Ландшафтный дизайн

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 18:21, курсовая работа

Краткое описание

Слово дизайн в переводе с английского означает рисунок, чертеж, проект, но одновременно и сам процесс проектирования, а, кроме того, и его результат — проект. Вместе с известным из географии термином «ландшафт» ландшафтный дизайн предполагает проектирование ландшафта, организацию пространства под открытым небом и представляет собой часть более широкого понятия «ландшафтная архитектура» — тот ее уровень, который определяет тщательность деталировки, владение разнообразными приемами использования природных материалов: земли, воды, растительности.

Содержание

Введение …………………………………………………………………...3
Глава 1. Сад с точки зрения времени и пространства…………………..5
Глава 2. Типы садов……………………………………………………….9
Глава 3. Использование эстетических принципов решения сада……..27
3.1 Освещение……………………………………………………………..27
3.2 Соразмерность………………………………………………………...29
3.3 Контрастность…………………………………………………………31
3.4 Цвет…………………………………………………………………….32
3.5 Перспектива…………………………………………………………...42
3.6 Ландшафт……………………………………………………………...45
3.7 Роль природных условий при создании садов и парков……………49
3.8 Композиционные приёмы…………………………………………….54
Заключение……………………………………………………………….58
Список исследуемой литературы……………………………………...60

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_Belozertseva_K.doc

— 2.14 Мб (Скачать файл)

Рельеф является одним из важнейших факторов общей организации пейзажа. Он замыкает пространство. Для решения этой задачи может служить Тростянецкий парк, созданный в 60-х года XIX в. на ровной степной местности. В этом парке умело были размещены лесные массивы, рощи, групповые и одиночные посадки; частично изменен степной рельеф путем устройства искусственных насыпных холмов; сооружена система трех озер площадью 11 га. Все это позволило создать, несмотря на невыгодные природные условия, выдающееся произведение пейзажного искусства.

Таких примеров влияния характера местности и природных условий на архитектуру и планировку парков можно привести очень много.

Вода и водные устройства являются важнейшими компонентами природной среды. Вода занимает значительное место в формировании парковой среды. Она снижает температуру воздуха, повышает его влажность и в целом существенно влияет на микроклимат. Важны также эстетическая ценность воды и ее физические свойства. Очень часто водные устройства (реки, ручьи, пруды, каналы и пр.) являются определяющими в формировании планировочной структуры парка, его композиционными осями, центрами и узлами. Такие сооружения, как бассейны, водопады, фонтаны, часто являются центрами внутренних композиций парка. Особенно широко водные устройства и поверхности использовались в русских парках. Водослив устраивали на базе речек внутри парков и композицию парков ориентировали внутрь, или, наоборот, парки строили у воды с ориентацией на внешние акватории. Часто для устройства купальных и декоративных водоемов используют отработанные карьеры.

В зависимости от режима питающего поверхностного стока водоемы бывают проточные, бессточные и с замедленным стоком. Реки, ручьи, водохранилища на реках, пруды на малых реках относятся к проточным водоемам. Пруды, устраиваемые в балках, оврагах, понижениях местности, а также пруды-копани на ровных местах относятся к бессточным водоемам. Питание водоемов водой бывает дождевое, снеговое, ледниковое, подземное. Питание водой рек обычно смешанное.

Дождевые и талые воды, стекающие по земной поверхности, называются стоком.

Для обеспечения парков города водоемами необходимы максимальный учет и сохранение всех его водных ресурсов.

Наиболее распространенными водными устройствами парка являются пруды и озера. Форма водоемов определяется рельефом, а контур водного зеркала соответствует рисунку горизонтали, на которой находится уровень воды.

Форма водоемов бывает компактной, изогнутой, вытянутой, сложной. Водоем выглядит живописно, если у него криволинейные берега с бухтами и полуостровами. Глубина пространства усиливается островами. Особое декоративное достоинство внутренних водоемов — отражение в зеркале воды пейзажных картин. Особое настроение в парках создает движущаяся вода — речки, ручьи, водопады — пороги, каскады, тип обработки берегов и набережных (43, 44). При создании насаждений у водоемов надо помнить о соответствии условиям их произрастания. На участках с высоким стоянием подземных грунтовых вод высаживают такие деревья и кустарники, которые переносят длительное затопление.

Особое место занимают приемы композиции зеленых насаждений в пейзажах у водоемов — это сплошные береговые   массивы,   кулисы,   поляны.

Архитектурные сооружения водоемов подчинены гидротехническим требованиям. Это плотины, мосты, водосливы.

