Учетная политика организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью работ является изучение учетной политики организации и принципов ее формирования и раскрытия.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить экономическое содержание учетной политики организации;
- Выявить принципы формирования и раскрытия учетной политики.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Экономическое содержание учетной политики организации 5
1.1. Понятие, назначение и функции учетной политики 5
1.2. Организационные и методологические аспекты учетной политики 10
1.3. Нормативно-правовое регулирование учетной политики 17
Глава 2. Принципы формирования и раскрытия учетной 22
2.1. Принципы формирования учетной политики 22
2.2. Проблемы формирования учетной политики 28
2.3. Раскрытие и изменение учетной политики 32
Заключение 38
Список используемой литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

Uchetnaya_politika_organizatsii_printsipy_ee_formir.docx

— 75.08 Кб (Скачать файл)

Стандарт IAS1 -75 прямого определения  термин «учетная политика» не дает, однако косвенно поясняет, что описание учетной политики - текст, который  включается в финансовые отчеты с  целью пояснения основных правил учета, принятых в организации, необходимость  чего обуславливается тем, что разные учетные политики могут приводить  к принципиально разным комплектам финансовых отчетов, основанных на одних  и тех же условиях и событиях.

Отсюда можно сделать  три важных вывода:

1. Учетная политика организации  как таковая, т.е. без соответствующего  ей финансового отчета за какой-то  период времени, не является  предметом рассмотрения стандарта  IASI-75. Стандарт регламентирует учетную  политику только в узком смысле  слова применительно к конкретному  финансовому отчету. Причем лишь  в той мере, в какой она нужна  для прояснения.

2. Никаких временных ограничений  действия тех или иных компонентов  учетной политики в организации  не устанавливается. Период, охваченный  финансовым отчетом, первичен  по отношению к периоду действия  описания учетной политики.

3. Перечень компонентов  учетной политики ограничивается  теми, которые нужны потребителям  для понимания конкретного финансового  отчета. Составитель описания учетной  политики должен определить те  вопросы, которые могут оказаться,  непонятны его потребителям финансового  отчета, и именно их и пояснить  в описании учетной политики.

В России задача перехода на международные стандарты финансовой отчетности, т.е. стандарты IAS впервые  была поставлена в 1992 г., когда была принята государственная программа перехода на международную систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.

Однако в первом отечественном  стандарте бухгалтерского учета  ПБУ 1/94 и Законе «О бухгалтерском  учете» № 29-ФЗ от 21 ноября 1996г. отношение  к учетной политике отличается от уже рассмотренного стандарта IASI-75.

В соответствии с международными стандартами по окончании финансового  года составляется финансовый отчет  и в нем объясняется, какова была учетная политика в прошедшем  году применительно лишь к тем  данным отчета, которые могут оказаться, непонятны подготовленным пользователем. Весьма вероятным может оказаться  такое положение, когда учетная  политика, на предстоящий год является корпоративным секретом.

Жестких требований к описанию учетной политики в стандарте  не предъявляется. Это означает, что:

Текст его может быть раздроблен и дан в тех местах финансового  отчета, в которых это требуется  для сохранения целостности отчета с точки зрения потребителя финансовой информации. Например, финансовый отчет  банка может состоять из табличных  форм, содержащих финансовую информацию и выделенных в разделы, пояснения  могут следовать после тех  форм, которые этого требуют.

Руководитель организации  подписывает весь финансовый отчет, а не отдельную его часть под  названием «учетная политика».

По существу, характеристика учетной политики в узком смысле слова согласно международному стандарту сводится к следующему:

1. У каждой организации  учетная политика должна быть  только одна, у разных организаций  учетные политики могут быть  разными.

2. Учетная политика «имеет  отношение к принципам, основаниям, соглашениям, правилам, процедурам, одобренным руководством на этапе  подготовки финансовых отчетов».

3. Фундаментальные положения  учета, примененные в финансовом  отчете, пояснений не требуют;  однако, если это фундаментальные  положения в отчете не применяются,  то это необходимо объяснить.

Формальные требования к  документу, описывающему учетную политику, в России более жесткие, чем в  стандарте IASI-75. В соответствии с  Законом «О бухгалтерском учете» этот документ утверждается «приказом  или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета». Соответственно, данный документ не может быть текстом, поясняющим отдельные  разделы финансовых отчетов.

