Ландшафтный дизайн

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 18:21, курсовая работа

Краткое описание

Слово дизайн в переводе с английского означает рисунок, чертеж, проект, но одновременно и сам процесс проектирования, а, кроме того, и его результат — проект. Вместе с известным из географии термином «ландшафт» ландшафтный дизайн предполагает проектирование ландшафта, организацию пространства под открытым небом и представляет собой часть более широкого понятия «ландшафтная архитектура» — тот ее уровень, который определяет тщательность деталировки, владение разнообразными приемами использования природных материалов: земли, воды, растительности.

Содержание

Введение …………………………………………………………………...3
Глава 1. Сад с точки зрения времени и пространства…………………..5
Глава 2. Типы садов……………………………………………………….9
Глава 3. Использование эстетических принципов решения сада……..27
3.1 Освещение……………………………………………………………..27
3.2 Соразмерность………………………………………………………...29
3.3 Контрастность…………………………………………………………31
3.4 Цвет…………………………………………………………………….32
3.5 Перспектива…………………………………………………………...42
3.6 Ландшафт……………………………………………………………...45
3.7 Роль природных условий при создании садов и парков……………49
3.8 Композиционные приёмы…………………………………………….54
Заключение……………………………………………………………….58
Список исследуемой литературы……………………………………...60

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_Belozertseva_K.doc

— 2.14 Мб (Скачать файл)

Контрасты могут быть цветовыми (сочетание разных тонов при равных яркостях) и яркостными (сочетание различных яркостей, равных по цветности). Цвета, лежащие на диаметрально противоположных концах цветового круга, являются контрастными (синий — оранжевый, желтый — фиолетовый, голубой — красный, зеленый — пурпурный). Вообще же цветовой контраст — это преувеличение фактической разницы между одновременными ощущениями. Одновременным контрастом широко пользуются на практике для усиления кажущейся насыщенности цветов, помещая их по соседству с контрастными. Контрастные сочетания можно получить при увеличении числа дополнительных цветов, вводя на соответствующие места круга зелено-голубой и желто-зеленый. Контрастировать с ними будут соответственно красный и фиолетовый.

К гармоничным (приятным глазу) цветовым сочетаниям относятся не только контрастные (красный и зеленый, оранжевый и синий, желтый и фиолетовый), но и нюансные сочетания, различаемые по светлоте в пределах одного определенного цвета (бледно-розовый — розовый — ярко-красный).

Если на хроматическом фоне поместить хроматический рисунок, то цвет рисунка как бы суммируется с контрастным фону цветом и воспринимается уже как новый.

Например, на красном фоне оранжевый цвет выглядит как желтый, желтый — зеленеет, а зеленый заметно голубеет. На ярко-зеленом фоне красный и синие цвета приобретают фиолетовый оттенок, желтый становится ближе к оранжевому.

Помимо гармоничных цветовых сочетаний существуют и дисгармоничные (негармоничные). Негармоничные сочетания, например, красный и фиолетовый, синий и зеленый, красный и оранжевый, необходимо нейтрализовать ахроматическими цветами. Для этого на границе сочетания цветов вводят белый, серый, серебристый, редко — черный.

 

3.5 Перспективы

Перспективой называется зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя. Во все времена и на всех стадиях развития садово-паркового искусства создание перспективы было одним из важнейших вопросов парковых композиций.

Особенно широко были использованы перспективы при создании ландшафта во многих регулярных парках (регулярная часть парка г. Петро-дворца, Архангельского под Москвой и др.), в которых перспективы отличаются большой широтой и крупными масштабами.

Живописные пейзажи с исключительно удачным использованием зеленых насаждений, водоемов и открытых пространств были основой парковых композиций наших отечественных садов XVII и XIX вв., особенно в таких парках, как Павловский, пушкинские, гатчинские, Тростя-нецкий, Царицынский и многие другие. Именно на примерах русских парков стало ясно, что виды и перспективы наиболее эффективны и декоративны, если они создаются с использованием лужаек, берегов водоемов и извилин дорог, свободно расположенных среди живописных групп насаждений.

Для повышения интереса к парку очень важно при создании видов, так же как и при «раскрытии» пространства, использовать элементы внезапности, чтобы посетителю неожиданно открывались интересные пейзажи. В связи с этим в садово-парковом строительстве большое значение имеет умелое использование правил перспективы. Учение о перспективе знакомит со зрительными изменениями предметов по мере удаления их от точки наблюдения. Если при этом изменяются величина и форма предметов, то это — линейная перспектива, при изменении же окраски и силы тона предметов — воздушная. Линейная и воздушная перспективы широко используются в садово-парковом искусстве.

Линейная перспектива

Линейная перспектива связана со зрительным уменьшением величины и изменением формы.

Первое наше восприятие — это то, что мы видим. А видим мы не всегда то, что есть на самом деле, — действуют оптические обманы. И одна из задач парковой композиции — создавать озелененные пространства так, чтобы оптические обманы уводили от истины к лучшему, а не к худшему.

