Анализ консолидированной и сегментарной бухгалтерской (финансовой) отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 22:00, контрольная работа

Краткое описание

Консолидированная финансовая отчетность предназначена для характеристики финансового положения и финансового результата деятельности группы хозяйствующих субъектов, основанной на отношениях контроля. Она выполняет исключительно информационную функцию и представляется заинтересованным внешним пользователям.
Главная задача консолидированной финансовой отчетности – обеспечение гарантированного доступа заинтересованных пользователей к качественной, надежной и сопоставимой информации группе хозяйствующих субъектов. Для решения этой задачи консолидированная финансовая отчетность должна составляться по МСФО, подвергаться обязательному аудиту и публикации [3].

Содержание

1. Анализ консолидированной и сегментарной бухгалтерской (финансовой) отчетности…………………………………………….

2
2. Практическая часть………………………………………………..
9
Список литературы………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Готовая кр АФО.doc

— 388.00 Кб (Скачать файл)




Содержание

1. Анализ консолидированной  и сегментарной бухгалтерской  (финансовой) отчетности…………………………………………….

 

2

2. Практическая  часть………………………………………………..

9

Список литературы…………………………………………………...

29


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ консолидированной и сегментарной бухгалтерской  (финансовой) отчетности.

Консолидированная финансовая отчетность предназначена для характеристики финансового положения и финансового результата деятельности группы хозяйствующих субъектов, основанной на отношениях контроля. Она выполняет исключительно информационную функцию  и представляется заинтересованным внешним пользователям.

Главная задача консолидированной  финансовой отчетности – обеспечение гарантированного доступа заинтересованных пользователей к качественной, надежной и сопоставимой информации группе хозяйствующих субъектов. Для решения этой задачи консолидированная финансовая отчетность должна составляться по МСФО, подвергаться обязательному аудиту и публикации [3].

Сводная бухгалтерская  отчетность- это система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций.

Сводная бухгалтерская  отчетность составляется в порядке  и объеме установленном ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Порядок предоставления сводной (консолидированной) отчетности установлен Методическими рекомендациями по составлению и предоставлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденными приказом МФ РФ от 30.12.96 №112 (ред. от 12.05.99).

 Бухгалтерская отчетность дочернего общества объединяется в сводную бухгалтерскую отчетность, если головная организация:

- обладает более 50% голосующих  акций акционерного общества  или более 50% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью;

- определяет решения, принимаемые дочерним обществом, в соответствии с договором, заключенным между головной организацией и дочерним обществом;

- имеет иные способы определения  решений, принимаемых дочерним  обществом.

Сводная (консолидированная) отчетность не составляется, если:

- предполагается временный контроль, поскольку дочернее предприятие  приобретено с целью продажи  в ближайшем будущем;

- дочернее предприятие работает  в условиях строгих ограничений,  что существенно снижает возможность передачи фондов материнской компании;

- головная организация не может  определять решения, принимаемые  дочерним обществом;

- дочернее предприятие не является  значительным для группы;

- несколько взятых вместе предприятий  не занимают значительного места  в группе;

- деятельность дочернего предприятия отличается от деятельности предприятий, входящих в группу (иначе нарушается концепция справедливой и достоверной оценки);

- высока стоимость  и значительна задержка представления  информации и документов, необходимых  для консолидации.

  В Российском законодательстве понятие сводная и понятие консолидированная отчетность используются как синонимы, не смотря на то, что сводная отчетность составляется внутри одного юридического лица на основании отчетных данных его подразделений и филиалов, выделенных на отдельный баланс, но не являющихся самостоятельными юридическими лицами и при наличии дочерних и зависимых обществ. Кроме того, составление сводной годовой бухгалтерской отчетности осуществляется путем построчного суммирования соответствующих данных, отраженных в формах годовой бухгалтерской отчетности организаций и унитарных предприятий.

Принципы и  процедуры консолидации

Консолидированная финансовая отчетность составляется материнской  компанией и предназначена для  того, чтобы объективно и правдиво показать владельцам, что представляют собой их инвестиции, т. е. контроль и владение чистыми активами. Такое требование вполне разумно, поскольку в индивидуальной отчетности материнской компании в отношении инвестиций в подконтрольную структуру, кроме собственно первоначальной стоимости инвестиций и дивидендов за период, увидеть ничего нельзя.

