Анализ дебиторской и кредиторской задолженности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 17:06, курсовая работа

Краткое описание

Дебиторская задолженность всегда отвлекает средства из оборота, препятствует их эффективному использованию, следствием чего является напряженное финансовое состояние предприятия. Т.е. дебиторская задолженность характеризует отвлечение средств из оборота данного предприятия и использование их дебиторами. Тем самым она отрицательно влияет на финансовое состояние предприятия, поэтому необходимо сокращать сроки ее взыскания.
Основными макроэкономическими факторами появления дебиторской являются:
· определение инфляционного роста цен адекватному увеличению платежных средств;
· неудовлетворительная работа банковской системы;

Содержание

Введение………………………………………..
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ……….…………..…………………..
1.1. Место анализа дебиторской и кредиторской задолженности в системе финансового анализа. Цель и задачи анализа………………………………….
1.2. Методика анализа дебиторской и кредиторской задолженности………..
1.3. Оценка влияния дебиторской и кредиторской задолженности на основные характеристики финансового состояния организации…………….
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………………
Список использованных источников……………

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ дебит и кредит задолженности.docx

— 48.17 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………….. 
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ……….…………..………………….. 
1.1. Место анализа дебиторской и кредиторской задолженности в системе финансового анализа. Цель и задачи анализа…………………………………. 
1.2. Методика анализа дебиторской и кредиторской задолженности……….. 
1.3. Оценка влияния дебиторской и кредиторской задолженности на основные характеристики финансового состояния организации……………. 
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………

Заключение…………………………………………………………………………

Список использованных источников……………………………………………

Приложения……………………………………………………………. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время в условиях развития рыночных отношений у предприятий значительно возросло количество контрагентов - дебиторов и кредиторов, из-за ряда объективных и субъективных факторов усложнились порядок учета и отражения в отчетности дебиторской и кредиторской задолженности. Более сложным стало налогообложение операций, связанных с учетом дебиторской задолженности.

Для того чтобы правильно выстроить  взаимоотношения с клиентами, необходимо постоянно контролировать текущее  состояние взаиморасчетов и отслеживать  тенденции их изменения в средне- и долгосрочной перспективе. При  этом контроль должен быть дифференцирован  по отношению к различным группам  клиентов, каналам сбыта, регионам и  формам договорных отношений.

Дебиторская и кредиторская задолженность  естественное явление для существующей в Казахстане системы расчетов между  предприятиями. Дебиторская задолженность  включает задолженность подотчетных  лиц, плательщиков по истечении срока  оплаты, налоговых органов при  переплате налогов и других обязательных платежей, вносимых в виде аванса. Она  включает также дебиторов по претензиям и спорным долгам.

Кредиторская задолженность - это  долги самого предприятия перед  плательщиками, заказчиками, налоговыми органами и т.д.

Политика управления дебиторской  и кредиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой  политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции  и заключающейся в оптимизации  общего размера этой задолженности  и обеспечении своевременной  ее инкассации.

Дебиторская задолженность всегда отвлекает средства из оборота, препятствует их эффективному использованию, следствием чего является напряженное финансовое состояние предприятия. Т.е. дебиторская  задолженность характеризует отвлечение средств из оборота данного предприятия и использование их дебиторами. Тем самым она отрицательно влияет на финансовое состояние предприятия, поэтому необходимо сокращать сроки ее взыскания.

Основными макроэкономическими факторами  появления дебиторской являются:

· определение инфляционного роста  цен адекватному увеличению платежных  средств;

· неудовлетворительная работа банковской системы;

· низкая развитость или неразвитость финансового рынка;

· игнорирование правовых аспектов обязательств в договорной практике предприятий;

· не сокращающийся разрыв хозяйственных  связей бывшего постсоветского пространства.

Кредиторская задолженность в  определенной мере полезна для предприятия, т.к. позволяет получить во временное  пользование денежные средства принадлежащие  другим организациям.

Состояние дебиторской и кредиторской задолженности, их размеры и качество оказывают сильное влияние на финансовое состояние организации. В целях управления дебиторской  и кредиторской задолженностью необходимо проводить их анализ.

