Амортизация основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 19:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: — изучить теоретический материал, действующие в настоящее время нормативные акты в сфере учета и амортизации основных средств, быть в курсе последних изменений законодательства; проанализировать деятельность действующего предприятия в данной области бухгалтерского учета, пользуясь документами бухгалтерии и первичными документами по оформлению движения основных средств; выдвинуть предложения по совершенствованию бухгалтерского учета основных средств в основном в части автоматизации и компьютеризации учета; также предложения по внедрению Международных стандартов учета и отчетности.

Содержание

Введение 2
Часть I. Теоретические аспекты учета и амортизационных отчислений основных средств 5
Понятие основных средств и их учет и классификация 5
Документы для оформления движения основных средств 10
Учет амортизации (износа) основных средств 12
Часть II. Анализ учета и начисления амортизации основных средств на ЗАОр«НП«СОМЗ» 18
Учет поступления и выбытия основных средств на ЗАОр«НП«СОМЗ» 18
Учет амортизации (износа) основных средств на ЗАОр«НП«СОМЗ» 19
Применение прикладных программных продуктов при ведении учета на ЗАОр«НП«СОМЗ» 23
Часть III. Рекомендации по совершенствованию учета амортизационных отчислений на предприятии 27
Рекомендации по расчету амортизации после реконструкции или модернизации основных средств 27
Применение прикладных компьютерных программ 29
Введение дополнительного контроля за учетом и международных стандартов в части амортизации основных средств 30
Список литературы 39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая АМОРТИЗАЦИЯ.doc

— 551.00 Кб (Скачать файл)

Эта форма также применяется  для оформления внутреннего перемещения основных средств их одного подразделения (цеха, участка, отдела) предприятия в другое и передачи основных средств со склада (из запаса) в эксплуатацию.

2. Форма N ОС-2 “Акт  приемки-сдачи отремонтированных,  реконструированных и модернизированных объектов”. Применяется для оформления приемки основных средств из ремонта, реконструкции и модернизации и соответственно их сдачи. После передачи утвержденного акта в бухгалтерию делается соответствующая пометка в инвентарной карточке учета основных средств (см. Приложение II)

3. Форма N ОС-3 “Акт  на списание основных средств”. Эта форма служит для оформления выбытия основных средств (кроме автотранспорта) при полной или частичной их ликвидации.

4. Форма N ОС-6 “Инвентарная карточка учета основных средств” (см. прил. 1) . Применяется для учета всех видов основных средств. Карточки ведут в бухгалтерии на каждый объект; заполняют в одном экземпляре на основании акта (накладной) (форма N ОС-1) , технической или другой документации на данный объект. По данным акта формы N ОС-2 в карточку делаются записи о законченных работах по достройке, дооборудованию, реконструкции и ремонте объекта.

Основанием для отметок  о выбытии основных средств являются: при передаче объекта другому предприятию или продаже - акт формы N ОС-1, при списании вследствие ветхости или износа - акт формы N ОС-3, ОС-4.

В раздел “Краткая индивидуальная характеристика объекта” записываются его основные качественные и количественные показатели, а также перечисляют его важнейшие пристройки, приспособления и принадлежности.

По данной форме ведется  также групповой учет однотипных объектов основных средств, поступивших  в эксплуатацию в одном календарном  месяце и имеющих одно и то же производственно- хозяйственное назначение, техническую характеристику и стоимость.

Учетную карточку ведут  в бухгалтерии, делая позиционные  записи об отдельных объектах основных средств. Краткую индивидуальную характеристику дают не по каждому объекту основных средств отдельно, а в целом по всей группе объектов, учитываемых в инвентарной карточке.

5. Форма N ОС-7 “Опись инвентарных карточек учета основных средств”. Эта форма применяется для регистрации инвентарных карточек, открываемых при аналитическом учете основных средств. Записи ведет по классификационным группам основных средств.

6. Форма № ОС-8 “Карточка учета движения основных средств”. Необходима для учета движения основных средств по классификационным группам; заполняется на основании данных инвентарных карточек по соответствующим группам основных средств и сверяется с данными синтетического учета.

7. Форма N ОС-9 “Инвентарный список основных средств (по месту их нахождения в эксплуатации). В этой форме ведется пообъектный учет в местах нахождения (эксплуатации) основных средств по материально ответственным лицам.

