Аудит основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 00:15, курсовая работа

Краткое описание

Задачи аудита операций с основными средствами можно подразделить на основные и дополнительные.
При решении основных задач аудита основных средств осуществляется проверка правильности:
- документального оформления и своевременного отражения в учетных регистрах поступления основных средств;
- начисления и отражения в учете сумм износа;
- определения финансовых результатов при выбытии (ликвидации) основных средств;
- документального оформления и отражения в соответствующих учетных регистрах операций по движению основных средств.

Содержание

Введение
Глава 1. Аудит операций с основными средствами
Цели, задачи и объекты аудиторской проверки основных средств
Рабочая программа аудита операций с основными средствами
Глава 2. Методика аудита основных средств
2.1 Аудит поступления и выбытия основных средств
2.2 Проверка порядка налогообложения операций поступления и выбытия основных средств
2.3 Аудит операций по учету амортизации основных средств
2.4 Аудит расходов на ремонт основных средств
2.5 Отчет аудитора по проверке основных средств ООО «Маяк»
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курс аудит.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

Налоговое законодательство позволяет организациям самостоятельно избрать метод начисления амортизации  не по всем основным средствам. Статьей 259 НК РФ определен перечень основных средств, по которым применяется только линейный метод (здания, сооружения, передаточные устройства и др.).

Результаты проверки начисления амортизации в налоговом  учете влияют на мнение аудитора в  отношении достоверности формирования налоговой базы по налогу на прибыль, так как сумы начисленной амортизации формируют расходы, связанные с производством и реализацией.

 

2.4 Аудит расходов на ремонт основных средств

 

Ремонт объектов основных средств представляет собой комплекс технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных качеств как объекта основных средств в целом, так и его отдельных конструкций. Помимо технического осмотра, мелкого и среднего ремонта основных средств организации осуществляют также их восстановление в виде капитального ремонта разной степени сложности. Таким образом, указанные затраты организаций имеют либо текущий характер, либо являются долговременными вложениями.

Бухгалтерский учет ремонта  объектов основных средств должен обеспечивать:

  • правильное документальное оформление всех ремонтных работ;
  • выявление объема и себестоимости выполненных ремонтных работ;
  • контроль использования средств, выделенных на проведение
  • ремонтных работ, по назначению;
  • выявление отклонений (экономии или перерасход) фактических затрат
  • на ремонтные работы от утвержденных смет (при выполнении ремонта хозяйственным способом).

Аудиторская проверка показывает, что налоговые органы в первую очередь обращают внимание на подобного  рода затраты организации (поскольку  их величина подчас соизмерима с балансовой стоимостью ремонтируемого объекта), но тем не менее нормативно обосновать элементы перестройки и реконструкции они не могут и вынуждены соглашаться с отнесением столь больших сумм на производственные затраты. В подобной ситуации первостепенная роль отводится правильно оформленным первичным документам, подтверждающим характер произведенных ремонтных работ.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При формировании профессионального суждения бухгалтера о признании затрат по ремонту основных средств в качестве расходов от обычных видов деятельности, в первую очередь, нужно исходить из содержания данных операций и оценить, насколько адекватно первичные документы отражают характер выполненных работ, и в случае необходимости получить дополнительные данные от соответствующих производственных и технических служб.

 

    1. Отчет аудитора по проверке основных средств ООО «Маяк»

 

ООО «Маяк» является промышленным предприятием, поэтому для него характерно наличие большого количества основных средств. По состоянию на 1 января 2007г. доля основных средств в общей сумме валюты баланса составляла 28,4%. Однозначных ориентиров для оценки оптимального удельного веса основных средств в общей стоимости активов отечественная и зарубежная практика не предлагает. Увеличение доли основных средств в структуре баланса данного предприятия является результатом значительных инвестиций в основной капитал за счет приобретения современного дорогостоящего оборудования.

Аудит основных средств  начнем с ознакомления с учетной  политикой предприятия в части  организации учета основных средств. Можно отметить, что приказ «Об учетной политике» на данном предприятии имеется и утвержден руководителем предприятия до наступления нового отчетного года. Приказ очень подробно описывает различные правила бухгалтерского учета и методы оценки активов и обязательств. В нем отражены вопросы использования первичных учетных документов по учету основных средств, оценки основных средств, определения срока полезного использования и порядка проведения инвентаризаций. Также имеется приказ о создании постоянно-действующей комиссии по приему и вводу в эксплуатацию основных средств.