Зеленые насаждения — основа парковых композиций. Создание архитектурно-художественного облика территории при помощи растений является одной из основных задач ландшафтной архитектуры. Издали мы видим озелененный   участок   или   его   отдельные части в целом и только по мере приближения начинаем различать отдельные детали. Четко видимые издали общие контуры называются силуэтом. Решение силуэта — одна из важнейших задач проектирования посадок. Силуэт посадок помогает понять ограниченность пространства. Например, он может быть выражен в форме сплошного зеленого массива с рыхлыми или геометрически правильными очертаниями. В других случаях силуэт построен на контрасте между каким-либо возвышающимся сооружением и окружающей его более низкой растительностью — пространство растекается от объекта. Открытый центр с высокими насаждениями по краям представляет собой третий прием — пространство объединяется и т. д.

При решении силуэта основными этапами являются изучение рельефа территории данного объекта с точек, откуда он виден целиком или частично, чтобы всесторонне использовать все разнообразные возможности применения растительности различной высоты и формы. Эта форма может быть естественной и искусственной (стриженые деревья и кустарники) и является фактурой пространственной среды.

Посадки растений бывают следующих видов: аллейные и рядовые посадки из деревьев с раскидистой кроной различных естественных форм, из деревьев,   кронам   которых   стрижкой придана четкая геометрическая форма; из высоких свободно растущих кустарников, из стриженых высоких кустарников, из высоких и низких кустарников свободно растущих и стриженых, с различными комбинациями деревьев и кустарников с газонами, цветниками, скульптурами, вазами и прочими декоративными элементами, размещенными в интервалах между древесными растениями и полосами кустарника. Распространены групповые посадки из деревьев или кустарников одинаковой или различной формы (например, плакучая рябина на фоне нескольких экземпляров серебристой ели); одиночные посадки деревьев или кустарников различной формы; посадки цветущих травянистых растений, включающих только низко- или высокорослые растения (декоративно-лиственные растения); групповые посадки цветущих травянистых растений различных форм и кустарников; стриженый газон или высокий травостой; посадки вьющихся растений.

В наиболее известных отечественных садах и парках (Павловском, парках г. Пушкина, петродворцовых парках и др.) основой парковых композиций прежде всего являются сами зеленые насаждения. Особенно отчетливо это выражено в Павловском парке. Но и в таких парках, как Петро-дворцовский нижний парк, в котором архитектурным центром являются знаменитые фонтаны, дворец и другие архитектурные сооружения, роль зеленых насаждений также исключительно велика.

Подбор и размещение в нем растений неразрывно связаны с объемным решением архитектурных и декоративных сооружений.

Применение перечисленных приемов в различных сочетаниях дает бесчисленное множество конкретных решений и позволяет создать на каждом, даже небольшом участке, разнообразные по форме композиции.

При проектировании - озелененного объекта необходимо помнить, что соотношение открытых (газоны, луга) и закрытых (засаженных древесно-ку-старниковой растительностью) пространств влияет как на ветровой и температурно-радиационный режим объекта, так и на его композицию. Наиболее оптимальное решение получается, если под лесные и парковые насаждения отводят меньше половины площади озеленяемой территории на севере и 70—80 % на юге.

Закрытые пространства характеризуются сомкнутостью полога от 1,0 до 0,6. Эстетические достоинства зеленого массива рассматриваются не с видовых точек, а в процессе движения при выявлении отдельных экземпляров, и в ощущении изолированности в природной среде. Соотношение высоты пространства к его ширине примерно 1:2.

Полуоткрытые пространства имеют сомкнутость полога от 0,5 до 0,2 с групповым или равномерным размещением деревьев. При создании определенной изоляции и затенения территории участок лучше просматривается, пейзаж воспринимается многопланово. Замкнутость исчезает при соотношении высоты к ширине 1:6.

Открытые пространства — это участки, не занятые насаждениями: поляны, крупные цветники, спортплощадки, водоемы, граница которых находится далее 200 м.

Промежуточным типом пространства является ориентированное, т. е. вытянутое или ограниченное с одной, двух или трех сторон.

 

3.7 Композиционные приёмы

Строительство и эксплуатация садов и парков представляют собой единый процесс их создания. Многие известные парки создавались на базе существующих лесов. В процессе преобразования лесных массивов в парках осуществлялась идея архитектурно-планировочной организации территории и создавались ландшафтные композиции. Подобный тип паркового строительства может найти широкое применение и в наше время.

При разработке проекта необходимо учитывать изменения, которые произойдут во внешнем виде насаждений в течение всего периода их развития, а также принимать во внимание сезонные изменения насаждений по временам года.

