Учетная политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:27, курсовая работа

Краткое описание

Учетная политика является одним из основных документов, который устанавливает правила ведения бухгалтерского учета в организации. Разрабатывает учетную политику бухгалтер, а утверждает руководитель предприятия своим приказом или распоряжением. В учетной политике принято отражать только те вопросы, решение которых в соответствие с действующим законодательством многовариантно. Например, если у предприятия есть основные средства, то необходимо определить, на основе какого метода вы будите начислять на них амортизацию. Торговые организации и организации общественного питания должны указать в учетной политике, как они будут отражать товары в учете – по покупным или по продажным ценам

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава1. Организационные основы учетной политики…………………....5
1.1. Понятия и основные элементы учетной политики……………………….5
1.2. Характеристика нормативно-правовых актов………………………….....9
Глава2. Бухгалтерский аспект учетной политики………………………..13
2.1. Учетная политика организаций в отношении внеоборотных
активов…………………………………………………………………………..13
2.2. Материально-производственные запасы………………………………....24
2.3. Доходы и расходы………………………………………………………….29
Глава3. Практическая часть.........................................................................43
3.1. Пример учетной политики организации при общей системе налогообложения………………………………………………………………....43
3.2. Пример учетной политики организации при упрощенной системе налогообложения…………………………………………………………………45
3.3. Пример учета политики организации при едином налоге на вмененный доход………………………………………………………………………………46
Заключение………………………………………………………………………49
Список используемой литературы……………………………………………51

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Word 2007 (3).docx

— 77.72 Кб (Скачать файл)

При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:

  • материальные затраты;
  • затраты на оплату труда;
  • отчисления на социальные нужды;
  • амортизация;
  • прочие затраты.

Для целей управления в  бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно.

Расходами по обычным видам  деятельности являются, в частности, расходы на оплату услуг нотариусов. Эти расходы отражаются на счетах учета затрат и учитываются в том отчетном периоде, в котором имели место, независимо от времени фактической оплаты.

При приобретении материалов, товаров и основных средств важно верно определить их первоначальную стоимость. Она складывается с учетом расходов на услуги по доставке. При этом бухгалтеры сталкиваются с проблемой распределения транспортных расходов на единицу полученного имущества. Особо остро эта проблема встает при формировании первоначальной стоимости материалов и товаров.

В бухгалтерском учете  существуют два способа для определения стоимости полученных материалов с учетом расходов на доставку:

  • включение доставки в фактическую стоимость каждой единицы приобретенной номенклатуры материалов;
  • формирование стоимости материалов с помощью учетных цен.

Включение транспортных расходов в фактическую стоимость каждого конкретного наименования материалов с практической точки зрения весьма затруднительно. Ведь обычно в сопроводительных документах поставщиков указываются материалы нескольких наименований (иногда нескольких десятков). В этом случае общую сумму транспортных расходов нужно распределить между всеми наименованиями. Пропорционально какой базе это делать - стоимости, количеству (массе) или какому-то другому показателю? В зависимости от базы результат распределения расходов на единицу товара будет разным.

Логичнее всего распределять транспортные расходы пропорционально стоимости материалов, нежели количеству. Ведь в одной накладной могут быть указаны материалы с разным количественным измерением.

Этот вариант учета  целесообразно использовать организациям с небольшой номенклатурой материалов. Выбранный показатель распределения расходов на доставку должен быть закреплен в учетной политике организации.

Бухгалтер может пойти  и по другому пути распределения  транспортных расходов - по принципу усреднения. В его основе лежит предпосылка, что в каждой единице материалов одинаковый размер транспортных расходов. Основные преимущества такого варианта учета сводятся к простоте расчета, который выполняется не по каждой позиции приходного документа, а по всей массе полученных материалов за отчетный период.

При этом можно использовать вариант учета транспортно-заготовительных  расходов, описанный в п. 80 и 83 Методических указаний по учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н. Он заключается в использовании учетной цены.

В бухгалтерском учете  расходы по доставке товаров организации могут учитывать двумя способами: включать их в стоимость товаров (п. 6 ПБУ 5/01) либо учитывать отдельно в составе расходов на продажу (п. 13 ПБУ 5/01). Выбранный вариант нужно закрепить в учетной политике.

Если организация учитывает  транспортные расходы в стоимости  товаров, то принципы распределения  будут те же, что и для материалов. Обычно торговые организации не включают расходы по доставке товаров в их стоимость, а учитывают в составе расходов на продажу на счете 44 «Расходы на продажу». На счете 44 также возможно учитывать транспортно-заготовительные расходы вариантно.

Прежде всего, если организация приходует товары по учетным ценам, нужно ре шить, выделять ли транспортные расходы из общей массы отклонений от учетной цены или нет. В первом случае транспортные расходы нужно учесть на отдельном субсчете «Транспортные расходы по доставке товаров до складов» к счету 44 «Расходы на продажу».

Если организация решит  учитывать транспортные расходы на отдельном субсчете к счету 44, то она также должна определиться по вопросу, считать или не считать издержки (транспортные расходы по доставке), приходящиеся на остаток то варов на конец отчетного периода, путем специального расчета. В зависимости от этого данный субсчет либо будет иметь переходящий остаток, либо на конец месяца он остатка иметь не будет. [3, с.56]

Суть расчета заключается  в нахождении среднего процента транспортных рас ходов. Он определяется как соотношение  общей величины транспортных расходов к общей стоимости товаров, приобретенных  за месяц. Причем и транспортные рас  ходы, и стоимость товаров рассчитываются с учетом остатков на начало месяца. С помощью среднего процента транспортные расходы распределяются между реализованными за текущий месяц товарами и остатком товаров на конец месяца. Сумма издержек обращения, приходящихся на остаток товаров, остается на счете 44 как его дебетовое сальдо. Остальные расходы списываются по окончании месяца в дебет счета 90 «Продажи» субсчет 2 «Расходы на продажу».

