Автоматизация учета основных средств на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 17:12, курсовая работа

Краткое описание

Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются:
- контроль за сохранностью и наличием основных средств по местам их пользования;
- правильное документальное оформление и своевременное отражение в учете их поступления, выбытие и перемещения;
- контроль за правильным расходованием средств на реконструкцию и модернизацию основных средств;
- начисление доли стоимости основных средств в связи с использованием и износам для включения в затраты предприятия;
- контроль за правильностью и эффективностью использования рабочих машин, оборудования, производственных площадей, транспортных средств и других основных средств;
- точное определение результатов от списания, выбытия объектов основных средств.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 1с ОС.docx

— 4.41 Мб (Скачать файл)
  1. Автоматизация учета основных средств на предприятии.

1. Организационно-экономическая сущность учета основных средств на предприятии:

1.1 Задачи бухгалтерского учета ОС на предприятии.

Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются:

- контроль за сохранностью и наличием основных средств по местам их пользования;

- правильное документальное  оформление и своевременное отражение  в учете их поступления, выбытие  и перемещения;

- контроль за правильным расходованием средств на реконструкцию и модернизацию основных средств;

- начисление доли стоимости  основных средств в связи с использованием и износам для включения в затраты предприятия;

- контроль за правильностью и эффективностью использования рабочих машин, оборудования, производственных площадей, транспортных средств и других основных средств;

- точное определение результатов  от списания, выбытия объектов  основных средств.

Эти задачи решают с помощью подлежащей документации учета наличия и движения основных средств, результатов по их амортизации и учета затрат по их ремонту.

1.2  Порядок  ведения учета ОС на предприятии.

Процесс движения основных средств на предприятии состоит из трех основных стадий: поступление ОС, эксплуатации ОС, выбытия ОС.

1.2.1 Поступление и ввод в эксплуатацию основных средств

Основные средства поступают в организацию:

1. от учредителей в счет вклада в уставный капитал

2. в результате строительства

3. путем приобретения за плату

4.путем безвозмездной передачи

5.по договору мены

При получении в собственность основных средств в бухгалтерском учете на счете 08 отражаются вложения во внеоборотные активы. При вводе основных средств в эксплуатацию формируется первоначальная стоимость объектов основных средств, учитываемая на счете 01 "Основные средства".

Ввод в эксплуатацию основных средств осуществляется на основании письменного приказа (распоряжения) руководителя организации.

Далее в бухгалтерии составляют Акт приема-передачи основных средств по формам: № ОС-1, № ОС-1а (для ввода в эксплуатацию зданий и сооружений), № ОС-1б (при одновременном вводе в эксплуатацию нескольких объектов основных средств).

Принятые объекты основных средств учитывают в инвентарных карточках по формам: № ОС-6, № ОС-6а (для группы объектов). Инвентарная книга по форме № ОС-6б предназначена для учета на малых предприятиях.

1.2.2. Оценка основных средств (в т.ч. единовременное списание)

Основные средства могут быть оценены по первоначальной, остаточно и восстановительной стоимости.

Первоначальная стоимость - стоимость объектов основных средств, по которой они принимаются к учету. Первоначальной стоимостью признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление основного средства, за исключением возмещаемых налогов, а также затраты организации на доставку объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования. 
Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями. Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией безвозмездно, признается их текущая рыночная стоимость. В бухгалтерском учете изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации объектов основных средств. Кроме того, изменение стоимости происходит

и при переоценке основных средств. 
Остаточная стоимость - разница между первоначальной стоимостью и начисленной амортизацией. По остаточной стоимости основные средства отражаются в бухгалтерском балансе. 
Восстановительная стоимость - стоимость основных средств в современных условиях, при современных ценах и технике, это стоимость, по которой оцениваются основные средства после проведения переоценки. 
Основные средства стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. В целях обеспечения сохранности этих объектов  должен быть организован надлежащий контроль за их движением.

Операции с такими объектами оформляются первичными документами для учета  МПЗ: форма М-4 «Приходный ордер» и М-17 «Карточка учета материалов».

Для целей налогообложения объекты стоимостью до 10 000 рублей в момент ввода в эксплуатацию единовременно списываются на материальные расходы.

1.2.3.Налогообложение основных средств

Налогом на добавленную стоимость (НДС) облагаются операции по поступлению, продаже, ремонту основных средств собственными силами, сдаче основных средств в аренду. НДС по приобретенным основным средствам принимается к вычету при одновременном соблюдении условий:

  1. Основные средства приобретены для осуществления деятельности, облагаемой НДС
  2. Основные средства введены в эксплуатацию
  3. На приобретенные основные средства имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура.

Основные средства, полученные безвозмездно и прибыль от реализации основных средств включаются в доходы при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. По основным средствам, учтенным на счете 01 "Основные средства" и 03 "Доходные вложения в материальные ценности"  организация исчисляет и уплачивает налог на имущество организаций.

1.2.4. Амортизация основных средств

Амортизация - процесс постепенного переноса стоимости основных средств на производимую продукцию (работы, услуги).

Зачем это нужно: существует несколько точек зрения на экономический смысл амортизации. Некоторые специалисты считают, что при помощи механизма амортизации создаются потоки денежных средств, который в дальнейшем будут направлены на воспроизводство основных фондов, другие – рассматривают амортизацию как способ «размазывания» крупномасштабных расходов по периодам, согласно принципу начисления.

