Учетная политика организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью работ является изучение учетной политики организации и принципов ее формирования и раскрытия.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить экономическое содержание учетной политики организации;
- Выявить принципы формирования и раскрытия учетной политики.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Экономическое содержание учетной политики организации 5
1.1. Понятие, назначение и функции учетной политики 5
1.2. Организационные и методологические аспекты учетной политики 10
1.3. Нормативно-правовое регулирование учетной политики 17
Глава 2. Принципы формирования и раскрытия учетной 22
2.1. Принципы формирования учетной политики 22
2.2. Проблемы формирования учетной политики 28
2.3. Раскрытие и изменение учетной политики 32
Заключение 38
Список используемой литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

Uchetnaya_politika_organizatsii_printsipy_ee_formir.docx

— 75.08 Кб (Скачать файл)

1.2. Организационные и методологические  аспекты учетной политики

Методический аспект учетной политики определяет выбор  из множества способов и методов  бухгалтерского учета вариантов  оценки активов и обязательств, начисления амортизации основных средств и  нематериальных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания  расходов и доходов и т.д. Именно выбор способов и методов бухгалтерского учета оказывает существенное влияние на формирование учетной информации, представляемой в бухгалтерской отчетности (способы и методы бухгалтерского учета и содержание формируемой информации, подлежащие раскрытию в бухгалтерской отчетности по конкретным положениям методического аспекта учетной политики, рассматриваются в соответствующих главах учебника по учету объектов бухгалтерского наблюдения).

Организационный аспект учетной  политики включает положения, необходимые  для организации бухгалтерского учета в экономическом субъекте, но не оказывающие существенного  влияния на формируемую учетную  информацию, представляемую в бухгалтерской  отчетности. Элементами организационного аспекта учетной политики являются способы организации бухгалтерского учета и порядок построения бухгалтерской службы: выбор формы бухгалтерского учета; разработка и утверждение рабочего плана счетов бухгалтерского учета, форм первичной учетной документации и отчетности, технологии обработки учетной информации и графика документооборота, порядка проведения инвентаризации активов и обязательств, системы внутреннего контроля за хозяйственными операциями.

В данном разделе организация, должна отразить следующую информацию:

Организационная структура  учетно-бухгалтерской службы.

Если  бухгалтерский учет в организации  ведет бухгалтерия, возглавляемая главным бухгалтером, то в учетной политике в целях  бухгалтерского учета необходимо предусмотреть, что:

а) ответственность за организацию  бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации;

б) ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление  полной и достоверной бухгалтерской  отчетности несет главный бухгалтер  организации.

 Рабочий план счетов.

Первым  шагом при формировании учетной  политики является утверждение  рабочего плана счетов, используемого  организацией для ведения бухгалтерского учета. Рабочий план счетов с необходимым  количеством уровней субсчетов  и аналитических признаков, единый для всех структурных подразделений, разрабатывается организацией на основе Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 30.10.2000 N 94н.

Основная  цель рабочего плана счетов - создание в организации  такой схемы бухгалтерского учета, которая позволяла бы обеспечить не только аналитику по всем структурным  подразделениям, но использовать полученную информацию для формирования бухгалтерской  и статистической отчетности и для  других необходимых целей.

Организация документооборота. В данном разделе  учетной политики организация утверждает систему документооборота, которая регламентирует следующие вопросы: порядок создания первичных учетных документов; контроль правильности заполнения форм первичных учетных документов; порядок и сроки передачи первичных учетных документов в бухгалтерию; порядок передачи первичных учетных документов в архив. а) автоматизированная форма ведения бухгалтерского учета (с помощью определенной бухгалтерской программой);

б) журнально-ордерная форма  счетоводства для предприятий;

в) журнально-ордерная форма  счетоводства для небольших организаций  и хозяйственных обществ;

г) упрощенная форма ведения  бухгалтерского учета.

В учетной политике можно  предусмотреть, что график документооборота оформляется  либо как приложение к учетной политике, либо как самостоятельный  документ. Работу по составлению графика  документооборота организует главный  бухгалтер. График документооборота утверждает руководитель организации своим  приказом. Ответственность за соблюдение графика документооборота, своевременное  и качественное создание документов, своевременную передачу их для отражения  в бухгалтерском учете и отчетности, достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и  подписавшие эти документы.

