Аудит финансовых результатов предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 18:11, курсовая работа

Краткое описание

Аудит способствует повышению эффективности производственной и финансово-коммерческой деятельности субъектов хозяйствования. Проверка соблюдения законности, достоверности и целесообразности хозяйственных операций, выявление нарушений и злоупотреблений, их причин и виновных в этом лиц, вскрытие внутрипроизводственных резервов повышения эффективности деятельности предприятий, разработка конкретных предложений по устранению имеющихся недостатков и нарушений требуют глубоких знаний методологии и техники проведения аудита.
Цель курсовой работы является исследование методики проведения аудита финансовых результатов.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Финансовые результаты и их роль в экономической деятельности организации. 5
1.1 Понятие и состав финансовых результатов. 5
1.2 Порядок формирования финансовых результатов. 11
1.3 Значение и задачи контроля финансовых результатов деятельности организации. 17
1.4 Нормативно-правовое регулирование учёта и контроля финансовых результатов. 19
Глава 2 Аудит финансовых результатов в организации. 24
2.1 Организация контроля финансовых результатов. 24
2.2 Проверка правильности определения финансовых результатов. 30
2.3. Контроль и оценка законности и достоверности доходов и расходов организации. 36
2.3.2 Проверка полноты и своевременности отражения в учёте доходов и расходов. 40
2.4 Проверка правильности учёта конечного финансового результата и распределения прибыли. 45
2.5 Направления совершенствования контроля финансовых результатов в организации. 49
Заключение 51
Список использованных источников 52
Приложения 55


Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ АУДИТ.docx

— 125.69 Кб (Скачать файл)

     Хозяйственные операции отражаются на счете 99 по так  называемому кумулятивному принципу, т.е. нарастающим итогом с начала года.

     Сопоставлением  кредитового и дебетового оборотов по счету 99 определяют конечный финансовый результат за отчетный период. Превышение кредитового оборота над дебетовым отражается в качестве сальдо по кредиту счета 99 и характеризует размер прибыли организации, а превышение дебетового оборота над кредитовым записывается как сальдо по дебету счета 99 и характеризует размер убытка организации. Счет 99 имеет одностороннее сальдо. [13, 156] 

    1. Значение  и задачи контроля финансовых результатов  деятельности организации.
 

         Основной целью деятельности любого хозяйствующего субъекта, функционирующего на коммерческой основе является получение максимальной прибыли, так как именно прибыль выступает главным источником финансирования развития бизнеса. Поэтому руководство организации, собственники, финансовые и налоговые органы заинтересованы в получении достоверной и оперативной информации о величине и структуре финансового результата.

         Доходы, расходы и финансовые результаты оказывают существенное влияние  на финансовое состояние, платежеспособность и благополучие организаций. Учет финансовых результатов и распределения прибыли является центральным и одним из наиболее важных вопросов во всей системе бухгалтерского учета. При этом главной функцией бухгалтерского учета является определение и отражение финансовых результатов организации за отчетный период. Поэтому эти объекты управления должны подвергаться тщательной проверке в системе внутреннего и внешнего аудита с целью установления достоверности показателей финансовых результатов, выявления неиспользованных внутренних резервов и их мобилизации для оптимизации расходов и повышения прибыльности всех видов деятельности организаций. [24, 226]

         Основными задачами аудита финансовых результатов являются:

         1. Оценка соответствия бухгалтерской (финансовой) отчетности данным синтетического и аналитического учета составляющих конечного финансового результата.

         2. Подтверждение соответствия оформленных предприятием бухгалтерских операций действующему законодательству в области бухгалтерского учета.

         3. Проверка правильности формирования и отражения прибыли (убытка) от продаж.

         4. Проверка правильности формирования и отражения прибыли (убытка) от прочих доходов.

         5. Проверка правильности формирования и использования чистой прибыли. [26, 112]

         При этом необходимо указать, что под  достоверностью понимается степень  точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах  хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении проверяемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

         Так же к задачам аудита относится  предоставление содержательных и точных записок клиенту по всем неясным  вопросам, возникающим в процессе выполнения договора на оказание аудиторских  услуг. [16, 187] 

    1. Нормативно-правовое регулирование учёта  и контроля финансовых результатов.
 

     В Республике Беларусь есть четыре уровня регулирования аудиторской деятельности: законодательный уровень регулирования, нормативный уровень регулирования, методический уровень регулирования и организационный уровень регулирования. Четвертый уровень - внутрифирменные стандарты аудита разрабатываются непосредственно аудиторскими фирмами , в отличии от первых трех уровней. Каждая аудиторская организация должна сформировать пакет своих внутренних стандартов. Внутрифирменные стандарты аудита разрабатываются на основе действующих в Республике Беларусь законодательных и нормативных актов. [18, 214]

     Правовую  основу аудита в Республике Беларусь в настоящее время составляет совокупность документов различных уровней, приведенных в таблице 1.4.1. 

