Архивного законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 14:40, курсовая работа

Краткое описание

Архивное дело, как и всякая другая сфера жизни общества, имеет свою правовую базу. Становление и дальнейшее развитие архивного законодательства должно стать одним из важных направлений правовой реформы архивного дела. Правовые нормы, регулирующие архивное дело в совокупности образуют систему архивного права.
Под предметом архивного права можно понимать складывающиеся в сфере деятельности правовые нормы отношений между гражданами и учреждениями, организациями при обязательном участии государства в деле сохранения и эффективности использования архивных документов в интересах настоящего и будущего.

Содержание

Глава 1. Понятие, предмет и задачи архивного законодательства.

Глава 2. История архивного законодательства в 90-е годы.

Глава 3. Современная структура архивного законодательства.

Заключение.

Список используемых источников и литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

кур.раб2.docx

— 63.93 Кб (Скачать файл)

3) Закон об административной ответственности за нарушение архивного законодательства субъекта Российской Федерации. 
Субъекта Российской Федерации (например, Республика Алтай, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Республика Саха (Якутия), Приморский край, Курская, Нижегородская, Новосибирская, Свердловская, Томская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская области и город Москва) ввели административную ответственность за нарушение законодательства об архивах. Следует отметить, что конституционная норма (статья 72, пункт «к») относит к совместному ведению Федерации и ее субъектов административное и административно-процессуальное законодательство, а часть 2 статьи 76 устанавливает, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, но четкого разграничения компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами в области правотворчества, связанного с установлением и реализацией мер административной ответственности. В одних случаях, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации как бы заполняют «правовой вакуум», а в других, в основном, дублируют меры, предусмотренные федеральным КоАП, и лишь видоизменяются размеры санкций. В связи с тем, что административная ответственность связана с вторжением в область прав человека следовало бы законодательно регламентировать полномочия Русинской Федерации и ее субъектов в этой сфере. 
   Рассматривая содержание указанных статей в этой сфере, государственная деятельность в полной мере не может осуществляться отдельно ни Федерацией, ни ее субъектами, что гарантирует создание единой для всей Федерации правовой базы и тем самым равноправия граждан, вне зависимости от места их проживания. Субъекты Федерации пытаются обосновывать принятие подобных нормативных актов, но выдвигаемая позиция юридически не состоятельна. В субъектах Федерации формируется правоприменительная практика в части ответственности в административном и административно-процессуальном праве, в результате чего возникают юридические противоречия между правовыми актами и юридическими действиями. Решение подобных проблем составляет одну из функций федерального коллизионного права, отнесенного статьей 71 (пункт «и») Конституции России к ведению Российской Федерации 
 
4) Положение о Государственной архивной службе субъекта Российской Федерации, утвержденное постановлением (распоряжением) Г.лавы Администрации (губернатора, мэра), которое определяет систему входящих в нее архивных органов и учреждений, их задачи и функции, права и ответственность, основные принципы организации работы и др. 
 
5) Положение о Государственной архивной инспекции субъекта Российской Федерации, утвержденное постановлением (распоряжением) Главы Администрации (губернатора, мэра). Например, в 1993 г. в структуре     Московского городского объединения архивов создается архивная инспекция, а в 1995 г. - при Архивном управлении Администрации Омской области Государственная архивная инспекция на правах структурного подразделения с особыми правами. Так, на Государственную архивную инспекцию Омской области в соответствии с распоряжением Главы   Администрации Омской области «Об утверждении Положения о   Государственной архивной инспекции» возлагается государственный контроль за соблюдением законодательства в области учета, сохранности и использования документов Архивного фонда, предоставляется право проводить инспекционные проверки объединений и ведомств, организаций и предприятий независимо от их подчиненности и форм собственности, а также государственных и муниципальных архивов. Государственная инспекция имеет право налагать в соответствии с действующим законодательством па должных лиц и граждан административные взысканий в виде предупреждений и штрафов за нарушение правил обращения и использования архивных документов, приведших к незаконному их уничтожению, порче и иной утрате, нанесших вред целостности и сохранности архивного фонда области, принимать меры к взысканию материального ущерба с виновных. 
 
