Аудит учета кредитов и займов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 15:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы –теоретическое исследование, анализ и разработка практических рекомендаций по проведению аудиторской проверки кредитов и займов.
Задачи:
• проанализировать методику проведения аудиторской проверки,
• рассмотреть источники проверки,
• изучить порядок проведения аудиторской проверки,
• выяснить причины допущенных нарушений,
• выработать рекомендации по улучшению экономической работы предприятия, в особенности по совершенствованию учета и анализа хозяйственной деятельности.

Содержание

Введение стр. 2
Глава I. Методика аудита кредитов и займов стр. 9
1.1. Источники информации для проверки стр. 9
1.2. Планирование аудиторской проверки стр. 15
1.3 Методы получения аудиторских доказательств стр. 18
Глава II.
Аудиторская проверка учета кредитов и займов стр. 27
2.1. Аудиторская проверка учета кредитов стр. 28
2.2. Аудиторская проверка учета займов стр. 36
2.3. Проверка правильности отражения
в учете хозяйственных операций стр. 44
2.4 Типовые нарушения стр. 51
Глава III.
Порядок проведения аудиторской проверки на примере
ОАО «Электроагрегат» и ЗАО «Резинотехника» стр. 56
3.1 Планирование аудиторской проверки
ОАО «Электроагрегат» стр. 56
3.2 Аудиторская проверка учета кредитов и займов
ОАО «Электроагрегат» стр. 57
3.3 Аудиторская проверка учета кредитов и займов
ЗАО «Резинотехника» стр. 61
Заключение стр. 70
Список литературы стр. 74

Вложенные файлы: 1 файл

Аудит учета кредитов.doc

— 311.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

“НОВОСИБИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”

ТОМСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

Экономико-юридический факультет

 

 

 

Кафедра бухгалтерского учета и статистики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АУДИТ КРЕДИТОВ, ЗАЙМОВ, ССУД

 

(Курсовая работа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

студентка 4 курса

группы 561

Ю.В. Лахина

 

Научный руководитель

Канд. экон. наук, доцент

В. В. Коновалова

 

 

 

 

 

 

 

Томск 2009 
План

 

Введение           стр. 2

Глава I.  Методика аудита кредитов и займов    стр. 9

1.1.   Источники информации  для проверки     стр. 9

1.2.   Планирование аудиторской  проверки     стр. 15

1.3    Методы получения аудиторских  доказательств   стр. 18

Глава II.

Аудиторская проверка учета  кредитов и займов    стр. 27

2.1.   Аудиторская проверка  учета кредитов    стр. 28

2.2.   Аудиторская проверка  учета займов     стр. 36

2.3.   Проверка правильности  отражения    

       в учете хозяйственных  операций     стр. 44

2.4    Типовые нарушения          стр. 51

Глава III.

 Порядок проведения  аудиторской проверки на примере 

ОАО «Электроагрегат» и  ЗАО «Резинотехника»    стр. 56

    1. Планирование аудиторской проверки

ОАО «Электроагрегат»      стр. 56

    1. Аудиторская проверка учета кредитов и займов

ОАО «Электроагрегат»   стр. 57

    1. Аудиторская проверка учета кредитов и займов

ЗАО «Резинотехника»  стр. 61                                            

Заключение          стр. 70

Список литературы         стр. 74

Приложения         стр. 78

 

 

Введение

Переход России к рыночным отношениям выявил необходимость создания новых  экономических институтов, регулирующих взаимоотношения различных субъектов  предпринимательской деятельности, среди которых достойное место  должен занять институт аудиторства. Его главная цель – обеспечить контроль за достоверностью информации, отражаемой в бухгалтерской и налоговой отчетности. Данные по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций у юридических объектов могут быть объективно подтверждены независимым аудитом.

