Аудит учредительных документов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 13:12, реферат

Краткое описание

Организации осуществляют свою деятельность на основании устава, утвержденного собранием учредителей и зарегистрированного в законодательном порядке. В уставе организации закрепляются ее функции, капитал, структура, порядок образования и полномочия органов управления, порядок реорганизации или ликвидации, а также формулируются принципы бухгалтерского учета и контроля.
В процессе проверки следует обратить внимание на наличие свидетельства о государственной регистрации, в том числе новой редакции устава и учредительных документов (в случае внесения в них изменений). При этом изучается состав учредителей и источники их взносов в уставный капитал. Ими могут быть только собственные средства.

Вложенные файлы: 1 файл

АУДИТ УЧРЕДИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ.docx

— 36.77 Кб (Скачать файл)

АУДИТ УЧРЕДИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ

 

1. Проверка юридического  статуса организации

Организации осуществляют свою деятельность на основании устава, утвержденного собранием учредителей  и зарегистрированного в законодательном  порядке. В уставе организации закрепляются ее функции, капитал, структура, порядок  образования и полномочия органов  управления, порядок реорганизации  или ликвидации, а также формулируются  принципы бухгалтерского учета и  контроля.

В процессе проверки следует  обратить внимание на наличие свидетельства  о государственной регистрации, в том числе новой редакции устава и учредительных документов (в случае внесения в них изменений). При этом изучается состав учредителей  и источники их взносов в уставный капитал. Ими могут быть только собственные  средства. Запрещено направлять в  уставные фонды бюджетные средства, кредиты, средства политических организаций  и специализированных общественных фондов. Проверяется наличие в  числе участников предприятий с  неликвидным балансом или объявленных  несостоятельными (банкротами). Структура  организации должна соответствовать  новому Гражданскому кодексу РФ. С  введением в действие первой части  ГК РФ появились, в частности, унитарные, казенные предприятия.

Унитарное предприятие (коммерческая организация – несобственник) целиком принадлежит собственнику-учредителю, в лице которого выступают федеральные или муниципальные органы. Имущество данных предприятий не делится ни на вклады, ни на паи, ни на доли. Такая организационно-правовая форма предусмотрена только для государственной и муниципальной собственности.

На базе унитарного предприятия, находящегося в федеральной собственности, может быть создано федеральное  казенное предприятие, устав которого утверждается правительством Российской Федерации. Увеличение уставного капитала унитарного предприятия производится при расширении предприятия, наделении  его дополнительным имуществом или  принятии решения о пополнении оборотных  средств.

Введено также новое понятие  “дочернего хозяйственного” и “зависимого  хозяйственного” общества.

Дочерним (зависимым) обществом  может быть любое предприятие  независимо от организационно-правовой формы. Основополагающими факторами  при определении понятия “дочернее” являются взаимоотношения между  предприятиями. Хозяйственное общество в соответствии со ст. 105 ГК признается дочерним, если другое (основное, “материнское”) хозяйственное общество или товарищество имеет возможность в силу преобладающего участия в уставном капитале в  соответствии с заключенным между  ними договором или иным образом  определять решения, принимаемые таким  обществом.

В зависимом обществе более 20% голосующих акций акционерного общества или 20% уставного капитала общества с ограниченной собственностью находится  в собственности другого общества.

Для учета расчетов с зависимыми обществами используют счет 78 “Расчеты с дочерними (зависимыми) обществами”. Данный счет ведут как предприятия, создавшие дочерние (зависимые) общества, так и сами дочерние (зависимые) предприятия  при всех видах расчетов между  ними (за исключением расчетов по вкладам  в уставный капитал).

К счету 78 открывают следующие субсчета:

1. “Расчеты с дочерними  обществами”;

2. “Расчеты с зависимыми  обществами”;

3. “Расчеты по совместной  деятельности” и др.

Аудитору предстоит удостовериться в соблюдении методологии учета  расчетов с зависимыми и дочерними  обществами. При этом важно проверить  обоснованность операций по таким расчетам. Следует иметь в виду, что для  создания искусственного банкротства “материнское” предприятие может передать средства своим “детям”.

Нельзя оставлять без  внимания изменения в составе  учредителей организации. Известны факты получения учредителем  крупных займов у клиента с  последующим выбытием не только из числа учредителей этого клиента, но и их ликвидацией.

В ходе проверки учредительных  документов определяют перечень хозяйственных  операций, для осуществления которых  создан данный экономический субъект. В частности, устанавливают, предусмотрено  ли в уставе право создания в ближайшем  зарубежье филиалов, представительств, занятие внешнеэкономической деятельностью, ведение операций с ценными бумагами, игорный бизнес и др. Важно иметь  в виду, что при разработке уставов  предприниматели включают в них  виды деятельности, подлежащие льготному  налогообложению.

