Аудит операций по расчетному счету

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

Цели проведения аудита по операциям на расчетном счете:
– правильность оформления расчетных документов в банке;
– целесообразность совершенных операций;
– соответствие перечисленных сумм кредиторской задолженности или формам оплаты согласно договору;
– соответствие остатка денег на расчетном счете с балансом предприятия;
– правильность обобщения всех хозяйственных операций на синтетических и аналитических счетах и их формирование в журнале-ордере №2 и Главной книге.

Содержание

1. Цели проверки и источники информации 2
2. Бухгалтерский учет на расчетном счете и переводов в пути 5
3. Проверка операций на расчетном счете 9
4. Проверка операций по движению денежных средств на специальных счетах в банках и переводов в пути 13
5. Типичные нарушения ведения операции на расчетном счете 15
6. Практический пример 17
Список использованной литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

Аудит операций по расчетному счету.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

Никаких исправлений, подчисток, помарок не допускается.

2. Обычно галочкой на выписке  показывают, что проверено наличие  документов. Это допускается.

Если нет документа, то может быть эта операция- получение наличных денег по чеку. (оправдательный документ- корешок денежного чека, он хранится в чековой книжке, в сейфе- аудитор может посмотреть). Бухгалтер обычно ставит в выписке “чек”. В выписке- 3 последних цифры денежного чека.

Если выявлены исправления в выписках, то аудитор должен обратиться в банк и все проверить.

Первичные документы (которые прикладываются к банковской выписке) должны быть сгруппированы по определенному порядку: сначала все приходные, потом- все расходные.

Аудитор тщательно сверяет суммы в этих документах с суммами банковских выписок. На выписках должен стоять штамп банка. Если его нет, то надо запросить банк.

Аудитор проверяет законность операции. Для этого надо проверить (предварительно) уставные документы (какой характер деятельности является законным для данной организации), проверить наличие договоров с клиентами, кредитных договоров. (Эта работа занимает много времени). До начала проверки аудитор должен проследить, чтобы все договора были подшиты по хронологии заключения и чтобы был реестр договоров (это упрощает работу аудитора).

3. Проверка банковских документов  по существу. Здесь проверяются  конкретные операции (проверка денежных  потоков, в ходе этой проверки  выявляется наличие других объектов  проверки).

Например, в выписке банка есть сведения о полученных кредитах (их много), то это отдельный раздел аудиторской проверки.

Например, в выписке сведения, что перечислены средства за какое-либо имущество, то аудитор по учетным регистрам потом проверяет, оприходовано ли это имущество.

То есть операции на расчетном счете являются начальным этапом тематических аудиторских проверок.

  При  проверке правильности отражения  в балансе денежных средств  не следует ограничиваться только  сопоставлением их остатков по  Главной книге с балансовыми  данными. Необходимо провести хотя  бы выборочную проверку правильности ведения операций по расчетному счету (не менее чем за 3–4 месяца) с привлечением всех необходимых учетных регистров и первичных документов. Это позволит также сделать определенные выводы о правильности ведения бухгалтерского учета на предприятии и определить круг тех операций (и счетов), проверке которых должно быть уделено особое внимание.

Балансовая статья «Расчетный счет» должна отражать остатки денежных средств по счету 51 «Расчетный счет» и совпадать с соответствующими выписками банков по расчетному счету.

  Анализ операций, совершенных в  отчетном периоде, осуществляется  путем тщательного изучения выписок  с приложенными к ним платежными документами. Такая проверка позволяет выявить бездокументальное списание средств или перечисление средств на одни цели, в то время как приложенные документы подтверждают другие цели. Одновременно банковские документы изучаются по существу. Аудитору необходимо выяснить: допускаются ли незаконные банковские Операции (при отсутствии договоров между предприятиями, по бестоварным счетам и т. п.); полноту и своевременность оприходования оплаченных товарно-материальных ценностей, достоверность документов на получение ссуд или предоставление займов; правильность и законность операций с аккредитивами, векселями и др.

При проверке поступивших на счета денежных средств следует установить правильность их учета и полноту зачисления. Перечисленную покупателями выручку сверяют с записями в учетных регистрах по счетам учета реализации (90«Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы»,) и по счетам учета расчетов с покупателями и заказчиками (62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»). Поступление денежных средств от прочих дебиторов (по договорам аренды, простого товарищества, штрафных санкций и др.) проверяют по данным выписок и приложенным к ним документам, а при необходимости и по данным учетных записей у организаций-контрагентов (встречная проверка). Выясняется также правильность указания корреспонденции счетов по зачислению денежных средств на счета в банках, своевременность выделения НДС по поступившим суммам выручки, авансов и др. Суммы, не подтвержденные документально, должны учитываться на счете 63 «Расчеты по претензиям».

