Аудит учредительных документов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 07:50, статья

Краткое описание

Любая аудиторская проверка начинается с определения организационно-правовой формы аудируемого лица. Организационно-правовая форма определяется по учредительным документам и/или уставу организации. Затем аудитор определяет круг законов, регулирующих деятельность аудируемого лица.
Изучая учредительные документы, аудитор одновременно решает несколько задач:
1) собирает данные, необходимые для заполнения рабочей документации и составления аудиторского заключения;
2) проверяет соответствие учредительных

Вложенные файлы: 1 файл

АУДИТ УЧРЕДИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ.doc

— 31.50 Кб (Скачать файл)

 АУДИТ УЧРЕДИТЕЛЬНЫХ  ДОКУМЕНТОВ

Любая аудиторская проверка начинается с определения организационно-правовой формы аудируемого лица. Организационно-правовая форма определяется по учредительным документам и/или уставу организации. Затем аудитор определяет круг законов, регулирующих деятельность аудируемого лица.

Изучая учредительные  документы, аудитор одновременно решает несколько задач:

1) собирает данные, необходимые для заполнения рабочей  документации и составления аудиторского  заключения;

2) проверяет соответствие учредительных документов требованиям законодательства;

3) определяет величину  уставного капитала, отраженную  в учредительных документах, для  последующей сверки с данными  бухгалтерского учета и отчетности;

4) определяет состав  учредителей и вытекающие последствия;

5) собирает данные, которые могут использоваться  при проверке иных существенных  показателей бухгалтерской отчетности  или обусловить модификацию аудиторского  заключения. К данным, необходимым  для заполнения рабочей документации, следует отнести, прежде всего, полное и сокращенное название аудируемого лица, юридический и почтовый адрес, наименование единоличного и коллегиального исполнительного органа и т.д. В соответствии с требованиями правила (стандарта) аудиторской деятельности  в аудиторском заключении следует указывать следующие сведения об аудируемом лице:

• организационно-правовая форма;

• наименование;

• место нахождения.

Оценка аудитором  соблюдения аудируемым лицом требований законодательства, регулирующего его  деятельность, является крайне сложным вопросом. Основным стандартом аудиторской деятельности, регулирующим данный аспект, является правило (стандарт) аудиторской деятельности «Учет требований нормативных правовых актов  Республики Казахстан в ходе аудита». Общее требование стандарта заключается в следующем: аудитор не несет ответственности за несоблюдение законодательства аудируемым лицом, но должен получить достаточные надлежащие доказательства соблюдения тех нормативных актов, которые, по мнению аудитора, оказывают влияние на определение существенных величин и раскрытие информации в бухгалтерской отчетности.

Следует отметить, что  вопрос о соотношении соблюдения нормы законодательства и правильности бухгалтерского учета является крайне сложным. Например, некоммерческая организация  распределила полученную от предпринимательской  деятельности прибыль между учредителями, что запрещено действующим гражданским законодательством. В бухгалтерском учете записи по распределению прибыли отражены в соответствии с требованиями плана счетов бухгалтерского учета и инструкции по его применению. Возникает сложная ситуация: незаконное основание совершения сделки и правильная бухгалтерская запись. Решать этот и аналогичные вопросы следует следующим образом: если несоблюдение законодательства несет высокую вероятность оспаривания величины актива, пассива или крупных финансовых выплат аудируемым лицом и/или потенциальную угрозу банкротства, вопрос соблюдения данной нормы законодательства должен рассматриваться аудитором в ходе аудиторской проверки. Если несоблюдение требования законодательства потенциально не влечет таких последствий, специальное рассмотрение данного вопроса в ходе аудита не требуется.

Например, Закон об акционерных обществах устанавливает  множество достаточно разнообразных  норм. Рассмотрим возможность влияния  некоторых из них на данные бухгалтерской  отчетности или потенциальную угрозу банкротства. «В открытом обществе не допускается установление преимущественного права общества или его акционеров на приобретение акций, отчуждаемых акционерами этого общества». Закон об акционерных обществах, ст. 7, п. 2. Допустим, данная норма была нарушена. И хотя нарушение ущемляет права других участников акционерного общества, но непосредственного влияния на формирование показателей бухгалтерской отчетности это нарушение не оказывает, поэтому требование соблюдения данного пункта нормативного акта в стандартную программу аудита не включается. В противном случае аудитору пришлось бы проверять соблюдение всех пунктов закона, регулирующего деятельность аудируемого лица, что превратит аудиторскую проверку из оценки достоверности бухгалтерской отчетности в разновидность надзора за соблюдением всего законодательства.


Информация о работе Аудит учредительных документов