Учетная политика в ООО "Флагман"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 12:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение технологии формирования эффективной учетной политики, соответствующей целям установке организации. Для реализации поставленной цели решим следующие задачи:
Раскрыть сущность и формирование учетной политики предприятия; Проанализировать организационно-технические и методологические аспекты учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета; Предложить направления совершенствования учетной политики; Разработаем рекомендации по совершенствованию учетной политики предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Готовая-учетная политика (магистратура).docx

— 95.67 Кб (Скачать файл)

Изменения учётной политики на год, следующий за отчётным, объявляются в пояснительной записке в бухгалтерской отчётности организации.

Таким образом, в общем виде учетная политика – это совокупность способов ведения бухгалтерского учета, избранных организацией в качестве соответствующих условиям хозяйствования. Иными словами, это порядок первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной жизни организации, или реализация метода бухгалтерского учета. Учетная политика, являющаяся реализацией одного и того же метода бухгалтерского учета, неодинакова в разных организациях. Возможность выбора конкретных способов оценки, калькуляции, состава и порядка ведения счетов, особенности их использования – это составляет степень свободы организации. Учетная политика формируется на основе совокупности основополагающих принципов и требований, безусловных к исполнению.

 

 

1.2 Элементы учетной политики  организации для бухгалтерского учета

 

В пунктах 17 и 18 ПБУ 1/2008 установлено, какие способы ведения бухгалтерского учета организация должна утвердить  при формировании учетной политики. Это способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы, отвечающие требованию существенности. Основные элементы учетной политики организации представлены на рисунке 1.

 

 

Рисунок 1 –  Элементы учетной политики организации

Кроме того, организация самостоятельно решает, какие еще вопросы бухучета по конкретным направлениям ей надо прописать  в учетной политике.

Основные средства.

Условия принятия активов  к бухучету в качестве основных средств  определены в пункте 4 ПБУ 6/01. Между  тем пункт 5 того же документа позволяет  организации принимать к учету  некоторые активы, отвечающие указанным  условиям, в составе МПЗ и списывать  их стоимость единовременно в  момент введения в эксплуатацию. Правда, только в том случае, если стоимость  актива находится в пределах лимита, установленного в учетной политике организации (не более 40 000 руб. за единицу). Если же такой лимит не утвержден, то все активы, соответствующие условиям, перечисленным в пункте 4 ПБУ 6/01, независимо от их стоимости должны отражаться в качестве основных средств. Некоторые объекты основных средств представляют собой сложные вещи, состоящие из нескольких частей, приспособлений и принадлежностей. При соблюдении условий, перечисленных в пункте 6 ПБУ 6/01, они должны приниматься к учету как единый инвентарный объект. Правда, с такой оговоркой: если у частей одного основного средства сроки полезного использования существенно отличаются, то каждая из них учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Критерии существенности отличия сроков нормативно не установлены. Значит, в учетной политике можно  закрепить общий критерий существенности отличия сроков полезного использования разных частей одного объекта. Тогда при приобретении новых подобных основных средств они автоматически будут отвечать условиям принятия их к учету в качестве одного инвентарного объекта либо разных инвентарных объектов основных средств (или МПЗ – если стоимость соответствующей составной части ниже закрепленного организацией лимита).

Пунктом 15 ПБУ 6/01 установлено, что коммерческая организация не чаще одного раза в год (на начало отчетного  года) может переоценивать группы однородных объектов основных средств  по текущей (восстановительной) стоимости. Решение о переоценке утверждается в учетной политике. Заметим, если организация примет решение о  переоценке, то в последующем ее придется проводить регулярно. Это  нужно для того, чтобы стоимость  основных средств, по которой они  отражаются в бухгалтерском учете  и отчетности, существенно не отличалась от их текущей (восстановительной) стоимости.

Следует отметить, что нормативные  правовые акты по бухучету не содержат определения групп однородных объектов основных средств. Поэтому организация  в учетной политике может самостоятельно определить, какие именно основные средства включаются в ту или иную группу. В учетной политике нужно  закрепить выбранный метод амортизации  для групп однородных объектов основных средств. Этот метод (один из указанных  в пункте 18 ПБУ 6/01) должен применяться  в течение всего срока полезного  использования объектов, входящих в  группу.

Нематериальные активы.

