Аудит учета кредитов и займов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 15:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы –теоретическое исследование, анализ и разработка практических рекомендаций по проведению аудиторской проверки кредитов и займов.
Задачи:
• проанализировать методику проведения аудиторской проверки,
• рассмотреть источники проверки,
• изучить порядок проведения аудиторской проверки,
• выяснить причины допущенных нарушений,
• выработать рекомендации по улучшению экономической работы предприятия, в особенности по совершенствованию учета и анализа хозяйственной деятельности.

Содержание

Введение стр. 2
Глава I. Методика аудита кредитов и займов стр. 9
1.1. Источники информации для проверки стр. 9
1.2. Планирование аудиторской проверки стр. 15
1.3 Методы получения аудиторских доказательств стр. 18
Глава II.
Аудиторская проверка учета кредитов и займов стр. 27
2.1. Аудиторская проверка учета кредитов стр. 28
2.2. Аудиторская проверка учета займов стр. 36
2.3. Проверка правильности отражения
в учете хозяйственных операций стр. 44
2.4 Типовые нарушения стр. 51
Глава III.
Порядок проведения аудиторской проверки на примере
ОАО «Электроагрегат» и ЗАО «Резинотехника» стр. 56
3.1 Планирование аудиторской проверки
ОАО «Электроагрегат» стр. 56
3.2 Аудиторская проверка учета кредитов и займов
ОАО «Электроагрегат» стр. 57
3.3 Аудиторская проверка учета кредитов и займов
ЗАО «Резинотехника» стр. 61
Заключение стр. 70
Список литературы стр. 74

Вложенные файлы: 1 файл

Аудит учета кредитов.doc

— 311.50 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что большое количество предприятий, где только часть бухгалтерского учета компьютеризирована, синтезируют журнально-ордерную или мемориально-ордерную форму учета с автоматизированной. Синтез заключается в том, что такие участки учета, как расчетный счет, касса, учет материалов, расчеты с поставщиками и подрядчиками, дебиторами и кредиторами, ведутся на компьютере, поскольку с этими участками сопряжено большое количество хозяйственных операций, а остальные участки учета ведутся по мемориально-ордерной или журнально-ордерной форме счетоводства.

Учет кредитов при мемориально-ордерной форме счетоводства ведется в  мемориальном ордере, которому присваивают  определенный номер, а при журнально-ордерной форме счетоводства – в журнале-ордере № 4.

Если бухгалтерский учет на предприятии  полностью компьютеризован, то в программе, при помощи которой обрабатываются первичные данные, предусмотрен, как правило, большой перечень самых разнообразных форм. В бухгалтерских программах наиболее часто встречаются следующие формы:

  • журнал-ордер по счету;
  • карточка по счету;
  • анализ счета;
  • обороты по счету на определенную дату.

При аудите банковских кредитов, учет которых ведется экономическим  субъектом с помощью компьютера, аудитору следует запросить распечатку такой формы, из которой он сможет получить интересующую его информацию в различных разрезах.

Бухгалтерская отчетность, в которой находит отражение учет кредитов и займов, должна включать следующие документы:

  • официальную бухгалтерскую отчетность

бухгалтерский баланс по ф. № 1,

отчет о прибылях и убытках по ф. № 2,

отчет о движение денежных средств по ф. № 3,

отчет о движении капитала по ф. № 4,

приложение к бухгалтерскому балансу  по ф. № 5,

  • отчетность, предоставляемую в соответствии с законодательством в органы Государственного комитета РФ по статистике;
  • расчеты по налогам и платежам;
  • расчеты, предоставляемые в государственные социальные внебюджетные фонды, и другие формы отчетности.

Также, в отчетности обязательно  надо указать:

  • задолженность по основным видам займов и кредитов, а также все изменения ее величины;
  • все условия погашения выданных векселей и размещенных облигаций;
  • сроки погашения основных видов займов, кредитов и других заемных обязательств;
  • суммы затрат на займы и кредиты, включенные в операционные расходы и в стоимость инвестиционных активов.

Банковские кредиты находят отражение в бухгалтерском балансе, отчете о движении денежных средств, приложении к бухгалтерскому балансу.

