Анализ современного состояния рынка аудиторских услуг в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 00:09, курсовая работа

Краткое описание

Аудит в нашей стране можно охарактеризовать как молодой, но быстро развивающийся рынок профессиональных услуг. На сегодняшний день рынок аудита России является самостоятельным сегментом бизнеса с годовым оборотом в несколько десятков миллиардов рублей и количеством занятых специалистов 30 000 человек.
Характерной особенностью рынка аудита России является то, что он представляет собой два относительно самостоятельных сегмента: внешне ориентированный аудит, представленный иностранными аудиторскими фирмами, прежде всего компаниями "большой четверки", и внутренний аудиторский рынок.

Содержание

Введение 3
1.1 История возникновения 4
1.2 Аудит в настоящее время 4
1.3 Анализ аудита в России 15
Вывод 20
Список использованной литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ современного состояния рынка аудиторских услуг в России.docx

— 62.66 Кб (Скачать файл)

Еще одна тема, волнующая  аудиторов, - предусмотренная новым  законом переаттестация, которую  они должны будут закончить к 2009 году. Основной ее смысл - введение единого  квалификационного аттестата (ЕКА) аудитора. Ныне действуют четыре вида аттестатов - по общему, банковскому, страховому аудиту и аудиту  фондов и бирж. В ЕКА помимо них будет включен экзамен по аудиту по МСФО, что, несомненно, укладывается в логику перехода на МСФО российской системы учета. Эти поправки нельзя рассматривать вне инициатив в области бухгалтерского учета, направленных на создание правил, полностью удовлетворяющих требованиям МСФО, в частности вне закона о консолидированной отчетности. Сейчас количество аудиторов, которые способны проводить аудит финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с принципами МСФО, очень ограничено. Между тем по мере реализации программы перехода на МСФО все больше и больше аудиторов должны иметь необходимые знания и навыки, достаточные для проведения аудиторской проверки такой отчетности.

“Россия все быстрее интегрируется  в мировую экономику. Доля инвестиций растет, и роль аудиторов меняется” - говорит председатель правления  компании "Horwath МКПЦН" М. Винокуров. – “А инвесторы доверяют, прежде всего, зарубежным аудиторским компаниям. Они считают, что квалификация российских аудиторов низка, что они не работают по общепризнанным стандартам. Определенная доля правды в этом есть. В отличие от мировой практики, аудитор в России – массовая профессия. В ней очень много случайных людей, так как в свое время аттестат аудитора был очень доступен".

Однако стоимость этого  обучения может оказаться многим не по карману. М.Винокуров: "Получение  признанных во всем мире квалификаций – дорогостоящее обучение, стоимость  которого доходит до $20 тыс. плюс большие  временные затраты. Тот же сравнительно недорогой DipIFR с точки зрения подтверждения квалификации ничего не дает"[4]. На затраты, связанные с переподготовкой кадров и процедурой контроля качества, безболезненно для бизнеса могут пойти только несколько десятков компаний. Введение единого аттестата приветствуется теоретиками, а вот люди, занятые практикой, не совсем положительно на это реагируют. Но вместе с тем планы аудиторской реформы действительно привязаны к реформе бухучета. С учетом вышесказанного ясно, что количество аудиторских компаний на рынке может сокращаться не только за счет компаний недобросовестных, но и за счет тех, чей бизнес станет неконкурентоспособным. «Да, рынок покинет большое количество компаний. По моим оценкам, вплоть до половины. Но это пойдет во благо рынку. Новые правила регулирования гораздо более жесткие, чем существующие сейчас. Несомненно, что крупным компаниям они на руку» - считает директор по специальным проектам компании ФБК Н. Ремизов. Того же мнения придерживается А. Веренков: "Свобода, которую дает новый закон, кажущаяся. Отмена лицензирования будет сбалансирована механизмом саморегулирования. Да и в отстраненность от надзора федеральных органов трудно поверить".

Возникает вопрос, кто заменит  уходящие с рынка компании, т. е. сохранится ли имеющийся сейчас принцип ранжирования клиентов, когда мелких клиентов обслуживают  мелкие аудиторы, чьи услуги дешевле, а крупных - крупные. По мнению участников рынка, ясность возникнет, если региональный бизнес будет теснее привязан к московскому.

Специфика российского бизнеса  состоит в том, что все значимые финансовые потоки, так или иначе, проходят через Москву. Здесь принимаются  многие ключевые решения, и неудивительно, что аудиторский бизнес также  сосредоточен в центре. Наиболее дальновидные региональные аудиторские фирмы  уже сейчас тесно сотрудничают с  московскими компаниями, поскольку  видят в них не только конкурента - реальных конкурентов предостаточно  на местах, но и партнера для получения  новых заказов.