         Таблица 1.4.1

         Правовая  основа аудита в Республике Беларусь

     Наименование  законодательного или нормативного документа       Анализ  документа применительно к объекту  учета 
     1      2
     Законодательный уровень  регулирования
     Гражданский кодекс РБ. Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения  и порядок осуществления права  собственности и других вещных прав, регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные  и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии  воли и имущественной самостоятельности  участников.
     Налоговый кодекс РБ Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов  и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Республике Беларусь.
     Нормативный уровень  регулирования
  Продолжение Таблицы 1.4.1
1 2
     Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском  учете и отчетности» от18 октября 1994 г. (с изм. и доп. от 29.12.2006 г. № 188-3).      Закон регламентирует основные правила ведения  бухгалтерского учета и отчетности.
     Закон Республики Беларусь от 08.01.1994 № 3373-XII «Об  аудиторской деятельности» в  редакции Закона от 25.06.2007 № 240-З.      Определяют  правовые основы осуществления аудиторской  деятельности на территории Республики Беларусь, и регулируют отношения, возникающие  между государственными органами, аудируемыми лицами, заказчиками аудита, аудиторами, аудиторскими организациями и профессиональными аудиторскими объединениями в процессе осуществления аудиторской деятельности в Республике Беларусь.
     Указ  Президента Республики Беларусь «О совершенствовании  государственного регулирования аудиторской  деятельности» от 12.02.2004 г. № 47.
     Постановление Министерства финансов Республики Беларусь «Об утверждении Типового плана  счетов и Инструкции по применению Типового плана счетов» от 30.05.2003 г. № 89 .      Приведена характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыта их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых в них фактов хозяйственной деятельности.
     Указ  Президента Республики Беларусь «О некоторых  вопросах правового регулирования  определения затрат по производству продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых  при налогообложении прибыли» от 9.06.2006 г. № 380.      Этими нормативными актами производится классификация расходов для целей финансового и налогового учета.
     Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2001 г. № 1081 «О составе затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)» (с изм. и доп.) .
     Основные  положения по составу затрат включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). Утв * Минэкономики от 26.01.98 г. №» 19-12/397, Минфином от 30.01.98 г. Ма 3. Минстерс- твом статистики и анализа от 30.01.98 г. № 21/8, Минтруда Республики Беларусь от 30.01.98 г. № 03-02-07/300 (с изм. и доп.).
     Методический уровень  регулирования
  Продолжение Таблицы 1.4.1
     Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 14.02.2008 N 19 "Об утверждении форм бухгалтерской отчетности, Инструкции о порядке составления и представления  бухгалтерской отчетности "      Устанавливает методические основы формирования бухгалтерской отчетности, оптимальный объем показателей, подлежащих раскрытию в каждой из форм бухгалтерской отчетности, требования к содержанию пояснительной записки и порядок представления бухгалтерской отчетности пользователям.
     Организационный уровень  регулирования
     Учетная политика            Регулирует  правила ведения учетной политике организации, а также отнесение  доходов и расходов
     График  проведения инвентаризации      Проверка  реальной стоимости учтенных на балансе  ТМЦ, в суммы денежных средств 
     График  документооборота      Регулирует  перечень работ по созданию, проверке и обработке документов, с указанием  должностей и сроков выполнения работ 
     Технология  обработки учетной информации      Регулирует  перечень работ по сверке первичных  документов с установленными, учетной  политикой, регистрами учета.
     Рабочий план счетов      Счета, установленные учетной политикой  организации, согласно выбранной методики учета.

         Источник: собственная разработка

     В соответствии с действующим законодательством  государственное регулирование  аудиторской деятельности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом  Министров Республики Беларусь, Министерством  финансов Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь, другими  государственными органами в соответствии с их полномочиями и компетенциями.

     Президент Республики Беларусь устанавливает  общий порядок государственного регулирования аудиторской деятельности.

     Совет Министров Республики Беларусь определяет порядок выдачи, приостановления, продления  срока действия и аннулирования  лицензии на осуществление аудиторской  деятельности (кроме аудиторской  деятельности в банковской системе), устанавливает размер платы за выдачу (продление срока действия) лицензии на осуществление аудиторской деятельности и утверждает предельные нормы расходов на проведение обязательных аудиторских  проверок, относимых на себестоимость  продукции, работ, услуг (включаемых в  состав расходов).

     Министерство  финансов Республики Беларусь в области  государственного регулирования аудиторской  деятельности:

     — разрабатывает методологию аудита;

     — принимает нормативные правовые акты в области осуществления аудиторской деятельности;

     — устанавливает республиканские правила аудиторской деятельности (кроме аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях);проводит аттестацию аудиторов;

     — осуществляет в пределах своей компетенции разъяснение законодательства об аудиторской деятельности;

     — осуществляет контроль за соблюдением аудиторскими организациями и аудиторами — индивидуальными предпринимателей порядка осуществления аудиторской деятельности;

     — ведет Государственный реестр аудиторов и аудиторских организаций в установленном им порядке.