Следующим этапом аудита основных средств было установление тождества учетных и отчетных данных. Так по состоянию на 01 января 2007 года в балансе отражена сумма 10 983 031 руб., по данным Главной книги (разница Дебета счета 01 и Кредита счета 02) 10 983 031 руб. 34 коп. Тождество установлено.

В связи с тем, что  предприятием используется автоматизированная система бухгалтерского учета, нет  проблем с использованием унифицированных форм первичной учетной документации. Бухгалтерией ООО «Маяк» они используются в полной мере. 2006 год для предприятия был годом приобретения основных средств. Для осуществления уставной деятельности было приобретено промышленное оборудование у специализированной фирмы, осуществляющей поставку из Германии. Договорами на поставку было предусмотрено, что до момента окончательного расчета (оборудование приобретено с рассрочкой платежа) оно является собственностью поставщика. Договорная стоимость оборудования была выражена в евро, на увеличение стоимости были отнесены также проценты за рассрочку платежа. Бухгалтерией организации оборудование было оприходовано на забалансовый счет. В марте 2007г. после окончательного расчета, предприятию был выставлен счет-фактура, на основании которого были сделаны соответствующие расчеты и оприходовано оборудование на счет 08. На каждый поступивший объект были открыты Инвентарные карточки учета основных средств по форме № ОС-6. Акты приема – передачи основных средств, оформленные также на каждое поступившее основное средство, хранятся в отдельной папке и подписаны всеми членами комиссии. Отдельным приказом по предприятию на каждом технологическом участке назначены материально ответственные лица. Инвентарные номера, присвоенные объектам основных средств, нанесены на них краской. В ходе аудита был проверен порядок отражения НДС по приобретенным основным средствам. НДС был выделен во всех документах, имеющих отношение к поступлению основных средств (договор, счет-фактура, накладные). В расчетных документах на оплату оборудования также выделялся НДС по ставке 18%. Таким образом, хотелось бы отметить хорошую организацию синтетического и аналитического учета основных средств.

Что касается проверки правильности ежемесячного начисления амортизации по основным средствам, то отмечу, что при оформлении Инвентарной карточки были учтены требования по определению срока полезного использования для начисления налоговой амортизации. Приказом «Об учетной политике» выбран линейный способ начисления амортизации. Арифметическая проверка начисления амортизации основных средств не выявила счетных ошибок и неправильного выбора норм амортизационных отчислений. Амортизация начисляется ежемесячно с отражением по кредиту счета 02 и дебету счета 26. Повышающие и понижающие коэффициенты начисления амортизации ООО «Маяк» не применялись.

В связи с отсутствием  у предприятия собственной недвижимости, для осуществления производственной деятельности ООО «Маяк» арендует помещение. Согласно договору аренды текущий ремонт арендованного помещения арендатор осуществляет за свой счет. Поэтому в бухгалтерском учете имеются операции, отражающие текущий ремонт арендованного помещения. Ремонт осуществлялся специализированной организацией имеющей лицензию на осуществление данного вида работ. Копия лицензии, смета являются приложениями к договору и хранятся в бухгалтерии вместе с договором. После окончания ремонта был подписан акт приемки выполненных работ. Затраты по ремонту арендованного помещения были отражены бухгалтерией предприятия по счету 26 «Общехозяйственные расходы».

Согласно приказу «Об  учетной политике» принятым предприятием, инвентаризация основных средств проводится не реже одного раза в три года. В 2006 году она была проведена в связи с поступлением значительного количества объектов основных средств. Был издан отдельный приказ о проведении инвентаризации основных средств. Инвентаризация не выявила недостач или излишков основных средств на дату проведения инвентаризации. В ходе аудита также были проверены договора о полной материальной ответственности с материально ответственными лицами, отвечающими за сохранность основных средств. Они составлены с каждым материально ответственным лицом в двух экземплярах, один из которых хранится в личном деле в бухгалтерии.

Переоценка основных средств за проверяемый период не проводилась. Выбытия основных средств  в виде вклада в уставный капитал других организаций, безвозмездной передачи в ходе аудита не выявлено.

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что учет основных средств в ООО «Маяк» ведется в соответствии с законодательством и не содержит каких-либо ошибок и нарушений. В связи с проведением аудита только одного участка учета, а именно – основных средств, аудиторское заключение выдано не будет.

