Активизация познавательного интереса учащихся на уроках биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 11:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: выявить и обосновать педагогические условия повышения познавательного интереса учащихся на уроках биологии.
Задачи исследования:
1.Уточнить содержание и сущность понятия «познавательная активность учащихся».
2.Проанализировать специфику процесса развития познавательного интереса подростков на уроках биологии;

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
1. Глава 1. Теоретические проблемы развития познавательной активности учащихся на уроках биологии………………………………………………….. 4
1.1 Познавательная активность учащихся, как педагогическая категория……………………………………………………………………….... 4
1.2 Методы, способствующие развитию познавательной активности учащихся на уроках биологии…………………………………………………..16
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательной активности учащихся на уроках биологии
2.1 Исследование опыта развития познавательной активности учащихся на уроках биологии…………………………………………………………………25
2.2 Технология развития познавательной активности учащихся на уроках биологии…………………………………………………………………………26
Заключение…………………………………………………………………….. 31
Список литературы………………………………………………………..…...33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

В психологическом словаре  «познание» связывается с психическими процессами приобретения, переработки, кодирования и хранения знаний. Познание включает в себя восприятие, представление, формирование понятий, мышление, суждение и воображение. Некоторые определения познания являются весьма суженными (например, познание приравнивается переработке информации), а другие - слишком широкими (например, определение Кеслера: «Все процессы выше рефлекторного уровня, вызывающие какие-либо изменения в поведении») [6]. В психоаналитической литературе термин познание обычно ограничивается интеллектуальными функциями индивида и часто относится к процессам развития ребенка (в частности, в генетической эпистемологии). Не так давно исследования, проведенные в рамках когнитивной психологии, касающиеся психической репрезентации, включая предваряющую, иконическую (образную) и вербальную формы репрезентации, постепенно были интегрированы в психоаналитическую теорию. Особый интерес среди психоаналитиков всегда вызывала проблема развития речи [7].

Познание считается активной творческой деятельностью и не существует вне  деятельности познающего по производству некоторой новой реальности, в том числе и репрезентирующей знание. Эта искусственная реальность, воплощающая результаты познавательной деятельности, выступает в вещной форме, в виде орудий труда, приборов и инструментов, а также в виде разного рода текстов и человеческой речи. Невозможно понять познание вне учёта его включённости в деятельность и в коммуникацию. Особая форма познания - учебная деятельность. Усвоение накопленного человечеством богатства знаний оказывается возможным в том случае, когда оно осуществляется по законам познания, как открытие нового, до этого неизвестного, как творческая деятельность, сталкивающаяся с проблемами и решающая их, как деятельность диалогическая  [9].

Далее обратимся к характеристике категории «активность»

Так в философском  словаре термин «активность» рассматривается, как понятие, отображающее характер функционирования индивидов и социальных групп в обществе. Активность связана  с превращением интереса в фактор действия, с познанием, целеполаганием и преобразованием действительности, обусловлена деятельной природой человека, противоречием между условиями существования и объективными потребностями личности и направлена на ликвидацию несоответствия между потребностями и условиями бытия субъекта. Активность не носит произвольного характера, а определяется исторической необходимостью и представляет собой процесс созидания целеполагающим субъектом новых общественных форм, условий собственного существования. Объективная закономерность исторического процесса прокладывает себе путь через активные социально-преобразующие действия людей. Активность личности тесно связана с внутренней мотивацией поведения индивида, его устремлениями, потребностями и интересами [10]

В социологическом словаре  «активность» - это совокупность форм человеческой деятельности, сознательно ориентированной на решение задач, стоящих перед обществом, классом, социальной группой в данный исторический период. В качестве субъекта активности может выступать личность, коллектив, социальная группа, слой, класс, общество в целом. Активность проявляется в различных сферах: трудовой, общественно-политической, в сфере культуры и быта [11].