Анализ дебиторской и кредиторской задолженности включает комплекс взаимосвязанных  вопросов, относящихся к оценке финансового  положения предприятия.

Дебиторская и кредиторская задолженность  являются естественными составляющими  бухгалтерского баланса предприятия. Они возникают в результате несовпадения даты появления обязательств с датой  платежей по ним.

На финансовое состояние предприятия  оказывают влияние как размеры  балансовых остатков дебиторской и  кредиторской задолженности, так и  период оборачиваемости каждой из них.

Однако балансовые остатки дебиторской  и кредиторской задолженности могут  служить лишь отправной точкой для  исследования вопроса о влиянии  расчетов с дебиторами и кредиторами  на финансовое состояние. Если дебиторская  задолженность больше кредиторской, это является возможным фактором обеспечения высокого уровня коэффициента общей ликвидности.

Одновременно это может свидетельствовать  о более быстрой оборачиваемости  кредиторской задолженности по сравнению  с оборачиваемостью дебиторской  задолженности. В таком случае, в  течение определенного периода  долги дебиторов превращаются в  денежные средства, через более длительные временные интервалы, чем интервалы, когда предприятию необходимы денежные средства для своевременной уплаты долгов кредиторам. Соответственно возникает  недостаток денежных средств в обороте, сопровождающийся необходимостью привлечения  дополнительных источников финансирования. Последние могут принимать форму либо просроченной кредиторской задолженности, либо банковских кредитов.

Цель данной дипломной работы - провести анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия и  на основании данных анализа предложить мероприятия по её снижению. Для  достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

· рассмотреть основы анализа кредиторской и дебиторской задолженности;

· проанализировать состав и структуру  дебиторской и кредиторской задолженности  на предприятии ТОО «Dostar Distribution», их оборачиваемость;

· по результатам анализа изучить  пути совершенствования анализа  кредиторской и дебиторской задолженности.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и  приложения.

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
    1. Понятие, сущность и задачи дебиторской задолженности

 

Дебиторская задолженность - сумма долгов, причитающихся предприятию, от юридических или физических лиц в итоге хозяйственных взаимоотношений с ними. Обычно долги образуются от продаж в кредит.

Условием обеспечения  финансовой устойчивости организации  является превышение суммы дебиторской  задолженности над суммой кредиторской задолженности.

Дебиторская задолженность – представляет собой имущественные требования организации к юридическим и физическим лицам, которые являются ее должниками.

Дебиторскую задолженность  можно рассматривать в трех смыслах: во-первых, как средство погашения  кредиторской задолженности, во-вторых, как часть продукции, проданной  покупателям, но еще не оплаченной и, в-третьих, как один из элементов  оборотных активов, финансируемых  за счет собственных либо заемных средств.

Оборотный капитал компании слагается из следующих составляющих: денежных средств;

  • дебиторской задолженности;
  • материально-производственных запасов;
  • незавершенного производства;
  • расходов будущих периодов.

Следовательно, дебиторская задолженность – это часть оборотного

капитала организации.

Как мы уже отметили, дебиторская  задолженность может возникнуть вследствие невыполнения договорных обязательств, излишне уплаченных налогов, взысканных сборов, пеней, выданных денежных сумм подотчет.

Дебиторскую задолженность  условно можно подразделить на нормальную и просроченную дебиторскую задолженность.

Задолженность за отгруженные  товары, работы, услуги, срок оплаты которых  не наступил, но право собственности  уже перешло к покупателю; либо поставщику (подрядчику, исполнителю) перечислен аванс за поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) –  это нормальная дебиторская задолженность.

Задолженность за товары, работы, услуги, не оплаченные в установленный  договором срок, представляет собой  просроченную дебиторскую задолженность.

Просроченная дебиторская  задолженность, в свою очередь, может быть сомнительной и безнадежной.

В соответствии с пунктом 1 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ):

«Сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией».

По истечении срока  исковой давности сомнительная дебиторская  задолженность переходит в категорию  безнадежной задолженности (не реальной к взысканию).

Согласно пункту 2 статьи 266 НК РФ:

«Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации».

