обороты по дебету этого счета записываются в разных журналах-ордерах и, кроме того, контролируются ведомостью №2. Основанием для заполнения этих регистров являются проверенные  и обработанные выписки из расчетного счета.

Обязательное  условие для заполнения регистров - использование одной строки для  каждой выписки независимо от того, за какой период она составлена. Количество занятых строк журнала-ордера №2 и ведомости №2 за каждый месяц должно быть одинаковым и равно количеству полученных за этот период выписок из банка. Как в журнале ордере №2, так и в ведомости №2 суммы записываются в разрезе корреспондирующих счетов с дебетом и кредитом счета 1210. Наличие этих показателей за каждый отчетный день и месяц позволяет счетным работникам анализировать источники поступления денежных средств на расчетный счет предприятия, контролировать целевое использование средств, исполнение обязательств перед бюджетом и прочими хозяйственными органами согласно утвержденному календарному графику финансовых платежей.

Информация о работе Учет кассовых операций