Анализ дебиторской задолженности на примере МУП «Казгорсвет»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 12:51, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является оценка состояния и структуры дебиторской задолженности в организации, ее влияние на возникновение кризисных ситуаций на примере МУП «Казгорсвет» деятельность которого является выполнение работ по обслуживанию систем уличного освещения и электрооборудования объектов внешнего благоустройства города Казани на подрядной основе.

Содержание

Введение
3
Глава 1.Теоретические основы управления дебиторской задолженностью организации ……………………………………….
6
1.1 Сущность и задачи управления дебиторской задолженностью……………………………………………………….
6
1.2 Принципы управления дебиторской задолженности в организации……………………………………………………………
18
1.3 Инструменты и методы управления дебиторской задолженности…………………………………………………………
25
Глава 2. Анализ дебиторской задолженности на примере МУП «Казгорсвет»…………………………………………………………...
39
2.1 Общая характеристика организации МУП «Казгорсвет»…………………………………………………………...
39
2.2 Анализ финансово - хозяйственной деятельности МУП «Казгорсвет»…………………………………………………….
46
2.3 Оценка влияния дебиторской задолженности на финансовые результаты организации МУП «Казгорсвет»…………
63
Глава 3. Пути совершенствования политики управления дебиторской задолженностью МУП «Казгорсвет»…………………
75
3.1 Мероприятия по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью в организации…………
75
3.2 Оценка экономической эффективности предполагаемых мероприятий………………………………………..
83
Заключение…………………………………………………………...
91
Список использованной литературы……………………………….
95
Приложение ………………………………………………………….
96
Приложение ………………………………………………………….
98

Вложенные файлы: 1 файл

Дилом Управления ДЗ.doc

— 735.50 Кб (Скачать файл)

Размер предоставляемого кредита (кредитный лимит) характеризует максимальный предел суммы задолженности покупателя по предоставляемому товарному (коммерческому) или потребительскому кредиту. Он устанавливается с учетом типа осуществляемой кредитной политики (уровня приемлемого риска), планируемого объема реализации продукции на условиях отсрочки платежей, среднего объема сделок по реализации готовой продукции (при потребительском кредите — средней стоимости реализуемых в кредит товаров), финансового состояния организации — кредитора и других факторов. Кредитный лимит дифференцируется по формам предоставляемого кредита и видам реализуемой продукции.4

Стоимость предоставления кредита  характеризуется системой ценовых  скидок при осуществлении немедленных  расчетов за приобретенную продукцию. В сочетании со сроком предоставления кредита такая ценовая скидка характеризует норму процентной ставки за предоставляемый кредит, рассчитываемой для сопоставления в годовом исчислении. Алгоритм этого расчета характеризуется следующей формулой:

(2)

где: ПСк — годовая  норма процентной ставки за предоставляемый  кредит;

        ЦСн — ценовая скидка, предоставляемая  покупателю при осуществлении  немедленного расчета за приобретенную  продукцию;в %,

        СПк — срок предоставления  кредита (кредитный период), в днях.

Устанавливая стоимость  товарного (коммерческого) или потребительского кредита, необходимо иметь в виду, что его размер не должен превышать  уровень процентной ставки по краткосрочному финансовому (банковскому) кредиту. В  противном случае он не будет стимулировать реализацию продукции в кредит, так как покупателю будет выгодней взять краткосрочный кредит в банке (на срок, равный кредитному периоду, установленному продавцом) и рассчитаться за приобретенную продукцию при ее покупке.

Система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями, формируемая в процессе разработки кредитных условий, должна предусматривать соответствующие пени, штрафы и неустойки. Размеры этих штрафных санкций должны полностью возмещать все финансовые потери организации-кредитора (потерю дохода, инфляционные потери, возмещение риска снижения уровня платежеспособности и другие).

В основе формирования стандартов оценки покупателей и условий  предоставления кредита лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.5

Формирование системы  стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:

Определение системы  характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей. По товарному (коммерческому) кредиту  такая оценка осуществляется обычно по следующим критериям:

    • объем хозяйственных операций с покупателями и стабильность их осуществления;
    • репутация покупателя в деловом мире;
    • платежеспособность покупателя;
    • результативность хозяйственной деятельности покупателя;
    • состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность;

объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждении дела о  его банкротстве.