Дебиторская задолженность, нереальная к взысканию, может образоваться вследствие:

  • ликвидации должника ;
  • банкротства должника;
  • истечения срока исковой давности без подтверждения задолженности со стороны должника;
  • наличия денежных средств на счетах в «проблемном» банке. Здесь возможны два варианта:

Во-первых, если после вынесения арбитражным судом постановления о ликвидации банка денежных средств для погашения дебиторской задолженности не хватает, то такая дебиторская задолженность признается нереальной к взысканию и соответственно подлежит списанию на финансовые результаты;

Во-вторых, если вместо ликвидации банка предусматривается его реструктуризация, то организация может создать резерв по сомнительным долгам и ждать восстановления банком платежеспособности;

  • невозможности взыскания судебным приставом – исполнителем по решению суда суммы долга (например, имущество организации находится на праве оперативного управления).

В зависимости от предполагаемых сроков погашения дебиторская задолженность подразделяется на:

• краткосрочную (погашение которой ожидается в течение года после отчетной даты);

• долгосрочную (погашение которой ожидается не ранее чем через год после отчетной даты).

Следует отметить, что в  отношении просроченной дебиторской  задолженности целесообразно использовать отсрочку (рассрочку) платежа, производить  расчеты акциями, векселями, применять  бартер.

При предоставлении отсрочки (рассрочки) платежа необходимо учитывать  платежеспособность и деловую репутацию  контрагента.

Дебиторская задолженность является неотъемлемым элементом сбытовой деятельности любого предприятия. Довольно большая ее часть в общей структуре активов снижает ликвидность и финансовую стойкость предприятия и повышает риск финансовых потерь компании.  
 
Современные условия развития экономики нашей страны предусматривают динамизм развития взаиморасчетов между контрагентами. В таких условиях особое внимание необходимо уделять дебиторской задолженности.  
 
Очень часто ее определяют как составляющую оборотного капитала, которая представляет собой требования к физическим или юридическим лицам относительно оплаты товаров, продукции, услуг.  
 
Существует тенденция отождествлять дебиторскую задолженность с коммерческим кредитом. Коммерческий кредит предоставляется покупателю с учетом его стоимости (ресурсы компании предоставляются в пользование на платной основе) и срочности (срок использования предоставленных средств ограничен).  
 
Согласно стандартам бухгалтерского учета, дебиторская задолженность это сумма задолженности дебиторов предприятию на определенную дату. Дебиторами могут быть как юридические, так и физические лица, которые задолжали предприятию денежные средства, их эквиваленты или другие активы. По данным бухгалтерского учета можно определить сумму задолженности на любую дату, но обычно такая сумма определяется на дату баланса.  
 
Обычно экономическая выгода от дебиторской задолженности выражается в том, что предприятие в результате ее погашения рассчитывает рано или поздно получить денежные средства или их эквиваленты. Соответственно дебиторскую задолженность можно признать активом только тогда, когда существует вероятность ее погашения должником. Если такой вероятности нет, сумму дебиторской задолженности следует списать. Если задолженность невозможно правильно оценить, то есть определить ее сумму, она не может быть признана активом и не должна отображаться в балансе.  
 
Таким образом, дебиторскую задолженность можно определить как оборотный актив предприятия, который возникает в его сбытовой деятельности и характеризует взаимоотношения контрагентов по оплате стоимости полученного товара (работы, услуги).  
 
Обзор статистических данных по Украине за 2006 г. свидетельствует о росте: дебиторская задолженность по всем субъектам хозяйствования (кроме малых предприятий и учреждений, которые содержатся за счет бюджета) на 1 апреля 2006 г. составляла 346,9 млрд. грн. На протяжении января-марта 2006 г. дебиторская задолженность увеличилась на 8,2%. Удельный вес просроченной задолженности в общей сумме дебиторской задолженности составлял 20,4% против 21,6% на 1 января 2006 г.  
 
Правительство считает чрезвычайно острой ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве. Многолетняя его убыточность и дебиторская задолженность потребителей привели к тому, что местные органы исполнительной власти безответственно относятся к качеству и объемам предоставления соответствующих услуг населению. В результате этого не приводится в надлежащее техническое состояние жилищный фонд и ком-мунальная инфраструктура, не снижаются расходы электроэнергии, топлива, воды.  
 
