Аудит операций по расчетному счету

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

Цели проведения аудита по операциям на расчетном счете:
– правильность оформления расчетных документов в банке;
– целесообразность совершенных операций;
– соответствие перечисленных сумм кредиторской задолженности или формам оплаты согласно договору;
– соответствие остатка денег на расчетном счете с балансом предприятия;
– правильность обобщения всех хозяйственных операций на синтетических и аналитических счетах и их формирование в журнале-ордере №2 и Главной книге.

Содержание

1. Цели проверки и источники информации 2
2. Бухгалтерский учет на расчетном счете и переводов в пути 5
3. Проверка операций на расчетном счете 9
4. Проверка операций по движению денежных средств на специальных счетах в банках и переводов в пути 13
5. Типичные нарушения ведения операции на расчетном счете 15
6. Практический пример 17
Список использованной литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

Аудит операций по расчетному счету.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

  1. Цели проверки и источники информации

Нормативные документы, которыми следует руководствоваться при проведении аудиторской проверки:

  1. Инструкция “О безналичных расчетах в РФ” (утв. ЦБ РФ 9.07.92 № 14);

2. “О порядке обязательной продажи  предприятиями, объединениями, организациями  части валютной выручки через  уполномоченные банки и проведении  операций на внутреннем валютном  рынке РФ “ (утв. ЦБ РФ 29.06.92 № 7 с дополнениями и изменениями);

3. Положение по бухгалтерскому  учету “Учет имущества и обязательств  организации, стоимость которых  выражена в иностранной валюте” (утв. Приказом Минфина РФ от 13.06.95 № 50);

4. План счетов и инструкция  по его применению.

   Информационная база, используемая аудитором при проверке операций по счетам в банке, включает:

основные нормативные документы, регулирующие порядок проведения операций на расчетном, валютном и других счетах в банках и бухгалтерский учет этих операций;

бухгалтерскую отчетность (Бухгалтерский баланс (ф. N 1) и Отчет о движении денежных средств (ф. N 4);

налоговую отчетность (сведения о рублевых счетах и счетах в иностранной валюте);

приказ об учетной политике организации;

регистры синтетического учета операций на счетах в банке;

первичные документы, оформляющие операции по счетам в банке.

По приказу об учетной политике аудитор знакомится:

с рабочим планом счетов, используемых для отражения операций по счетам в банке;

применяемой формой бухгалтерского учета и перечнем регистров по учету денежных средств на счетах в банке;

документооборотом (графиком документооборота) первичных документов, связанных с учетом денежных средств на счетах в банке;

перечнем лиц, которым предоставлено право подписи денежных и расчетных документов по операциям на счетах в банке.

 Цели  проведения аудита по операциям  на расчетном счете:

– правильность оформления расчетных документов в банке;  
– целесообразность совершенных операций;  
– соответствие перечисленных сумм кредиторской задолженности или формам оплаты согласно договору;  
– соответствие остатка денег на расчетном счете с балансом предприятия;  
– правильность обобщения всех хозяйственных операций на синтетических и аналитических счетах и их формирование в журнале-ордере №2 и Главной книге.  
Источники информации:  
– платежное поручение (кому перечислено);  
– платежное требование (был акцепт – оплата с согласия предприятия или нет, целесообразность требования);  
– сводное платежное поручение и требование-поручение;  
– корешки чековой книжки на получение наличных денег (своевременность оприходования сумм, сумму, снятую с расчетного счета);  
– журнал-ордер №2 (заполняется на основании выписки и платежных поручений – выписка выдается банком, если есть движение на расчетном счете);  
– главная книга (счет 51 – расчетный счет: Дт – суммы, поступившие на расчетный счет, Дт 51-Кт 62 – расчеты с заказчиками, Дт 60-Кт 51 – оплата поставщикам).

Цель аудита расчетов и прочих операций в банках:

  • проверить своевременность отражения в учете операций на прочих счетах;  
    – изучить, какие открыты у предприятия прочие счета;  
    – проверить правильность составления бухгалтерских записей и их соответствие выпискам банка и журналу-ордеру №3;  
    – проверить соответствие журнала-ордера №3 записям в Главной книге и балансе предприятия;  
    – при открытии аккредитивных счетов изучить договор с предприятием по аккредитивной форме.  
       Источники информации:

а) при аккредитивной форме расчетов: договора, заявление на открытие аккредитивного счета, соответствие выплаченных сумм товарно-транспортным накладным при отгрузке.  
Аккредитив – счет 55: заключается договор с предприятием-поставщиком, форма расчетов аккредитивная, открывается счет в банке поставщика, в течение месяца поставщик отгружает сырье, а деньги с нашего расчетного счета переводятся на счет, открытый нами в банке поставщика; форма оплаты хороша для поставщика и не совсем удобна для клиента, т.к. при срыве поставок деньги с аккредитивного счета клиент не может забрать быстро: (1-я хозоперация – Дт 55-Кт 51, 2-я хозоперация – Дт 60-Кт 55/1, 3-я хозоперация – Дт 51-Кт 55/1);

