Активизация познавательного интереса учащихся на уроках биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 11:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: выявить и обосновать педагогические условия повышения познавательного интереса учащихся на уроках биологии.
Задачи исследования:
1.Уточнить содержание и сущность понятия «познавательная активность учащихся».
2.Проанализировать специфику процесса развития познавательного интереса подростков на уроках биологии;

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
1. Глава 1. Теоретические проблемы развития познавательной активности учащихся на уроках биологии………………………………………………….. 4
1.1 Познавательная активность учащихся, как педагогическая категория……………………………………………………………………….... 4
1.2 Методы, способствующие развитию познавательной активности учащихся на уроках биологии…………………………………………………..16
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательной активности учащихся на уроках биологии
2.1 Исследование опыта развития познавательной активности учащихся на уроках биологии…………………………………………………………………25
2.2 Технология развития познавательной активности учащихся на уроках биологии…………………………………………………………………………26
Заключение…………………………………………………………………….. 31
Список литературы………………………………………………………..…...33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

метод самостоятельной  работы;

частично-поисковый метод;

лабораторный метод;

практический метод;

наглядные методы.

Тема: «Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови, их строение и функции».

Цели урока: познакомить  учащихся с составом, строением, продолжительность жизни, местом образования и значением плазмы и форменных элементов крови.

Задачи:

Обучающая - изучить состав, функции, строение плазмы крови, форменных  элементов крови.

Воспитывающая - формировать  научное мировоззрение, патриотическое воспитание, ответственное отношение к выполнению полученного задания.

Развивающая - формировать  умение самостоятельно работать с текстом  учебника, извлекая из него нужную информацию; логически мыслить и оформлять  результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты эритроцитов крови  лягушки и человека, таблица «Кровь», проектор.

Ход урока:

Организационный момент. Приветствие, отметить отсутствующих, нацелить учащихся.

Проверка домашнего  задания. У доски по карточкам.

Объяснение нового материала.

Учитель начинает с рассказа об одной удивительной жидкости. Задача учеников догадаться, о чем идет речь. Это одна из видов соединительной ткани. Эта ткань составляет 7% от веса человеческого тела. Этой ткани  у мужчин содержится 5 литров, у женщин 4,5 литра, а у детей и вовсе 3,5-4 литра. Эта ткань выполняет разнообразные функции. В состав клеток этой ткани входит железо, которое придает ей красный цвет. Древние жрецы приносили ее в жертву своим богам. А в народе говорят, что она не вода, и что она бывает дурная, на ней клянутся и даже враги бывают какими? (кровными).

С давних времен за кровью признавалась могучая и исключительная сила. Действительно, кровь - это самая  удивительная ткань нашего организма. Как нельзя представить себе государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существование человека или животного без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносятся кислород, вода, белки и другие вещества. Кровь обладает интересными свойствами, о которых предстоит узнать.

Состав крови. При центрифугировании  кровь разделяется на 2 слоя: верхний  слой - слегка желтоватая жидкость называемая плазмой и нижний слой - форменные  элементы крови. Осадок красного цвета  образован эритроцитами. На границе между плазмой и эритроцитами - тонкая светлая пленка, состоящая из лейкоцитов и тромбоцитов.

Эритроциты (красные кровяные тельца) - самые многочисленные из форменных  элементов. Не содержат ядра и имеют  форму двояковогнутых дисков. В эритроцитах  содержится железосодержащий белок - гемоглобин, который обеспечивает главную функцию эритроцитов - транспорт газов, в первую очередь кислорода.

Лейкоциты - белые клетки крови. Существуют две основные группы лейкоцитов: гранулоциты (зернистые  лейкоциты) и агранулоциты (незернистые лейкоциты) - моноциты, лимфоциты.Если в организм попадают бактерии, то на них сейчас же нападает полчище лейкоцитов, пожирая и переваривая их. Это явление открыл выдающийся русский биологи И.И. Мечников и назвал фагоцитозом, а сами лейкоциты фагоцитами.

Тромбоциты - красные  кровяные пластинки. Без ядра, неправильной формы, играют важную роль в свертывании  крови, тем самым, защищая организм от опасной для жизни кровопотери.