В настоящее время у большинства  предприятий возникает потребность  в заемных средствах, и они  вынуждены обращаться за помощью  к различного рода кредиторам: банкам, кредитным организациям, частным  лицам, предприятиям с устойчивым финансовым положением, имеющим свободные денежные средства.

Цель работы –теоретическое исследование, анализ и разработка практических рекомендаций по проведению аудиторской проверки кредитов и займов.

Задачи:

  • проанализировать методику проведения аудиторской проверки,
  • рассмотреть источники проверки,
  • изучить порядок проведения аудиторской проверки,
  • выяснить причины допущенных нарушений,
  • выработать рекомендации по улучшению экономической работы предприятия, в особенности по совершенствованию учета и анализа  хозяйственной деятельности.

Получение кредита – очень важный и ответственный шаг для предприятия. Получив кредит (при разумном его  использовании), предприятие имеет  дополнительную возможность для  своего дальнейшего развития и увеличения объемов производства продукции (работ, услуг). Ответственность же этого шага заключается в появлении новых обязательств.

Несмотря на кажущуюся простоту отражения в учете предприятия  полученных кредитов, при аудиторских  проверках выявляется довольно большое количество ошибок и нарушений. Ошибки возникают как при оформлении кредитных отношений),предприятия квалифицируют как получение кредита, получение заемных денежных средств от предприятий и организаций, не имеющих лицензий Центрального банка Российской Федерации на осуществление кредитных операций), так и при отражении в учете операций с заемными средствами и исчисление налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Отражение в учете полученного  кредита включает три следующие  хозяйственные основные операции:

  • получение кредита;
  • возврат кредита;
  • начисление и уплату процентов за пользование кредитными средствами.

По первым двум хозяйственным операциям  ошибки и нарушения встречаются  реже, чем при отражении в учете  процентов по  кредитам.

На основе деятельности ООО “Межениновская птицефабрика” проанализируем методику проведения аудиторской проверки кредитов и займов, а также выработаем практические рекомендации по  наилучшему осуществлению хозяйственной деятельности данных предприятий.

Общество с ограниченной ответственностью “Межениновская птицефабрика” – это птицеводческое предприятие с незамкнутым циклом производства, специализирующееся в производстве мяса бройлеров кросса ISA-YV.

 

Глава 1. Методика аудита кредитов и  займов

Для осуществления аудиторской проверки учета кредитов и займов аудитору следует руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности в Российской Федерации:

  • «Аудиторские доказательства»;
  • «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита»;
  • «Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита»;
  • «Аналитические процедуры»;
  • «Действия аудитора при выявлении искажений в бухгалтерской отчетности»;
  • «Аудиторская выборка»;
  • «Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете»;
  • «Применимость допущения непрерывности деятельности».

 

1.1. Источники информации  для проверки

Информационной базой для проверки кредитов и займов являются:

  • Учетная политика предприятия.
  • Первичные документы по разделу (участку) учета:
  • Регистры аналитического учета по разделу (участку) учета.
  • Регистры синтетического учета по разделу (участку) учета.
  • Бухгалтерская отчетность.

В учетной политике необходимо указать  такие сведения:

  • состав и порядок списания дополнительных затрат на займы;
  • способ начисления и распределения процентов по заемным обязательствам;
  • порядок учета доходов от временного вложения заемных средств.

В учетной политике предприятия  представлено описание альтернативных учетных решений, выбор которых  предоставлен экономическому субъекту.

Альтернативным учетным решением по учету банковских кредитов в данном случае может быть способ начисления и учета процентов по полученным кредитам.

До 1 января 1999 года предприятие самостоятельно выбирало и описывало в своей  учетной политике один из вариантов  учета банковских процентов.

При первом способе проценты за пользование банковским кредитом отражаются в учете предприятия по мере оплаты и отражаются следующей бухгалтерской записью:

Дебет счета 20 (26, 99)

Кредит счета 51 (52) – на сумму  начисленных и уплаченных процентов.