Аналогично осуществляется контроль операция по списанию денежных средств с расчетного и других банковских счетов. Особое внимание обращается на своевременность и полноту оприходования в кассу полученных из банка наличных денег, законность перечисления средств по счетам поставщиков и прочих кредиторов. Такие операции должны быть подтверждены документально (договорами, актами сдачи-приемки выполненных работ, накладными на материальные ценности и др.). Если предприятие осуществляет переводы сумм заработной платы, удержаний по исполнительным листам и т. д., их обоснованность обеспечивается как наличием первичных учетных документов, так и реальностью указанных в них адресов получателей средств.

Правильность корреспонденции счетов по списанию денежных средств с расчетного счета проверяется по данным учетных регистров по счету 51 . Так, следует уточнить правомерность отнесения на издержки отдельных видов расходов. Как правило, средства, списанные с расчетного и других счетов в банках, предварительно отражаются на счетах учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, разными дебиторами и кредиторами — 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками » и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» , и на счета учета издержек (20,26,44 и др.) непосредственно не относятся. Исключение составляют отдельные расходы по операционным, внереализационным и чрезвычайным операциям, которые сразу списывают на счет 99 «Прибыли и убытки» по мере их оплаты. Тем самым обеспечивается необходимая аналитичность учета, возможность контроля отдельных видов затрат. Поэтому аудитор должен убедиться, что под видом текущих затрат не списаны расходы на капитальные вложения, на научно-исследовательские работы, на оплату социально-бытовых и других услуг, которые должны финансироваться за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения. Для этого проводится сплошная проверка документов и взаимная сверка регистров учета по указанным счетам.

  Если  в ходе проведения аудиторской  проверки аудитор обнаружит отсутствие  оправдательного банковского первичного  документа, или в качестве оправдательного документа будет присутствовать ксерокопия, не заверенная печатью обсуживающего банка , такая операция не может быть признана законной. Аудитор обязан потребовать представление документа, оформленного в установленном порядке. Проверяя оплату счетов за приобретение МЦ необходимо убедиться в полноте поступления и оприходования оплаченных ТМЦ, или полученных услуг. Встречаются случаи совершения незаконных операций, когда под различными предлогами перечисляются деньги, в последствии списываемые по издержке производства, или за счет других источников, а в действительности эти суммы направляются на приобретение различного рода имущества, которое впоследствии присваивается определенными должностными лицами. Необходимо внимательно проверять все сторнировочные проводки по счетам в банках. Встречаются случаи, когда участвующий в хищении денежных средств бухгалтер относит похищенные суммы на соответствующие счета, а потом путем сторнирования делает новые проводки в других учетных регистрах с целью завуалирования истинного положения вещей.

 

4. Проверка операций по движению  денежных средств на специальных  счетах в банках и переводов  в пути

 
  По статье «Прочие денежные  средства» отражаются остатки  средств, учитываемых на счетах 55 «Специальные счета в банках», 50-3 «Денежные документы» и 57 «Переводы в пути».  
На счете 55 учитываются денежные средства на текущих, особых и иных специальных счетах в банках на российской территории и за рубежом, а также средства целевого финансирования и поступлений в той части, которая подлежит обособленному хранению.  
  Основные нормативные документы: ГК РФ(ч.1, ч.2), НК РФ, План счетов б/учета  финансово-хозяйственной деятельности предприятия и инструкция по его применению, Методические указания по инвентаризации имущества  и финансовых обязательств.

  Бухгалтерский  учет операций, связанных с расчетами  по аккредитиву, по чекам, иным  платежным документам, ведется на  счете 55 "Специальные счета в  банках". К нему могут быть  открыты следующие субсчета: 55-1 "Аккредитивы", 55-2 "Чековые книжки", 55-3 "Депозитные счета" и др.

Если на предприятии ведутся подобные расчеты, то аудитору необходимо проверить:

- правильность и законность применения  аккредитивной формы расчетов; 
- правильность документального оформления операций, оплаченных чеками из лимитированных и не лимитированных чековых книжек; 
- наличие депозитных сертификатов, приобретенных у банка (если такие операции были); полноту и правильность документального оформления операций по движению средств целевого финансирования, поступивших от родителей и из прочих источников на содержание социальных учреждений (детского сада, яслей и т.д.); 
- предоставлены ли балансы и другие необходимые документы от структурных подразделений, выделенных на самостоятельный баланс; 
- правильность составления бухгалтерских проводок; 
- соответствие записей в выписках банка по операциям счета 55 (сверяется с главной книгой и журналом-ордером N 3).

    К денежным средствам в пути  относится выручка предприятия  за реализованную продукцию, внесенная  в кассы кредитных учреждений, сберегательные кассы или кассы почтовых отделений для зачисления на расчетный счет. Для учета таких операций используется счет 57 "Переводы в пути". Также на этом счете могут отражаться операции, связанные с продажей иностранной валюты.

Основанием для записей по счету 57 "Переводы в пути" являются копии квитанций банка или почты (например, при сдаче наличных денег), копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам и т.п.