Важно отметить, что с  рынка уйдут компании, но не профессиональные ресурсы. Мелкие игроки уже сейчас запустили  процесс слияния и наращивания  потенциала, который можно отвлечь  на проверку качества. А многие из них  стремятся примкнуть к крупным  в качестве филиалов, в качестве «дочек» или в другом виде, - аффилироваться с московскими брэндами.

На сегодняшний день очень  мало аудиторских компаний имеют  полноценные филиалы и отделения. Прежде всего, потому, что они дорогостоящи, нерентабельны и, главное, - практически  бесконтрольны. Большинство ведущих  компаний предпочитает привлекать подрядчиков  из регионов, а не содержать там  филиалы. А ведь к регионам не стоит  относиться свысока. Там есть аудиторские  компании с квалификацией получше, чем у многих московских. Однако в связи с обсуждаемой проблемой эта ситуация может измениться. Филиалы будут создаваться на базе уже готовых предприятий, будет происходить поглощение мелких фирм крупными.

Сокращение числа аудиторских  компаний, их укрупнение и привязка к московским лидерам рынка повлекут за собой повышение цен на аудиторские  услуги. По мнению мелких аудиторов, когда  руководитель предприятия начинает выкручивать руки аудитору, не каждый может устоять. Особенно если количество клиентов на рынке ограниченно. Укрупнение даст возможность аудиторам повысить требования к качеству работы и принесет им независимость. В результате цены повысятся. Повышение требований к  качеству потребует от аудиторских  компаний пересмотра принципов планирования и проведения аудиторской проверки, что, вероятно, приведет к росту их трудозатрат. Мелкие экономические  субъекты могут столкнуться с  тем, что стоимость аудиторских  услуг возрастет, так как оказывать  их будут более крупные компании, более жестко относящиеся к качеству своей работы и в общем плане  более корректно оценивающие  прибыльность того или иного проекта  при определении приоритетности использования имеющихся у них  ресурсов.

О планах правительства по установлению новых порядков на аудиторском  рынке рассказал директор департамента государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина Л. Шнейдман: "Главное, что даст реализация этих предложений, - переход аудиторского рынка на новую стадию развития. Это должен быть качественный скачок. Аудиторский бизнес в нашей стране достиг определенных результатов. Это касается осознания обществом значения аудита, количественных параметров аудиторского рынка, понимания аудиторским сообществом своей роли в нормальном функционировании экономики. Конечно, можно было бы ничего не трогать и оставаться в рамках действующей системы. Однако, чтобы соответствовать требованиям рынка, нужны изменения. Они нацелены, прежде всего на повышение качества аудиторских услуг, создание благоприятных условий для деятельности аудиторских организаций и аудиторов. Не стоит ожидать, что одномоментно исчезнут негативные явления на аудиторском рынке, тот же демпинг, черный аудит. Задача законопроекта в том, чтобы создать условия, которые позволили бы эффективно бороться с этими негативными явлениями. Нет альтернативы активному участию профессионального сообщества в регулировании аудиторской деятельности. Сообщество уже доказало, что в состоянии  выполнять многие функции. Это не означает, что государство отдаст регулирование никому не известным организациям. Государство должно быть уверено, что передаваемые СРО функции будут выполняться качественно, удовлетворять потребности рынка".

Поводя итоги необходимо отметить, что отечественный опыт и мировая практика показывают, что  рынок нуждается в аудиторских  организациях различного типа, масштаба деятельности, специализации. Крупные  аудиторские организации вряд ли заинтересованы в клиентах, которых  обслуживают небольшие региональные аудиторы. Этот сегмент рынка не их. Они либо не оказывают те услуги, которые там требуются, либо их не интересуют существующие объемы работ. И вообще, разговоры о значительном сокращении аудиторских компаний довольно сомнительны. Единственной причиной тому обычно называется возрастающая финансовая нагрузка на небольшие фирмы со стороны  СРО. Но именно поэтому необходимо ставить  вопрос о сильных, крупных СРО, членство в которых не станет непосильным  бременем.

Конечно, ряд аудиторских  организаций исчезнут с рынка. Но что это будут за компании? Прежде всего, те, которые не уделяют должного внимания внутренним системам контроля качества, не придерживаются стандартов аудиторской деятельности, не проходят и не хотят проходить внешнего контроля качества. Людей, которые там работают, жалко, но с точки зрения пользователей отчетности вряд ли это плохо. Если аудиторские организации не обеспечивают должного качества своей работы, это создает для инвесторов и рынка дополнительные риски.