б) при расчете чековыми книжками – проверяются корешки чековых книжек, при установлении лимита – правильность использования лимита, проверка достоверности возникшей оплаты по чеку – счет 55/2 – чековая книжка (Дт 55/2-Кт 51, Дт 60-Кт 55/2, Дт 51-Кт 55/2);  
в) депозитные счета – наличие документов, подтверждающих перечисление денежных средств на депозитные счета.  
Цель открытия депозитных счетов – порядок начисления % и отражения их в учете – Журнал-ордер №3, Главная книга.  
Депозитные счета открываются на определенный срок (3, 6, 9 мес. и т.д.), если есть свободные средства (счет 55/3 – депозитные счета, открытие Дт 55/3-Кт 51(50,52), начисление % – Дт 55/3-Кт 91 – получение дохода, при закрытии Дт 51-Кт 55/3).

 При проверке банковских операций особое внимание аудитор должен обратить на соблюдение действующего законодательства при их осуществлении. Проверка проводится по всем счетам, открытым предприятием в банках, и прежде всего по расчетному счету. Предварительно сверяются остатки на счетах по выпискам банка и по учетным регистрам, а также обороты и остатки по счетам 51* Расчетный счет »,. 55 « Специальные счета в банках», 56 «Денежныедокументы», 57 «Переводы в пути» в учетных регистрах и в Главной книге. При наличии расхождений выясняются их причины.

2.Бухгалтерский учет на расчетном  счете и переводов  в пути

 Основными  задачами  б/у денежных средств  являются: точный, полный  и своевременный  учет этих средств и операций  по их движению; контроль за наличием денежных средств и денежных документов, их сохранностью и целевым использованием; контроль за соблюдением кассовой и расчетно-платежной дисциплины; выявление возможностей более рационального использования денежных средств.

Юридические лица обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков. Организации производят расчеты  по своим обязательствам с другими организациями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных расчетов,  устанавливаемые Банком РФ.

  Счет 51 "Расчетные счета" предназначен  для обобщения информации о  наличии и движении денежных  средств в валюте Российской  Федерации на расчетных счетах  организации, открытых в кредитных  организациях.

 Действующие  правила предполагают, что записи по синтетическому счету 51 "Расчетные счета" и по аналитическим счетам, открытым к нему, должны выполняться на основе банковских выписок, что находится в противоречии, как с мировой практикой, так и требованиями п. 7 ПБУ 1/98 - требование приоритета содержания перед формой, которое предполагает "отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни, исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования".

  Из этого  следует, что бухгалтер должен делать записи на основе первичных платежных документов. Например, если выписано платежное поручение, и его уже направили в банк, то бухгалтер тут же должен кредитовать счет 51 "Расчетные счета". А по банковской выписке следует только выверять уже сделанные записи. Применяемый же у нас порядок приводит к тому, что на счете 51 "Расчетные счета" числящиеся суммы денежных остатков оказываются выше реальных. В нашем случае банк может списать с расчетного счета суммы платежей и представить выписку в течение несколько дней, и весь этот период (несколько дней) на предприятии на счете 51 "Расчетные счета" числится сумма, которая уже уплачена, и которой реально уже нет.

 Счет 57 "Переводы в пути" предназначен  для обобщения информации о  движении денежных средств (переводов) в валюте Российской Федерации и иностранных валютах в пути, т.е. денежных сумм (преимущественно выручка от продажи товаров организаций, осуществляющих торговую деятельность), внесенных в кассы кредитных организаций, сберегательные кассы или кассы почтовых отделений для зачисления на расчетный или иной счет организации, но еще не зачисленные по назначению.

Зарубежная практика, как правило, не знает этого счета, ибо если деньги сданы инкассатору или на почту, то в первом случае банк, как правило, уже принял деньги на ответственность за переданные суммы, во втором почта гарантирует неизбежность перевода. Поэтому, минуя этот счет, сданные деньги сразу же зачисляются на счета 51 "Расчетные счета" и/или 52 "Валютные счета".

В нашем случае счет 57 "Переводы в пути", в сущности, счет транзитный, он означает, что деньги уже сданы, но до банка еще не дошли. И при этом всегда есть конкретное лицо - инкассатор или почтовое отделение, отвечающее за их сохранность. Ведение этого счета у нас обусловлено двумя причинами: давней отечественной традицией и тем, что записи по счетам 51 "Расчетные счета" и 52 "Валютные счета" должны выполняться на основании банковских выписок. Когда это правило будет отменено, тогда и надобность в счете 57 "Переводы в пути" отпадет.