2. Формирование уставного  капитала

        Осуществляя контроль этого капитала, исходят из того, что он формируется на основе вкладов собственников организации в виде денежных средств, имущества, нематериальных и других активов в размерах, определяемых учредительными документами.

        Поступление взносов учредителей контролируется на основе данных первичных документов и записей по кредиту счета 75 “Расчеты с учредителями” в корреспонденции с дебетом счетов учета основных и денежных средств, нематериальных активов, производственных запасов и др. Так, по данным приходных кассовых ордеров, выписок банка с расчетного и валютного счетов с приложенными к ним оправдательными документами проверяют полноту и своевременность оприходования внесенных участниками в счет их вкладов денежных сумм.

        Валютные взносы принимают на учет в рублях по курсу Центрального банка России, действовавшему на дату взноса. Важно проверить полноту взноса, произведенного каждым учредителем. В случае невнесения или неполного внесения взносов в уставный фонд соответствующие органы управления могут признать организацию несостоявшейся.

        Используя информацию актов приема-передачи основных средств, документов, отражающих поступление нематериальных активов, и дебетовые обороты по счетам 01 “Основные средства”, 04 “Нематериальные активы”, определяют стоимость переданного оборудования, зданий, сооружений, имущественных прав на интеллектуальную собственность. На основании данных актов о приеме материалов, товарно-транспортных накладных, счетов по учету производственных запасов (дебетовые обороты по счетам 10 “Материалы” и 12 “Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы”) выясняют стоимость поступивших материальных ценностей.

         Каждый вклад учредителя подтверждается документом, в котором указывается назначение поступивших на формирование уставного капитала средств.

        Особое внимание следует обращать на техническую сторону регистрации сравнительно нового вида средств – нематериальных активов, вносимых учредителями. В учете нематериальные активы оцениваются по договорным ценам, устанавливаемым при необходимости с участием экспертов. В некоторых случаях, не согласуя со всеми учредителями, эту часть собственности, принадлежащую отдельным физическим лицам, оценивают не по ее реальной стоимости, а во много раз больше – к примеру, в сотни миллионов рублей, хотя она этого, возможно, и не стоит. Поэтому необходимо установить, каким образом производилась оценка интеллектуальной собственности: если она, например, представляет собой научные разработки, то не устарели ли они? Поскольку этот вид активов во многих случаях не имеет материальной структуры, то на практике часто возникает вопрос о контроле за фактическим поступлением в организацию того или иного объекта нематериальных активов. Несмотря на специфичность указанной категории средств, поступление нематериальных активов должно производиться в форме соответствующей документации. Это могут быть документы, описывающие какую-либо информацию, промышленный рисунок, рецептуру и т. п. При этом в обязательном порядке должен составляться документ, фиксирующий факт поступления в организацию нематериальных активов и срок их амортизации.

      Полнота внесения вкладов учредителей в уставный фонд предприятия контролируется путем сопоставления его размера, зафиксированного в учредительных документах и числящегося на счете 85 "Уставный капитал", с величиной задолженности по счету 75 "Расчеты с учредителями".

      Моментом фактического поступления взносов в уставный капитал организации являются:

  • для денежных средств – дата зачисления денег на расчетный (валютный) счет или

внесения в кассу;

  • для основных средств, материальных и нематериальных активов – дата

составления акта приема-передачи основных средств, материальных и нематериальных активов или других документов, подтверждающих поступление указанных объектов.

      Одной из важнейших задач контроля является проверка соблюдения принципа стабильности величины уставного капитала, ее соответствия размеру, определенному учредительными документами.

      В соответствии с действующими положениями по ведению бухгалтерского учета величина уставного капитала под влиянием текущих операций, связанных с движением основных средств, начислением по ним износа, не изменяется. Однако в отдельных случаях, предусмотренных законодательством или учредительными документами, допускается его увеличение или уменьшение. В частности, такие случаи могут иметь место при приеме новых участников организации, внесении ими дополнительных взносов или направлении части полученной прибыли на увеличение капитала.

      В акционерных обществах уставный капитал может увеличиваться за счет выпуска новых акций или повышения их номинальной стоимости, а уменьшаться – за счет выкупа части акций у их держателей или снижения номинальной стоимости акций. Изменение величины этого капитала должно быть зарегистрировано в соответствующем муниципальном органе.

      Осуществляя аудиторский контроль или проводя ревизию уставного капитала, следует проверить обоснованность изменений в уставном капитале и в учредительных документах организации.

       Непременным условием качественно проведенной проверки является осуществление с участием аудитора инвентаризации имущества и нематериальных активов, внесенных в качестве вступительного взноса, так как в составе имущества иногда продолжают числиться в учете пришедшие в негодность основные средства, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы или в числе нематериальных активов – "ноу-хау", потерявшее интеллектуальную значимость.