В соответствии с международными стандартами консолидированная  отчетность должна базироваться на определенных принципах и методах.

1. Принцип полноты. Все активы, обязательства 1. Принцип полноты. Все активы, обязательства, расходы будущих периодов, доходы будущих периодов консолидированной группы принимаются в полном объеме независимо от доли материнской компании. Долю меньшинства показывают в балансе отдельной статьей под соответствующим заголовком.

2. Принцип собственного  капитала. Поскольку материнская компания и дочерние предприятия рассматриваются как единая экономическая единица, собственный капитал определяется по балансовой стоимости акций консолидируемых предприятий, а также по финансовым результатам деятельности этих предприятий и резервам.

3. Принцип справедливой  и дocтoвepнoй оценки. Консолидированная отчетность должна быть представлена в ясной и удобной для понимания форме и давать правдивую и достоверную картину активов, обязательств, финансового положения, прибылей и убытков предприятий, входящих в группу и рассматриваемых как единое целое.

4. Принцип постоянства  использования методов консолидации  и оценки и принцип функционирующего  предприятия. Методы консолидации должны применяться продолжительное время при условии, что предприятие является функционирующим, т.e. не намеревается прекращать свою деятельность в обозримом будущем. Отклонения допустимы в исключительных случаях, причем они должны быть раскрыты в приложениях к отчетности с соответствующим обоснованием. Эти принципы распространяются как на формы, так и на методы составления консолидированной отчетности.

5. Принцип существенности. Данный принцип предусматривает раскрытие таких статей, величина которых может повлиять на принятие или перемену решения о финaнcoвo-xoзяйcтвeннoй деятельности компании.

6. Единые методы  оценки. Активы, пассивы, расходы будущих периодов,прибыли и затраты консолидированной компании должны быть учтены во всей полноте. Не имеет значения как они представлены в текущем учете и отчетности предприятий, входящих в группу, поскольку материнская компания не налагает запреты и не осуществляет избирательных учетных подходов. Важно, чтобы при консолидировании активы и пассивы материнской компании и дочерних предприятий были оценены по единой методологии, применяемой материнской компаниям Методы оценки по законодательству, которое соблюдает материнская компания, должны применяться при формировании консолидированной отчетности.

7. Единая дата составления. Консолидированная отчетность должна составляться на дату баланса материнской компании. Показатели отчетности дочерних предприятий также должны быть пересчитаны на дату консолидированной отчетности. Большая часть рассмотренных выше принципов, на которых строится консолидированная отчетность согласно международным стандартам, нашла отражение и в российских нормативных документах, регулирующих составление сводной бухгалтерской отчетности.

В зависимости от наличия  или отсутствия взаимных операций можно выделить следующие этапы консолидирования:

- первичная консолидация  производится при составлении  впервые консолидированной отчетности ранее независимых предприятий и связана с приобретением инвестируемого предприятия;

- последующий консолидация производится при составлении консолидированной отчетности группы, образованной ранее и уже осуществляющей взаимные операции.

Особенности анализа  консолидированной отчетности.

В отечественных работах методика анализа консолидированной отчетности с учетом ее специфики и особенностей построения представлена в трудах О.О. Савченко. Отдельные процедуры анализа консолидированной отчетности рассматривают Л. В. Донцова, Н. А. Никифорова, В. И. Бариленко, О. В. Иванова. Наиболее полно представлена методика проведения аналитических процедур при аудите консолидированной отчетности в работе М. В. Мельник и В. Г. Когденко.

Методологическая основа анализа консолидированного отчета весьма многообразна. При анализе консолидированной отчетности, как и при анализе единичного отчета, применяются качественные (метод сравнения, метод построения систем аналитических таблиц, метод построения систем аналитических показателей и прочие методы) и количественные (формализованные) методы (метод абсолютных, относительных и средних величин, метод сравнения,вертикальный анализ, горизонтальный анализ, факторный анализ, финансовые коэффициенты).

Современный экономический анализ финансовой отчетности предлагает множество критериев и большой набор различных коэффициентов, применение которых к данным консолидированного отчета имеет свои особенности. Поэтому основная задача аналитика - это определение сбалансированной системы показателей, как основы стратегического управления. Как показывает практика, аналитики редко используют более семи показателей для управленческих целей.