Кроме того, в российской практике учетная политика не привязана  к финансовым отчетам предприятия, а имеет самостоятельное значение.

В отличие от международных  стандартов, в России:

Документ под названием  «Учетная политика» утверждается в  начале года. Учетная политика организации, как таковая, является предметом  рассмотрения стандарта ПБУ 1/94. Стандарт регламентирует учетную политику в  широком смысле слова, применительно  к принятому учету на предприятиях.

Временные ограничения действия компонентов учетной политики в  организации устанавливаются жестко. Период, охваченный финансовым отчетом, вторичен по отношению к периоду  действия описания учетной политики.

Перечень компонентов  учетной политики является очень  широким, охватывая, по возможности, все  потенциальные направления деятельности предприятия.

 

2.2. Проблемы формирования  учетной политики сельскохозяйственных организациях

Учетная политика — явление, сравнительно новое для казахстанского учета. Отечественная практика пока не может похвастаться большим практическим опытом и теоретическими наработками в данной области. Поэтому это именно тот случай, когда целесообразно воспользоваться зарубежными моделями, а не «изобретать велосипед», что и было сделано при разработке соответствующей нормативной базы. Наряду с преимуществами учетная политика имеет ряд проблем. В первую очередь, это несовершенство законодательной базы по бухгалтерскому учету. Во-первых, ныне существующие законодательные документы не могут предусматривать всех особенностей деятельности предприятий. В связи с чем предприятия вынуждены разрабатывать собственные положения, которые они должны четко обосновать и аргументировать. Во-вторых, в нормативных актах, где говорится о способах бухгалтерского учета в первую очередь принимаемых СБУ, очень часто встречаются слова и словосочетания «может использовать», «могут быть», «разрешается» и т.д. Таким образом, не ясно: любая ли вариантность, допускаемая нормативными актами по бухгалтерскому учету, является элементом учетной политики. В-третьих, обсуждения требует вопрос о сроках внесения изменений в учетную политику организаций. С одной стороны, СБУ «Учетная политика организаций» не исключает возможности внесения изменений в содержание учетной политики организации в течение отчетного года.

С другой стороны Закон РК « О бухгалтерском учете» сделать этого не позволяет. Взаимосвязь между бухгалтерским учетом и налоговым правом влечет за собой ряд проблем, связанных с налоговым законодательством. К сожалению в настоящее время в РК фактически сложилась ситуация приоритета норм налогового законодательства над нормами иных отраслей права. Отсутствие декларированных принципов взаимодействия налогового законодательства с иными отраслями права порождает неопределенность в стратегической, да и тактической реализации. Можно, конечно, в свете перехода на МСФО и вовсе проигнорировать такой документ, как приказ об учетной политике, не сочтя нужным внести в него коррективы — все равно пользователи его не увидят. Однако в таком случае проблемы и противоречия могут накопиться и проявиться в полной мере уже в момент составления годового отчета, а, учитывая, что предстоит переход к новой концепции и идеологии, важность данного документа нельзя недооценивать. Он должен стать связующим звеном, обеспечивающим преемственность новой методологии.

Законодателям необходимо обеспечить такую технологию создания нормативных и законодательных актов, которые бы не толкали предприятия на поиски ответов на вопросы, какое же законодательство в данном случае «лучше нарушить». В целях обеспечения системности, последовательности и полноты изложения было бы уместно осуществить выбор от одного МСФО к другому, т.е. сначала определить способы, альтернативы в отношении которых предусмотрены МСФО 1, затем МСФО 2 и т.д.При этом составители приказа должны ясно осознавать, что довольно сложно, а порой невозможно осуществить выбор в отношении объектов, характеризующихся высокой степенью индивидуальности и (или) еще не встречавшихся в хозяйственной жизни организации. Например, достаточно проблематично определить нормы и способы начисления амортизации нематериальных активов, затрат на исследования, разработки, освоение производств и т.д., которых еще не было и неизвестно, появятся ли они в обозримом будущем. Поэтому, во-первых, не надо пытаться предугадать в приказе все возможные ситуации, варианты развития событий и объекты бухгалтерского наблюдения — МСФО делают упор на принципы, а не на детальные процедуры. А, во-вторых, конкретный способ учета вновь появившегося объекта бухгалтерского наблюдения можно определить непосредственно в момент принятия к учету, даже середине года, а не обязательно по состоянию на 1 января. Данный факт будет признан дополнением, а не изменением учетной политики и поэтому не противоречит ни казахстанским, ни международным стандартам. Что же касается изменений, то МСФО допускает их лишь в случае значительного изменения характера операций компании или изменений в самих МСФО и интерпретациях к ним. Также следует иметь в виду, что приказ — это лишь общее руководство к действию на будущий год (или ряд лет), и он не в состоянии заменить сведений методического характера, которые должны быть раскрыты в пояснительной записке (или, цитируя МСФО, «в пояснениях к финансовой отчетности»). По окончании отчетного периода становится возможным подвести необходимые итоги, раскрыть и представить все существенные аспекты, связанные с выбором учетной политики. К сожалению, данный документ все еще остается недооцененным отечественными пользователями и составителями финансовой отчетности.