 

Учет амортизации (износа) основных средств

 

Основные средства организации  в процессе производства постепенно изнашиваются. Износ - стоимостной показатель потери объектами основных средств физических качеств или утраты технико-экономических свойств, а вследствие этого - стоимости. Поэтому каждой организации следует обеспечить накапливание средств (источников), необходимых для приобретения и восстановления окончательно износившихся основных средств. Такое накапливание достигается за счет включения в издержки производства сумм отчислений, которые называются амортизационными. Размеры амортизационных отчислений устанавливаются:

  • в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью применения объектов основных средств;
  • ожидаемого физического износа в соответствии с режимом работы (1-3 смены), естественных условий, системы планово-предупредительных ремонтов;
  • наличия нормативно-правовых и прочих ограничений использования объекта (срок аренды, срок деятельности организации, установленный при регистрации).

Минимально возможный  срок эксплуатации объекта основных средств должен быть не ниже 12 месяцев.

Устанавливая срок полезного использования  объекта, организация должна доказать его обоснованность, т.е. указать факторы, повлиявшие на установление конкретного срока. В соответствии с этим необходимо оформлять передачу объектов в эксплуатацию не только актом, но и распоряжением руководителя на установление срока полезного использования и варианта начисления амортизации.

Согласно ПБУ 6/01 "Учет основных средств" организации могут выбрать способ начисления амортизации для разных групп однородных объектов основных средств, исходя из установленных способов: линейный; уменьшаемого остатка; списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Покажем на примерах особенности их расчета при начислении амортизации в современных условиях.

При способе уменьшаемого остатка  возможности его применения связаны с использованием ускоренных методов начисления амортизационных отчислений. В соответствии с ПБУ 6/01 коэффициент ускорения устанавливается в соответствии с законодательством РФ. Увеличение суммы амортизации, особенно в первые годы эксплуатации объектов, объясняется возможностью достижения более высокой производительности труда, улучшением качества продукции. А в остальных случаях при использовании данного способа значительно удлиняется срок погашения первоначальной стоимости объекта эксплуатации.

 

Пример:

Рассчитаем амортизационные отчисления по способу уменьшаемого остатка при условии ПС - 120000 руб. Срок полезного использования - 5 лет, коэффициент ускорения - 2.

1-й год - 120000 : 5 • 2 = 48000 • 2 = 96000 руб.

2-й год - 120000 - 96000 = 24000 : 5 • 2 = 9600 руб.

3-й год - 24000 - 9600 = 14400 : 5 • 2 = 5760 руб.

4-й год - 14400 - 5760 = 8640 : 5 • 2 = 3456 руб.

5-й год - 8640 - 3456 = 5184 : 5 • 2 = 2074 руб.

Всего начислено за 10 лет 116890 руб., недоначислено 3110 руб. Значит, организация будет продолжать начисление амортизации и по истечении 5 лет до возмещения полной первоначальной стоимости.

Согласно установленным  нормам легко просчитывается срок полезного  использования объекта.

Необходимо обратить внимание на то, что налоговые службы, проводя проверку правильности расчета финансового результата и налогооблагаемой прибыли, до 2002 г. считают и принимают в целях налогообложения суммы начисленной амортизации по установленным Правительством РФ нормам для включения в затраты организации.

В постановлении Правительства  РФ № 1 приведена классификация объектов основных средств по установленным срокам полезного использования. Исходя из установленных сроков организация может определить норму амортизации объекта.

По объектам жилищного  фонда и объектам основных средств  некоммерческих организаций производится начисление износа, причем износ рассчитывается по истечении каждого года по установленным нормам амортизации. Движение сумм износа отражается на забалансовом счете 010 "Износ основных средств".

Суммы амортизации исчисляются  в рублях (без копеек). Амортизационные отчисления рассчитывают ежемесячно по основным средствам, числящимся на 1-е число отчетного месяца.

Амортизация по вновь  поступившим основным средствам  начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету, а по выбывшим основным средствам заканчивается 1-го числа месяца, следующего за месяцем выбытия или месяцем полного погашения стоимости объекта. Таким образом, обороты по счету 01 "Основные средства" за текущий месяц при исчислении сумм амортизации в расчет не принимают.

Амортизационные отчисления не начисляют по:

  • жилым зданиям, общежитиям, квартирам;
  • объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам лесного хозяйства, дорожного хозяйства;
  • специализированным сооружениям судоходной обстановки и объектам;
  • продуктивному скоту, буйволам, волам и оленям, многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста;
  • по приобретенным изданиям ( книги, брошюры и т.п.).

Амортизация не начисляется  на те объекты, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки и объекты природопользования).