На сегодняшний день аналитики крупных корпораций большинства  стран мира применяют новые методики анализа, среди наиболее популярных: BSC (Balanced Scorecard - сбалансированная система показателей), EVA (Economic Value Added) - экономическая добавленная стоимость, DCF (Discounted Cash Flow - метод дисконтирования денежного потока). 
   На основании особенностей анализа консолидированного отчета и применения различных методов и методик представим алгоритм анализа консолидированной отчета, состоящий из анализа организационной и экономической характеристики группы компаний.

Анализ организационной  характеристики группы компаний должен предоставить исчерпывающую информацию о виде деятельности группы, отраслях в которых она работает, способе формирования группы и структуре управления. Без данной информации, а также без понимания порядка составления консолидированной отчетности, невозможно будет адекватно оценивать результаты деятельности компании. 
Анализ экономической характеристики группы представляет собой процесс аналитической обработки данных консолидированного отчета, дающего представление о структуре акционерного капитала и финансовом состоянии группы в целом, а именно, о ее дивидендной политике, о динамике развития группы и ее основных финансовых показателях. 
Таким образом, консолидированный отчет имеет множество нюансов при его анализе. 
Также хотелось бы отметить, что консолидированная отчетность очень часто выступает объектом фальсификации . Внешние пользователи в данном случае оказываются абсолютно незащищенными, так как обычный анализ форм отчетности не даст им реальной картины о финансовом положении компании. Поэтому определение достоверности консолидированной отчетности является не только целью аудиторской проверки, но и необходимостью при ее анализе, несмотря на имеющееся аудиторское заключение.

Сущность и  назначение сегментарной отчетности.

Сегмент (от лат. segmentum) означает отрезок, часть чего-либо. Сегментарную отчетность можно определить как отчетность, сформированную по отдельным сегментам бизнеса (центрам ответственности) организации.

Порядок ее составления  для внешних пользователей установлен ПБУ 12/2000, согласно которому под сегментом в первую очередь понимается самостоятельное юридическое лицо, являющееся либо дочерним (зависимым) предприятием по отношению к материнскому (основному) обществу, либо входящее в какую-либо ассоциацию, союз, холдинг. Такое предприятие в обязательном порядке должно рассматриваться в качестве операционного или географического сегмента. Это, однако, не означает, что данные сегменты не могут быть разделены на более мелкие.

Информация сегментарной отчетности используется с целью  принятия разнообразных управленческих решений:

  • Для многих российских предприятий вопрос выживания сегодня напрямую связан с необходимостью разукрупнения (реструктуризации) бизнеса;
  • Информация сегментарной отчетности позволяет администрации организации контролировать деятельность разных подразделений и объективно оценивать качество работы возглавляющих их менеджеров;
  • На ее основе делаются выводы о профессиональной пригодности того или иного менеджера;
  • разрабатываются финансовые и нефинансовые критерии оценки его деятельности;
  • формируется система материального и морального поощрения персонала предприятия.

 Информация по сегменту — информация, раскрывающая часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях посредством представления установленного перечня показателей бухгалтерской отчетности организации.

 Перечень сегментов, информация по которым раскрывается в бухгалтерской отчетности устанавливается организацией самостоятельно исходя из ее организационной и управленческой структуры.

 Информация по операционному сегменту — информация, раскрывающая часть деятельности организации по производству определенного товара, выполнению определенной работы, оказанию определенной услуги или однородных групп товаров, работ, услуг, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей по другим товарам, работам, услугам или однородным группам товаров, работ, услуг. Операционный сегмент не должен включать товары и услуги со значительно отличающимися рисками и выгодами.

 Информация по географическому сегменту — информация, раскрывающая часть деятельности организации по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг в определенном географическом регионе деятельности организации, которая подвержена рискам и получает прибыли, отличные от рисков и прибылей, имеющих место в других географических регионах деятельности организации. Географическим сегментом может быть одна страна, группа стран или регион внутри страны. Риски и прибыли организации зависят от места расположения ее производства или деятельности по оказанию услуг, то есть от места расположения ее операций. Но они могут зависеть и от места расположения ее рынков и клиентов. Выбор географического сегмента может быть проведен как по месту расположения операций, так и по месту расположения рынков и клиентов.

Информация о работе Анализ консолидированной и сегментарной бухгалтерской (финансовой) отчетности