Предлагается ученикам заполнить таблицу «Форменные элементы крови» (Таблица 1), пользуясь текстом учебника, таким образом: первый ряд пишет про эритроциты, второй - про лейкоциты, а третий - про тромбоциты. Затем один ученик с каждого ряда зачитывает получившиеся ответы, остальные внимательно слушают и дополняют свою таблицу.

Лабораторная работа.

С целью ознакомления со строением эритроцитов человека и лягушки, а так же с чертами  их различия проводится лабораторная работа. Микроскопы стоят на партах, препараты крови человека и лягушки  заранее подготовлены. Задание для учеников: внимательно рассмотреть под микроскопом эритроциты человека и лягушки, зарисовать в тетради. Затем ответить на вопрос: «Чья кровь переносит больше кислорода и почему?». Ответы в качестве вывода записать в тетрадь.

 

 

Выводы:

Эритроциты человека в отличие от эритроцитов лягушки не имеют ядра и приобрели двояковогнутую форму.

Эритроциты человека переносят больше кислорода, чем  эритроциты лягушки. Это объясняется  с одной стороны тем, что эритроциты человека меньше по размерам, чем эритроциты лягушки, поэтому быстрее переносятся током крови. С другой стороны, утратив ядро, эритроциты человека приобрели двояковогнутую форму, что значительно увеличило их поверхность и позволило одновременно переносить большое кол-во молекул кислорода. Эритроциты лягушки громоздкие, поэтому передвигаются медленнее, хотя крупные размеры не подавляют им иметь большую поверхность.

Закрепление знаний. Ответить на вопросы после параграфа [45].

Подведение итогов. Сегодня  на уроке мы ознакомились с составом плазмы крови, строением и функциями форменных элементов крови; ознакомились со строением эритроцитов лягушки и человека, узнали, чьи эритроциты переносят больше кислорода и почему.

Домашнее задание. Стр. 116-119, дописать выводы к лабораторной работе в тетради, задания после  параграфа [45].

Таким образом, можно  сделать вывод, что именно такая  структура уроков может создать  все условия для развития познавательной активности учащихся при изучении биологии.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведенного исследования подтвердили актуальность проблемы развития познавательной активности учащихся на уроках биологии в современном обществе.

Познавательная активность школьника выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности  на пути приобретения знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе. Речь идёт не только о внешней активности, а главным образом о внутренней, мыслительной активности учащихся, о творческом мышлении.

Познавательная активность - качество неврождённое и непостоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать воздействием школы, товарищей, семьи и других факторов. На уровень активности сильно влияет отношение учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого учащегося. Поэтому у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность резко меняется в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс.

После проведенного мной исследования можно сделать вывод, что существует множество методов, которые учитель может использовать для того, чтобы развить познавательную активность учащихся на уроках биологии, чтобы заинтересовать детей, побудить их к активной учебной деятельности, развить интеллектуальные способности, умение самостоятельно приобретать новые знания. Сочетание этих методов и использование их в различных вариациях может дать в итоге хорошие результаты. Мы отметили наиболее результативные методы - метод самостоятельной работы с учащимися, частично-поисковый лабораторный метод, исследовательский метод обучения, метод проблемного изложения, метод самостоятельного решения расчетных и логических задач, частично-поисковый лабораторный метод.

В результате проведенных  мной анкет, среди учеников 8 класса, мы пришли к выводу, что на сегодняшний день большинство из них заинтересованы в таком предмете, как биология и более того они хотели бы улучшить свои знания. Многие из учеников используют дополнительную литературу при подготовке к домашнему заданию, смотрят передачи и документальные фильмы, читают интересные факты в Интернете на тему биологии. Они считают необходимым ее изучение, а многие даже хотят связать с биологией свою будущую профессию.

В качестве того, каким  образом можно развить познавательную активность учащихся на уроках биологии, мы привели в пример 2 конспекта уроков, проведенных нами в 8 классе. На данных уроках использовались несколько методов обучения, а именно:

рассказ;

объяснение;

метод самостоятельной  работы с дидактическими материалами.

метод познавательного проблемного изложения;

метод самостоятельной  работы;

частично-поисковый метод;

лабораторный метод;

практический метод;

творческий метод;

наглядные методы.