Формирование информационной базы проверки и экспертиза кредитоспособности покупателей имеет целью обеспечить достоверность проведения такой оценки.  Информационная база, используемая для этих целей, состоит из сведений, предоставляемых непосредственно покупателем (их перечень дифференцируется в разрезе форм кредита); данных, формируемых из внутренних источников (если сделки с покупателем носят постоянный характер); информации, формируемой из внешних источников (коммерческого банка, обслуживающего покупателя; других его партнеров по сделкам и т.п.). Экспертиза полученной информации осуществляется путем логической ее проверки; в процессе ведения коммерческих переговоров с покупателями; путем непосредственного посещения клиента (по потребительскому кредиту) с целью проверки состояния его имущества и в других формах в соответствии с объемом кредитования.

Группировка покупателей  продукции по уровню кредитоспособности основывается на результатах ее оценки и предусматривает обычно выделение  следующих их категорий:

- покупатели, которым  кредит может быть предоставлен  в максимальном объеме, т.е. на уровне установленного кредитного лимита (группа «первоклассных заемщиков»);

- покупатели, которым  кредит может быть предоставлен  в ограниченном объеме, определяемом  уровнем допустимого риска невозврата  долга;

- покупатели, которым  кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;

- покупатели, которым  кредит не предоставляется (при  недопустимом уровне риска невозврата  долга, определяемом типом избранной  кредитной политики).6

Дифференциация кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей, наряду с размером кредитного лимита, может осуществляться по таким параметрам как срок предоставления кредита; необходимость страхования кредита за счет покупателей; формы штрафных санкций и т.п.

Формирование процедуры  инкассации задолженности предусматривает  сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям  о дате платежей; возможности и  условия пролонгирования долга  по предоставленному кредиту;  условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

Обеспечение использования  в организации современных форм рефинансирования дебиторской задолженности

Развитие рыночных отношений  и инфраструктуры финансового рынка  позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью — ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов организации: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.

Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются:

    • факторинг;
    • учет векселей, выданных покупателями продукции;
    • форфейтинг.

Построение эффективных  систем контроля за движением и своевременной  инкассацией дебиторской задолженности

Такой контроль организуется в рамках построения общей системы финансового контроля в организации как самостоятельный его блок.

Одним из видов таких  систем является ABC-система применительно  к портфелю дебиторской задолженности  организации. В группу «А» включаются при этом наиболее крупные и сомнительные виды дебиторской задолженности (так называемые проблемные кредиты); в группу «В» — кредиты средних размеров; в группу «С» — остальные виды дебиторской задолженности, не оказывающие серьезного влияния на результаты финансовой деятельности организации.

Критерием оптимальности  разработанной и осуществляемой кредитной политики любого типа и  по любым формам предоставляемого кредита, а соответственно и среднего размера  дебиторской задолженности по расчетам с покупателями за реализуемую им продукцию, выступает следующее условие:

(3)

где    ДЗо —  оптимальный размер дебиторской  задолженности предприятия при  нормальном его финансовом состоянии;

ОПдр — дополнительная операционная прибыль, получаемая предприятием от увеличения продажи продукции в кредит;

ОЗдз — дополнительные операционные затраты организации  по обслуживанию дебиторской задолженности;

ПСдз — размер потерь средств, инвестированных в дебиторскую  задолженность из-за недобросовестности (неплатежеспособности) покупателей.7

Применительно к российским условиям, ведущие специалисты в  области управления финансами предлагают следующие мероприятия по совершенствованию  системы управления дебиторской  задолженностью:

    • исключение из числа партнеров предприятий с высокой степенью риска;
    • периодический пересмотр предельной суммы кредита;
    • использование возможности оплаты дебиторской задолженности векселями, ценными бумагами;
    • формирование принципов расчетов предприятия с контрагентами на предстоящий период;
    • выявление финансовых возможностей предоставления предприятием товарного (коммерческого кредита);
    • определение возможной суммы оборотных активов, отвлекаемых в дебиторскую задолженность по товарному кредиту, а также по выданным авансам;
    • формирование условий обеспечения взыскания задолженности;
    • формирование системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств контрагентами;
    • использование современных форм рефинансирования задолженности;
    • диверсификация клиентов с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчиком.8

 

1.2 Принципы управления  дебиторской задолженности в  организации

 