Завершающим этапом контроля является обобщение выявленных отклонений в учете уставного капитала по сравнению с действующими нормативными положениями и обоснование предложений  по их устранению.


      Любая аудиторская проверка начинается с определения организационно-правовой формы аудируемого лица. Организационно-правовая форма определяется по учредительным документам и/или уставу организации. Затем аудитор определяет круг законов, регулирующих деятельность аудируемого лица (для ОАО – Закон об акционерных обществах, для ООО – Закон об обществах с ограниченной ответственностью и т.д.).

Изучая учредительные  документы, аудитор одновременно решает несколько задач:

1) собирает данные, необходимые для заполнения рабочей  документации и составления аудиторского  заключения;

2) проверяет  соответствие учредительных документов  требованиям законодательства РФ;

3) определяет  величину уставного капитала, отраженную  в учредительных документах, для  последующей сверки с данными  бухгалтерского учета и отчетности;

4) определяет  состав учредителей и вытекающие  последствия;

5) собирает данные, которые могут использоваться  при проверке иных существенных  показателей бухгалтерской отчетности  или обусловить модификацию аудиторского  заключения.

К данным, необходимым  для заполнения рабочей документации, следует отнести прежде всего полное и сокращенное название аудируемого лица, юридический и почтовый адрес, наименование единоличного и коллегиального исполнительного органа и т.д. В соответствии с требованиями федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности № 6 в аудиторском заключении следует указывать следующие сведения об аудируемом лице:

• организационно-правовая форма;

• наименование;

• место нахождения.

Оценка аудитором  соблюдения аудируемым лицом требований законодательства, регулирующего его деятельность, является крайне сложным вопросом. Основным стандартом аудиторской деятельности, регулирующим данный аспект, является правило (стандарт) аудиторской деятельности № 14 «Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита». Общее требование стандарта заключается в следующем: аудитор не несет ответственности за несоблюдение законодательства аудируемым лицом, но должен получить достаточные надлежащие доказательства соблюдения тех нормативных актов, которые, по мнению аудитора, оказывают влияние на определение существенных величин и раскрытие информации в бухгалтерской отчетности (пункты 11, 19 стандарта).

Следует отметить, что вопрос о соотношении соблюдения нормы законодательства и правильности бухгалтерского учета является крайне сложным. Например, некоммерческая организация  распределила полученную от предпринимательской  деятельности прибыль между учредителями, что запрещено действующим гражданским  законодательством. В бухгалтерском  учете записи по распределению прибыли  отражены в соответствии с требованиями плана счетов бухгалтерского учета  и инструкции по его применению. Возникает сложная ситуация: незаконное основание совершения сделки и правильная бухгалтерская запись. Решать этот и аналогичные вопросы следует  следующим образом: если несоблюдение законодательства несет высокую  вероятность оспаривания величины актива, пассива или крупных финансовых выплат аудируемым лицом и/или потенциальную угрозу банкротства, вопрос соблюдения данной нормы законодательства должен рассматриваться аудитором в ходе аудиторской проверки. Если несоблюдение требования законодательства потенциально не влечет таких последствий, специальное рассмотрение данного вопроса в ходе аудита не требуется.

Например, Закон  об акционерных обществах устанавливает  множество достаточно разнообразных  норм. Рассмотрим возможность влияния  некоторых из них на данные бухгалтерской  отчетности или потенциальную угрозу банкротства.

cite«В открытом обществе не допускается установление преимущественного права общества или его акционеров на приобретение акций, отчуждаемых акционерами этого общества».

citeЗакон об акционерных обществах, ст. 7, п. 2.

Допустим, данная норма была нарушена. И хотя нарушение  ущемляет права других участников акционерного общества, но непосредственного влияния  на формирование показателей бухгалтерской  отчетности это нарушение не оказывает, поэтому требование соблюдения данного  пункта нормативного акта в стандартную  программу аудита не включается. В противном случае аудитору пришлось бы проверять соблюдение всех пунктов закона, регулирующего деятельность аудируемого лица, что превратит аудиторскую проверку из оценки достоверности бухгалтерской отчетности в разновидность надзора за соблюдением всего законодательства.

Другая норма  этой же статьи:

cite«Число акционеров закрытого общества не должно превышать пятидесяти.

citeВ случае, если число акционеров закрытого общества превысит установленный настоящим пунктом предел, указанное общество в течение одного года должно преобразоваться в открытое. Если число его акционеров не уменьшится до установленного настоящим пунктом предела, общество подлежит ликвидации в судебном порядке».

citeЗакон об акционерных обществах, ст. 7, п. 2.