6) Иные акты, направленные на улучшение организации архивного дела. 
 
В нормативных правовых актах, принятых органами государственной власти субъектов Федерации, содержатся положения: 
 
-воспроизводящие нормы Основ законодательства Российской Федерации «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах'' и других федеральных нормативных актов; 
 
-конкретизирующие, детализирующие нормы федерального законодательства; 
 
-первичные нормы по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Федерации. 
 
    Воспроизведенные нормы составляют основную часть законов, что является подтверждением единства по основным и конкретным вопросам федерального и регионального регулирования отношения в сфере архивного дела. Они отражают общественность закрепленных в них положений, единство системы управления архивным делом в Российской Федерации и ее субъектах. К ним относятся нормы, закрепляющие задачи архивного законодательства, принципы деятельности Архивного фонда субъекта, состав   Архивного фонда субъекта Федерации (государственная и негосударственная части), задачи органов государственной власти в области архивного дела, систему управления архивным делом и архивных учреждений и т.п. 
   Нормативные правовые акты местного самоуправления; нормативные акты организаций и учреждений, относящиеся к муниципальной собственности, составляют пятый уровень системы архивного законодательства, который является самостоятельным, независимым от органов государственной власти, но подчиненный Конституции России и законам Российской   Федерации и ее субъектов. В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к предметам ведения органов местного самоуправления муниципальных образований относит организацию и содержание муниципальных архивов. В России в 1998 г. действовало более 2100 архивных отделов муниципальных образований и муниципальных архивов (почти 26 млн.дел). Росархивом было разработано и одобрено решением ее коллегии от 2 октября 1997 г. «Примерное положение о муниципальном архиве (об архивном отделе муниципального образования)», в котором определяется правовой статус муниципального архива (органа управления архивным делом муниципального образования) в системе органов местного самоуправления, его функции и задачи. 
   «Муниципальный архив (архивный отдел муниципального образования) является самостоятельным структурным подразделением администрации - исполнительного органа местного самоуправления) без права юридического лица, созданным для выполнения функций местного самоуправления в области архивною дела и обеспечения деятельности органов представительной и исполнительной власти муниципального образования, действующих в соответствии с его Уставом, а также обслуживания учреждений, организаций, предприятий и граждан».  
 
   К концу 1998 г. законодательство большинства субъектов Российской Федерации включило муниципальные архивы в систему Федеральной архивной службы России, а практика утверждения исполнительными органами местного самоуправления положений об этих архивах на основании Примерного положения о муниципальном архиве (об архивном отделе муниципального образования) подтверждает их вхождение в систему государственной архивной службы. Проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах» также включает муниципальные архивы в систему Федеральной архивной службы России. Возникает коллизия в действующем законодательстве, которая требует тщательного изучения и устранения юридических противоречий. 
 
   Рассмотрев систему архивного законодательства Российской Федерации, состоящую из: 
 
1.  конституционного законодательства (Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, постановлении Конституционного Суда Российской Федерации); 
 
2.  общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации; 
 
3. законодательства Российской Федерации (федеральных законов, законов Российской Федерации и иных нормативных актов палат Федерального Собрания; указов и распоряжений Президента Российской Федерации нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти; законодательства СССР и РСФСР: нормативных актов организаций и учреждений, относящихся к федеральной собственности); 
 
4.  законодательства субъектов Российской Федерат щи (законов и иных нормативных правовых актов органов законодательной власти субъектов Федерации; нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Федерации; нормативных актов организаций и учреждений, относящихся к собственности субъектов Федерации): 
 
5.  Нормативных правовых актов органов местного самоуправления и нормативных актов организаций и учреждений, относящихся к муниципальной собственности, можно сделать вывод о том, то ее элементы не равнозначны. 
В настоящее время архивное законодательство Российской Федерации формируется в систему как таковую. Необходимо отметить, что по сравнению с прежней системой архивного законодательства советского периода новая система значительно расширена. В нее вошли важные ранее отсутствовавшие такие элементы, как законы; общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации; законодательство и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации; нормативные правовые акты местного самоуправления. Закон должен постепенно занять ведущее положение в правовом регулировании деятельности государства в области архивного строительства, так как именно закон, гарантируя соблюдение интересов государства и личности, позволит государству гибко воздействовать на развитие архивного дела. 
 
