Анализ и управление дебиторской задолженностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что состояние дебиторской задолженности, ее размеры оказывает сильное влияние на финансовое состояние организации.
Анализ дебиторской задолженности включает комплекс взаимосвязанных вопросов, относящихся к оценке финансового положения организации. Потребность в этом возникает у руководителей соответствующих служб, аудиторов, проверяющих правильность отражения долгов дебиторов и задолженности кредиторам, финансовых аналитиков кредитных организаций.
Цель курсовой работы – рассмотреть организацию управления дебиторской задолженности на конкретном предприятии и разработать рекомендации по совершенствованию управления дебиторской задолженностью.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………......3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
1.1. Понятие, сущность дебиторской задолженности…………………..5
1.2. Методы анализа дебиторской задолженности и ее влияние на финансовое состояние предприятия……………………………………………..8
1.3. Источники информации для анализа дебиторской задолженностью……….…………………………………………………………15
2. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ О ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1. Экономическая характеристика ООО «РемМашДеталь»………….19
2.2. Оценка динамики и структуры дебиторской задолженности…….23
2.3. Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности…………...32
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ В ООО «РЕММАШДЕТАЛЬ»
3.1. Меры по улучшению управления дебиторской задолженности…………40
3.2. Повышение действенности контроля и анализа дебиторской задолженности…………………………………………………………………...42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………..……………………………...44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...…48
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...…..

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ.doc

— 784.50 Кб (Скачать файл)

              Планово-нормативная документация включает прежде всего бизнес-план, текущие годовые, квартальные, месячные планы, договоры предприятия по работе с дебиторской задолженностью. В основе составления планов по дебиторской задолженности предприятия должны лежать нормативы (среднеотраслевые или разработанные применительно к данному предприятию).

              Учетная информация по дебиторской задолженности содержится в документах первичного учета. Документация позволяет организовать постоянное наблюдение и контроль за движением дебиторской задолженности и отдельными исполнителями. С помощью учетных документов устанавливают ответственность исполнителей за порученную им работу и материально ответственных лиц за переданные им хозяйственные ценности. Основными первичными документами по учету дебиторской задолженности являются: счета-фактуры; акты, накладные, свидетельствующие об отгрузке товаров, выполнении работ и оказании услуг; платежные документы; акты сверки взаимной задолженности, подтверждения налоговой инспекции, где на учете состоит должник, акты встречных проверок и по каждому должнику; другие документы, имеющие значение для учета дебиторской задолженности.

              Кроме планово-нормативной и учетной информации для анализа дебиторской задолженности могут быть использованы различные внеучетные материалы: статьи и заметки в периодической печати, протоколы оперативных совещаний, сведения кредитных органов и того подобное. Сведения внеучетного характера отражают отдельные стороны по работе с дебиторской задолженностью. Значение внеучетных данных состоит в том, что они, сигнализируя об отдельных фактах, указывают целесообразный путь анализа и нередко служат материалом для более глубокого изучения работы с дебиторской задолженностью.

              Наиболее удобная и целесообразная последовательность использования различных источников информации при анализе дебиторской задолженности следующая: вначале изучают и анализируют данные отчетности и планово-нормативную документацию; при дальнейшем более детальном анализе дебиторской задолженности привлекаются внеучетные данные, а также сведения первичного учета, которые нельзя получить непосредственно из отчетности. При этом преобладающее значение имеют данные учета.

              От качества источников информации зависит достоверность результатов анализа, поэтому используемые показатели и данные по дебиторской задолженности должны подвергаться всесторонней критической оценке. При этом проверяются: правильность оформления источников (отчетов, документов), полнота состава (охвата) анализируемых показателей, соответствие показателей плановым и нормативным, согласованность показателей, преемственность показателей, взаимная согласованность величин, содержащихся в разных источниках, и другие вопросы.              

