Анализ показателей рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Западная экономика показала нам, что в рыночной экономике существует жестокая борьба между производителями за выживаемость, так называемая конкуренция в которой необходимо всегда быть информированным о любых изменениях происходящих в рыночной конъюнктуре и уметь принимать правильные решения. Необходимо, чтобы любой производимый продукт или оказываемая услуга были максимум конкурентоспособными.
Конечно, особую роль для любого предприятия играют такие понятия, как прибыль и рентабельность, потому что именно они играют наиболее определяющую роль в жизни предприятия. За счет увеличения этих показателей предприятие может функционировать и увеличивать масштабы своего производства: внедрять современные технологии, тем самым уменьшая себестоимость продукции, постоянные и переменные затраты и делать продукцию наиболее конкурентоспособной.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический анализ рентабельности предприятия
1.1 Роль и значение рентабельности в предприятия
1.2 Показатели рентабельности
1.3 Методы повышения рентабельности производства
Глава 2. Анализ показателей рентабельности предприятия
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Технико-экономическая характеристика
2.3 Анализ показателей рентабельности предприятия
2.4 Анализ порога прибыли
2.5 Резервы увеличения рентабельности
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 54.99 Кб (Скачать файл)

Rв - рентабельность возможная;

Rф - рентабельность фактическая;

РП - резерв роста прибыли от реализации продукции;

VРПвi -возможный уровень затрат приходящихся на один рубль продукции, который рассчитывается по формуле VРПвi=(1-Резерв снижения себестоимости);

Свi - возможный уровень себестоимости i-х видов продукции с учетом выявленных резервов снижения;

Пф - фактическая прибыль от реализации продукции;

Иф - фактическая сумма затрат по реализованной продукции.

Резерв повышения уровня рентабельности составит:

РR = (1510 + 21960,59)*100 / (50824*0,8) - (1510*100/50824) = 55 %

Мы видим, что в случае внедрения описанных выше мероприятий рентабельность производственной деятельности может увеличиться на 55% и составить: 3%+ 55% = 58%.

На основе проведенного анализа хозяйственной деятельности предприятия можно сделать следующие выводы:

1) Прежде всего, нельзя  не заметить, что результаты финансово-хозяйственной  деятельности предприятия в 2002 году  ухудшились по сравнению с 2001 г.

Прибыль от реализации продукции уменьшилась на 35,7%

Рентабельность продаж уменьшилась на 57,6%

Часть своей продукции предприятие реализует по более низким ценам другим предприятиям в форме взаимозачетов, что отрицательно сказывается на его финансовых результатах;

Нельзя не отметить увеличение себестоимости продукции в 2002 г. по сравнению с 2001 г. на 50,5%.

Все это говорит о не эффективном функционировании предприятия в отчетном году. Более того, сравнивая темпы роста прибыли и выручки от реализации, можно сделать вывод, что предприятие идет по регрессивному пути развития, т.е. при росте выпуска продукции показатели прибыли и рентабельности не только не остались на прежнем уровне, а снизились на некоторую величину. Это говорит о не достаточно эффективном использовании предприятием своих ресурсов.

2) Но конечно есть  и положительные моменты:

Реализация продукции увеличились на 50,7%;

Выручка от реализации повысилась на 44,9%;

Затраты на 1 руб. реализованной продукции снизились на 1,1%

Производительность труда увеличилась на 44,3%

Рентабельность товарной продукции увеличилась на 56,1%

По сравнению с недостатками, положительные моменты не значительны и большой роли, в определении степени эффективности работы предприятия, не играют.

В ходе анализа были выявлены резервы роста прибыли за счет нескольких факторов:

За счет увеличения объема реализации продукции;

За счет снижения себестоимости товарной продукции;

За счет повышения среднереализационных цен вследствие оптимизации структуры реализации продукции.

По результатам анализа можно сделать следующие предложения:

А) Во-первых, для получения максимальной прибыли предприятие должно наиболее полно использовать находящиеся в его распоряжении ресурсы, и в первую очередь оно должно использовать возможный резерв по производству на имеющемся у него оборудовании дополнительной продукции. Увеличение выпуска снижает издержки на единицу продукции, т.е. затраты на ее изготовление в расчете на единицу продукции снижаются, а следовательно, снижается себестоимость, что в конечном итоге ведет к увеличению прибыли от реализации продукции. Ну а кроме этого, дополнительное производство рентабельной продукции уже само по себе дает дополнительную прибыль. Таким образом, при увеличении выпуска и, соответственно, реализации рентабельной продукции увеличивается прибыль в расчете на единицу продукции, а также увеличивается количество реализуемой продукции, каждая дополнительная единица которой увеличивает общую сумму прибыли. Вследствие этого, увеличение выпускаемой рентабельной продукции при условии ее реализации дает значительный прирост объема прибыли. В нашем случае дополнительный прирост объема выпускаемой продукции может дать предприятию 1812 тыс. руб. дополнительной прибыли.

Б) Во-вторых, снижение себестоимости также значительно может увеличить получаемую предприятием прибыль. Как описывалось в предыдущем пункте, одним из факторов снижения себестоимости является увеличение объема выпускаемой продукции. Другими факторами являются:

Улучшение уровня организации производства, имеющее своей целью свести к минимуму или вообще ликвидировать нерациональные издержки,

Слаженная работа всех составляющих производственного процесса (основного, вспомогательного, обслуживающего производства)

Оптимизация потоковых процессов на предприятии

Проделанный анализ показал, что после проведения соответствующих мероприятий по снижению себестоимости предприятие может получить дополнительную прибыль в размере 11513,48 тыс. руб.

