Учетная политика предприятия. Нормативное регулирование бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 12:32, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию аспектов учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учёта на исследуемом предприятии.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
1. Обосновать теоретически порядок формирования учётной политики для целей бухгалтерского и налогового учёта;
2. Рассмотреть порядок изменения учётной политики для целей бухгалтерского и налогового учёта;
3. Дать экономическую и финансовую характеристику исследуемого предприятия;
4.Предложить направления совершенствования учетной политики

Содержание

Введение с 3
1. Учетная политика предприятия. Нормативное регулирование бухгалтерского учета с 5
2. Расчетное задание с
Литература с

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа по бухучету№.doc

— 358.00 Кб (Скачать файл)

В июле 2004 года Приказом Министерства финансов РФ от 01. 07. 04 № 180н  была принята Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ. Основным направлением развития бухгалтерского учета в Российской Федерации было заявлено ведение бухгалтерского учета и составление индивидуальной бухгалтерской отчетности на базе российских стандартов ( ПБУ), но с учетом требований и положений МСФО[ 19]. Анализ действующих документов нормативной системы регулирования бухгалтерского учета позволяет сделать вывод, что многие принципы и положения МСФО уже заложены в них, но не были востребованы. Поэтому при разработке учетной политики необходимо обратить внимание на требования, заложенные во всех ПБУ действующей системы регулирования, раскрыть новые элементы учетной политики, возникающие в связи со сближением с международными стандартами финансовой отчетности.

Хочется отметить также то, что нормативные документы, не задавая правил учета и отражения в отчетности для всех конкретных практических случаев, оставляют место для вынесения бухгалтером по ряду моментов своего профессионального суждения. Это в свою очередь увеличивает потенциальную возможность для проявления субъективности. В свете этого значение учетной политики состоит в том, что она ограничивает область применения субъективного подхода и обеспечивает проверку произвольного и неоправданного использования методов бухгалтерского учета[6 ].

 

1.2 Документальное  отражение учетной политики

 

Учетная политика, избранная предприятием, подлежит оформлению соответствующей  организационно-распорядительной документацией. Основное назначение этой документации состоит в том, чтобы зафиксировать составляющие учетной политики, обеспечить единообразную и по возможности точную реализацию их в практике предприятия всеми структурными подразделениями и каждым исполнителем. Необходимость в этом обуславливается двумя факторами. Во-первых, нормальная деятельность предприятия невозможна без упорядоченности его внутренней жизни, одним из аспектов которой является бухгалтерский учет, во-вторых, влияние учетной политики на результаты работы предприятия столь существенно, что требует решения первого руководителя предприятия.

К числу документов, оформляющих  учетную политику, относятся приказы  и распоряжения руководителя предприятия, внутренние правила, инструкции, положения, регламенты и процедуры, решения  собственников (общего собрания акционеров и др.) и т.п. Выбор конкретного типа документа зависит от внутреннего распорядка предприятия и характера учетной политики.

Большое значение для  оформления учетной политики имеют  разного рода проектные материалы  по организации бухгалтерского учета. Среди них — графики документооборота, план организации бухгалтерского учета, рабочие проекты автоматизированного ведения учета, должностные инструкции. Цель их издания — оформить порядок применения тех или иных способов, избранных предприятием, определить то, как технически должны использоваться различные элементы учетной политики.

Помимо документов, специально посвященных учетной политике, следует  отметить важность учредительных документов (устав, учредительный договор), закладывающий  основы построения всей хозяйственной и управленческой системы предприятия.

Различные составляющие учетной политики оформляются документами  разного уровня. Методические, организационные  и, вероятно, отдельные технические  способы ведения бухгалтерского учета должны быть зафиксированы в приказах и распоряжениях руководителя предприятия, ибо согласно действующему законодательству именно на руководителе лежит вся полнота ответственности за организацию бухгалтерского учета и создание необходимых условий для правильного его ведения. Большая же часть технических способов ведения учета может регламентироваться инструкциями и правилами, установленными главным бухгалтером, а также проектными материалами по организации учета на предприятии.