              После подготовки информации начинается наиболее трудоемкий этап анализа - исследовательский (аналитический). Исследовательский этап следует начать с определения круга показателей, характеризующих дебиторскую задолженность. Выбор и расчет показателей дебиторской задолженности нужно проводить с помощью абсолютных и относительных показателей в динамике за ряд кварталов или лет, также необходимо знать методику исчисления показателей, определить логическую последовательность обработки данных, разработать формы таблиц, графики движения аналитической информации в процессе обработки и обеспечить комплекс работ на данном этапе.

              Заключительный рекомендательный этап начинается с обобщения и оформления результатов анализа дебиторской задолженности. Обобщение результатов анализа дебиторской задолженности производится для оценки деятельности организации за отчетный период и выявления разнообразных причин, как положительно, так и отрицательно влияющих на общие результаты. После анализа важно выделить главные причины и на их основе разработать и обосновать выводы и предложения по результатам анализа дебиторской задолженности. Главным итогом в обобщении результатов анализа являются рекомендации по улучшению работы с дебиторской задолженностью.

 

 

 

 

 

2. Анализ показателей о дебиторской задолженности на предприятии

2.1. Экономическая характеристика ООО «РемМашДеталь»

Общество с ограниченной ответственностью «РемМашДеталь» (далее – ООО «РемМашДеталь») является полностью самостоятельным юридическим лицом, созданным на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, закона РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Устава и Учредительного договора. Дата государственной регистрации 9 июля 2002 года. Место нахождения ООО «РемМашДеталь» Республика Татарстан, г. Зеленодольск, ул. Школьная, дом 12. Учредителями ООО «РемМашДеталь» являются три физических лица с вкладами в уставный капитал равными долями. Предприятие является хозяйствующим субъектом, обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, печать со своим наименованием.

Предприятие специализируется на выпуске нестандартной оснастки для предприятий машиностроительного и литейного профиля.

Основными видами деятельности ООО «РемМашДеталь» являются:

1. производство и реализация продукции производственно-технического назначения, потребительских товаров, выполнение работ и оказание услуг в соответствии со специализацией завода на договорной основе;

2.  осуществление в качестве заказчика или иным способом работ по реконструкции, техническому перевооружению и строительству производственных и непроизводственных объектов для ООО «РемМашДеталь».

В настоящее время предприятие ООО «РемМашДеталь» располагает высококвалифицированным инженерным и рабочим персоналом, оснащено современной техникой и технологией, позволяющими обеспечить выпуск продукции высокого качества. Ежегодно увеличивается выпуск товаров народного потребления. Сохранение и успешное развитие предприятия становится главным смыслом или высшей целью предприятия с точки зрения всех заинтересованных групп (инвесторы, персонал, потребители, поставщики), которые тем самым получают шанс на реализацию своих индивидуальных целей.

              Главная цель предприятия формулируется следующим образом: адаптация предприятия к условиям рынка и последующее его развитие при стремлении к минимизации затрат.

Высшим органом управления ООО «РемМашДеталь» является Общее собрание его участников, которое вправе решать все вопросы деятельности Общества.

              Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом Общества – директором Общества. Директор организует выполнение решений Общего собрания участников. В своей деятельности он подчине Общему собранию. Директор:

1) осуществляет оперативное руководство работой Общества в соответствии с основными направлениями деятельности Общества;

2) действует от имени Общества без доверенности, представляет его интересы в отношениях с гражданами и юридическими лицами. В пределах предоставленных ему полномочий распоряжается имуществом Общества, открывает расчетные и другие счета в кредитных учреждениях;

3) обеспечивает выполнение планов деятельности Общества и решений Общего собрания участников;

4) отчитывается перед Общим собранием участников о результатах деятельности Общества не реже одного раза в год.

              Директор избирается на эту должность решением Общего собрания большинством голосов присутствующих на собрании Участников.

              Организационная структура ООО «РемМашДеталь» представлена на рис. 2.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.1. Организационная структура предприятия ООО «РемМашДеталь»

              В функции заместителя директора по производству - главного инженера входят:

- определение технической политики и направлений технического развития предприятия, путей реконструкции и модернизации действующего производства;

- организация работ по улучшению ассортимента и качества, совершенствованию и обновлению продукции, техники и технологии, созданию принципиально новых конкурентоспособных видов продукции, проектированию и внедрению в производство средств комплексной механизации и автоматизации технологического процесса;

- контроль за соблюдением производственной и технологической дисциплины, правил и норм охраны труда, производственной санитарии и пожарной безопасности и другие.