Второй способ заключается в том, что проценты за пользование банковским кредитом начисляются. В бухгалтерском учете при этом делают запись:

Дебет счета 20 (26,99)

Кредит счета 66 (67) – на сумму  начисленных процентов;

Дебет счета 66 (67)

Кредит счета 51 (52) – на сумму уплаченных процентов.

В случаях, когда на предприятии  используют второй способ учета банковских процентов, начисленные проценты учитываются  отдельно от кредитов.

К нормативным документам, регулирующим вопросы получения заемных средств, бухгалтерского учета и налогообложения операций с ними относят:

Договоры и  первичные документы по оформлению и отражению в учете операций по кредитам и займам.

К ним относятся:

  • кредитные договоры и договоры займа;
  • дополнительные соглашения к кредитным договорам об изменении процентных ставок по кредиту;
  • другие условия кредитных договоров:

выписки банков из лицевых счетов организаций по движению кредитов и  займов;

  • кассовая книга:

приходные кассовые ордера;

расходные кассовые ордера;

  • объявления на взнос наличными;
  • приказы руководителя и акты инвентаризации расчетов;
  • документы, подтверждающие целевое использование кредита или займа;
  • приказ об учетной политике.

Согласно п. 14 Положения по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в РФ перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.

Документы, которыми оформляются хозяйственные  операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации  и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.

Без подписи главного бухгалтера или  уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются  недействительными и не должны приниматься  к исполнению. Под финансовыми и кредитными обязательствами понимаются документы, оформляющие финансовые вложения организации, договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту.

В случае разногласий между руководителем  организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций первичные учетные документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций и включения данных о них в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность.

Регистры аналитического учета. Планом счетов бухгалтерского учета устанавливается состав обязательных аналитических группировок по каждому бухгалтерскому счету.

Экономический субъект в соответствии с принятой учетной политикой, разработанными системами управленческого, финансового  налогового учета, применяемой формой счетоводства может применять различные  регистры аналитического учета –  карточки, ведомости, журналы, а также их машинные аналоги.

Аналитический учет по банковским кредитам на предприятии должен быть организован  в следующих разрезах:

  • по видам кредитов (рублевый, валютный);
  • по банкам, у которых он был получен;
  • по целевому назначению кредитов;
  • по срокам (просроченные кредиты; кредиты, срок погашения которых еще не наступил);
  • по участию в корректировке налогооблагаемой прибыли для целей налогообложения.

Тщательно продуманный и хорошо поставленный аналитический учет банковских кредитов у экономического субъекта поможет не только в работе бухгалтеру данного предприятия, но и проверяющим лицам проверить правильность начисления процентов по этим кредитам.

При аудите банковских кредитов аудитор  часто встречается с тем, что  на предприятии не ведется аналитический  учет кредитов. Поэтому в целях экономии рабочего времени аудитору не всегда следует сразу приступать к проверке правильности начисления процентов по банковским кредитам, если на предприятии плохо отлажен аналитический учет кредитов. В подобных случаях аудитору следует сгруппировать все кредитные договоры по определенным признакам и только затем начать проверку правильности начисления и отражения в бухгалтерском учете предприятия процентов по банковским кредитам или поручить выполнить эту работу работникам бухгалтерии проверяемого предприятия (соответственно скорректировав затраты времени на проведение проверки).

Регистры синтетического учета. Состав регистров синтетического учета зависит от применяемой на предприятии формы бухгалтерского учета (формы счетоводства). Методика проведения детальной проверки должна содержать перечень регистров синтетического учета, характерных для каждой формы счетоводства. Кроме того, данный раздел методики должен содержать образцы регистров синтетического учета, описание принципов их заполнения и взаимосвязи с другими регистрами.

В настоящее время на российских предприятиях применяют следующие  основные формы учета:

  • журнально-ордерную;
  • мемориально-ордерную;
  • автоматизированную.

Информация о работе Аудит учета кредитов и займов