Согласно пункту 31 ПБУ 14/2000 в составе информации об учетной  политике подлежат раскрытию как  минимум сведения:

- о способах оценки  НМА, приобретенных не за денежные  средства;

- принятых организацией  сроках полезного использования НМА (по отдельным группам);

- способах начисления амортизационных отчислений по отдельным группам НМА (выбирается один из способов, перечисленных в пункте 15 ПБУ 14/2000);

- способах отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений по нематериальным активам. На основании пункта 21 ПБУ 14/2000 они могут отражаться в бухучете одним из следующих способов: либо путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете, либо путем уменьшения первоначальной стоимости объекта.

Материально-производственные запасы.

В учетной политике необходимо установить единицу бухгалтерского учета МПЗ (номенклатурный номер, партию, однородную группу и т.д.). Конкретную единицу организация выбирает самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной  информации об этих запасах, а также  надлежащий контроль за их наличием и движением (п. 3 ПБУ 5/01).

Для оценки поступающих МПЗ  организация вправе выбрать один из двух вариантов учета – с использованием счета 15 или без него. Если стоимость МПЗ отражается на счете 10 в сумме фактических затрат на их приобретение, счет 15 не применяется. А если стоимость МПЗ отражается на счете 10 по учетным (плановым, нормативным) ценам, то для определения фактической себестоимости этих МПЗ следует использовать счет 15.

Пункт 16 ПБУ 5/01 предусматривает  различные способы оценки МПЗ  при их отпуске в производство или ином выбытии:

- по себестоимости каждой  единицы;

- средней себестоимости;

- себестоимости первых  по времени приобретения МПЗ (способ ФИФО).

В учетной политике отражается метод оценки, выбранный для каждого  отдельного вида (группы) МПЗ.

Как уже отмечалось, в учетной  политике закрепляются положения, касающиеся инвентаризации. Для организации  текущего контроля за сохранностью запасов, оперативного выявления возможных расхождений между данными бухучета и фактическим наличием МПЗ по отдельным наименованиям и (или) группам проводятся проверки в местах хранения и эксплуатации.

Если при инвентаризации или проверке выявлена недостача или порча МПЗ. В таком случае эти активы списываются со счетов учета по фактической себестоимости. Она включает в себя договорную (учетную) цену запаса и долю транспортно-заготовительных расходов, которая к нему относится.

Особенности учета товаров.

Согласно пункту 13 ПБУ 5/01 торговые организации имеют возможность  выбрать один из вариантов учета  транспортно-заготовительных расходов по доставке товаров. Эти затраты  можно включать в учетную стоимость  товаров либо отражать как расходы  на продажу (на счете 44) и впоследствии распределять на реализованные товары и остаток товаров на складе. Выбранный  способ учета таких расходов торговая организация должна прописать в  учетной политике.

Организации, осуществляющие розничную торговлю, могут учитывать  товары по покупным или продажным  ценам. В последнем случае продажная  цена отражается на счете 41, а разница  между ней и покупной стоимостью (сумма наценки, скидки) – на счете 42. Способ учета товаров в организациях розничной торговли также указывают в учетной политике.

Формирование учетной  политики имеет свои особенности  у организаций с дочерними  или зависимыми обществами. Такие  организации составляют сводную  бухгалтерскую отчетность. Это касается и тех налогоплательщиков, которые  состоят в объединениях юридических  лиц (ассоциациях, союзах и т.д.), если на них лежит обязанность составлять сводную бухгалтерскую отчетность соответствующих объединений.

Такие организации при  формировании отчетности для заинтересованных пользователей (но не для государственного статистического наблюдения или  иных специальных целей) раскрывают в бухгалтерском учете информацию по сегментам согласно требованиям  ПБУ 12/2000. В учетной политике указанных  организаций должны быть закреплены перечень отчетных сегментов, порядок  подготовки информации по каждому из них, а также порядок выделения первичной и вторичной информации по сегментам. Это установлено в пунктах 6, 14 и 16 ПБУ 12/2000.

Незавершенное производство и готовая продукция.

Незавершенное производство – это продукция или работы, не прошедшие всех стадий, фаз или переделов, предусмотренных технологическим процессом, а также изделия, неукомплектованные и не прошедшие испытания и технической приемки.

Организация может выбрать  и закрепить в учетной политике один из следующих методов оценки незавершенного производства (в зависимости  от производственных или технологических  особенностей):

- по фактической или  нормативной (плановой) производственной  себестоимости;

- прямым статьям затрат;

- стоимости сырья, материалов  и полуфабрикатов.