              В функции заместителя директора по коммерческим вопросам входят:

- руководство финансово-хозяйственной деятельности общества в части материально-технического обеспечения, сбыта продукции, транспортного и административно-хозяйственного обслуживания;

- принятие мер по своевременному заключению хозяйственных и финансовых договоров с поставщиками и потребителями продукции, расширению прямых и длительных хозяйственных связей, обеспечению выполнения договорных обязательств по поставкам продукции (по количеству, ассортименту, качествам, срокам, другим условиям поставок);

- контроль за реализацией продукции, материально-техническим обеспечением предприятия, правильным расходованием оборотных средств;

- контроль за соблюдением дисциплины при выполнении обязательств по поставкам продукции и их соответствие хозяйственным договорам.

В функции главного бухгалтера входят:

- определение финансовой политики общества, разработка и осуществление мер по обеспечению его финансовой устойчивости;

- анализ и оценка финансовых рисков, разработка мер по сведению их к минимуму, порядком оформления финансово-хозяйственных операций с поставщиками, заказчиками, кредитными организациями;

- осуществление работы по формированию налоговой политики Общества, налоговому планированию и оптимизации налогообложения, совершенствованию учетной политики;

- на основании первичных документов выполняет все расчеты по заработной плате и удержаний из нее, осуществляет контроль за использованием фонда оплаты труда.

- ведет учет денежных средств и расчетных операций по банку, а также расчетов с дебиторами и кредиторами, юридическими и физическими лицами и другие.

              Таким образом, организационная структура данного предприятия имеет высокую норму управляемости. Бухгалтерский учет на данном предприятии осуществляется в соответствии с разработанным планом счетов. В ООО «РемМашДеталь» применяется автоматизированная система учета программного продукта 1С: Бухгалтерия (версия 7.7) .

 

2.2. Оценка динамики  и структуры дебиторской задолженности

Рассмотрим состав имущества ООО «РемМашДеталь» в таблице 2.1. Для этого составим аналитическую таблицу на основе данных раздела «Активы» бухгалтерского баланса данного предприятия. (Приложения 1, 2)

Таблица 2.1

Анализ состава имущества ООО «РемМашДеталь» за 2008-2010 годы

Наименование статей

2008 год, тыс. руб.

Уд. вес, %

2009

год, тыс. руб.

Уд. вес, %

2010

год, тыс. руб.

Уд. вес, %

Изменение 2010 год к 2008 году

Абсолю., тыс.руб.

Относит., %

Внеоборотные активы

126566

42,0

128260

40,2

129520

40,1

+2954

102,3

Нематериальные активы

598

0,2

603

0,2

644

0,2

+46

107,7

Основные средства

87305

28,9

87731

27,5

97532

30,2

+10227

111,7

Незавершенное строительство

28311

9,4

28527

8,9

19830

6,1

-8481

70,0

Долгосрочные финансовые вложения

10352

3,4

11399

3,6

11514

3,6

+1162

111,2

Оборотные активы

174805

58,0

190409

59,8

193099

59,9

+18294

110,5

Запасы

103405

34,3

115134

36,1

121277

37,6

+17872

117,3

НДС по приобретенным ценностям

3750

1,2

4042

1,3

789

0,2

-2961

21,0

Дебиторская задолженность со сроком погашения более 12 мес.

653

0,2

201

0,1

443

0,1

-210

67,8

Дебиторская задолженность со сроком погашения менее 12 мес.

57487

19,1

61151

19,2

62731

19,4

+5244

109,1

Краткосрочные финансовые вложения

2400

0,8

2516

0,8

1334

0,4

-1066

55,6

Денежные средства

7110

2,4

7365

2,3

6525

2,0

-585

91,8

БАЛАНС

301371

100

318669

100

322619

100

+21248

107,1

Информация о работе Анализ и управление дебиторской задолженностью