В психологическом словаре «активность» - это всеобщая характеристика живых  существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей со средой. Жизнедеятельность организма - не уравновешение со средой, но активное преодоление среды, определяемое моделью будущего потребного. Активность строится в соответствии с вероятностным прогнозированием развития событий в среде и положения в ней организма. В психологии активность выступает в соотнесении с деятельностью, обнаруживаясь как динамическое условие ее становления, осуществления и видоизменения, как свойство ее собственного движения. Ее характеризует:

- в большой степени - обусловленность производимых действий спецификой внутренних состояний субъекта непосредственно в момент действия - в отличие от реактивности, когда действия обусловлены предшествующей ситуацией;

- произвольность - обусловленность наличной целью субъекта - в отличие от поведения полевого;

- надситуативность - выход за пределы исходных целей - в отличие от приспособительности как ограничения действий узкими рамками заданного;

- значительная устойчивость деятельности в отношении принятой цели - в отличие от пассивного уподобления предметам, с коими предстоит встретиться субъекту при осуществлении деятельности [12].

В педагогическом словаре  «активность» связывается с деятельным отношением человека к миру, способностью человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Интегральная характеристика активности личности - активная жизненная позиция человека, выражающаяся в его принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела. В активности личности воплощаются присущие человеку нравственные ценности, которые определяют характер его поведения. Активные действия могут преследовать гуманистические и антигуманистические цели, иметь общественно полезную и асоциальную направленность. Определяющее моральное основание активности личности - непримиримость ко всем проявлениям зла. Возможность активности зависит от степени гражданской свободы человека, наличия в обществе правовых гарантий для инициативы и самодеятельности [13].

В практике обучения и  воспитания нередко встречается  недооценка активности личности: послушный, исполнительный ребёнок оценивается родителями и педагогами выше, чем ищущий, заинтересованный, «нестандартный».

Активность воспроизведения  характеризуется стремлением ученика  понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами их применения по образцу. Активность интерпретации связана с желанием ученика постичь смысл изучаемого, установить связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в изменённых условиях. Творческая активность предполагает стремление ученика к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем, проявление познавательных интересов. Стимулирование творческой активности личности требует от педагогов создания таких условий обучения, которые вызывают интерес к учению, потребность в знаниях и в конечном итоге сознательное их усвоение. Воспитание активности личности в процессе организации межличностных отношений и обществ, поведения школьников происходит тогда, когда они побуждаются не инструкциями, а сформированными внутренними мотивами. Педагогически продуманное поощрение инициативы и находчивости, столь свойственных детям и подросткам, способно привести к перерастанию рутинных мероприятий в праздники творчества и самовыражения. Формальный актив класса лишь в том случае способен выполнить воспитательная роль лидера, когда он состоит из действительно активных детей и подростков, а не просто добросовестных учеников, которые, возможно, и устраивают педагога, но могут не пользоваться авторитетом у товарищей. Педагогу важно организовать практику массовых поручений, сменяемость руководства в первичных коллективах учащихся. Это содействует пробуждению подлинной самостоятельности и обществ, активности, когда каждый ученик принимает сознательно участие в жизни коллектива. Особую роль играет личный пример учителя как организатора и активного гражданина [14].

 

Понятие познавательной активности в целом.

Термины «познание», «познавательная  активность», «познавательная деятельность»  ученые начали применять уравнительно недавно при описании таких дидактических явлений, как учение, учебная активность, учебная деятельность. Барьером для введения таких терминов и слов, корнем которых является слово «познание», служило опасение, что это внесет путаницу в описание дидактических категорий учения и обучения. Ученые-педагоги исходили из того верного положения, что процесс познания есть высшая форма человеческой деятельности, направленная на раскрытие новых закономерностей движения природы и общества, установление новых знаний о природных и общественных явлениях. Но при этом проводилась грань между познанием и учением: последнее рассматривалось как процесс, направленный на усвоение, овладение уже познанными, систематизированными знаниями о природе и обществе. Такая точка зрения получила широкое распространение в рамках традиционно сложившегося процесса обучения, в котором главными являлись передача учителем знаний учащимся и усвоение учащимися этих знаний. Основной целью этого обучения было формирование у учащихся прочных знаний, умений и навыков.