   Федеральные законы и другие нормативные правовые акты, принятые в 1991 — 1996 гг. и составленные научно-справочной библиотекой федеральных архивов, в той или иной степени затрагивают архивные учреждения. Таких законов свыше 150, из них по собственно архивному законодательству несколько десятков актов, и все они условно разделяются на три группы: 
 
1) фундаментальные — по всему комплексу вопросов архивной сферы; 
 
2) по процессам комплектования, хранения, учета и вывода документов; 
 
3) о доступе к архивным документам и их использовании. 
 
Первую группу представляют главный архивный закон страны — 
 
   Федеральный закон от 27 октября 2004 г. «Об архивном деле в Российской Федерации» — и Положение об Архивном фонде Российской Федерации (с дополнением, внесенным Указом Президента от 1 апреля 1996 г.). К ним примыкают законы и положения об архивных фондах и архивах субъектов Российской Федерации. 
   Во второй группе основное место занимают акты о деятельности так называемых спецслужб и некоторых других министерств и ведомств — об условиях функционирования их собственных архивов и главное — об их праве на долговременное и депозитарное хранение архивных документов. Это — федеральные законы «О внешней разведке» 1996 г. (новая редакция), «О федеральных органах правительственной связи и информации» 1993 г., «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» 1995 г., «Об обязательном экземпляре документов» 1994 г.; утвержденные Указом Президента от 14 марта 1995 г. и распоряжением от 25 марта 1994 г. Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации й Положение о Президентском архиве; принятый Правительством Российской Федерации 13 декабря 1995 г. Устав Гостелерадиофонда. Эту группу дополняют закон «О вывозе и ввозе культурных ценностей» 1993 г. и постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 апреля 1995 г. «О моратории на возвращение культурных ценностей, перемещенных в годы Великой Отечественной войны». 
   Особенностью третьей группы является то, что входящие в нее акты рассматривают более общие проблемы защиты прав и интересов гражданина, обеспечения информационной открытости общества, соблюдения тайны личной жизни, а также коммерческой и государственной тайны. Сложность объекта правового регулирования в этой сфере порождает своеобразное взаимопроникновение норм законов, поэтому для принятия ответственного решения приходится обращаться к нормам двух или более нормативных правовых актов. 
Анализ нормативных правовых документов данной группы — тема специального разговора. Перечислим важнейшие акты: федеральные законы — «Об оперативно-розыскной деятельности» 1992 г., «О государственной тайне» 1993 г., «Об авторском праве и смежных правах» 1993 г., «Об информации, информатизации и защите информации» 1995 г.; указы Президента Российской Федерации — «О снятии ограничительных грифов с законодательных и иных актов, служивших основанием для массовых репрессий» 1992 г., «О Межведомственной комиссии по защите государственной тайны» 1995 г., «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» 1995 г., «Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны»1996 г.; постановления Правительства Российской Федерации — «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» 1992 г., «Об установлении порядка рассекречивания и продления сроков засекречивания архивных документов Правительства СССР» 1995 г. и «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности» 1995 г. и др. 
 
   2002 г. Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2002 г. № 511 был введен в действие новый Классификатор правовых актов, по которому вопросы делопроизводства и архивного дела внесены в законодательство в области информации и информатизации. 
 
   2004 г. Принят Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации», в связи с чем утратили свою силу Основы законодательства 1993 г. По ряду позиций закон сохранил преемственность, но есть в нем и «потери». Он регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации (АФ РФ) и собственных архивных документов государственных и негосударственных учреждений, организаций и предприятий. 
 