Однако анализ актуальных вопросов теории и практики его составления — тема отдельных публикаций. Подобный стиль изложения (от стандарта к стандарту) позволяет сохранить преемственность документа, обеспечить его соответствие международным стандартам, не упустив при этом обстоятельств, которые могут оказаться существенными. «Организационный раздел» может по-прежнему содержать существенные вопросы, определяющие лиц, ответственных за ведение бухгалтерского учета, организационную структуру бухгалтерии и распределение должностных обязанностей ее сотрудников, описание применяемой формы ведения бухгалтерского учета, рабочий план счетов и др. Все это позволяет упорядочить работу бухгалтерии, точно идентифицировать, оценить, классифицировать и систематизировать информацию в момент ее появления, что значительно упрощает работу при составлении отчетности. Кроме того, в данном разделе приказа возможно описание процедуры трансформации российской отчетности на язык МСФО. Альтернативный вариант предполагает не только и не столько механическое переложение принципов, приемов и способов ведения учета и составления отчетности, предусмотренных МСФО, а выработку системного подхода к решению данной задачи. При этом изложение может осуществляться в разрезе основных групп элементов учетной политики, таких, как оценка, группировка, амортизация, резервирование, признание доходов и расходов, капитализация затрат, налогообложение, влияние изменения валютных курсов, гиперинфляция, существенность и т.д.

Такой вариант не исключает возможности изложения вопросов общего и организационного характера, а также организационных и методических аспектов, отражающих специфику деятельности организации, например кредитной или страховой. При этом весь документ будет разработан на основе единых, взаимоувязанных и взаимообусловленных подходов, что существенно повысит его уровень и эффективность применения. Возможны и другие подходы. Например, информация об учетной политике может быть изложена в соответствии с используемой структурой форм финансовой отчетности, что позволяет в дальнейшем, по окончании финансового года, использовать приказ как основу при составлении пояснений к отчетности. В любом случае выбор остается за конкретной организацией. На наш взгляд, наиболее рациональное решение видится в использовании «традиционного» подхода для осуществления перехода к Международным стандартам финансовой отчетности, который позволит сохранить статус и структуру приказа об учетной политике, одновременно обеспечив соответствие документа новым требованиям. А затем, получив непосредственный опыт и практику составления отчетности по международным стандартам, с учетом происходящих в них изменений, разработать «альтернативный» вариант.

2.3. Раскрытие и изменение  учетной политики

Изменение учетной политики организации может производиться  в случаях:

• изменения законодательства Российской Федерации или нормативных  правовых актов по бухгалтерскому учету;

• разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения  бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление  фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

• существенного изменения  условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано  с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности, реструктуризацией  производства, значительным расширением  или уменьшением объемов деятельности и т. д.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется  в порядке, предусмотренном для  учетной политики.

Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом  его утверждения.

Последствия изменения учетной  политики, оказавшие или способные  оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются  в денежном выражении. Оценка производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется  измененный способ ведения бухгалтерского учета.

Последствия изменения учетной  политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации или нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском  учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим  законодательством или нормативным  актом. Если соответствующее законодательство или нормативный акт не предусматривают  порядок отражения последствий  изменения учетной политики, то они  отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении  таких последствий в отношении  периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

Ретроспективный порядок  отражения последствий изменения  учетной политики распространяется и на все другие случаи изменения  учетной политики.

Информация о работе Учетная политика организации