В этом случае уже  иная ситуация. Поскольку создается  угроза ликвидации общества в судебном порядке, аудитор должен рассмотреть  это обстоятельство для надлежащей модификации аудиторского заключения. Соответствующая запись в аудиторском заключении предупреждает пользователей о потенциальной угрозе, ведь при инициации судебного иска операции по счетам общества будут приостановлены, обязательства перед контрагентами не будут выполнены, что приведет к убыткам как для участников, так и кредиторов. Модификация может выглядеть следующим образом:

cite«По нашему мнению, финансовая (бухгалтерская) отчетность ЗАО «YYY» отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение на 31 декабря 20(ХХ) г. и результаты финансово-хозяйственной деятельности за период с 1 января по 31 декабря 20(ХХ) г. включительно.

citeНе изменяя мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, мы обращаем внимание на факт нарушения ЗАО «YYY» нормы ст. 7 Закона об акционерных обществах, выразившегося в превышении допустимого количества акционеров, в связи с чем ЗАО «YYY» может быть ликвидировано в судебном порядке».

Вместе с  тем следует отметить, что решение  о модификации аудиторского заключения аудитор принимает на основании своего профессионального суждения. Например, в рассматриваемой ситуации аудитор может посчитать, что вероятность возбуждения дела о ликвидации общества крайне мала, и не учитывать факт нарушения нормы ст. 7 Закона при формировании аудиторского заключения. При возникновении спора о правомерности действий аудитора будут рассмотрены те доказательства, на основании которых он принимал решение.

Аудитор определяет и заносит в рабочие документы  сумму уставного капитала, зафиксированную  в учредительных документах, для  последующей сверки с данными  бухгалтерского учета и отчетности. В соответствии с Инструкцией  по применению плана счетов бухгалтерского учета сальдо по счету 80 «Уставный  капитал» должно соответствовать размеру  уставного капитала, зафиксированному в учредительных документах организации. После государственной регистрации  организации ее уставный капитал  в сумме вкладов учредителей (участников), предусмотренных учредительными документами, отражается по кредиту счета 80 «Уставный  капитал» в корреспонденции со счетом 75 «Расчеты с учредителями». При  этом аудитор должен обратить внимание на действительность предоставленной  ему редакции учредительных документов. В случаях увеличения и уменьшения капитала записи по счету 80 «Уставный  капитал» производятся лишь после внесения соответствующих изменений в  учредительные документы организации, поэтому аудитор должен обратить внимание на дату регистрации новой  редакции учредительных документов.

Состав учредителей  аудируемого лица влияет на целый ряд обстоятельств:

1) классификацию  предприятия как субъекта малого  предпринимательства, что, в свою  очередь, влияет на право аудируемого лица, например, не принять нормы ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» и т.д.;

2) наличие в  уставном капитале доли государственной  или муниципальной собственности  в размере не менее 25% влечет  необходимость соблюдения особой  процедуры привлечения аудиторов  (по результатам открытого конкурса  в соответствии со ст. 7 Закона об аудиторской деятельности), а также проведения аудита в соответствии с требованиями типового технического задания.

В соответствии с Постановлением Правительства  РФ от 12.06.2002 г. № 409 «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита» Министерство имущественных отношений РФ распоряжением от 30 декабря 2002 г. № 4521-р утвердило Типовое техническое задание на проведение обязательного аудита организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, и федеральных государственных унитарных предприятий. Типовое техническое задание определяет состав задач и подзадач, необходимых для выполнения аудитором в процессе осуществления обязательного аудита.

В ходе дальнейшего  изучения учредительных документов аудитор должен изучить и зафиксировать  в рабочих документах обстоятельства, которые могут влиять на оценку достоверности  иных показателей бухгалтерской  отчетности.

Состав учредителей, а также доля принадлежащего каждому  учредителю капитала организации может  влиять на определение круга лиц, аффилированных к аудируемому лицу. Лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями законодательства РФ. В бухгалтерской отчетности должна быть раскрыта информация о сделках с аффилированными лицами. В соответствии с требованиями ст. 93 Закона об акционерных обществах общество обязано вести учет его аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства РФ.

Определение аффилированности содержится в Законе РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. № 948-1: аффилированные лица – физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Аффилированными лицами юридического лица являются:

• член совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член коллегиального исполнительного  органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного  органа;

• лица, которые  имеют право распоряжаться более  чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции.

Другим важным вопросом является определенная учредительными документами процедура принятия решений по совершению крупных сделок.

Крупной сделкой считается сделка (в том числе заем, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25% и более балансовой стоимости активов общества, определенной по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, за исключением сделок, совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности общества, а также связанных с размещением посредством подписки (реализацией) обыкновенных акций общества, эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции общества.

В случае отчуждения или возможности отчуждения имущества  с балансовой стоимостью активов  общества сопоставляется стоимость  такого имущества, определенная по данным бухгалтерского учета, а в случае приобретения имущества – цена его  приобретения.

Информация о работе Аудит учредительных документов