Такое сочетание методов  и структура уроков дали хорошие  результаты: ученики заинтересовались в изучении нового материала, активно работали, и на последующих уроках оперировали полученными знаниями.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что познавательная активность учащихся на уроках биологии напрямую связана  с работой учителя, а именно от того какие методы и приемы он применяет на уроке, каким образом строит ход урока.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Кохановский, В.П. Основы философии науки / В.П. Кохановский. - М.: Феникс, 2007. - 608 с.

2.Философский энциклопедический  словарь / под ред. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. - М.: ИНФРА-М, 1988. - 576 с.

3.Алексеев, П.В. Теория познания и диалектика. / П.В. Алексеев, А.В. Панин - М.: Высшая школа, 1991. - 383 с.

4.Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А.С. Воронин - М.: Наука, 2006 г. - 259 с.

5.Социология // Энциклопедия / под. ред. А.А. Грицанов [и др] - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 673 с.

6.Психологический словарь / под ред. П.С. Гуревич. - М.: Олма Медиа Групп, 2007. - 340 с.

7.Брунер, Дж. Психология познания. / Дж. Брунер. - М.: Прогресс, 1977. - 239 с.

8.Словарь по педагогике / под ред. Г.М. Коджаспировой. - М.: МарТ, 2005. - 448 с.

9.Педагогический терминологический словарь. - СПб.: Российская национальная библиотека, 2006. - 765 с.

10.Философский словарь. - M.: Проспект, 2008. - 496 с.

11.Семечкин, Н.В. Социальная психология на рубеже веков / Н.В. Семечкин. М.: ВЛАДОС, 2002. - 157 с.

12.Большая советская  энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1955. - 31т. - 786 с.

13.Педагогический энциклопедический  словарь. - М.: 2002. - 547 с.

14.Семенюк, Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Л.М. Семенюк. - 2-е изд., дополненное. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 456 с.

15.Калмыкова, З.И. Зависимость уровня усвоения знаний от активности учащихся в обучении // Современная педагогика. - 2000. - №7. - С. 18 -25.

16.Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. - М.: Знание, 1979. - 275 с.

17.Ковалев, А.Г. Психологические особенности человека / А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев. - Л.: ЛГУ, 1957. - 2 т. - 305 с.

18.Небылицин, В.Д. Основные свойства нервной системы человека / В.Д.Небылицин. - М.: Наука, 1966. - 296 с.

19.Айзенк, Г. Природа интеллекта - битва за разум: Как формируются умственные способности / Г. Айзенк, Л. Кэмин. - М.: Эксмо-Пресс, 2002. - 352 с.

20.Селиванов, В.И. Воспитание воли в условиях соединения обучения с производственным трудом / В.И. Селиванов. - М.: Высшая школа, 1980. - 197.

21.Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979. - 270 с.

22.Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Харламов. - М.: Юристь, 1997. - 512 с.

23.Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. - М.: Педагогика, 1982. - 209 с.

24.Матюшкин, А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 1982. - №4. - C. 5-17

25.Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.

26.Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

27.Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скаткин. - М.: Педагогика, 1981. - 296 с.

28.Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.

29.Пидкасистый, П.И. Самостоятельная деятельность учащихся / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогика, 1972. - 184 с.

30.Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский; АПН СССР. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

31.Кругликов, В.Н. Методы активизации познавательной деятельности / В.Н. Кругликов, Е.В. Платонов, Ю.А. Шаранов. - СПб.: Знание, 2006. - 190 с.

32.Замов, Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении / Л.В. Замков. - М.: Просвещение, 1997. - 238 с.

33.Якиманская, И.С. Развивающее обучение / И.С. Якиманская - М.: Просвещение, 1989. - 175 с.

34.Морева, Н.А. Современная технология учебного занятия / Н.А. Морева. - М.: Просвещение, 2007. - 158 с.

35.Смолкин, А.М. Активные методы обучения / А.М. Смолкин. - М.: Просвещение, 1991. - 150 с.

36.Алексеев, М.Ю. Применение новых технологий в образовании / М.Ю. Алексеев, С.И. Золотова. - Троицк: Тровант, 2005. - 162 с.

Информация о работе Активизация познавательного интереса учащихся на уроках биологии