   Счет 55 "Специальные счета в банках" предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте Российской Федерации и иностранных валютах, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и иных специальных счетах, а также о движении средств целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению.

К счету 55 "Специальные счета в банках" могут быть открыты субсчета:

55-1 "Аккредитивы";

55-2 "Чековые  книжки";

55-3 "Депозитные  счета" и др.

На субсчете 55-1 "Аккредитивы" учитывается движение средств, находящихся в аккредитивах.

   Общим  для всех субсчетов счета 55 "Специальные  счета в банках" является то, что каждый из них открывается со строго определенной целью - расходовать денежные средства на заранее предопределенные нужды

  Проводки, отражающие операции по расчетному  счету, особенно у предприятие  с большими оборотами и множеством  контрагентов, по праву можно назвать самыми распространенными в бухгалтерской работе.

Наверное, многочисленность этих операций и приводит к тому, что бухгалтер теряет бдительность и допускает арифметические неточности, ошибки при переносе данных, а то и просто неправильно оформляет расходы и поступления, проведенные по счету 51 “Расчетный счет”.

Итак, в ходе проверки бухгалтеру понадобятся:

  • Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете”,
  • Указ Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1006 “Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей”;
  • Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1212 “О мерах по повышение собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения”.
  • Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 394-1 “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”.

Отметим, что в соответствии с Законом № 394-1 правила ведения безналичных расчетов на территории РФ устанавливаются Банком России.

  Для  проведения внутренней проверки  бухгалтеру понадобятся:

первичные документы:

  • договор на расчетно-кассовое обслуживание с банком;
  • выписки по лицевым счетам;
  • платежные поручения;
  • мемориальные ордера;
  • платежные требования-поручения;

отчетность:

  • бухгалтерский баланс;
  • сведения о рублевых счетах в банках и иных кредитных учреждениях, действующих на территории РФ;
  • отчет о движении денежных средств (форма № 4).

Внутренний аудит операций по расчетному счету целесообразно начать с проведения инвентаризации денежных средств на всех банковских счетах организации. Для этого нужно сверить остатки, отраженные в бухгалтерском учете, с данными банковских выписок.

  Затем  следует сопоставить обороты  по кредиту счетов 51 “Расчетный  счет” и 55 “Специальные счета в банках” с оборотами по дебету корреспондирующих счетов по данным Главной книги. И наконец, нужно проверить соответствие сальдо по счету 51 “Расчетный счет” в Главной книге (на начало года и на конец соответствующего отчетного периода) данным, отраженным по строке 262 граф 3 и 4 бухгалтерского баланса.

Если учет в организации ведется на компьютерах, данные первичных документов сличаются с данными распечаток по счетам 51 и 55.

Убедившись в правильности переноса данных и отсутствии механических ошибок, следует перейти к следующему этапу внутреннего аудита — проверке правильности документального оформления хозяйственных операций.

В первую очередь нужно проверить достоверность и полноту представленных вашей организацией в налоговый орган сведений о рублевых счетах по состояние на последнюю отчетную дату.

  Зачастую  в целях минимизации налогообложения  предприятия открывают несколько  расчетных счетов в различных  банках. Поэтому вполне может  случиться так, что при составлении  отчетности бухгалтер просто-напросто забудет указать сведения по какому-либо из этих счетов. В свою очередь налоговая инспекция скорее всего расценит такую ошибку как умышленное непредставление информации и применит в отношении вашей организации штрафные санкции.

 

3. Проверка операций на расчетном счете

 Аудитор сразу должен получить  справку за подписью директора  и главного бухгалтера с указанием  всех счетов, открытых организацией  и с отметкой, сообщено ли это  в налоговую инспекцию.

Выписки из счет банка должны храниться отдельно, с приложенными к ним документами.

Если счетов несколько, то остатки на расчетном счете, отраженные в отчетности, должны складываться из остатков по всем открытым счетам.

Затем аудитор проверяет расчетный счет.

Этапы проверки:

1. аудитор проверяет непрерывность информации. Для этого надо знать, что остаток по предыдущей выписке должен совпадать со следующей.  Кроме того, выписки должны быть пронумерованы (это характеризует СВК).

Выписка- документ банка. Поступление на расчетный счет фирмы-клиента считается для банка расходом и отражается в правой части выписки. И наоборот: перечисление средств- для банка поступление.

Аудитор должен проверить, что на полях выписки должны быть указаны корреспондентский счет, проставляемый в банке. Сама организация на полях ставит карандашом (обычно).

Информация о работе Аудит операций по расчетному счету