В ландшафтной архитектуре существуют два масштаба: абсолютный, по которому можно измерять действительную величину предмета, и относительный, которым следует измерять кажущуюся величину предмета. Относительный масштаб трудно выразить графически или цифровым отношением. Измерения по нему проектировщик выполняет по интуиции.

Под перспективой подразумеваются зрительные изменения предметов по мере удаления их от точки зрения наблюдателя.

Если прямую дорожку сделать сужающейся, то она будет казаться длиннее, а расширяющаяся — короче. Аллея покажется длиннее, если окаймляющие деревья посадить не параллельно ее оси, а сходящимися вдали линиями.

Расстояние между зрителем и отдельным предметом можно оптически изменять. Предмет кажется дальше, если между ним и зрителем находится открытое пространство, например газон. Но если на этом газоне посадить группы кустарников, которые помешают восприятию расстояния, то отдельный предмет будет казаться ближе. Этим приемом часто пользуются для оптического увеличения территории.

Широко применяют приемы линейной перспективы и при архитектурном «обыгрывании» водных мотивов в садах и парках. Для зрительного увеличения объема озера или пруда противоположный от наблюдателя берег «понижают» путем посадки деревьев меньшей величины.

Каждый предмет лучше рассматривается с определенного расстояния. Обычно оно равно от полуторной до тройной высоты предмета. Значит, высокие деревья желательно размещать дальше от дорожек. Лучшим углом зрения для просмотра пейзажа без поворота головы считается угол в 28— 30 °. Но допустим угол и в 60 °.

Подъем зрительно увеличивает расстояние, склон — уменьшает. Растительные группировки и садовая архитектура просматриваются лучше, если они расположены на слегка поднимающейся местности. 

Можно оптически увеличивать и высоту предметов. Достигается это сопоставлением высокого с низким. Например, пирамидальные тополя покажутся выше, если у их подножия посадить приземистые деревья небольшой высоты и низкие кустарники.

Для усиления слабоволнистого рельефа следует высокую зелень размещать на повышенных местах, а низкую — по низинам.

Воздушная перспектива

Воздушная перспектива, по определению В. Л. Миндовского, это оптическое, кажущееся изменение цвета предметов и зависит от расстояния, т. е. от величины воздушного пространства между глазом и предметом, от большей или меньшей прозрачности воздуха, от освещения, погоды. В зависимости от этих условий синева воздуха больше или меньше обволакивает предметы, изменяя тона их окрасок.

При проектировании следует учитывать следующие особенности цветов:

красный при удалении приобретает фиолетовые оттенки; оранжевый переходит в грязно-красный до фиолетовых оттенков, желтый на значительном удалении становится зеленовато-желтым, зеленый по мере удаления все больше переходит в синий; фиолетовый переходит в грязно-синий; черный светлеет, сереет, иногда синеет; серый темнеет, сливается с синевой; белый почти не изменяется, лишь приобретает желтоватый оттенок.

Воздушная прослойка изменяет не только цвет предметов — меняются их контуры, очертания, становясь мягче, расплывчатее. Тени становятся менее густыми.

Воздушная перспектива меняет и величину предметов — светлые предметы на желтом фоне кажутся больше своих фактических размеров и наоборот.

Растения со светлой кроной, размещенные на фоне темных однопородных массивов, обращенных кромкой на север, сокращают пространство, снимают единообразие. Этого впечатления можно добиться за счет более прозрачной кроны крайнего ряда пейзажей.

 

3.6 Ландшафт

Все чаще мы сталкиваемся с понятием ландшафтный дизайн. Ландшафтный дизайн – это, прежде всего, преобразование природной среды с использованием практического и теоретического опыта, с учетом эстетических качеств и мировоззрения людей. Какие основные принципы планирования местности? Совместимость растений и основы гармоничных композиций. Способы преобразования среды, объемные функции и свойства пространства – это вопросы, на которые чаще всего люди ищут ответ, сталкиваясь с таким понятием, как ландшафтная архитектура. 

Зарождение ландшафтного искусства, то есть преобразование среды, можно отнести к самому началу деятельности человека, потому что он не может не реагировать на окружающую его местность. Еще с древних времен славянские народы чтили и уважали силы природы, пытались понять и осознать назначение и свойства живых растений, деревьев, стихий воды, огня, камня и, конечно же, земли. Каждому растению отводили роль в саду, лесу и учитывали весь комплекс природно-климатических особенностей. Древнейшие истоки будущих садов и парков относятся еще к I – III тыс. до н. э., временам неолита. Также развитие утилитарного сада и декоративного получило начало в Древнем Египте и Крите. К возделыванию земли подходили с большой рассудительностью и уважением. Почитались Боги плодородия и земледелия, Боги, олицетворявшие различные стихии и природные явления. Сады создавались при храмах, дворцах, жилищах состоятельных египтян и жрецов. Священные рощи, аллеи, озелененные улицы были украшением и обрамлением городов. Город, "видимый с внешних валов или стен, производил впечатление цветущего оазиса, из зелени которого выступали обелиски и монументальные пилоны храмов" (Бунин А. В., Саваренская Т. Ф. История градостроительного искусства). Почтения египтян к растениям проявлялись и в архитектуре – изображения цветков лотоса и папируса встречаются в больших количествах на капителях колонн храмов и дворцов. Дальнейшее развитие ландшафтного дизайна можно проследить на мировой истории: сады и парки Античной Греции и Рима, сады западноевропейского Средневековья, ансамбли эпохи Возрождения, парковые комплексы барокко и классицизма, ландшафты сентиментализма в Западной Европе и России, сады романтизма и эклектики XIX в. и сады России и Западной Европы конца XIX – начала XX века.