   Впервые в законе даны определения понятий «документ Архивного фонда Российской Федерации» и «документ по личному составу», тем самым повысился статус документов по личному составу в деле их упорядочения и сохранения; также даны трактовки двух понятий «временное хранение» — для архивных документов в целом и для документов АФ РФ. Введены новые понятия — «владелец архивных документов» и «пользователь архивных документов». Для документов АФ РФ нормативно подтверждены старые и закреплены новые сроки временного хранения документов в организациях до поступления в государственные или муниципальные архивы. В ст. 4 прописаны полномочия муниципальных образований в области архивного дела; в ст. 6 — состав АФ РФ и порядок включения в него архивных документов, особенности гражданского оборота документов. 
 
   Право собственности на архивные документы независимо от их форм собственности охраняется законом. Изъятие архивных документов возможно только в соответствии с федеральным законодательством. Изъятые как вещественные доказательства, они подлежат возврату собственнику или владельцу. 
 
   Сложным остается вопрос о создании архивов в организациях и на предприятиях. В Основах законодательства 1993 г. запрещалось создание тайных архивов, в том числе затрагивающих права и законные интересы граждан. Организации и предприятия руководствуются в работе как законодательными и нормативными правовыми актами, так и правилами, установленными архивным органом. Они обеспечивают соответствующие материальные и финансовые условия. 
 
   В законе обобщенно и достаточно подробно прописаны нормы, касающиеся сохранности документов в случае ликвидации, банкротства или реорганизации организаций и предприятий. Ряд статей посвящен порядку доступа к архивным документам и их использования, государственного учета документов АФ РФ, отнесения организаций и предприятий к числу источников комплектования. 
 
   Законодательством Российской Федерации установлена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность юридических лиц, должностных лиц и граждан. 
 
   Современная архивная правовая база не ограничивается лишь законодательными актами в области архивного дела. В стране действует не менее 50 законодательных актов, прямо или косвенно регулирующих вопросы архивной сферы, — о культуре; информатизации и защите информации; государственной тайне; службе внешней разведки; оперативно-розыскной деятельности; авторском праве; о правовой охране программ для ЭВМ и др.

Заключение

 
   Действующее законодательство определяет "архивное дело" как отрасль права, регулирующею правовые формы организации хранения, учета и использования архивных документов. 
 
   Предмет законодательного регулирования в сфере архивного дела определяется как отношения, возникающие в процессе деятельности по организации хранения, учета и использования архивных документов, осуществляемой в интересах общества, государства и граждан. К ним относятся, в том числе следующие виды установившихся отношений: между государственным органами управления архивным делом, архивными учреждениями, научными учреждениями и организациями, подчиненными непосредственно Федеральной архивной службе России, в том числе между ними и работающими в них, а также с гражданами. Эти общественные отношения имеют сложный, комплексный характер и могут подразделяться на группы, которые регулируются нормами разных отраслей права. 
 
   Актуальность данной темы заключается в том, что, изучая развитие и проблемы архивного права в прошлом, можно набраться необходимого опыта, для его развития в будущем. История развития архивного права в 20 веке особенно ценна, так как она является процессом возникновения современного нам архивного права. 
 
   В курсовой отражены общие задачи архивного законодательства: обеспечение реализации конституционного строя; развитие гражданского общества; построение, укрепление и совершенствование правового государства; защит прав и свобод гражданина и человека; исполнение функций государственного (публичного) управления в сфере архивного дела при соблюдении защиты национальных интересов России, разграничение полномочий в вопросах архивного дела между Российской Федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением и др.  
 