     Министерство  финансов Республики Беларусь представляет интересы Республики Беларусь в международных  организациях по вопросам аудиторской деятельности в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

     Национальный  банк Республики Беларусь в области  государственного регулирования аудиторской  деятельности:

     — определяет порядок осуществления аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях;

     — разрабатывает методологию аудита в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях;

     — устанавливает республиканские правила аудиторской деятельности;

     — осуществляет контроль за соблюдением порядка осуществления аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях. [20, 209-211]

 

     

     Глава 2 Аудит финансовых результатов в организации.

     2.1 Организация контроля  финансовых результатов.

 

     Основными целями проведения аудита финансовых результатов являются:

     1. Общий анализ учетной политики  предприятия в части формирования  финансового результата и использования  прибыли (метод определения выручки  от реализации, способ учета курсовых  разниц, создание резервов и фондов  специального назначения).

     2. Правильность ведения учета по  отдельным разделам и счетам  учета и распределения прибыли. 

     3. Соблюдение налогового законодательства (правильность расчета налога  от фактической прибыли, закономерность  включения затрат в себестоимость  продукции). [27, 165]

     Работа  аудитора строго организованный процесс, которому присущи строго определенные этапы, порядок ведения, составление  документации, осуществление аудиторских  процедур.

     На  практике различают следующие этапы  проведения аудита и проверки финансовой отчетности:

     1) Предварительное ознакомление с предприятием – оценивание экономической среды в которой работает субъект, спад и рост деловой активности, налоговая политика субъекта, маркетинг, реализация продукции.

     На  этом этапе аудитор формирует  свое мнение о предприятии.

     2) Заключение договора на проведение аудиторской проверки.

     Предполагается, что письму-обязательству предшествует предложение клиента аудитору на проведение аудита. Во избежание недоразумений  во время выполнения обязательства как аудитор, так и клиент заинтересованы в оформлении данного письма-обязательства до начала выполнения обязательства. В письме-обязательстве аудитор подтверждает согласие принять свое назначение, оговаривает цель и масштаб аудита, степень ответственности, форму отчетов, предмет и сроки проверки, объем аудиторских услуг, размер и условия оплаты, ответственность сторон. В договоре по соглашению сторон могут быть предусмотрены также иные условия, в том числе размеры дополнительной оплаты аудиторской работы в зависимости от полученного экономического эффекта или санкции за некачественное ее исполнение за счет собственных средств договаривающихся сторон.

     Расходы, связанные с оплатой аудиторских  услуг, выполняемых на условиях договоров, относятся проверяемым хозяйствующим  субъектом на затраты, включаемые в  себестоимость продукции работ, услуг).

     3) Планирование аудита: составление  плана и программы.

     После ознакомления с предприятием и согласованием  сторон аудитор переходит к составлению  плана и программы своей работы.

     В общем плане на практике выделяются следующие разделы:

     - ознакомление с предприятием;

     - договор;

     - программа;

     - процедуры;

     - заключение.

     В программе более подробно рассмотрены  пункты плана с определение времени  проведения того или иного раздела  плана, а также распределением обязанностей в случае если проверка проводится не одним аудитором. В программе  указывается цель аудита, основные участки работы, характер проверки и ее продолжительность. [126, 215]

     4) Системное изучение выполнение  аудиторских процедур.

     Проверка  начинается с общего обзора отчетных форм, то есть проводится формальная проверка полноты и правильности заполнения реквизитов, отсутствия ошибок в тексте и цифрах, особое внимание обращается на правильное составление баланса.

     5) Составление заключения по результатам  аудита.

     Выполнение  аудитором (аудиторской фирмой) договора определяется актом приема-сдачи  аудиторского заключения или другого  официального документа, если иное не предусмотрено в договоре.

     Аудиторское заключение составляется с соблюдением  соответствующих норм и стандартов и должно содержать подтверждение  или аргументированный отказ  от подтверждения достоверности, полноты  и соответствия законодательству бухгалтерской  отчетности заказчика.

     Аудиторское заключение может быть следующих видов:

     1) Безусловно положительное заключение – значит в результате проверки нарушений аудитором не обнаружено и замечания отсутствуют.

     2) Условно положительный отчет  – при проверки были выявлены искажения отчетной информации, но они являются несущественными и не влияют на результат отчетности.

     3) Отрицательный отчет – в таком  случае отчетность в большей  мере искажена ее нельзя считать  объективной и она вводит в заблуждение пользователей этой информацией.

Информация о работе Аудит финансовых результатов предприятия