Аудиторская проверка кредитов и займов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 20:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – теоретическое исследование, анализ и разработка практических рекомендаций по проведению аудиторской проверки кредитов и займов.
Задачи:
• проанализировать методику проведения аудиторской проверки,
• рассмотреть источники проверки,
• изучить порядок проведения аудиторской проверки,
• выяснить причины допущенных нарушений,
• выработать рекомендации по улучшению экономической работы предприятия, в особенности по совершенствованию учета и анализа хозяйственной деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Методика аудита кредитов и займов 5
1.1. Цели, задачи и источники информации для проведения аудита 5
1.2. Планирование аудиторской проверки 12
Глава 2. Аудиторская проверка учете кредитов и займов на примере ЗАО «Электрос» 14
2.1 Краткая экономическая характеристика ЗАО «Электрос». 14
2.2 Планирование аудиторской проверки на ЗАО «Электрос» 14
2.3 Методология аудиторской проверки в ЗАО «Электрос» 17
2.4. Отчет по аудиторской проверке 22
Заключение 25
Список используемой литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

Аудиторская проверка кредитов и займов.docx

— 59.43 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

Введение

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" аудиторская деятельность, или аудит, — это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (далее — аудируемые лица).

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Аудиторская проверка учета кредитов и займов" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Цель работы – теоретическое исследование, анализ и разработка практических рекомендаций по проведению аудиторской проверки кредитов и займов.

Задачи:

  • проанализировать методику проведения аудиторской проверки,

  • рассмотреть источники проверки,

  • изучить порядок проведения аудиторской проверки,

  • выяснить причины допущенных нарушений,

  • выработать рекомендации по улучшению экономической работы предприятия, в особенности по совершенствованию учета и анализа хозяйственной деятельности.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.       При этом под достоверностью понимается степень точности

данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. В настоящее время у многих предприятий и организаций возникает потребность в заемных средствах. Собственными средствами не всегда возможно реализовать задуманное, и тогда предприятие вынуждено обращаться за помощью к различного рода кредиторам: банкам, кредитным организациям, частным лицам, предприятиям с устойчивым финансовым положением, имеющим свободные денежные средства. Получение кредита или займа — очень важный и ответственный шаг для предприятия. Важность получения кредита (займа) заключается в том, что при разумном его использовании предприятие получает возможность дальнейшего развития, увеличения объемов продаж продукции (работ, услуг), а ответственность заключается в появлении новых обязательств, состоящих не только в своевременном и полном погашении кредита (займа), но и уплате процентов за пользование заемными средствами.

Основные нормативные документы:

  • Федеральный закон от 06.12.11 № 402- ФЗ «О бухгалтерском учете»;

  • ПБУ 15/2008 «Учет  расходов по займам и кредитам» от 06.10.2008

N 107н;

  • План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н;

 

  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 24. 12. 2010 № 186н;

Отражение в учете полученного кредита включает три следующие хозяйственные основные операции:

  • получение кредита;

  • возврат кредита;

  • начисление и уплату процентов за пользование кредитными средствами.

По первым двум хозяйственным операциям ошибки и нарушения встречаются реже, чем при отражении в учете процентов по кредитам.

 

 

Глава 1. Методика аудита кредитов и займов

 

    1. Цели, задачи и источники информации для проведения аудита

Целью аудита кредитов, займов  является установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета, действующей в проверяемом периоде, нормативным документам.

Задачами аудита кредитов, займов являются:

  • изучение кредитных договоров, договоров залога, договоров займа;

  • оценка состояния синтетического и аналитического учета кредитов, займов;

  • изучение правомерного расходования средств кредитов, займов,

  • проверка правильности отражения на счетах бухгалтерского учета кредитов, займов и средств целевого финансирования, правильность отражения показателей в бухгалтерской отчетности;

  • проверка своевременного и полного погашения кредитов, займов и средств целевого финансирования;

  • правильность начисления процентов за пользование и их списание.

Информационной базой для проверки кредитов и займов являются:

  • Учетная политика предприятия.

  • Первичные документы по разделу (участку) учета:

  • Регистры аналитического учета по разделу (участку) учета.

  • Регистры синтетического учета по разделу (участку) учета.

  • Бухгалтерская отчетность.

В учетной политике необходимо указать такие сведения:

  • состав и порядок списания дополнительных затрат на займы;

  • способ начисления и распределения процентов по заемным обязательствам;

  • порядок учета доходов от временного вложения заемных средств.