Способы ведения учета, избранные предприятием, должны применяться, как правило, с 1 января года, следующего за годом издания документа, оформляющего решение о принятии учетной политики. Однако в отдельных случаях документ может определять иную конкретную дату начала применения того или иного способов.

Создаваемые предприятия  должны оформлять свою учетную политику по возможности в кратчайшие сроки. В начале деятельности предприятия  при неукомплектованности штатов и  недостаточности сведений о будущем  развитии бизнеса весьма трудно определиться с учетной политикой. Поэтому она может быть оформлена в течение определенного периода. Оформление учетной политики должно быть произведено в срок не позднее 90 дней со дня приобретения предприятием прав юридического лица или государственной регистрации.

Особое внимание должно быть обращено на процедуру формирования учетной политики на предприятиях. В ней должны участвовать специалисты не только бухгалтерской службы, но и других функциональных подразделений и служб, в том числе финансовой, юридической, отдела внутреннего аудита, ревизионной комиссии.

На протяжении года предприятие  должно строго следовать принятой учетной  политики. При необходимости можно  внести изменения в учетную политику, но только с начала нового отчетного  года, о чем обязательно указывается  в пояснительной записке к годовому отчету за предыдущий год. В течение отчетного года учетная политика может быть изменена в случае ликвидации, реорганизации или преобразования предприятия, а также изменений нормативных и законодательных документов РФ.

Структуру учетной политики можно представить с помощью следующей схемы.

 


 

 

 

 

 

 

Рис. 1 Структура учетной  политики в организации

 

Учетная политика организации раскрывается и формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. При этом утверждается:

*рабочий план счетов  бухгалтерского учета, содержащий  синтетические и аналитические  счета;

*формы первичных учетных  документов, применяемых для оформления  фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов;

* порядок проведения  инвентаризации активов и обязательств  организации;

* методы оценки активов  и обязательств;

* правила документооборота  и технология обработки учетной  информации;

* порядок контроля  за хозяйственными операциями;

* другие решения, необходимые  для организации бухгалтерского  учета[ 3].

Путем формирования и  раскрытия своей учетной политики организации реализуют своё право  в выборе правил учета и составления  отчетности; объясняют её пользователям порядок получения данных, представленных в формах отчетности; дают возможность потребителям информации составить представление об особенностях хозяйственных процессов, условий деятельности и своевременно узнать об изменениях в них. Также посредством учетной политики пользователи ставятся в известность обо всех фактах отклонения от принципов, сформулированных в Положении[ 10 ].

 

 

1.3 Организационные, методические  и технические аспекты учетной  политики

 

При формировании учетной  политики предприятия по конкретному направлению (вопросу) ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного варианта из нескольких допускаемых законодательными и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ. Если указанная система не устанавливает варианты ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, то при формировании учетной политики разработка предприятием соответствующего варианта осуществляется исходя из Положений по бухгалтерскому учету. В обоих случаях должно быть выдержано одно важнейшее условие — единство учетной политики на предприятии. Это означает применение избранных способов всеми структурными подразделениями предприятия, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от места их расположения. В противном случае формируемая разными подразделениями учетная информация будет несопоставимой и несводимой. Во-вторых, в отношении какого-то одного конкретного вопроса предприятие должно использовать один выбранный способ, если иное установлено системой нормативного регулирования учета. Кроме того, формирование учетной политики целесообразно осуществлять в тесной взаимосвязи с налоговым планированием.

Принятая учетная политика предприятия  должна обеспечивать целостность системы  бухгалтерского учета. Поэтому она должна охватывать все аспекты учетного процесса: методический, технический и организационный (см. приложение 1 ).

Методический аспект учета предусматривает способы  оценки имущества и обязательств, начисления амортизации по различным  видам имущества, методы исчисления прибыли, дохода и т.п.

Методический аспект включает:

1. Критерий отнесения предметов  к основным средствам и МБП.

2. Способ погашения  стоимости находящиеся в эксплуатации  МБП.

3. Порядок начисления износа (амортизации)  основных фондов.

4. Порядок начисления амортизации по нематериальным активам.