В) В-третьих, немаловажным фактором получения дополнительной прибыли является оптимизация структуры сбыта. При проведении данной оптимизации удельный вес продукции, реализуемой по договорным, более высоким ценам, должен увеличиться до своего максимального уровня, а в идеале - до 100%. Соответственно, доля продукции, реализуемой предприятием другим организациям по линии взаимозачетов по более низким ценам должна быть как можно ниже.

Анализ показал, что оптимизация структуры сбыта увеличивает уровень среднереализационных цен. Дополнительная прибыль при этом составит 8635,11 тыс. руб.

И наконец, как было показано в ходе проведенного анализа, при внедрении предлагаемых мероприятий предприятие может получить дополнительную прибыль в размере 21960,59 тыс. руб. При этом рентабельность производственной деятельности увеличится на 55 %.

Заключение

В заключении можно определить что, на величину прибыли влияет множество факторов: внешние, внутренние; основные, второстепенные и т.д. Анализировать изменение прибыли только с точки зрения одного фактора будет не верно. Простой пример, если в нашем случае рассматривать зависимость прибыли только от выручки, то можно прийти к выводу, что при увеличении выручки на 100 тысяч рублей, прибыль увеличится на 36 тысяч рублей. Детальный факторный анализ на самом деле показывает, что увеличение выручки на 100 тысяч рублей уменьшит прибыль на 5 тысяч рублей. По приведённым цифрам видно, что разброс существенный, это ещё раз говорит о том, что весьма важно учитывать все возможные факторы, влияющие на прибыль предприятия.

Проведённый нами анализ ОАО “АзРТИ” выделил несколько основополагающих факторов: объем реализации продукции, уровень её себестоимости, изменение оптовых цен на продукцию. Кроме того, существуют такие факторы: ритмичность производства и отгрузки продукции, её качество и конкурентоспособность, сдвиги в структуре и ассортименте реализованной продукции, оптимизация запасов готовой продукции на складах, своевременная оплата покупателями заказанной ими продукции, применение прогрессивных форм расчетов за продукцию и др.

В общем случае на величину балансовой прибыли влияет прибыль от прочей реализации, доходы и расходы от внереализационных операций. На величину чистой прибыли, к тому же, оказывают влияние суммы налогов, выплачиваемые из прибыли. В нашем случае чистая прибыль равна нулю.

Таким образом, пути увеличения прибыли очевидны:

- увеличение объёма реализации  продукции, при этом необходимо  помнить, что это небеспредельно, т.к. в любой отрасли существует  момент, с которого начинается  отрицательная отдача от масштаба;

- снижение уровня себестоимости, что тоже небеспредельно, т.к. при  производстве любой продукции  всегда существует необходимый  минимум затрат;

- -увеличение оптовых  цен на продукцию. Этот фактор  при совершенной конкуренции  в большей степени зависит  не от хозяйствующего субъекта, а от общеэкономической ситуации  в стране;

- увеличение в составе  реализованной продукции доли  изделий с рентабельностью выше  средней (т.е. сдвиги в структуре);

- отлаженность ритмичности  производства и отгрузки продукции, улучшение качества и конкурентоспособности  товаров, оптимизация запасов готовой  продукции на складах и т.д.

Таким образом, мы выявили несколько возможностей для увеличения прибыли, но в каждом случае существует своя опасность, так как любое начинание связано с определенными затратами. В условиях нашей страны (кризисы, инфляция, неплатежи) риск увеличивается в несколько раз. Но как бы то ни было, реальные варианты существуют и их необходимо использовать.

Список литературы

1. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово - экономической деятельности предприятия: Учеб.-практ. Пособие. - 2-е изд., испр. - М.: Дело и Сервиз, 2000. - 256 с.

2. Астахов В.П. Анализ  финансовой устойчивости фирмы  и процедуры, связанные с банкротством. - М.: Ось-89, 2000.

3. Гавренкова В.И. Организация  производства: Учеб. пособие. - Владивосток: ДВТИ, 2000.

4. Грузинов В.П., Грибов  В.Д. Экономика предприятия. - М.: МИФ, 2000.

5. Полякова В.Г., Маркова  В.Д. Бизнес-планирование: Практическое  руководство. - Новосибирск: Экор, 2003.

6. Развитие конкуренции  на рынках РФ (доклад ГКАП РФ) //Вопросы экономики. 2002. № 11.

7. Савицкая Г.В. Анализ  хозяйственной деятельности предприятия. - Минск: "Экоперспектива", “ Новое  знание”, 1999.- 498с.

8. Самуэльсон П. Экономика: В 2 т. - М.: АЛГЕН, 2002.

9. Сергеев И.В. Экономика  предприятия: Учеб. пособие. - М.: Финансы  и статистика, 2001.

10. Современная экономика / Под ред. О.Ю. Мамедова. - М.; Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

11. Хайман Д.Н. Современная  микроэкономика. - М.: Финансы и статистика, 2002.

12. Шеремет А.Д., Сайфулин  Р.С. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРО-М, 2003.

13. Шувалова Г.Г. Экономика  предприятия: Практикум. - Владивосток: ДВГТИ, 2003.

14. Экономика и социология  труда: Учеб. пособие / Под ред. В.В. Адамчука. - М.: Экономич. образование, 2002

 


Информация о работе Анализ показателей рентабельности предприятия