Анализ дебиторской задолженности на примере МУП «Казгорсвет»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 12:51, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является оценка состояния и структуры дебиторской задолженности в организации, ее влияние на возникновение кризисных ситуаций на примере МУП «Казгорсвет» деятельность которого является выполнение работ по обслуживанию систем уличного освещения и электрооборудования объектов внешнего благоустройства города Казани на подрядной основе.

Содержание

Введение
3
Глава 1.Теоретические основы управления дебиторской задолженностью организации ……………………………………….
6
1.1 Сущность и задачи управления дебиторской задолженностью……………………………………………………….
6
1.2 Принципы управления дебиторской задолженности в организации……………………………………………………………
18
1.3 Инструменты и методы управления дебиторской задолженности…………………………………………………………
25
Глава 2. Анализ дебиторской задолженности на примере МУП «Казгорсвет»…………………………………………………………...
39
2.1 Общая характеристика организации МУП «Казгорсвет»…………………………………………………………...
39
2.2 Анализ финансово - хозяйственной деятельности МУП «Казгорсвет»…………………………………………………….
46
2.3 Оценка влияния дебиторской задолженности на финансовые результаты организации МУП «Казгорсвет»…………
63
Глава 3. Пути совершенствования политики управления дебиторской задолженностью МУП «Казгорсвет»…………………
75
3.1 Мероприятия по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью в организации…………
75
3.2 Оценка экономической эффективности предполагаемых мероприятий………………………………………..
83
Заключение…………………………………………………………...
91
Список использованной литературы……………………………….
95
Приложение ………………………………………………………….
96
Приложение ………………………………………………………….
98

Вложенные файлы: 1 файл

Дилом Управления ДЗ.doc

— 735.50 Кб (Скачать файл)

Введение

3

Глава 1.Теоретические основы управления дебиторской задолженностью организации ……………………………………….

6

1.1 Сущность и задачи управления дебиторской задолженностью……………………………………………………….

6

1.2 Принципы управления  дебиторской задолженности в  организации……………………………………………………………

18

1.3 Инструменты и методы  управления дебиторской задолженности…………………………………………………………

25

Глава 2. Анализ дебиторской задолженности на примере МУП «Казгорсвет»…………………………………………………………...

39

2.1 Общая характеристика  организации МУП «Казгорсвет»…………………………………………………………...

39

2.2  Анализ финансово - хозяйственной деятельности МУП «Казгорсвет»…………………………………………………….

46

2.3 Оценка влияния дебиторской задолженности на финансовые результаты организации МУП «Казгорсвет»…………

63

Глава 3. Пути совершенствования политики управления дебиторской задолженностью МУП «Казгорсвет»…………………

75

3.1 Мероприятия по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью в организации…………

75

3.2 Оценка экономической эффективности предполагаемых мероприятий………………………………………..

83

Заключение…………………………………………………………...

91

Список использованной литературы……………………………….

95

Приложение ………………………………………………………….

96

Приложение ………………………………………………………….

98


 

 

Введение

 

Большое влияние на оборачиваемость  капитала, вложенного в текущие активы, а, следовательно, и на финансовое состояние предприятия оказывает увеличение или уменьшение дебиторской задолженности.

Анализ дебиторской  и кредиторской задолженности включает комплекс взаимосвязанных вопросов, относящихся к оценке финансового положения организации. Потребность в этом возникает у:

    • руководителей соответствующих служб;
    • аудиторов, проверяющих правильность отражения долгов дебиторов и задолженности кредиторам;
    • финансовых аналитиков кредитных организаций и инвестиционных институтов.

В последнее время  в нашей стране уделяется значительное внимание проблеме управления дебиторской задолженностью. Под влиянием конкуренции организациям часто приходится продавать свои товары в кредит и соглашаться на отсрочку платежей. Организации вынуждены управлять дебиторской задолженностью таким образом, чтобы минимизировать при этом всевозможные затраты. Поддержание дебиторской задолженности требует затрат, но предоставление кредита приносит выгоду в виде увеличения объема реализации. Особенно актуальным становится управление дебиторской задолженностью в период кризисных ситуаций в организации.