5. Порядок финансирования ремонта  основных средств.

6. Метод оценки сырья, материалов  и других ценностей (производственных  запасов).

7. Формирование учетных групп  материальных ценностей.

8. Способ отражения на счетах операций заготовления и приобретения материальных ценностей.

9. Способ учета выпуска продукции,

10.Сроки погашения расходов будущих  периодов.

11.Перечень резервов предстоящих  расходов и платежей.

12.Метод определения выручки  от реализации продукции (работ, услуг).

13.Порядок создания резервов  по сомнительным долгам. Необходимость,

порядок создания и использования  фондов специального назначения.

Технический аспект показывает как  реализуются эти способы в  учетных регистрах, схемах отражения на счетах учета.

Технический аспект предполагает следующие  ее составляющие:

1. План счетов бухгалтерского  учета.

2. Форма бухгалтерского  учета.

3. Технология обработки  учетной информации.

4. Организация внутрипроизводственного  контроля.

5. Организация составления отчетности.

6. Инвентаризация имущества и  обязательств.

Организационный аспект — как осуществляются эти способы  с точки зрения построения бухгалтерской  службы, ее место в системе управления, взаимосвязи и взаимодействие с  другими элементами и звеньями этой системы, взаимосвязи с подразделениями, характерными для становления и формирования рыночной экономики.

 

1.4 Допущения  и требования, предъявляемые к  учетной политике

 

При формировании учетной  политики организация должна исходить из допущений и выполнять требования к организации учетного процесса. Эти допущения и требования относятся к правилам ведения учета и формирования бухгалтерской отчетности. Они должны выполняться, но не обязательно заявляться в учетной политике организации. И только если организация при ведении бухгалтерского учета отступает от установленных допущений, она обязана раскрыть причины этих отступлений в учетной политике[ 9 ].

Пунктом 6 ПБУ 1/98 установлено четыре допущения, которые должны соблюдаться при организации учетного процесса:

  1. Допущение имущественной обособленности

ПБУ 1/98 гласит, что «  активы и обязательства организации  существуют обособленно от активов  и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций».

Некоторые специалисты, комментируя данное допущение, говорят о том, что практической ценности принцип имущественной обособленности не имеет, аргументируя данную позицию тем, что имущественная обособленность юридического лица вытекает из определения, приводимого в статье 48 ГК РФ, и как правило, дублируется в учредительных документах[ 36 ].

Например, ошибкой, связанной  с нарушением допущения имущественной  обособленности, является включение  в себестоимость выпускаемой продукции материально – производственных запасов, фактически поступивших в организацию и переданных в производство, право собственности на которые к организации не перешло. Речь идет о договорах купли – продажи МПЗ с особым условием перехода права собственности после оплаты материалов[36]. Возможность заключения подобных договоров установлена статьей 491 ГК РФ [ 8 ]. Отступлением от этого допущения, разрешенным законодательством, является организация учета лизингового оборудования в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29. 10. 1998 № 164- ФЗ. Однако статья 31 данного закона гласит, что «Предмет лизинга, переданный лизингополучателю по договору лизинга, учитывается на балансе лизингодателя или лизингополучателя по соглашению сторон»[ 7].

  1. Допущение непрерывности деятельности

Пункт 6 ПБУ 1/98 гласит: « Организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у неё отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и обязательства будут погашаться в установленном порядке».

Это допущение с позиции организации учетного процесса означает, что даже при отсутствии дохода ( выручки) у организации могут быть расходы, относимые в дебет счета 90[ 11 ].

  1. Последовательность применения учетной политики

Пункт 6 ПБУ 1/98 гласит, что « Принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому».

Соблюдение данного  допущения обеспечивает создание определенной стабильности ведения учетного процесса. Однако данное допущение не означает невозможности внесения изменений в учетную политику. Пункт 4 статьи 6 Закона № 129- ФЗ от 21. 11. 96 г. и п. 16 ПБУ 1/98 говорят о случаях изменения учетной политики.

Информация о работе Учетная политика предприятия. Нормативное регулирование бухгалтерского учета