Ландшафт среды неразрывно связано со свойствами пространства, так как именно там мы находим плавные линии дорожек, стремящиеся ввысь деревья, преломляющиеся лучи солнца в воде и уходящую вдаль перспективу березовой рощи. Помимо этого, пространство имеет свои характеристики и настроение. Парк, сад создаются таким образом, чтобы он казался уютным, гармоничным, все элементы сочетались друг с другом, и создавалось ощущение целостности. Настроение пространства зависит от освещения, наличия открытых пространств, статичности или же, наоборот, динамичности живописных элементов. Дневное освещение определяет на сколько хорошая видимость, а тем самым и дизайн сада, поэтому в умеренном климате всегда нужно оставлять свободное пространство.

Важными элементами пространства являются границы и формирование углов. Рекомендуется сглаживать острые углы массивами деревьев и кустарников, либо многолетними растениями. Главными принцами при размещении в пространстве объектов является их эмоциональное восприятие, осязаемость, взаимосовместимость, так, например, если дом выполнен в определенном архитектурном стиле, то и беседки, скамьи, другие малые архитектурные формы должны соответствовать этому стилю. Целесообразно по границам участка и в его отдаленных местах создавать насаждения деревьев из нескольких ярусов, причем используя разнообразные по фактуре, форме кроны, окраске листвы и коре деревья. Это позволит украсить пейзаж и сделать его декоративным во все времена года. В ландшафте существует много способов преобразования среды - это и изменение рельефа, и воссоздание заповедных зон, и обустройство рекреационных комплексов, и создание водных сооружений, и озеленение территории. Думая о том, как преобразовать ландшафт, надо учитывать его функциональное назначение (зона отдыха, городская территория, сад), рекреационную нагрузку, эстетические нормы, для кого разрабатывается данная территория.

Многообразие природы позволяет нам создавать различные ландшафтные композиции. Трудно представить себе парк, ландшафтный участок без цветника, каменных горок, аллей деревьев, зеленой лужайки, плодовых деревьев и уютных беседок. Главной особенностью при создании таких композиций является взаимосвязь естественных и искусственных компонентов. Уединенный уголок со скамьей, ажурная крона могучего дуба, необычная растительность альпинариев, тихое журчание ручья - это и многое другое так радует и пленит нас, что хочется невольно оказаться в таком месте. Следует учитывать особенности сочетания деревьев и растительности, так, например, хвойные растения красиво смотрятся с каменными пейзажами и близким расположением розария; подлеском для видов берез и кленов может служить лещина, калина, бирючина; куртины многолетних растений (лилейники, хосты, астильбы, пионы) помогут украсить лесные массивы и просто красиво смотрятся на газонах; при солитерных посадках (одиночные посадки дерева на открытом пространстве, например, ель колючая, береза повислая, яблоня Недзвецкого) нужно продумать уходящую перспективу. Изучение особенностей растений является необходимым в ландшафтном дизайне, так как только при учете свойств, требований данного вида можно создать грамотные насаждения и композиции.

Для создания плотных и высоких живых изгородей следует использовать деревья или же кустарники с плотной кроной, быстрорастущими побегами, колючими ветвями и другие виды. Например, это может быть боярышник однопестичный, туя западная (колоновидная форма), ель колючая, желтая акация, вяз шершавый, бирючина обыкновенная. Если на участке есть водоем, то следует использовать влаголюбивые многолетники (ирисы, осоки, рогоз, купальницы), деревья и кустарники (ива пурпурная, плакучая, ольха). При закладке плодового сада непременно предусматривается место для их будущего роста, дренажное оснащение и состав землесмеси. Мир растений велик и многообразен, поэтому в ландшафтном проектировании нужно стараться отразить как можно больше представителей нашей флоры.

Ландшафт для современного человека играет важную роль, так как его результаты непосредственно влияют на эмоциональное состояние, здоровье. В последние годы ландшафтный дизайн становится популярнее, потому что все больше людей желают видеть вокруг себя благоустроенное пространство и живописный вид. Положительные чувства помогают человеку справляться с трудными ситуациями, а природная гармония помогает найти душевный покой и равновесие.

 

3.7 Роль природных условий при создании садов и парков

Для удачного проектирования необходимо учитывать особенности  природных условий: рельефа, водных поверхностей, растительности. В связи с этим при проектировании необходимо тщательно изучать природные условия, видовые достоинства местности и знать декоративные и биологические особенности растений.

Информация о работе Ландшафтный дизайн