 

1.2. Планирование аудиторской проверки

Планирование аудита является одним из важнейших процессов в осуществлении аудиторской проверки. Нормы, применяемые при этом, описаны в Правиле (стандарте) аудиторской деятельности «Планирование аудита» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25.12.1996 года, Протокол № 6).

Процесс планирования аудита заключается в следующем:

- Определении его стратегии  и тактики;

- Составлении общего  плана аудиторской проверки;

- Разработке аудиторской  программы;

- Определении объема  конкретных аудиторских процедур;

- Оценке объема аудиторской  проверки.

В соответствии с указанным  стандартом аудиторская фирма или аудитор, работающий самостоятельно в качестве предпринимателя, должны планировать аудит еще до написания письма-обязательства и заключения договора с экономическим субъектом о проведении аудита.

Качественное проведение аудиторской проверки невозможно без разработки общей стратегии дальнейшей работы и детального подхода, определения времени осуществления и объема аудиторских процедур. Объем планирования аудита всецело зависит от величины проверяемого предприятия, сложности данного аудита, предыдущего опыта аудиторской работы на данном предприятии и знания деятельности клиента.

Как показывает опыт, на планирование аудита приходится 5-10% времени, затраченного на проверку в целом, не являющуюся первой при работе с данным клиентом. В случаях, когда аудиторская проверка производится на предприятии и данной аудиторской фирмой впервые, затраченное на планирование время может составить до 20%. Это объясняется тем, что планирование аудита должно базироваться на знании деятельности клиента, тщательном изучении ее особенностей и условий окружающей клиента окружающей среды.

Следует отметить, что каждая аудиторская  фирма или аудитор, работающий самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, в соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Планирование аудита» составляет собственный план и программу аудиторской проверки предприятия.

Последовательность аудиторской  проверки кредитов и займов состоит  из следующих этапов.

  1. Инвентаризация остатков по полученным кредитам и займам.
  2. Анализ.

2.1 Договоров с банком, договоров о займах.

2.2 Порядка кредитования и оформления кредитов.

2.2.1 Сроки и уплаченные  проценты.

2.2.2 Проверка соблюдения  законодательства

2.3 Соблюдение валютного законодательства

2.4 Наличие необходимых разрешений, лицензий.

3. Полнота полученных кредитов и займов.

3.1 Проверка целевого использования и проверка своевременности погашения

3.1.1 Отражение в учетных  регистрах.

3.1.2 Отражение в отчетности.

Аудиторская проверка должна быть тщательно спланирована исходя из произведенной аудитором оценки надежности системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля.

 Цель данной аудиторской  проверки – получить достаточные  доказательства достоверности показателей  отчетности, отражающих задолженность  организации по полученным заемным средствам.

 

1.3. Методы получения аудиторских доказательств

Для того чтобы сделать обоснованные выводы о правильности отражения  в бухгалтерском учете хозяйственных  операций, связанных с получением кредита, аудитору следует собрать  аудиторские доказательства.

Согласно п. 2.3 Правила (стандарта) аудиторской деятельности «Аудиторские доказательства» аудиторские доказательства могут быть внутренними, внешними и  смешанными.

Внутренние аудиторские доказательства включают информацию, полученную от экономического субъекта в письменном или устном виде.

Внешние аудиторские доказательства формируются из информации, полученной от третьей стороны в письменном виде (обычно по письменному запросу  аудиторской организации).

 Смешанные аудиторские доказательства вбирают информацию, полученную от экономического субъекта в письменном или устном виде и подтвержденную третьей стороной в письменном виде.

Наибольшую ценность и достоверность  для аудиторской организации  представляют внешние доказательства.

Все собранные доказательства отражаются аудитором в его рабочих документах, составленных в виде записей об изучении и оценке постановки бухгалтерского учета и организации внутреннего контроля, а также бланков, таблиц и протоколов, отражающих планирование, выполнение и изложение результатов аудиторских процедур. Данные полученных доказательств используются при составлении аудиторского заключения и отчета руководству проверяемого экономического субъекта по результатам аудита.

Доказательства, которые  получены аудитором самостоятельно в процессе исследования хозяйственных операций, связанных с получением кредита, являются наиболее ценными.