Пример: Работает фирма, тратит деньги на обеспечение производства, производит продукцию, продает ее. После выпуска продукции формируется ее себестоимость, к себестоимости прибавляется величина желаемой прибыли, в результате образуется цена. Затраты на основные средства подлежат включению в состав себестоимости продукции на равномерной основе, т.к. если единовременно списать все затраты на себестоимость, цены на продукцию увеличатся в разы и станут неконкурентными.

Сумма амортизации определяется ежемесячно, отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества, т.е. по тем основным средствам, которые подлежат амортизации. Начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, прекращается - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости объекта или когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества.  
Начисление амортизации осуществляется в соответствии с нормой амортизации, определенной для объекта исходя из его срока полезного использования.  
Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит экономические выгоды (доход) организации. Срок полезного использования организация устанавливает самостоятельно при принятии объекта основных средств к учету.  
В случаях проведения реконструкции, модернизации или технического перевооружения срок полезного использования пересматривается.  
Для целей бухгалтерского учета срок определяется исходя из ожидаемого срока полезного использования объекта и ожидаемого физического износа, нормативно-правовых и других ограничений использования объекта.  
В налоговом учете срок полезного использования определяется в соответствии с номером амортизационной группы, к которой объект относиться.

Амортизацию начисляют:

  1. линейный способ;
  2. способ уменьшаемого остатка;
  3. способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
  4. способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);

 По объектам основных  средств некоммерческих организаций  производится начисление износа  в конце отчетного года по  установленным нормам амортизационных  отчислений. Движение сумм износа  по указанным объектам учитывается на отдельном забалансовом счете. 
1.2.5. Ремонт, реконструкция, модернизация основных средств

Методические указания по учету основных средств предлагают 2 варианта учета затрат на ремонт основных средств:

  1. единовременное включение расходов на ремонт в состав текущих расходов в случае, если это текущий недорогой ремонт, который не оказывает существенного влияния на финансовый результат деятельности организации;
  2. равномерное отнесение затрат на себестоимость продукции путем:
    • создания резерва на ремонт основных средств;
    • использования счета учета расходов будущих периодов.

Порядок формирования и использования резерва сводится к следующему: отчисления в резерв списываются на расходы равными долями на последний день соответствующего периода. Затем сумма фактически осуществленных затрат на проведение ремонта списывается за счет средств резерва. Если по итогам отчетного периода фактические затраты превысили средства ремонтного фонда, то в бухгалтерском учете производят доначисление резерва путем отнесения суммы на расходы будущих периодов. В обратном случае (если выявлен излишек средств ремонтного фонда) "лишние" суммы сторнируются.  Согласно Налоговому кодексу расходы на ремонт основных средств, признаются в размере фактических затрат в составе прочих расходов в том периоде, в котором они были осуществлены. Для обеспечения равномерного признания расходов организация вправе создавать резервы под предстоящий ремонт основных средств. В этом случае отчисления в резерв рассчитываются исходя из совокупной стоимости основных средств и нормативов отчислений, утверждаемых организацией самостоятельно в учетной политике. Предельная сумма резерва не может превышать среднюю величину расходов на ремонт за последние три года. Если по итогам налогового периода фактические затраты превысили средства ремонтного фонда, то- разница включается в состав прочих расходов на конец периода. В обратном случае сумма такого превышения включается в состав доходов организации. 
Затраты на ремонт не увеличивают первоначальную стоимость объекта, а включаются в себестоимость готовой продукции.

1.2.6. Переоценка основных  средств

Переоценка - уточнение восстановительной стоимости основных средств, с целью приведения к современному уровню рыночных цен. Проведение переоценки основных средств носит добровольный характер. Переоцениваться могут только объекты основных средств, принадлежащие организации на праве собственности. Переоценка осуществляется не чаще 1 раза в год (по состоянию на 1 января отчетного года).

Переоценка производится путем пересчета первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта.

Решение о проведении (не проведении) переоценки закрепляется приказе об учетной политике организации.

Если принято решение о переоценке, в приказе нужно отразить:

• какие объекты подлежат переоценке: все основные средства или отдельные группы однородных объектов основных средств;

• методику отражения переоценки на счетах бухгалтерского учета,

• лиц, ответственных за проведение переоценки.

Результатом переоценки является уценка или дооценка стоимости имущества.  После переоценки восстановительную стоимость принимают за первоначальную стоимость.

Если организация однажды решила провести переоценку, то в дальнейшем ежегодное проведение переоценки для данной организации становится обязательным.

1.2.7.Выбытие (списание) основных средств

Основные средства выбывают из организации в случаях:

  1. списания по причине непригодности к дальнейшему использованию
  2. продажи на сторону
  3. безвозмездной передачи
  4. передачи в счет вклада в уставный капитал другой организации
  5. сдачи имущества в аренду, лизинг
  6. реализации по договорам мены и т.д.

Стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета выбытие основных средств организация отражает развернуто в составе прочих доходов и расходов.  По дебету счета 91 отражается списание остаточной стоимость и затраты, связанные с выбытием, а по кредиту - сумма износа, выручка от продажи, стоимость оприходованных ценностей. 
Для списания основных средств к счету 01 открывают субсчет 01-В "Выбытие основных средств". Потери и расходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами отражаются на счете 99 "Прибыли и убытки".

Информация о работе Автоматизация учета основных средств на предприятии