   Архивное законодательство России является: 1) составной частью правовой системы Российской Федерации; 2) комплексной законодательной системой с определенными задачами, принципами, взаимосвязанными составными элементами; 3) действующим и применяемым. Оно отражает основные черты общественного и государственного строя и закрепляет принципиальные положения доктрины в сфере архивного дела, принятые российским государством. Согласно Конституции России (ст.1) Российская Федерация является правовым государством, а в правовом государстве основным источником права должен быть закон. Именно закон должен занять ведущее положение в правовом регулировании деятельности государства в сфере архивного дела, так как именно закон гарантирует соблюдшие интересов государства и граждан. Верховенство закона в области архивного строительства означает, что содержание материальных и процессуальных правовых норм должно определяться преимущественно законом как публичным правовым актом, а иные нормативные правовые акты в сфере архивного дела принимаются исключительно на основе и во исполнение конкретных норм Конституции Российской Федерации и законов совершать определенное регулирование по конкретному предмету. 
 
   Наиболее важными законами 90-х гг. являются: 
 
1.      Федеральный Закон  «Об архивном фонде Российской Федерации и архивах» вышедшей в 1993 году. 
 
2.      В 1994 году был издан Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения об Архивном фонде Российской Федерации и Положения о Государственной архивной службе России» 
 
Основными видами нормативных документов являются: 
 
-Федеральные законы 
 
-Законы Российской Федерации 
 
-Иные нормативные акты Совета Федерации и Государственной Дум 
 
-Федерального Собрания Российской Федерации Указы и распоряжения Президента Российской Федерации 
 
-Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации 
 
-Нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти 
 
-Законодательство СССР и РСФСР 
 
-Нормативные акты организации учреждений относящихся к федеральной собственности 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников и литературы: 
 
1.1.            
Законодательство 
1.      Основы законодательства Российской Федерации от 7 июля 1993 г. № 5341-1 «Об архивном фонде Российской Федерации и архивах» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 33.  Ст.1311. 
 
2.      Федеральный закон № 125-ФЗ от 22 октября 2004 г. «Об архивном деле в Российской Федерации» // Российская газета.  2004 г., 27 октября. 
1.2.            
Нормативные документы 
 
 
 
1.      Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. №460 «О внесении изменения в Положение об Архивном  фонде Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 1994 г. №552» // www.rusarchives.ru 
 
2.      Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 1998 г. №1447 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 17 марта 1994 г. №552 «Об утверждении Положения об Архивном фонде Российской Федерации и Положения о Государственной архивной службе России» и в Положение об Архивном фонде Российской Федерации» // www.rusarchives.ru 
 
3.      Указ Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. №511 «О классификаторе правовых актов» //Российская газета.  2000, 23 марта 
 
4.      Информация о работе учреждений системы Федеральной архивной службы России за первое полугодие 19998 г. // Информационный бюллетень Федеральной архивной службы России.  1998.  №22, С.24 
 
5.      Решение коллегии Федеральной архивной службы России от 1 июля 1998 г. «Об опыте правоприменительной практики архивных учреждений Омской Области в части обеспечения сохранности документов Архивного фонда Российской Федерации» // Информационный бюллетень Федеральной архивной службы России.  1998.  №21, С.5-6 
2.       
Литература 
 
2.1.            
Учебная  

Архивоведение: учебник для нач.проф. образования: учеб. Пособие для сред. Проф. образования / Е.В. Алексеева, Л.П. Афанасьева, Е.М. Бурова; под ред. В.П. Козлова. – 4-е изд., испр.- М.: Издательский центр «Академия», 2006. -  272 с.

Российское законодательство: проблемы и перспективы.  – М.: Издательство «БЕК»,1995.

 
 
 
2.2.            
Научная литература 
1.      Тюнсев В.А. Современное законодательство об Архивном фонде Российской Федерации и архивах и вопросы его совершенствования. // Вестник архивиста.  1998.  №6(48).  С.27 
 
2.      Артизов А.Н. Архивное законодательство России: система, проблемы и перспективы (к постановке вопроса) // Отечественные архивы. – 1996. - №4. – С.4-5. 
 
3.      Конституция, закон, подзаконный акт. – М.: Юрид.лит., 1994. – С.64-66; Российское законодательство: проблемы и перспективы. – М.: Издательство «БЕК», 1995. – С.53-63, 79-89


Информация о работе Архивного законодательства