Кроме того, очень важно, чтобы контроль над аудиторскими организациями осуществлялся на местах самими СРО, так как это повысит эффективность деятельности аудиторских компаний и позволит сделать контроль над ними наиболее полным. Тогда Минфину в свою очередь необходимо будет проконтролировать деятельность нескольких СРО в отличие от текущей ситуации, когда необходимо надзор осуществляется за тысячами фирм. Именно в обстановке четкого разграничения обязанностей СРО и Минфина, а также определения той меры  ответственности, которую они несут, можно говорить о повышении качества аудиторских услуг, предоставляемых всеми участниками этого рынка.

 

 

1.3 Анализ аудита в России

 

В целях проводимого нами анализа  воспользуемся данными, приведенными на официальном сайте Минфина России.

Количество аудиторских  организаций и индивидуальных аудиторов.

Как видно из данных табл. 1, количество аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудиторов существенно выросло в 2010 г., но этот рост объясняется лишь тем, что не все из них выполнили требование Федерального закона от 30.12.08 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» о необходимости вступления в СРО до 31 декабря 2009 г. и процесс принятия новых членов из ранее действовавших субъектов рынка продолжался во всех СРО и в 2010 г. Новые участники рынка в рассматриваемом периоде практически не появлялись, что подтверждается статистикой 2011 г. По данным Минэкономразвития России, до вступления в силу Закона № 307-ФЗ в стране действовали около 7,5 тыс. организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших лицензии на осуществление аудиторской деятельности. Если принять в качестве аксиомы, что к 1 января 2011 г. все желающие вступили в СРО, то можно сделать вывод о сокращении данного сегмента рынка примерно на 20%. И случилось это не потому, что СРО отказывались принимать кого-то в свои ряды по причине несоответствия установленным требованиям, а вследствие того, что определенная часть ранее лицензированных аудиторских организаций на практике не осуществляли деятельность.

Таблица 1

Количество субъектов, имеющих  право на осуществление аудиторской  деятельности

Таким образом, становится очевидным, что рост числа аудиторов в 2011 г. по-прежнему объясняется тем, что в СРО продолжали вступать ранее аттестованные аудиторы. Если у них была возможность так долго принимать решение, в какое СРО вступать, полагаем, что активно работающих в сфере аудита среди них немного.

Очевидно, что пользователи пока делают выбор в пользу юридических лиц при заключении договора на аудит, хотя во многих случаях такое решение может объясняться, скорее, психологическими мотивами и сложившимся менталитетом отечественного бизнес-сообщества.

Аудитор занимается данной профессиональной деятельностью в  качестве работника аудиторской  организации (на основе трудового договора), либо индивидуального аудитора. Квалификационные аттестаты аудитора выдаются Минфином России лицам, отвечающим установленным квалификационным требованиям и успешно сдавшим квалификационный экзамен. До 1 ноября 2009 г. квалификационные аттестаты аудитора выдавались по следующим видам аудита: общий аудит; банковский аудит; аудит страховщиков; аудит бирж. С 1 ноября 2009 г. аттестаты выдаются по общему и банковскому аудиту; аттестат по общему аудиту охватывает также аудит страховщиков и аудит бирж.

В 2009 году было выдано 1487 квалификационных аттестатов аудитора, что почти на 8% больше, чем в 2008 г. Из общего количества выданных аттестатов 92% - по общему аудиту. Общее количество выданных Минфином России квалификационных аттестатов аудитора возросло за 2009 год на 3,7%. В 2009 г. годовой прирост количества выданных квалификационных аттестатов аудитора превысил аналогичный показатель 2008 г. на 0,2%, однако, как и в 2008 г., оказался значительно ниже годового прироста, наблюдавшегося в 2005 - 2006 гг.

Общее количество квалификационных аттестатов аудитора, выданных Минфином России за все время проведения аттестации, и распределение их по видам аудита приведено в таблице 2.

Таблица 2

Количество квалифицированных  аттестатов аудитора, выданных Минфином России за 2006 – 2009 гг.

 

на 01.04.06

на 01.01.07

на 01.01.08

на 01.01.09

на 01.01.10

Квалификационные аттестаты  аудитора — всего, тыс.

35,0

36,7

37,5

38,8

40,2

в том числе:

       

общий аудит

32,8

34,3

35,0

36,1

37,5

банковский аудит

0,9

1,0

1,1

1,2

1,2

аудит бирж

0,8

0,8

0,8

0,9

0,9

аудит страховщиков

0,5

0,6

0,6

0,6

0,6

Информация о работе Анализ современного состояния рынка аудиторских услуг в России