Определение достаточности аудиторских  доказательств зависит от следующих  факторов:

  • степени аудиторского риска, т.е вероятности принятия неверного решения аудиторской организацией;
  • наличия свидетельства от независимого источника (третьих лиц) как более достоверного, чем полученное непосредственно от сотрудников экономического субъекта;
  • получение аудиторского доказательства на основе данных системы внутреннего контроля, которое является тем более достоверным, чем лучше состояние системы внутреннего контроля;
  • получение информации в результате самостоятельного анализа или проверки аудиторской организации как более достоверной, чем сведения, полученные от других лиц;
  • получение аудиторских доказательств в форме документов и письменных показаний как более достоверных, чем показания в устной форме;
  • возможности сопоставления выводов, сделанных в результате использования доказательств, полученных из различных источников. 

Аудиторский риск уменьшается, если аудитор использует доказательства, полученные из различных источников и разные по форме представления. Если доказательства, полученные из одного источника, противоречат доказательствам, полученным из другого источника, то аудитору необходимо использовать дополнительные аудиторские процедуры, чтобы разрешить возникшие противоречия и быть уверенным в достоверности собранных доказательств и обоснованности полученных выводов.

Наиболее распространенные способы получения аудиторских доказательств при аудите кредитов и займов:

  • проверка арифметических расчетов клиента;
  • инвентаризация;
  • проверка правил учета отдельных хозяйственных операций;
  • подтверждение;
  • устный опрос персонала, руководства экономического субъекта независимой стороны;
  • проверка документов;
  • прослеживание;
  • аналитические процедуры.
Проверка арифметических расчетов (пересчет) клиента заключается в проверке арифметической точности источников документов и бухгалтерских записей и в выполнении независимых подсчетов.

Пересчет, как правило, осуществляется выборочно. При проведении аудиторской  выборки аудиторские организации  обязаны следовать требованиям, установленным Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Аудиторская выборка» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25.12.96 Протокол № 6). Аудиторская организация может осуществлять проверку с использованием ЭВМ, если экономический субъект ведет бухгалтерский учет с применением компьютерных средств.

Инвентаризация – прием, который позволяет получить точную информацию о наличии имущества экономического субъекта, ориентировочную информацию о состоянии и стоимости такого имущества. Инвентаризации подлежат имущество клиента и его финансовые обязательства.

В ходе аудиторской проверки аудиторы могут наблюдать за процессом проведения инвентаризации. Это может помочь аудиторской организации правильно оценить надежность системы бухгалтерского учета и действенность системы внутреннего контроля. Если она оценит надежность системы внутреннего контроля в целом или надежность отдельных средств контроля как высокую, то она вправе разумным образом снизить количество элементов учета, проверяемых в ходе аудиторской выборки.

До начала проведения инвентаризации экономическим субъектом аудиторская организация обязана:

  • выяснить, как часто проводилась инвентаризация имущества и финансовых обязательств;
  • проверить бухгалтерскую документацию по ранее проводившимся экономическим субъектом инвентаризации.

В процессе проверки аудитор знакомится с инвентаризационными описями и актами инвентаризации, в которых в процессе проведения инвентаризации фиксируются сведения о фактическом наличии имущества и финансовых обязательств.

В ходе планирования проверки по кредитам аудитор обращает особое внимание на следующие моменты:

  • проводилась ли инвентаризация расчетов с банком;
  • имеет ли место расхождения между кредиторской задолженностью банку (банкам) по полученным ссудам, отраженной в учете и фактически имевшей место;
  • как были оформлены бухгалтерские записи по приведению задолженности к фактически имевшей место (если в ходе инвентаризации были выявлены расхождения).

Проверка соблюдения правил учета  отдельных хозяйственных операций позволяет аудиторской организации  осуществлять контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией.

Полученная информация считается  достоверной только в том случае, если она появилась непосредственно  в момент исследования этих операций.

Получение аудиторских  доказательств способом проверки документов заключается в том, что аудитор должен убедиться в реальности определенного документа. Для этого рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операции в учете вплоть до того первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесообразность  выполнения данной операции.

Информация о работе Аудит учета кредитов и займов