Этот метод расчета  также позволяет приблизить бухгалтерский учет к налоговому. Однако для полного их совпадения необходимо, чтобы величина транспортных расходов и контрактная цена товара были отражены одинаково.

Если издержки обращения  на остаток товаров бухгалтер решит не рассчитывать, то можно по окончании месяца все расходы, собранные на счете 44, списывать в дебет счета 90. Такой вариант разрешен п. 9 ПБУ 10/99 «Расходы организации». Согласно ему все коммерческие расходы, под которыми понимаются расходы на продажу, могут полностью включаться в себестоимость проданных товаров. В этом случае счет 44 не будет иметь сальдо на конец месяца.

Итак, вариантов учета  множество. Каждая организация имеет  свою специфику транспортно-заготовительных  расходов, и какой способ закрепить в учетной политике, каждый главный бухгалтер решает самостоятельно, опираясь на нормативные документы и свое профессиональное суждение.

В налоговом учете торговые организации всегда распределяют транспортные расходы между проданными товарами и остатком непроданных товаров. Механизм распределения закреплен  в ст. 320 НК РФ. Сумма расходов на доставку, относящаяся к остаткам товаров  на складе, определяется по среднему проценту за месяц с учетом переходящего остатка  на начало месяца.

Операционными расходами  являются:

  • расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;
  • расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
  • расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;
  • расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валю ты), товаров, продукции;
  • проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование де нежных средств (кредитов, займов);
  • расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
  • отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;
  • прочие операционные расходы.

В число внереализационных  расходов включаются:

  • штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
  • возмещение причиненных организацией убытков;
  • убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
  • суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;
  • курсовые разницы;
  • сумма уценки активов;
  • перечисление средств (взносов, выплат и т. д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, раз влечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;
  • прочие внереализационные расходы.

В составе чрезвычайных расходов отражаются расходы, возникающие как  по следствия чрезвычайных обстоятельств  хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т. п.).

Расходы признаются в бухгалтерском  учете при наличии следующих  условий:

  • расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
  • сумма расхода может быть определена;
  • имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует не определенность в отношении передачи актива.

Если в отношении любых  расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.

Расходы подлежат признанию  в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, операционные или иные доходы и от формы осуществления  рас хода (денежной, натуральной  и иной).

Расходы признаются в том  отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осущетвления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

Так, если организация демонтировала  оборудование, то расходы на демонтаж должны быть учтены как текущие расходы  в том периоде, в котором они произведены. Несколько иная ситуация с затратами по монтажу оборудования на новом месте. Если по документам, которыми оформлены соответствующие расходы, можно определить период их учета (например, предусмотрено, что на данном объекте это оборудование будет функционировать в течение какого-либо определенного срока), затраты на монтаж первоначально отражаются как расходы будущих периодов. Затем равномерно в течение срока эксплуатации объекта на новом месте они будут включаться в расходы текущего периода. [2, с.31]

 

ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3.1. Пример учетной  политики организации при общей  системе налогообложения

Пример 1. Пример отражения в бухучете и при налогообложении выплаты компенсации за неиспользованный отпуск, связанной с увольнением, которая по ошибке не была начислена и выплачена сотруднику в момент увольнения. Ошибка обнаружена после сдачи годовой отчетности. Организация применяет общую систему налогообложения (метод начисления)

ООО «Торговая фирма "Гермес"»  занимается оптовой торговлей.

В 2007 году менеджер организации А.С. Кондратьев не смог использовать основной отпуск. В связи с производственной необходимостью отпуск был перенесен на 2008 год.

11 декабря 2008 года сотрудник написал заявление об увольнении. Компенсация по ошибке не была начислена сотруднику при увольнении. Ошибку обнаружили только в апреле 2009 года. Отчетность по итогам 2008 года на момент обнаружения ошибки утверждена и сдана.

Продолжительность неиспользованного  отпуска - 35 календарных дней.

За расчетный период (декабрь 2007 года - ноябрь 2008 года) Кондратьеву начислена зарплата в сумме 84 000 руб. Средний дневной заработок Кондратьева составил 238 руб./дн.

Бухгалтер «Гермеса» рассчитал  компенсацию в сумме: 
238 руб./дн. × 35 дн. = 8330 руб.

Стандартные вычеты Кондратьев получает по новому месту работы. НДФЛ с суммы компенсации составмл: 
8330 руб. × 13% = 1083 руб.

В апреле 2009 года компенсация была начислена и выплачена. Бухгалтер «Гермеса» так отразил эти операции в учете:

  • Дебет 91-2 Кредит 76 
    - 8330 руб. - начислена компенсация бывшему сотруднику;
  • Дебет 76 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДФЛ» 
    - 1083 руб. - удержан НДФЛ;
  • Дебет 76 Кредит 50 
    - 7247 руб. (8330 руб. - 1083 руб.) - выплачена из кассы компенсация (за минусом НДФЛ).

В налоговом учете всю  сумму начисленной компенсации (8330 руб.) бухгалтер учел в расходах в декабре 2008 года. В налоговую инспекцию организация представила уточненную декларацию за 2008 год.

Если организация рассчитывает налог на прибыль по кассовому  методу, расходы на оплату труда  нужно включить в налоговую базу в момент их выплаты сотруднику (подп. 1 п. 3 ст. 273 НК РФ). Поэтому корректировать налог на прибыль за прошлые периоды не нужно.

Пример2. ООО "Крата" (г. Тамбов) продает товары оптом и в розницу. По оптовым операциям организация применяет общую систему налогообложения. Розничная торговля переведена на ЕНВД.

Информация о работе Учетная политика предприятия