Работа с дебиторской задолженностью, то есть процесс управления ею, является важным моментом в деятельности любого предприятия и требует пристального внимания руководителей и менеджеров. Определение подходов к управлению дебиторской задолженностью, этапов и методов - проблема, которая не имеет однозначного решения, зависит от специфики деятельности предприятия и личных качеств руководства.  
 
Так как управление дебиторской задолженностью является составляющей системы управления предприятием, то сам процесс управления ею можно осуществлять этапами. Кроме того, управление дебиторской задолженностью происходит во времени, и естественно, что его необходимо представлять в виде некоторой этапной системы.  
 
По мнению И.А. Бланка, формирование алгоритмов управления дебиторской задол-женностью осуществляется по следующим этапам: анализ дебиторской задолженности предприятия; выбор вида кредитной политики предприятия по отношению к покупате-лям продукции; определение возможной суммы оборотного капитала, которая направлена на дебиторскую задолженность по коммерческому и потребительскому кредитам;  
 
формирование системы кредитных условий; формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита; формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности; обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности; построение эффективных систем контроля движения и своевременной инкассации дебиторской задолженности.  
 
Почти к такому же выводу пришел Г.Г. Кирейцев, но дополняя И.А. Бланка, он выделяет еще несколько этапов: контроль финансового состояния дебиторов; при непогашении долга или его части установление оперативной связи с дебитором на предмет признания им долга; обращение к хозяйственному суду с иском о взыскании просроченной задолженности; компенсация убытков из фонда безнадежных долгов.  
 
Российские специалисты выделяют четыре основных направления работы по уп-равлению дебиторской задолженностью:  
 
• планирование размера дебиторской задолженности по компании в целом;  
• управление кредитными лимитами покупателей;  
• контроль дебиторской задолженности;  
• мотивация сотрудников.  
 
Для управления дебиторской задолженностью предприятию необходима информация о дебиторах и их платежах: данные о выставленных дебиторам счетах, которые не оплачены на данный момент; время просрочки платежа по каждому из счетов; размер безнадежной и сомнительной дебиторской задолженности, оцененной на основании установленных фирмой нормативов; кредитная история контрагента (средний период просрочки, средняя сумма кредита). Как правило, такие сведения можно получить при исследовании системы бухгалтерского учета. Однако прежде чем приступить к иссле-дованию системы, стоит определить принципы учета и контроля дебиторской задол-женности. Автор данной статьи выделяет такие этапы управления дебиторской задолженностью: построение системы учета и контроля дебиторской задолженности; разработка кредитной политики; автоматизация управления дебиторской задолженностью.  
 
В целом же, приведенные этапы управления дебиторской задолженностью базируются на основных функциях управления. Базируясь на определении управления, что приведено в работе коллектива авторов под руководством Зарубинского В.М, управление - функция организованных систем разной природы (биологических, социальных, технических), которая обеспечивает сохранение их определенной структуры, поддержку режима деятельности, реализацию их программ и целей. Предлагается в процессе управления дебиторской задолженностью выделять такие этапы.  
 
Первый этап управления - планирование величины дебиторской задолженности - был, есть и будет одним из важнейших. Это связано с тем, что в процессе реализации ра-бот по планированию величины дебиторской задолженности, необходимо учитывать не только параметры дебиторской задолженности, которые характеризуют ее состояние, но и целый ряд внешних факторов, которые могут существенно повлиять на конечные результаты управления.  
 
В процессе выполнения учета дебиторской задолженности собирается информация о финансовом положении дебиторов, от которых зависит состояние дебиторской за-долженности. Основная сложность на данном этапе заключается в определении мини-мального объема и номенклатуры данных, которые позволяют управляющему субъекту иметь ясное представление о состоянии объекта управления. Данное обстоятельство связано с двумя моментами. Первый момент вызван тем, что для сбора и обработки учет-ной информации необходимы денежные средства, которые всегда ограничены. Второй момент вызван тем, что информация может дублироваться и опаздывать, а это не спо-собствует принятию обоснованного решения.  
 