 

Заключение

 

Целью данной работы является аудит операций с основными средствами. В ходе проведения аудиторской проверки были изучены не только теоретические  аспекты учета и аудита основных средств, но нормативные документы, имеющие отношение к изучаемой проблеме. Главными задачами аудита сохранности, учета основных средств является проверка:

— обеспечения контроля за наличием и сохранностью основных средств;

— правильности отнесения предметов к основным средствам, их группировки по классификации, принадлежности и по характеру участия в производственном процессе;

— правильности оценки основных средств в учете;

— правильности оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств;

— правильности начисления и отражения в учете амортизацияа и ремонтов основных средств;

— правильности и эффективности использования основных средств;

— правильности отражения данных о наличии и движении основных средств в бухгалтерском учете и отчетности.

Проверке правильности оценки основных средств аудитор  должен уделить самое пристальное внимание, т.к. от правильности оценки основных средств в конечном итоге зависит:

— правильность отражения финансовых результатов;

— правильность расчетов с бюджетом по налогу на имущество(т.к. стоимость основных средств является одним из источников начисления налога на имущество);

— правильность составления бухгалтерской отчетности по основным средствам. На основании первичных документов по приходу основных средств необходимо проверить правильность оценки основных средств.

В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации основные средства отражаются в учете по первоначальной стоимости.

Использованная методика проведения аудита позволила провести аудит операций с основными средствами сплошным способом. Оформление документов и порядок учета операций соответствуют требованиям, предъявляемым к ним. В ходе аудита не выявлено существенных ошибок или нарушений, способных повлиять на изменение финансовых результатов деятельности предприятия. Хорошая организация бухгалтерского учета хозяйственных операций, в том числе и операций с основными средствами способствует полному и своевременному отражению всех совершаемых операций на счетах бухгалтерского учета с использованием не только унифицированных форм первичной учетной документации, но и самостоятельно разработанных форм.

 В качестве рекомендации можно посоветовать руководству ООО «Маяк» применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов, используемых в процессе производства промышленной продукции. Данная норма определена в ст. 10 Закона о государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации, каковым является ООО «Маяк».

 В связи с тем, что проверке подвергалась лишь документация в части операций с основными средствами оснований для формулирования аудиторского заключения в целом по предприятию не достаточно. Но хотелось отметить, что применяемый линейный способ начисления амортизации отвечает выбранной цели предприятия о поддержании стабильного уровня рентабельности и умеренного уровня накопления амортизационных отчислений.

 

Список использованной литературы:

 

  1. Налоговый Кодекс Российской Федерации, часть первая и вторая
  2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ (изменениями и дополнениями от 23.07.1998 № 123-ФЗ).
  3. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 № 119-ФЗ (ред. от 30.12.2001)// «Парламентская газета», № 152-153, 14.08.2001
  4. Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (ред. от 08.08.2003) «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»// «Российская газета», № 3, 09.01.2002
  5. Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н (ред. от 18.05.2002) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01» // «Российская газета», № 91-92, 16.05.2001
  6. Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» // «Финансовая газета», № 33, 2003
  7. «Общероссийский классификатор основных фондов» ОК 013-97 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359) (ред. от 14.04.1998)
  8. Постановление Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» // «Финансовая газета», № 11, 2003
  9. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. – М.: Информационное агентство ИПБ-БИНФА, 2001. – 176с.
  10. Гладышева Ю.П. Амортизация основных средств в новой редакции главы 25 НК РФ // «Аудиторские ведомости», № 10, 2007
  11. Глушков И.Е. Бухгалтерский учет на современном предприятии. Эффективное пособие по бухгалтерскому учету. М.: Кнорус, Новосибирск.: ЭКОР, 2006.- 797с.
  12. Зайцева О.П., Аманжолова Б.А. Аудит основных средств: принципы формирования и основные процедуры проверки // «Аудиторские ведомости», № 7, 2007
  13. Костюк Г.И. Проверка бухгалтерской отчетности аудитором // «Бухгалтерский учет», № 4, 2006
  14. Макарьев И.Н. Проверка правильности использования основных средств // «Налоговый вестник», № 3, 2008
  15. Стандарты аудиторской деятельности. – М.: Издательство ПРИОР, 2007.- 520с.

Информация о работе Аудит основных средств