Технология обработки  данных учетной информации. Организация (по своему выбору) принимает решение  о технологии обработки учетной  информации.

Способы организации бухгалтерского учета включает:

а) учет организуется в централизованной форме;

б) учет организуется в децентрализованной форме;

в) учет организуется в смешанной форме.

Таким образом, в соответствии с действующим  законодательством  отчетность обособленных подразделений  организации как выделенных на отдельный  баланс, так и не выделенных, является внутренней отчетностью, которая подлежит включению в бухгалтерскую отчетность организации в целом.

Ведение бухгалтерского и  налогового учета  для всех обособленных подразделений должно быть единым. Иными словами, обособленные подразделения  не могут иметь своей учетной  политики, отличной от учетной политики организации. Это указано в п. 10 ПБУ 1/2008. Поэтому организация, в  состав которой входят обособленные подразделения, должна иметь единую учетную политику. Изменение учетной  политики для одного из обособленных подразделений не допускается.

Организации, имеющие разветвленную  систему  подразделений, принимают  решение (по своему выбору) об уровне централизации  бухгалтерского учета.

В пунктах 17 и 18 ПБУ 1/2008 установлено, какие  способы ведения бухгалтерского учета организация должна утвердить  при формировании учетной политики. Это способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства (НЗП) и  готовой продукции, признания прибыли  от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы, отвечающие требованию существенности.

Кроме того, организация  самостоятельно решает, какие еще  вопросы бухучета по конкретным направлениям ей надо прописать в учетной политике.

Основные  средства.

Условия принятия активов  к бухучету в  качестве основных средств определены в пункте 4 ПБУ 6/01. Между тем пункт 5 того же документа  позволяет организации принимать  к учету некоторые активы, отвечающие указанным условиям, в составе  МПЗ и списывать их стоимость  единовременно в момент введения в эксплуатацию. Правда, только в  том случае, если стоимость актива находится в пределах лимита, установленного в учетной политике организации (не более 40 000 руб. за единицу). Если же такой лимит не утвержден, то все  активы, соответствующие условиям, перечисленным в пункте 4 ПБУ 6/01, независимо от их стоимости должны отражаться в качестве основных средств. Некоторые объекты основных средств представляют собой сложные вещи, состоящие из нескольких частей, приспособлений и принадлежностей. При соблюдении условий, перечисленных в пункте 6 ПБУ 6/01, они должны приниматься к учету как единый инвентарный объект. Правда, с такой оговоркой: если у частей одного основного средства сроки полезного использования существенно отличаются, то каждая из них учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Нематериальные  активы.

Согласно  пункту 40 ПБУ 14/2007 в составе информации об учетной  политике подлежат раскрытию как  минимум сведения: о способах оценки НМА, приобретенных не за денежные средства; принятых организацией сроках полезного  использования НМА (по отдельным  группам); способах определения амортизации  нематериальных активов , а также установленный коэффициент при начислении амортизации способом уменьшаемого остатка ; изменение сроков полезного использования нематериальных активов ; изменение способов  определения амортизации нематериальных активов.

Материально-производственные запасы.

В учетной политике необходимо установить единицу бухгалтерского учета МПЗ (номенклатурный номер, партию, однородную группу и т.д.). Конкретную единицу организация выбирает самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением (п. 3 ПБУ 5/01).

Особенности учета товаров.

Согласно  пункту 13 ПБУ 5/01 торговые организации  имеют возможность  выбрать один из вариантов учета  транспортно-заготовительных  расходов по доставке товаров. Эти затраты  можно включать в учетную стоимость  товаров либо отражать как расходы  на продажу (на счете 44) и впоследствии распределять на реализованные товары и остаток товаров на складе. Выбранный  способ учета таких расходов торговая организация должна прописать в  учетной политике.

Незавершенное производство и готовая продукция.

Незавершенное производство - это продукция или  работы, не прошедшие всех стадий, фаз  или  переделов, предусмотренных  технологическим  процессом, а также изделия, неукомплектованные и не прошедшие испытания и  технической приемки.