Второй этап управления - контроль величины дебиторской задолженности, кото-рый предусматривает сравнение фактических данных учета с плановыми или бюджет-ными. В эпоху централизованного планирования было достаточно разработать плановые показатели, но в рыночных условиях плановые показатели должны формироваться при изучении рынка, что требует разработки бизнес-планов развития, бюджетов. В связи с отсутствием системы плановых показателей деятельности предприятия этап контроля выполняет несколько иные функции, фактически контроль сводится к сравнению бухгалтерских данных только за прошлый и текущий (плановый) период. Поэтому эф-фективный процесс управления должен базироваться на общей системе управления предприятием.  
 
На третьем этапе - анализ дебиторской задолженности - исследуются и выделя-ются факторы, влияние которых привело к появлению отклонений фактических пара-метров состояния дебиторской задолженности от плановых показателей.  
 
Четвёртый этап - этап разработки ряда альтернативных решений или определения оптимального решения.  
 
Для формирования нескольких возможных решений, направленных на улучшение той ситуации, в которой находится предприятие, достаточно информации, собранной еще на стадии анализа. На основе этой информации можно создать систему ограничений относительно соответствующей целевой функции, а также провести ранжирование причин, которые больше всего влияют на величину дебиторской задолженности. Та же причина может вызывать несколько последствий, а устранение этих причин мо-делируется с целью оценки возможных результатов. Таким образом, разрабатывается несколько альтернативных решений или даже определяется оптимальное решение.  
 
Пятый этап - фаза реализации одного или нескольких альтернативных решений - на этом этапе осуществляется выполнение принятого оптимального решения или нес-кольких альтернативных решений. На этой стадии определяются необходимые средства, а также порядок реализации принятого решения.  
 
Важным вопросом при управлении дебиторской задолженностью является ее клас-сификация. В зависимости от того, какой признак положен в основу ее классификации, можно использовать разнообразные методы управления дебиторской задолженностью.  
 
Традиционная классификация дебиторской задолженности предусматривает ее распределение по правовому критерию на срочную или просроченную. К срочной отно-сится дебиторская задолженность, срок погашения которой еще не наступил или состав-ляет меньше одного месяца и которая связана с нормальными сроками расчетов, опреде-ленными в соглашениях. Просроченная - это задолженность с нарушением договорных сроков. Дальше важно разобрать понятие сомнительный долг, который понимается как текущая дебиторская задолженность, относительно которой существует неуверенность ее погашения должником. Понятно, что долги такого вида продолжают значиться на балансе кредитора, пока есть хоть незначительная уверенность в их погашении. Списываться же с баланса они будут только когда станут безнадежными. Поэтому отдельно будем выделять безнадежную дебиторскую задолженность, к которой относим текущую дебиторскую задолженность, относительно которой существует уверенность в ее невозвращении должником или по которой истек срок исковой давности.  
 
Согласно П(С)БУ 10 дебиторская задолженность делится на долгосрочную и крат-косрочную. Долгосрочной дебиторской задолженностью признается задолженность, которая не возникает в ходе нормального операционного цикла и будет погашена после 12 месяцев с даты баланса.  
 
У П(С)БУ 2 «Баланс» дается определение операционного цикла - это промежуток времени между приобретением запасов для осуществления деятельности и получением денежных средств от реализации произведенной из них продукции или товаров и услуг. Определения нормального операционного цикла в стандартах нет, однако, используя приведенное ранее определение операционного цикла, можно сделать вывод, что это операционный цикл в обычных условиях деятельности. Обычно операционный цикл не превышает 12 месяцев, но по некоторым видам деятельности он может продолжаться более одного года. Невзирая на это, задолженность, возникшая в процессе такого операционного цикла, обычно считается не долгосрочной, а текущей.  
 
Следовательно, долгосрочная задолженность - это в основном задолженность, не связанная с операционной деятельностью.  
 
Текущая дебиторская задолженность (краткосрочная) - это задолженность, возникшая в процессе нормального операционного цикла или погашенная на протяжении 12 месяцев с даты баланса.  
 
Таким образом, если задолженность, которая возникла, не связана с операционным циклом, но предусматривается, что она будет погашена в срок менее 12 месяцев, то такая задолженность признается текущей.  
 