Изменения, осуществляемые в последующем уже в процессе ухода за зелеными насаждениями, не должны ломать основных композиционных планов, они должны быть направлены на совершенствование основных композиций. Вот почему в проекте ландшафтной композиции зеленых насаждений надо устанавливать главнейшие мероприятия по стадиям развития насаждений хотя бы для двух основных периодов: в молодом возрасте (до 20—25 лет) и в последующее время, причем парковые насаждения и в молодом возрасте должны быть красивыми и композиционно цельными.

Зеленые насаждения на разных стадиях развития имеют неодинаковый декоративный и озеленительный эффект (81).

По данным Л. О. Машинского, проекция кроны молодого саженца — деревца лиственных пород — составляет в среднем около 1—2 м2. Таким образом, посадка 100—200 саженцев на 1 га площади под древесным пологом займет около 2—4 % всей площади. Эти же посадки с возрастом будут иметь совсем другой вид. Проекция кроны дерева в 50—60-летнем возрасте достигает 30—50 м2 в зависимости от породы. Отсюда видно, что с возрастом площадь проекции кроны увеличивается в 20—30 раз. Иными словами, при наличии на 1 га 100—200 взрослых деревьев общая площадь проекции их крон будет занимать уже 2—6 тыс. м2, т. е. 20—60 % всей площади. Поэтому для получения озеленительного и декоративного эффекта от молодых насаждений необходимо применять достаточно густую посадку древесных пород с учетом дальнейшего  разреживания.

При установлении конкретных соотношений между различными элементами садово-парковых площадей необходимо учитывать размеры объекта и его назначение. В крупных парковых насаждениях резко возрастает удельный вес площадей, занятых под посадками, газонами, лугами, и соответственно уменьшается удельный вес площадей, занятых дорожками и площадками. В небольших садово-парковых объектах (садах и скверах) резко увеличивается удельный вес площади, занятой под дорожки и площадки.

С увеличением размера садово-паркового объекта заметно возрастает и удельный вес площади, занятой водоемами. В скверах водоемы, как правило, отсутствуют, в садах они составляют 3,5 %, а в парках занимают от 5,2 до 31 %.

При регулярной разбивке однородные объекты обычно располагают симметрично, в строгом порядке; при нерегулярной разбивке избегают симметричности в размещении отдельных элементов, но при этом в расположении объектов однородного значения соблюдают композиционную уравновешенность.

В создании пейзажа силуэт или контур массы, красиво вырисовывающийся на горизонте, может иметь большое декоративное значение, особенно на пересеченной местности с гористым или холмистым рельефом.

В равнинных же местах массивность легче всего создается при помощи более густых насаждений, использованием растений с темной листвой или хвойных.

Композиция — латинское слово и означает составление, расположение, соединение а также построение произведения искусства. Композиция — это соподчиненность отдельных элементов друг другу и целому, придающая объекту единство художественной формы. Композиция озеленяемого пространства — это его организация, его структура, обусловленная идейным замыслом и назначением объекта, это определение и расположение его частей и элементов, их связь между собой, их наполнение растительными (82, 83) и архитектурными объемами.

Композиционные элементы садово-парковых построений различны. Одни из них предметоощутимы. Это сама территория, ее окружение, растительность, постройки, водоемы. Другие не предметны, но ясно видимы: цвета окрасок, свет и тени.

И, наконец, композиционные факторы — правила, от соблюдения которых также зависит впечатление, производимое всем видимым; целесообразность, главенство, масштабность, гармония, контраст и др. От умения пользоваться этими элементами и факторами зависит успех садово-парковой композиции территории этого объекта. Различные виды движения — пешеходное, автомобильное и всех видов городского транспорта, их скорость, а также направление определяют тот или иной характер восприятия городского ландшафта.

В композиции зеленых насаждений необходимо учитывать не только особенности зрительного восприятия пространственных форм, но и особенности их комплексного восприятия всеми органами чувств в движении и во времени; эти особенности подчиняются определенным закономерностям.

Наличие идеи композиции — непременное условие решения любой задачи, стоящей перед ландшафтным архитектором. Идея композиции определяется комплексом факторов, важнейшими из которых являются: образная характеристика, стилевые особенности, ритмический строй, функциональное    назначение    объекта    и его социальная значимость, особенности природного окружения, специфика участка и градостроительная ситуация, место и значение объекта в системе озеленения города, его взаимосвязь с прилегающими архитектурными ансамблями, особенности инженерного решения. Ясность идейного замысла и четкость ее композиционного выражения — основа успешного решения любой творческой задачи ландшафтного архитектора.

Информация о работе Ландшафтный дизайн