При единичном производстве продукции незавершенного производства отражается в бухгалтерском балансе по фактически произведенным затратам.

Если организация будет  учитывать готовую продукцию  по нормативной (плановой) себестоимости, то в учетной политике закрепляется конкретный порядок ее учета – с применением счетов 40 и 43 или только счета 43.

Если организация выпускает  много различной продукции (оказывает  разные услуги), то при формировании себестоимости отдельных видов  продукции (работ, услуг) очень сложно распределить косвенные расходы. Поэтому  есть смысл установить в учетной  политике показатель, пропорционально  которому будут распределяться косвенные  расходы (учитываемые на счетах 25 и 26). Обычно выбирают один из таких способов распределения косвенных расходов:

- пропорционально заработной  плате основного производственного  персонала;

- пропорционально стоимости  сырья, материалов, полуфабрикатов, отпущенных в производство;

- пропорционально количеству  отработанных машино-часов;

- пропорционально объему  выпущенной продукции и т.д.

В пункте 9 ПБУ 10/99 предусмотрено  два варианта списания общехозяйственных  расходов.

Во-первых, суммы, собранные  за отчетный период по дебету счета 26, могут списываться в дебет  счетов 20, 23 и 29. В этом случае формируется  полная себестоимость готовой продукции.

Во-вторых, в конце каждого  отчетного периода можно полностью  списывать общехозяйственные расходы  со счета 26 непосредственно в дебет  счета 90. То есть формируется сокращенная  себестоимость готовой продукции.

Выбранные методы оценки незавершенного производства, готовой продукции и списания косвенных расходов утверждаются в учетной политике.

Доходы и расходы.

Согласно ПБУ 9/99 и 10/99 доходы и расходы организации подразделяются на полученные от обычных видов деятельности и прочие доходы и расходы. При  этом если получен доход или убыток от обычных видов деятельности, то необходимо использовать счет 90. Если финансовый результат получен от прочей деятельности, то необходимо использовать счет 91. Для разграничения в учетной  политике необходимо указать, что относится  к основной деятельности, а что  нужно расценивать как прочая.

Если организация несет  затраты, связанные с выполнением  научно-исследовательских, опытно-конструкторских  или технологических работ, то в  учетной политике должен быть установлен способ списания таких расходов. При  этом не важно, выполняются эти работы собственными силами или с привлечением сторонних организаций. Об этом говорится  в пункте 17 ПБУ 17/02. Возможные способы  списания таких расходов указаны  в пункте 11 этого ПБУ. Кроме того, нужно определить срок списания соответствующих расходов исходя из ожидаемого срока использования результатов работ, в течение которого организация может получать экономические выгоды (доход). Причем этот срок не может превышать 5 лет.

Специальные инструменты, оборудование и спецодежда.

Согласно пунктам 2 и 9 Методических указаний по бухгалтерскому учету специальных  инструментов, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды принимать к учету подобные виды имущества можно либо как МПЗ, либо в качестве основных средств. Выбранный способ учета следует закрепить в учетной политике.

При использовании первого  варианта для учета перечисленных  выше объектов, которые передаются со склада в производство (эксплуатацию), организация может ввести дополнительный забалансовый счет «Специальная оснастка, переданная в эксплуатацию». Так сказано в пункте 23 Методических указаний.

Необходимо также выбрать  способ погашения стоимости специальной  оснастки из тех, которые приведены  в пункте 24 Методических указаний. Причем в организациях со значительным количеством  наименований (видов) специальной оснастки допустимо вести учет наличия  и движения этих активов в целом  по укрупненным комплектам, объединенным (сгруппированным) по видам изготавливаемой  продукции (работ, услуг) или по другим родовым признакам. Основание - пункты 43 и 45 Методических указаний. Порядок  группировки комплектов организация  раскрывает в учетной политике.

Создание резервов.

Для равномерного включения  затрат в состав расходов на производство (расходов на продажу) организация имеет  право создавать различные резервы. Причем резервы, создание которых обязательно  при наступлении определенных событий, в учетной политике не отражаются. К ним, в частности, относятся  резервы:

- под снижение материальных  ценностей;

- обесценение финансовых  вложений;

- создаваемые в связи  с признанием условных фактов  хозяйственной деятельности;

- связанные с прекращаемой деятельностью.

Что касается видов резервов, которые организация формирует  на добровольной основе, то их необходимо указывать в учетной политике. Это могут быть резервы:

- сомнительных долгов;

Информация о работе Учетная политика в ООО "Флагман"