Датой баланса обычно является последний день отчетного периода.  
 
Из приведенных ранее определений долгосрочной и текущей дебиторской задолженности следует сделать вывод: поскольку отнесение задолженности к текущей или долгосрочной привязано к дате баланса, на указанную дату следует пересматривать долгосрочную задолженность по отдельным дебиторам по срокам ее погашения. Если окажется, что до срока погашения задолженности осталось меньше 12 месяцев, прежнюю долгосрочную задолженность следует отобразить на дату баланса как текущую.  
 
Б.О. Жнякин и В.В. Краснова предлагают наиболее полную классификацию дебиторской задолженности по срочному признаку, а именно: текущую, срочную, просроченную, долгосрочную и безнадежную.  
 
В основу классификации дебиторской задолженности можно положить распределение дебиторской задолженности в зависимости от целевых групп должников. При этом используются маркетинговые подходы, которые основываются на изучении поведения потребителей. Учет различных причин неплатежей и реальных возможностей граждан по оплате возникших долгов решается на основе учетных данных о платежах и задолженностях.  
 
Одним из таких методов является метод АВС-анализа. В связи с тем, что этот термин пришел из заграницы, то часто возникает путаница между «эй-би-си - методом» (от английского Activity Based Costing), и «а-бэ-цэ - анализом» от ABC-Analysis. Их сущность абсолютно разная. Метод АВС (Activity Based Costing) - это способ определения и учета расходов по видам деятельности организации, способ пооперационного определения и учета расходов. АВС-анализ (ABC-Analysis) связывают с именем итальянского экономиста и социолога Вильфредо Парето (в статистике хорошо известная «диаграмма Парето».  
 
В основе этого метода лежит закон, открытый итальянским экономистом В. Парето, который говорит, что за большинство возможных результатов отвечает относительно небольшое число причин, в данный момент этот закон больше известен как «правило 20 на 80».  
 
Этот метод в отечественной практике и более широко за границей используется как для выбора объектов из общей номенклатуры изделий, которые выпускаются предприятием, так и в рамках одного вида изделий. Метод АВС-анализа основан на распределении совокупности потенциальных объектов на группы за удельным весом того или иного показателя. В литературе приводятся примеры проведения АВС-анализа по показателям оборота, прибыли, трудоемкости, расходов на материалы, и даже по таким параметрами, как быстродействие и потребительская мощность. Относительно дебиторской задолженности, его можно сформулировать таким образом: 80% суммы дебиторской задолженности может числиться за 20% дебиторов.  
 
Число групп при проведении АВС-анализа может быть любым, но наибольшее расп-ространение получило деление рассмотренной совокупности на три группы (75:20:5), чем, очевидно, и обусловлено название метода, известного за границей как ABC-Analysіs. Группа А - незначительное число объектов с высоким уровнем удельного веса по выбранному показателю. Группа В - среднее число объектов со средним уровнем удельного веса по выбранному показателю. Группа С - высокое число объектов с не-значительной величиной удельного веса по выбранному показателю.  
 
ГГ. Кирейцев предлагает соотношение (75:20:5) для определения степени весомости покупателей: А - покупатели - это те, с которыми предприятие осуществляет прибли-зительно 75% оборота. Такой оборот составляют около 5% покупателей. В - покупатели (20%) дают, как правило, 20% оборота. С - покупатели (75%), оборот составляет приблизительно 5%. 
 
Возможна и такая интерпретация правила Парето относительно дебиторской за-долженности. Дебиторы группы А - наиболее важные дебиторы, те 20% на которые приходятся 80% дебиторской задолженности, которые заслуживают повышенного контроля, поскольку здесь усилия будут оправданными. Группа В - дебиторы средней важности те, на которые в сумме приходится 15% дебиторской задолженности и требуют внимания лишь изредка. Группа С - маловажные дебиторы те, на которых приходится 5% всей дебиторской задолженности предприятия. Управлению дебиторами этой группы не стоит уделять слишком многих сил и времени.  
 