За последние два-три  десятилетия, после известных научно-экспериментальных поисков по построению новых дидактических систем, в теории обучения все чаще стали оперировать понятиями: развитие, общее развитие, формирование, учебная деятельность, учебно-познавательная деятельность, познавательная деятельность. Таким образом, были пересмотрены сложившиеся дидактические точки зрения, дидактические положения о содержании, сущности, организации учебной деятельности школьника и управлении ею. Хотя порой все эти понятия - учение и познание, учебная задача и познавательная задача, учебная деятельность и познавательная деятельность - рассматриваются как идентичные, тем не менее был сделан большой шаг в сторону понимания психологического смысла дидактических явлений.

 

1.2 Методы, способствующие развитию познавательной активности учащихся на уроках биологии

Степень активности учащихся является реакцией, методы, и приемы работы преподавателя являются показателем  его педагогического мастерства.

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.

В педагогической практике и в методической литературе традиционно  принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы) [30]. Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным.

1. Словесные методы.

Занимают ведущее место в системе методов обучения. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед учениками проблемы и указать пути их решения. Слово активизирует воображение, память, чувства учеников. Словесные методы подразделяются па следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой, работа с дидактическими материалами.

Рассказ - устное образное, последовательное изложение небольшого по объему материала. Метод изложения учебного материала отличается от объяснения тем, что он носит повествовательный характер и применяется при сообщении ученикам фактов, примеров, описании событий, явлений, при характеристике исторических деятелей, ученых и т.д. Рассказ может сочетаться с другими методами: объяснением, беседой, упражнениями. Часто рассказ сопровождается демонстрацией наглядных пособий, опытов, диафильмов и кинофрагментов, фотодокументов.

Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Объяснение - это монологическая форма изложения. Объяснение характеризуется тем, что оно носит доказательный характер и направлено на выявление существенных сторон предметов и явлений, характера и последовательности событий, на раскрытие сущности отдельных понятий, правил, законов.

Беседа - диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного. Беседа относится к наиболее распространенным методам дидактической работы.

Лекция, как метод обучения представляет собой последовательное изложение учителем темы или проблемы, при котором раскрываются теоретические положения, законы, сообщаются факты, события и дается анализ их, раскрываются связи между ними.

2. Метод дискуссии. Применяют по вопросам, требующим размышлений, добиваюсь, на своих уроках, чтобы учащиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.

3. Метод самостоятельной работы с учебником. С целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить план рассказа учителя или план-конспект с выполнением установки: минимум текста - максимум информации. Используя этот план-конспект, учащиеся всегда успешно воспроизводят содержание темы при проверке домашнего задания. Умение конспектировать, составлять план рассказа, ответа, комментированное чтение литературы, отыскивание в нем главной мысли, работа со справочниками, научно-популярной литературой помогают формированию у учащихся теоретического и образно-предметного мышления при анализе и обобщении закономерностей природы [31].

4. Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами. Организуют самостоятельную работу следующим образом: дается классу конкретное учебное задание. Пытаясь довести его до сознания каждого учащегося. Здесь есть свои требования:

- текст нужно воспринимать зрительно - нужно как можно меньше времени тратить на запись текста задания. Для этой цели подходят тетради на печатной основе и сборники заданий для учащихся. Многие учителя, пользуются самодельными раздаточными дидактическими материалами [32]. Их условно делят на три типа:

1. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью восприятия и осмысления, новых знаний без предварительного объяснения их учителем:

- карточка с заданием преобразовать текст учебника в таблицу или план;

- карточка с заданием преобразовать рисунки, схемы в словесные ответы;

- карточка с заданием для самонаблюдения, наблюдения демонстрационных наглядных пособий.

2. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью закрепления и применения знаний и умений:

- карточка с вопросами для размышлений;

Информация о работе Активизация познавательного интереса учащихся на уроках биологии