Аудитору необходимо проверить:

- наличие первичных документов; 
- правильность составления бухгалтерских проводок по операциям со средствами в пути; 
- правильность ведения аналитического учета по счету 57 "Переводы в пути".

  На заключительном  этапе проверки данного блока  операций устанавливается реальность и законность операций по счетам 56 «Денежные документы» и 57 «Переводы в пути». На эти счета иногда необоснованно относят просроченную дебиторскую задолженность, искажая тем самым бухгалтерскую отчетность. По счету 56 целесообразно проверить организацию аналитического учета всех хранящихся на предприятии денежных документов (путевок, проездных билетов, выкупленных собственных акций и др.) и порядок учета их движения. По счету 57 выясняется реальное отражение средств, направленных для зачисления на расчетный счет (путем инкассации, сдачи в вечернюю кассу банка, через отделение связи и др.).

5. Типичные нарушения ведения  операции на расчетном счете

 

  Рассмотрим  нарушения и ошибки, которые чаще  всего допускаются при оформлении  операций по расчетному счету. Одновременно отметим, каким нормативным документам они противоречат и что нужно сделать для их устранения.

 

Виды нарушений

Требования законодательства и нормативных актов по ведению операций по расчетному счету

В банковских документах допущены исправления

Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальных первичных документах исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций. Исправления должны быть подтверждены подписями тех же лиц, которые подписали документы ранее. При этом указывается дата внесения исправлений. Это предусмотрено пунктом 5 статьи 9 Федерального закона “О бухгалтерском учете” (далее — Закон

Отсутствуют первичные документы (платежные поручения, выписки по расчетным счетам), которые подтверждают оплату тех или иных расходов, а также являются основанием для зачисления денег на расчетный счет

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, на основании которых в свою очередь ведется бухгалтерский учет (п. 1 ст. 9 Закона). Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными на то лицами

Обороты и остатки по счетам аналитического учета (по нескольким расчетным счетам) не соответствуют данным синтетического учета по счету 51

Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета (п. 4 ст. 8 Закона)

Данные регистров бухгалтерского учета не соответствуют данным бухгалтерской отчетности

Данные бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности формируются на основании регистров бухгалтерского учета, которые предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах. 
Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде компьютерных распечаток, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях (п. 1 ст. 10 Закона)

При формировании регистров бухгалтерского учета пропущены отдельные записи

Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их (п. 2 ст. 10 Закона)


 

 

6. Практический пример

 

 

При проверк е аудитор на предприятие-аптеке «Фармокон» в главной книге по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» обнаружил следующие данные:

Таблица 2

Начальное кредитовое сальдо по счету 60   - 63 215 у.е.

       

Возврат товаров

1 620

Задолженность за товары

234 618

Предоставленные скидки

875

   

Оплаченные счета за товары

178 620

   

Сальдо конечное кредитовое  по счету 60 – 116 718 у.е.


 

Сальдо начальное – 63 215 у.е. – долг аптеки за полученный товар.

При проверке были обнаружены следующие ошибки:

 

  1. Сумма 6217 у.е. уплаченная предприятию «Ферейн», была ошибочно записана в размере 2617 у.е.
  2. Аудитор установил, что платежное поручение фирме «Упса» в сумме 462 у.е. было ошибочно записано по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками  и подрядчиками»

Аптека никогда предварительно не оплачивает товары и не выдает аванса.

 

Требуется исправить выявленные ошибки.

 

Решение:

1. В общей сумме платежей – 178 620 у.е. платеж фирме «Ферейн»  составил 

2 617 у.е..  Однако аудитор выявил, что в платежном поручении, выписанном  на эту фирму, сумма составила 6 217 у.е. В связи с этим главный  бухгалтер по указанию аудитора должен сделать следующую сторнировочную запись:

 

Дт 60        Кт 51   Сумма 2 617 у.е.

А затем восстановительную проводку:

ДТ 60          Кт 51        Сумма 6 217 у.е.

На практике чаще формируют следующую проводку :

 

Дт 60          Кт 51       Сумма 3 600 у.е. (6217-2617=3600)

 

  1. Аудитор должен предложить главному бухгалтеру составить исправительную запись корректурным способом : из кредита счета 60 вычеркивается сумма 462 у.е. и восстанавливается по дебету того же счета 462 у.е.
  2. В результате внесенных изменений счет 60 « Расчеты с поставщиками и подрядчиками» примет следующий вид :

Таблица 3

Сальдо начальное кредитовое – 63 215 у.е.

               

Возврат товаров

1620

   

Поступление товаров

234618

-462

=234156

Предоставленные скидки

875

           

Оплаченные товары

178620

+3600

+462

         

Всего

   

185177

Всего

   

297371

Сальдо конечное кредитовое – 112 194 у.е.

Информация о работе Аудит операций по расчетному счету