Последовательность проведения анализа: во-первых - рассчитать общую сумму за-долженности всех клиентов списка; во-вторых - вычислить 80% от этой суммы; в-третьих - выделить путем суммирования задолженности по списку, начиная с его части, где самые большие задолженности, ту часть потребителей, которые задолжали 80% общей суммы. Их число значительно меньше количества должников. Выделенная группа граждан - первая и главная целевая аудитория, учитывая ее относительную немногочисленность и основную долю долга (80%). Работа с этой категорией должников должна строиться на основе персонального подхода. Эти усилия оправданы суммами долгов, которые будут возвращены. Подобным же образом выделяются еще две группы: самой небольшой будет первая, самой многочисленной - третья.  
 
Данный метод дает возможность сформировать целевые аудитории должников, к которым применяемые методы взыскания долга будут отличаться, что позволит выбирать наиболее эффективные именно для этой категории способы взыскания. Кроме того, к преимуществу можно отнести и выбор группы дебиторов, которые аккумулируют наибольшую сумму и которым необходимо уделить внимание в первую очередь. При применении метода АВС-анализа возникают и определенные трудности, особенно это касается коммунальных предприятий. Они заключаются в необходимости автоматизации и компьютеризации всех взаимоотношений с дебиторами. При этом в коммунальных предприятиях компьютеризованный учет платежей должен вестись не по домам или районам в общем, как это всегда делается, а по конечным потребителям. Результатом анализа являются списки должников, с которыми необходимо работать.  
 
Метод АВС-анализа применяется в основном при управлении дебиторской задол-женностью, которая уже существует. Для предупреждения возникновения непредсказу-емой задолженности можно использовать управление с установлением кредитных лимитов. Он представляет собой максимально допустимый размер дебиторской задол-женности как в целом для предприятия, так и по каждому контрагенту или устанав-ливается для каждого из коммерческих отделов компании, выделенных по отраслевому принципу пропорционально части выручки за предыдущий период в общем объеме продаж по предприятию и утверждается распоряжением генерального директора. По такой же схеме происходит распределение лимитов среди менеджеров, которые работают с покупателями. Каждый из менеджеров в свою очередь должен распределить полученный им кредитный лимит по клиентам. Как правило, для новых покупателей, которые работают с компанией не больше полугода, кредитный лимит устанавливается в размере, что не превышает среднемесячный объем продаж. Для контрагентов, которые работают с компанией более шести месяцев, кредитный лимит устанавливается менеджером и в обязательном порядке утверждается руководством.  
 
Рассчитывая эти показатели, предприятие в первую очередь ориентируется на свою стратегию, увеличение доли рынка требует большего кредитного лимита, чем содержание своей рыночной доли и аккумуляция свободных денежных средств. При этом нужно поддерживать достаточную ликвидность предприятия и учитывать кредитный риск (риск полной или частичной потери выданных средств). В большинстве случаев работа с новым клиентом начинается на условиях предоплаты. После того как накоплена статистика платежей и поставок по контрагенту, ему может быть предоставлен кредит-ный лимит.  
 
Применение кредитных лимитов дает преимущества при работе в первую очередь с новыми клиентами - позволяет предупредить возникновение неконтролируемой де-биторской задолженности. Трудности, которые возникают при этом: обязательная ав-томатизация процесса, знание контрагента, изучение его кредитных возможностей и платежеспособности, что предусматривает тесный контакт.  
 
Наличие значительных сумм дебиторской задолженности украинских предприятий, о чем свидетельствует анализ статистических данных, требует внимания к разработке как методологии эффективного управления существующей дебиторской задолженностью, так и предупреждения ее возникновения.  
 
Управление дебиторской задолженностью любого предприятия, в том числе и ком-мунального, с целью повышения его эффективности, требует диверсификации подходов. Метод АВС-анализа - один из многих, который целесообразно использовать на предприятиях для определения целевой аудитории. Так как, применение АВС-анализа позволит осуществить сегментацию, которая даст возможность применять определенные методы влияния на должников. Применение кредитных лимитов позволит контро-лировать процесс возникновения задолженности и сделает его контролируемым. Соче-тание двух рассмотренных методов позволит эффективно контролировать дебиторскую задолженность предприятия и разрабатывать эффективные мероприятия по ее сокращению.

Информация о работе Анализ дебиторской и кредиторской задолженности