Управление дебиторской  задолженностью охватывает весь процесс  получения своевременной оплаты от покупателей. В отличие от производственных запасов и незавершенного производства, которые не могут быть резко изменены, дебиторская задолженность представляет собой весьма вариабельный и динамичный элемент оборотных средств, существенно зависящий от принятой в организации политики в отношении покупателей продукции. Дебиторская задолженность - элемент оборотных средств, ее уменьшение снижает коэффициент покрытия. Поэтому финансовые менеджеры решают не только задачу снижения дебиторской задолженности, но и ее балансирования с кредиторской.

В экономической литературе достаточно широко освещен вопрос управления дебиторской задолженностью, отражено влияние состояния и структуры дебиторской задолженности на возникновение кризисных явлений в организации. Кроме того, информационной базой исследования является нормативная документация, а также внутренняя документация анализируемой организации по учету оборотных средств в целом и дебиторской задолженности в частности.

Актуальность данной работы определяется необходимостью анализа  дебиторской задолженностью на предприятии и постоянным контролем за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности.

Целью дипломной работы является оценка состояния и структуры дебиторской задолженности в организации, ее влияние на возникновение кризисных ситуаций на примере МУП «Казгорсвет» деятельность которого является выполнение работ по обслуживанию систем уличного освещения и электрооборудования объектов внешнего благоустройства города Казани на подрядной основе. Реализация данной цели достигается путем выполнения следующих последовательных поставленных промежуточных задач:

    • методологические основы анализа дебиторской задолженности предприятия и влияния ее состояния и структуры на возникновение кризисных явлений на предприятии;
    • оценка финансовых показателей деятельности организации МУП «Казгорсвет», таких как структура оборотных средств, обеспеченность собственными оборотными средствами, платежеспособность организации, рентабельность, ликвидность баланса и др.;
    • анализ управления дебиторской задолженностью в организации;
    • определение основных проблем и рекомендации по совершенствованию управления дебиторской задолженностью в организации МУП «Казгорсвет».

Объектом исследования является финансово-хозяйственная  деятельность МУП «Казгорсвет».

Предметом исследования является оценка  эффективности управления дебиторской задолженностью МУП «Казгорсвет»,

Метод исследования – метод экономического и финансового анализа.

Дипломная работа состоит из трех основных разделов, введения, заключения, списка источников и приложений. Первый раздел посвящен исследованию теоретических основ исследуемого объекта. Второй раздел является практическим исследованием состояния эффективности управления дебиторской задолженностью на примере МУП «Казгорсвет». Третий раздел работы посвящен поиску путей повышения эффективности управления дебиторской задолженностью предприятия и решения проблем возникающих в данной сфере.

Работа выполнена на  98 страницах машинописного текста, содержит 19 таблиц, 3 рисунка , 2 приложения. Список литературы содержит 38 наименований.

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Теоретические основы управления дебиторской задолженностью организации

 

1.1 Сущность и задачи управления дебиторской задолженностью

 

Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

Задачами управления дебиторской задолженностью являются:

    • ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;
    • выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;
    • определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины;
    • ускорение востребования долга;
    • уменьшение бюджетных долгов;
    • оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, то есть упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности.

Как бы ни была эффективна система отбора покупателей, в ходе взаимодействия с ними не исключаются всевозможные накладки, поэтому организация вынуждена создать некоторую систему контроля за исполнением покупателями платежной дисциплины.

Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, организация должна определиться по следующим ключевым вопросам:

    • срок предоставления кредита (чаще всего в организации существует несколько типовых договоров, предусматривающих предельный срок оплаты продукции);
    • стандарты кредитоспособности (критерии, по которым поставщик определяет финансовую состоятельность покупателя и вытекающие отсюда возможные варианты оплаты);
    • система создания резервов по сомнительным долгам (предполагается, что, как бы ни была отлажена система работы с дебиторами, всегда существует риск неполучения платежа, хотя бы по форс-мажорным обстоятельствам; поэтому, исходя из принципа осторожности, необходимо заранее создавать резерв на потери в связи с несостоятельностью покупателя);
    • система сбора платежей (сюда входят процедуры взаимодействия с покупателями в случае нарушения условий оплаты, совокупность показателей, свидетельствующих о существенности нарушений в оплате, система наказания недобросовестных контрагентов и др.);
    • система предоставляемых скидок.1

Формирование политики управления дебиторской задолженностью организации (или ее кредитной политики по отношению к покупателям продукции) осуществляется по следующим основным этапам.

  1. Анализ дебиторской задолженности организации в предшествующем периоде.
  2. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции.
  3. Определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) кредиту.
  4. Формирование системы кредитных условий.
  5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциации условий предоставления кредита.
  6. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности.
  7. Обеспечение использования в организации современных форм рефинансирования дебиторской задолженности.
  8. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности.2

Рассмотрим каждый этап более подробно.

Порядок анализа дебиторской  задолженности был приведен ранее, во втором параграфе данной главы  настоящей работы.

Формирование принципов кредитной политики отражает условия этой практики и направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности организации.

В процессе формирования принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции  решаются два основных вопроса:

    • в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит;
    • какой тип кредитной политики следует избрать организации.

В процессе выбора типа кредитной  политики должны учитываться следующие  основные факторы:

    • современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций;
    • общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности;
    • сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию организации;
    • потенциальная способность предприятия наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита;
    • правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности;
    • финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в дебиторскую задолженность;
    • финансовый менталитет собственников и менеджеров организации, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности.3

Определяя тип кредитной  политики, следует иметь в виду, что жесткий (консервативный) ее вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности организации и формирование устойчивых коммерческих связей, в то время как мягкий (агрессивный) ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень платежеспособности организации, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала.

Определение возможной  суммы финансовых средств, инвестируемых  в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту.

При расчете этой суммы  необходимо учитывать:

    • планируемые объемы реализации продукции в кредит;
    • средний период предоставления отсрочки платежа по отдельным формам кредита;
    • средний период просрочки платежей, исходя из сложившейся хозяйственной практики (он определяется по результатам анализа дебиторской задолженности в предшествующем периоде);
    • коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой в кредит продукции

Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, осуществляется по следующей формуле:

(1)

Где: Идз – необходимая  сумма финансовых средств, инвестируемых  в дебиторскую задолженность;

Орк – планируемый  объем реализации продукции в кредит;

Ксц – коэффициент  соотношения себестоимости и  цены продукции, выраженных десятичной дробью;

Ппк – средний период предоставления кредита покупателям, в днях;

ПР – средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту, в днях. 

Если финансовые возможности предприятия  не позволяют инвестировать расчетную  сумму средств в полном объеме, то при неизменности условий кредитования должен быть соответственно скорректирован планируемый объем реализации продукции  в кредит.

Формирование системы кредитных условий.

В состав этих условий входят следующие  элементы:

    • срок предоставления кредита (кредитный период);
    • размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);
    • стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию);
    • система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.

Срок предоставления кредита (кредитный период) характеризует  предельный период, на который покупателю предоставляется отсрочка платежа за реализованную продукцию. Увеличение срока предоставления кредита стимулирует объем реализации продукции (при прочих равных условиях), однако приводит в то же время к увеличению суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, и увеличению продолжительности финансового и всего операционного цикла организации. Поэтому, устанавливая размер кредитного периода, необходимо оценивать его влияние на результаты хозяйственной деятельности в комплексе.

Информация о работе Анализ дебиторской задолженности на примере МУП «Казгорсвет»