Доходы  и расходы.

Если  организация несет  затраты, связанные  с выполнением  научно-исследовательских, опытно-конструкторских  или технологических  работ, то в  учетной политике должен быть установлен способ списания таких  расходов. При  этом не важно, выполняются эти работы собственными силами или с привлечением сторонних организаций. Об этом говорится  в пункте 17 ПБУ 17/02. Возможные способы  списания таких расходов указаны  в пункте 11 этого ПБУ. Кроме того, нужно определить срок списания соответствующих  расходов исходя из ожидаемого срока  использования результатов работ, в течение которого организация  может получать экономические выгоды (доход). Причем этот срок не может превышать  пяти лет.

Специальные инструменты, оборудование и спецодежда.

Согласно  пунктам 2 и 9 Методических указаний по бухгалтерскому учету специальных  инструментов, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной  одежды (далее - Методические указания) принимать к учету подобные виды имущества можно либо как МПЗ, либо в качестве основных средств. Эти  Методические указания утверждены приказом Минфина России от 26.12.2002 № 135н.( в ред. Приказов Минфина РФ от 25.10.2010 N 132н,от 24.12.2010 N 186н) Выбранный способ учета следует закрепить в учетной политике.

При использовании первого  варианта для учета перечисленных  выше объектов, которые передаются со склада в производство (эксплуатацию), организация  может ввести дополнительный забалансовый счет «Специальная оснастка, переданная в эксплуатацию». Так сказано в пункте 23 Методических указаний.

Создание  резервов.

Для равномерного включения  затрат в  состав расходов на производство (расходов на продажу) организация имеет  право  создавать различные резервы. Причем резервы, создание которых обязательно  при наступлении определенных событий, в учетной политике не отражаются. К ним, в частности, относятся  резервы:

- под снижение материальных  ценностей;

- обесценение финансовых  вложений;

-создаваемые в связи  с признанием условных фактов  хозяйственной деятельности;

- связанные с прекращаемой деятельностью.

Займы и кредиты.

В пункте 2-3 ПБУ 15/2008  сказано, что основная сумма обязательства  по полученному займу (кредиту) отражается в бухгалтерском учете организацией-заемщиком  как кредиторская задолженность  в соответствии с условиями договора займа (кредитного договора) в сумме, указанной в договоре.

Расходами, связанными с  выполнением обязательств по полученным займам и кредитам (далее - расходы  по займам), являются: проценты, причитающиеся  к оплате заимодавцу (кредитору); дополнительные расходы по займам.

Финансовые  вложения.

Все финансовые вложения подразделяются на две группы. В первую группу входят финансовые вложения, по которым можно  определить текущую рыночную стоимость (ценные бумаги, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг). Ко второй группе относятся финансовые вложения, по которым текущая рыночная стоимость  не определяется (выданные займы и  кредиты, ценные бумаги, не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг). Для таких финансовых вложений в  учетной политике нужно утвердить  способ их оценки. Им является один из способов, перечисленных в пункте 26 ПБУ 19/02:

- по первоначальной стоимости   каждой единицы бухгалтерского  учета финансовых вложений;

- средней первоначальной  стоимости;

- первоначальной стоимости  первых  по времени приобретения  финансовых вложений (способ ФИФО).

1.3. Нормативно-правовое регулирование  учетной политики

Основным нормативным  документом, регламентирующим формирование, раскрытие и изменение учетной  политики предприятия, является Положение  по бухгалтерскому учету "Учетная  политика организации" ПБУ 1/2008, утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 г. № 106 н.

В соответствии с пунктом 6 указанного ПБУ 1/2008 учетная политика организации должна обеспечивать:

- полноту отражения в  бухгалтерском учете всех фактов  хозяйственной деятельности в  бухгалтерской отчетности (требование  полноты);

- своевременное отражение  фактов хозяйственной деятельности  в бухгалтерском учете и бухгалтерской  отчетности (требование своевременности);

- большую готовность к  признанию в бухгалтерском учете  расходов и обязательств, чем  возможных доходов и активов,  не допуская создания скрытых  резервов (требование осмотрительности);

Информация о работе Учетная политика организации