Бухгалтерский анализ дебиторской  задолженности, являясь важнейшей  составной частью деятельности бухгалтерии  и всей системы финансового менеджмента  организации, позволяет ее руководству:

– определить, как изменилась величина долговых обязательств по сравнению  с началом года или другого  анализируемого периода;

– определить и оценить  риск дебиторской задолженности, ее влияние на финансовое состояние  организации, установить допустимые границы этого риска, меры по его снижению;

– найти рациональное соотношение между величиной  дебиторской задолженности и  объемом продаж, оценить целесообразность увеличения отпуска продукции, товаров  и услуг в кредит, определить пределы  ценовых скидок для ускорения оплаты выставленных счетов;

– прогнозировать состояние  долговых обязательств организации  в пределах текущего года, что позволит улучшить финансовые результаты ее деятельности.

Информация для анализа  фактической величины дебиторской  задолженности содержится в бухгалтерском балансе, в приложении к нему, в пояснительной записке и регистрах синтетического и аналитического учета. В балансе эти данные представлены в виде дебетового сальдо счетов учета задолженности. Дебиторская задолженность подразделена на долги, платежи по которым ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты, и задолженность, погашение которой предполагается в течение 12 месяцев после отчетной даты.

Анализ дебиторской  задолженности по данным финансовой отчетности предприятия включает: 1) анализ динамики и структуры долговых обязательств; 2) анализ оборачиваемости дебиторской задолженности; 3) анализ влияния долговых обязательств на платежеспособность, ликвидность и финансовую устойчивость предприятия.

Изучение характера  изменения дебиторской в динамике задолженности в динамике за ряд лет позволяет судить не только об усилении или ослаблении исполнительной дисциплины в расчетах организации с покупателями и заказчиками. Косвенно тенденции роста дебиторов и долгов, числящихся за ними, свидетельствуют о серьезных проблемах в финансовом менеджменте и снижении его эффективности, о необходимости принятия мер в этом направлении. В то же время рост задолженности покупателей может быть связан с существенным увеличением объема продаж в течение последних лет и, если плательщики достаточно надежны, обеспокоенности за будущее финансового положения предприятия вызывать не должен.9

Финансовый анализ обычно начинают с сопоставления показателей  дебиторской задолженности на начало и конец анализируемого периода. Рост дебиторской задолженности за такой сравнительно краткосрочный период времени обычно свидетельствует о негативных тенденциях в финансовом положении предприятия.

В ходе анализа необходимо определить долю (удельный вес) дебиторской  задолженности в составе имущества (активов) предприятия, оценить ее существенность для его финансового состояния, рассчитать темпы роста величины долговых требований, изменение соотношения в них долгосрочной и краткосрочной задолженности. Далее необходимо проанализировать структуру этой задолженности, выявить и изучить причины ее изменения.

Общая сумма дебиторской  задолженности по операциям, связанным  с продажей продукции (товаров, услуг), зависит от двух основных факторов: объема продаж в кредит, т.е. без предварительной или немедленной оплаты, и средней продолжительности времени между отпуском (отгрузкой) и предъявлением документов для оплаты. Величина этого времени определяется кредитной и учетной политикой предприятия, в состав которой входит:

– определение уровня приемлемого риска отпуска товаров в долг;

– расчет величины кредитного периода, т.е. продолжительности времени  последующей оплаты выставленных счетов;

– стимулирование досрочного платежа путем предоставления ценовых  скидок;

– политика инкассации, применяемая для оплаты просроченных счетов.10

Значительное увеличение долгов дебиторов и их удельного  веса в текущих активах предприятия  может быть вызвано рядом причин и факторов: неоправданно рискованной  кредитной политикой по отношению  к покупателям; резким увеличением объема продаж без предоплаты или немедленной оплаты; неплатежеспособностью и банкротством части покупателей.

Рост дебиторской задолженности  нельзя во всех случаях считать отрицательным  явлением в экономике предприятия. Если дебиторы надежны, аккуратны в платежах и выгодны по условиям поставок и ценам продаж, увеличение их долговых обязательств приводит к росту объемов продаж продукции, работ, услуг, к повышению доходов и прибыли предприятия в ближайшие периоды времени. К тому же нормальная дебиторская задолженность относится к наиболее ликвидным активам, ее можно оформить векселем, продать, уступить банку или другой организации.

Информация о работе Анализ дебиторской задолженности на примере МУП «Казгорсвет»