В учетной политике предприятия представлено описание альтернативных учетных решений, выбор которых предоставлен экономическому субъекту.

К нормативным документам, регулирующим вопросы получения заемных средств, бухгалтерского учета и налогообложения операций с ними относят:

Договоры и первичные документы по оформлению и отражению в учете операций по кредитам и займам.

К ним относятся:

  • кредитные договоры и договоры займа;

  • дополнительные соглашения к кредитным договорам об изменении процентных ставок по кредиту;

  • другие условия кредитных договоров:

выписки банков из лицевых счетов организаций по движению кредитов и займов;

  • кассовая книга:

приходные кассовые ордера;

расходные кассовые ордера;

  • объявления на взнос наличными;

  • приказы руководителя и акты инвентаризации расчетов;

  • документы, подтверждающие целевое использование кредита или займа;

  • приказ об учетной политике.

Согласно п. 14 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.

Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.

Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. Под финансовыми и кредитными обязательствами понимаются документы, оформляющие финансовые вложения организации, договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту.

В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций первичные учетные документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций и включения данных о них в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность.

Регистры аналитического учета. Планом счетов бухгалтерского учета устанавливается состав обязательных аналитических группировок по каждому бухгалтерскому счету.

Экономический субъект в соответствии с принятой учетной политикой, разработанными системами управленческого, финансового налогового учета, применяемой формой счетоводства может применять различные регистры аналитического учета – карточки, ведомости, журналы, а также их машинные аналоги.

Аналитический учет по банковским кредитам на предприятии должен быть организован в следующих разрезах:

  • по видам кредитов (рублевый, валютный);

  • по банкам, у которых он был получен;

  • по целевому назначению кредитов;

  • по срокам (просроченные кредиты; кредиты, срок погашения которых еще не наступил);

  • по участию в корректировке налогооблагаемой прибыли для целей налогообложения.

Тщательно продуманный и хорошо поставленный аналитический учет банковских кредитов у экономического субъекта поможет не только в работе бухгалтеру данного предприятия, но и проверяющим лицам проверить правильность начисления процентов по этим кредитам.

При аудите банковских кредитов аудитор часто встречается с тем, что на предприятии не ведется аналитический учет кредитов. Поэтому в целях экономии рабочего времени аудитору не всегда следует сразу приступать к проверке правильности начисления процентов по банковским кредитам, если на предприятии плохо отлажен аналитический учет кредитов. В подобных случаях аудитору следует сгруппировать все кредитные договоры по определенным признакам и только затем начать проверку правильности начисления и отражения в бухгалтерском учете предприятия процентов по банковским кредитам или поручить выполнить эту работу работникам бухгалтерии проверяемого предприятия (соответственно скорректировав затраты времени на проведение проверки).

Регистры синтетического учета. Состав регистров синтетического учета зависит от применяемой на предприятии формы бухгалтерского учета (формы счетоводства). Методика проведения детальной проверки должна содержать перечень регистров синтетического учета, характерных для каждой формы счетоводства. Кроме того, данный раздел методики должен содержать образцы регистров синтетического учета, описание принципов их заполнения и взаимосвязи с другими регистрами.

В настоящее время на российских предприятиях применяют следующие основные формы учета:1

  • журнально-ордерную;

  • мемориально-ордерную;

  • автоматизированную.

Следует отметить, что большое количество предприятий, где только часть бухгалтерского учета компьютеризирована, синтезируют журнально-ордерную или мемориально-ордерную форму учета с автоматизированной. Синтез заключается в том, что такие участки учета, как расчетный счет, касса, учет материалов, расчеты с поставщиками и подрядчиками, дебиторами и кредиторами, ведутся на компьютере, поскольку с этими участками сопряжено большое количество хозяйственных операций, а остальные участки учета ведутся по мемориально-ордерной или журнально-ордерной форме счетоводства.

Учет кредитов при мемориально-ордерной форме счетоводства ведется в мемориальном ордере, которому присваивают определенный номер, а при журнально-ордерной форме счетоводства – в журнале-ордере № 4.

Если бухгалтерский учет на предприятии полностью компьютеризован, то в программе, при помощи которой обрабатываются первичные данные, предусмотрен, как правило, большой перечень самых разнообразных форм. В бухгалтерских программах наиболее часто встречаются следующие формы:

  • журнал-ордер по счету;

Информация о работе Аудиторская проверка кредитов и займов