Объекты основных средств  стоимостью не более 1000 руб. за единицу  или иного лимита, установленного исходя из технологических особенностей, а также приобретенные книги, брошюры и издания разрешается списывать на затраты по мере отпуска их в производство и эксплуатацию. При этом организация должна обеспечить их сохранность путем контроля за движением этих объектов по местам эксплуатации (п. 18 ПБУ 6/01).

Начисление амортизационных  отчислений приостанавливается на период восстановления объектов основных средств, продолжительность которых превышает 12 месяцев, и по объектам, переведенным на консервацию по решению руководителя на срок более трех месяцев. Амортизация начисляется организацией ежемесячно независимо от результатов деятельности организации в отчетном месяце. Не подлежат амортизации объекты основных средств некоммерческих организаций.

Для составления расчета  амортизационных отчислений за январь необходимо все находящиеся в организации основные средства на 1 января сгруппировать по местам нахождения и видам (кодам) в соответствии с установленными нормами амортизационных отчислений, для этого используются инвентарные карточки.

В дальнейшем для расчетов отчислений за февраль по первичным документам по инвентарным карточкам с записями поступления и выбытия объектов в январе, хранящимся в картотеке в отдельной группе, первоначальную стоимость поступивших и выбывших основных средств вносят в раздел А расчета амортизации. Нормы амортизации установлены годовые, поэтому для расчета за месяц берется 1/12 часть годовой нормы. Исчисленные суммы амортизации переносят в строки 24 или 27 раздела Б разработочной таблицы № 6 в зависимости от вида основных средств, исчислена ли амортизация по оборудованию или по прочим видам. Затем из расчета за январь записывают в строках 25 и 28 суммы амортизации прошлого месяца. В строке 31 подсчитывают общие итоги за текущий месяц. Если в предыдущем месяце не было поступления и выбытия основных средств, то суммы амортизации за текущий месяц будут такими же, как и в прошлом месяце. Таким образом, амортизация, подлежащая начислению в данном случае за отчетный месяц, равна сумме амортизации, начисленной за прошлый месяц, плюс амортизация по поступившим основным средствам в прошлом месяце минус амортизация по выбывшим основным средствам в прошлом месяце.

Для учета амортизационных  отчислений используется отдельный счет (как известно, счет 02 "Амортизация основных средств"), на котором происходит накапливание соответствующих сумм.

Сальдо кредитовое отражает информацию двух видов:

  • сумму возмещенной стоимости объектов основных средств с начала их эксплуатации организацией через амортизационные отчисления;
  • показатель изношенности объектов по отношению к их первоначальной стоимости, т.е. их техническое состояние.

Оборот по дебету - списание ранее начисленной амортизации в связи с выбытием объектов основных средств по различным причинам. Оборот по кредиту - сумма начисленной амортизации за отчетный период в корреспонденции с производственными и прочими счетами в зависимости от выполняемых объектами функций.

К счету 02 организация  может открыть то количество субсчетов, которое необходимо для контроля за полным перенесением первоначальной стоимости объекта на издержки производства и прочие счета:

1 Амортизация собственных основных средств.

2 Амортизация основных  средств, полученных в аренду (лизинг), при учете последних в составе баланса организации.

3 Амортизация основных средств, переведенных на консервацию (в сумме, начисленной до перевода).

4 Амортизация основных  средств, используемых как доходные вложения в материальные ценности и др.

При журнально-ордерной форме учета операции на счете 02 отражают в журнале-ордере № 10,10/1 на основе первичных документов (актов,  расчетов амортизации, справок-расчетов и пр.).

 

Часть II. Анализ учета и начисления амортизации основных средств на ЗАОр«НП«СОМЗ»

Учет поступления  и выбытия основных средств на ЗАОр«НП«СОМЗ»

 

На ЗАОр«НП«СОМЗ» (в дальнейшем именуемом организацией) учет поступления и выбытия основных средств ведется на отдельном активном, инвентарном счете 01 «Основные средства».

01 счет корреспондирует  со счетами 03, 08, 76, 79, 80, 83 по дебету  и 02, 11, 76, 79, 80, 83, 91, 94, 99 по кредиту.

В организации принятие к учету имущества в качестве объекта основных средств оформляется актом приемки-передачи основных средств (см. Приложение I), который составляется на каждый объект.

Для установления наличия  основных средств по каждой классификационной группе и отдельно по каждому объекту в организации ведут так называемые инвентарные карточки.

Затем инвентарные карточки регистрируются в специальных описях типовой формы в соответствии с требованиями бухгалтерской отчетности.

Выбытие основных средств оформляют актом на списание основных средств и отражают в инвентарной карточке, а затем ее изымают из картотеки.

Информация о работе Амортизация основных средств